11 мин.

Видели отмененный гол Мане? Вообще можно доверять офсайдным линиям ВАР?

Кто и как их рисует?

Чуть ли не после каждого матча «Ливерпуля» в твиттере можно найти скрины, где видеоассистенты вылавливают миллиметровые офсайды у Мане, Салаха и Фирмино. Это повторилось и в игре с «Уотфордом»: в начале второго тайма реф отменил гол Садьо Мане, заметив крооошечный офсайд. Наверняка у вас возникал вопрос: откуда вообще появляются линии в кадре? Кто их чертит?

фото

С этого сезона ВАР полноценно работает в АПЛ, ЛЧ и частично в РПЛ, и мы уже видели многое: отмену гола и одновременное назначение пенальти в ворота забившей команды, аннулирование красной карточки за явный фол последней надежды, отмену одиннадцатиметрового из-за фола в центре поля и другие фокусы. Все это выглядит логично и точно делает футбол честнее. Но привыкнуть непросто, а один нюанс вызывает большие вопросы: миллиметры и проекции, с помощью которых судьи определяют офсайды, иногда выглядят сомнительно. Вот еще несколько примеров из европейского футбола:

Отмена гола Стерлинга в прошлом четвертьфинале ЛЧ.

Отмена гола Квинси Промеса в нынешней ЛЧ.

Отмена гола «Шеффилда» в матче с «Тоттенхэмом».

В РПЛ ВАР работает на 25% матчей – хотя бы из-за этого шума должно быть меньше, чем в АПЛ, но и в России есть странности. Один из самых обсуждаемых моментов осени – гол Игнатьева (засчитали) в матче «Краснодар» – «Ростов». Этот стоп-кадр дал повод усомниться в обоснованности решений судей – эксперты в эфире «Матч ТВ» прямо сказали, что рефери ошиблись.

Чуть позже выяснилось, что видеопомощники оценивали момент по другой картинке, а эту желтую линию неверно нарисовал «Матч ТВ».

Как так вышло? Почему мы видели одни повторы, а судьи другие? Можно ли вообще доверять этим линиям? Кто их рисует?

За линии офсайда отвечают видеосудьи и реплэй-оператор. Есть простой способ понять, верную ли графику вам показали

Когда «Матч ТВ» летом боролся за право быть техническим партнером ВАР, одно из опасений было таким: вещатель связан с одним из клубов РПЛ, а значит, может каким-то образом влиять на решения судей. Например, рисовать им неверную картинку офсайда.

Это проговаривалось не один раз, но стоит зафиксировать: линии офсайда никак не зависят от телевидения. Видеосудьи чертят их совместно с реплэй-оператором с помощью софта HawkEye. Вы сами легко можете определить, какой стоп-кадр вам показывают: если по ноге защитника проходит синяя линяя, по ноге форварда красная (с проекцией), то это, вероятно, скрин, на который смотрели судьи.

Если что-то другое (закрашенные области поля, линии другого цвета и другая анимация) – значит, картинку нарисовало телевидение.

«Матч ТВ» на старте сезона рисовал в трансляциях свои линии. РФС теперь запретил это делать

По информации Sports.ru, подтвержденной источником на «Матч ТВ», основной вещатель РПЛ на старте сезона не всегда пользовался стоп-кадрами ВАР по простой причине: из-за плохого качества графики, она не соответствовала стандартам канала. Графика «Матч ТВ» и правда ярче, но проблема в том, что ее формируют не судьи. 

Если бы не история с матчем «Краснодар» – «Ростов», возможно, все осталось бы по-старому. После нее у РФС и «Матч ТВ» единое понимание вопроса.

«Важно, что теперь есть утвержденное приложение к регламенту соревнований, где сказано, что если в ситуациях с засчитанными или отмененными голами используются видеоассистенты, то телевидение не вправе само рисовать эти линии, – рассказал Sports.ru руководитель проекта по внедрению ВАР в России Леонид Калошин. – Они могут брать эти линии из фургона ВАР, которые доступны для телевизионщиков через какое-то время в ходе матча. И как раз после матча «Краснодар» – «Ростов» никаких проблем не возникало. Все было очень хорошо в плане взаимодействия.Это общемировая практика – бродкастер чемпионата АПЛ тоже не имеет права самостоятельно рисовать графику офсайда. Если вы видите две тонких линии: синюю и красную, то это идет от HawkEye».

Подготовка стадиона к прорисовке офсайдных линий – целый процесс. На это уходит несколько часов

ФИФА и HawkEye подробно описывали механику при запуске ВАР. Чтобы подготовить камеры к технологии определения офсайда, на стадион приезжает команда специалистов провайдера ВАР – они калибруют камеры и тестируют оборудование. Особое внимание уделяется 3D-модели игрового эпизода. Отследить офсайд по стопе на земле не так и сложно, если смотреть эпизод с правильно настроенных камер. Главная проблема в этих самых проекциях. Чтобы они отображались правильно, нужно все тщательно настроить. За несколько часов до матча на поле выносят что-то вроде штативов с закрепленными планками и тестируют, верная ли картинка отображается на мониторах. По словам специалиста HawkEye Джона Маклагина, после правильной настройки точность вертикальных проекций высочайшая.

«Перед каждой игрой мы спрашиваем у HawkEye: все ли в порядке, сделана ли калибровка офсайдных линий, синхронизация, все ли отлажено, – объясняет Калошин. – Не помню, что чего-то нельзя было в полном объеме сделать по технической причине. Глобальных проблем с картинкой в РПЛ для видеоассистентов не было – даже на стареньких стадионах вроде Томска и Тулы».

С настройками ясно, а как все работает во время матчей? Снова слово Леониду Калошину.

• «Видеосудьи не проверяют все офсайды. Проверяют только те, которые связаны с тремя ключевыми решениями: засчитанные и отмененные голы, назначенные или неназначенные пенальти, показанные или не показанные прямые красные карточки за лишение очевидной возможности забить гол.

В такие моменты делается стоп-кадр: если там четко видно, что игрок находится за линией офсайда (или наоборот), нет смысла рисовать никакие линии. Зачем задерживать игру?

• Если все же момент спорный, то на прорисовку линий нужно какое-то время. Сколько в среднем? Да по-разному бывает. Все зависит, насколько видеоассистенты быстро определяют крайние точки, от реплэй-оператора (насколько быстро он способен эти выбранные видеоарбитрами точки пометить на экране).

• Если все же линии нужны, то сначала определяется линия по защитнику, потом линия по нападающему. Бывает такое, что уже по линии, прорисованной по защитнику, четко видно, что нападающий за линией офсайда. Смысл тогда проводить линию по нападающему?

Кстати говоря, по протоколу IFAB офсайдые линии не являются обязательным условием. Если по какой-то причине офсайдные линии не могут отображаться, то это не будет нарушением регламента или правил. Это не повод к тому, что на игре нельзя использовать ВАР. Офсайдные линии – вспомогательный элемент. Знаю, что в прошлом сезоне в Голландии офсайдные линии не рисовались, более того – у них на некоторых стадионах даже офсайдных камер не было».

Но даже с технологией можно ошибиться. Есть типичные сценарии

После матча «Аякс» – «Челси» Марсель Десайи разнес ВАР в прямом эфире beIN Sports – звучало убедительно. Эксперты рассматривали гол Промеса и нашли ошибку – стоп-кадр был сделан уже после передачи. Скриншот – тот, по которому якобы определяли офсайд судьи. Тут Промес в офсайде.

А этот верный, по мнению beIN Sports. Здесь все чисто.

История разлетелась по медиа и стала одним из инструментов в борьбе против ВАР.

«Конечно, сложно подобрать верный момент, – сказал в студии Тим Шервуд, бывший тренер «Тоттенхэма» и «Астон Виллы». – Но если это смогли мы, то профессионалы тем более должны. Если они не справляются, то тогда не стоит использовать технологии, которые принимают такие решения».

Правда, и в этом случае есть нюансы – на них нам указал Леонид Калошин.

«То, что я увидел на картинке beIN, это телевизионный повтор, не тот, что рисует HawkEye. Обратите внимание, что телевизионщики рисуют линию по ноге защитника, а наклоненный корпус нападающего вместе с плечом почему-то не используется. И поэтому возникает не тот эффект».

Десайи в том же эфире говорил о недостатке слоумоушн-камер: «Они просматривают эпизод в режиме слоумо (замедленном просмотре). Это неправильно. Им необходимо остановить кадр, посмотреть на линию, на ногу футболиста и положение мяча. Но они спешат, у них нет времени – чтобы проделывать эту процедуру точнее, им нужно несколько лишних минут».

Француз начал с верного тезиса про слоумоушн камеры, но, кажется, неправильно его расшифровал. Изображение с камеры действительно может вызвать ошибку, но, разумеется, не потому что судьи смотрят эпизод в замедленном повторе.

Чтобы понять природу возможной ошибки, нужно проговорить все этапы процесса.

1. Судьям нужно определить правильный момент паса. Это не так просто, как кажется.

Комментарий Калошина: «Момент контакта с мячом очень важный. В правилах игры написано про первый контакт с мячом пасующего. Не когда мяч отходит от ноги, а именно когда игрок соприкасается с мячом, чтобы отдать передачу (речь именно о касании в момент паса, а не об обработке мяча)».

2. Если воспользоваться не той камерой, можно серьезно исказить картинку.

Комментарий Калошина: «Чтобы зафиксировать офсайд, нужно брать камеру, наиболее приближенную к футболисту. Важный нюанс: это не должна быть камера суперслоумоушн (эта камера дает в три раза больше кадров за единицу времени). На сегодняшний день HawkEye не может полностью синхронизировать суперслоумоушн камеру и обычную, потому что они выдают разное количество кадров. Это критично, когда нужно совместить изображения с двух камер на одной картинке – ведь не всегда и пасующий, и принимающий попадают в один кадр.

Иногда, чтобы разобраться в моменте, нужно совместить две картинки. Это когда экран разделен на две части: в левой видно пасующего, в правой – принимающего. И если совмещать камеры с разной частотой кадров, мы можем получить искаженную картину».

Иными словами: если совмещать кадры камер с разным количеством кадров в секунду (ФПС), то не факт, что события на левой и правой картинке будут происходить одновременно.

3. Не всегда в неверном решении на 100% виноваты судьи. Иногда ошибаются и операторы повтора, которые работают в ВАР-комнате.

Комментарий Калошина: «Сценариев ошибок ВАР может быть штук 50, если не больше. Например, судьи определили момент паса, а потом вдруг реплэй-оператор случайно нажал на кнопочку, и кадр ушел назад. И никто этого не заметил, потому что все уже переключились на прорисовку линии. Вы не представляете, сколько ошибок по всему миру совершают реплэй-операторы».

***

Уже в ближайшем туре у нас есть шанс увидеть такие офсайдные линии на трех матчах тура РПЛ (рекорд!). Следующая цель – возобновить сезон с ВАР на всех матчах. Но здесь есть проблемы: сейчас в России работают два фургона HawkEye, которые паркуются у стадиона в день матча и из которых работают судьи. Зимой эти фургоны уедут и, вероятно, не вернутся – HawkEye переведет их в другие страны. Чтобы РПЛ не осталась без ВАР, нужно проделать большую работу.

«Нужен ВАР-центр, причем многофункциональный и современный. Который не надо будет доделывать каждый год. Он должен быть максимально просторным, ведь там должна осуществляться и еженедельная подготовка арбитров. И не забывайте, что не позднее чем за 30 минут до начала live матча видеоассистенты должны быть в ВАР-центре, который они не имеют права покидать вплоть до окончания матча. Поэтому и все моменты с этим связанные надо предусмотреть».

За строительство этого центра отвечают две силы: РФС и «Матч ТВ». Их задача – все успеть к началу марта.

В АПЛ очень недовольны VAR. Клубы и босс судей два часа обсуждали, что делать (но почти ничего не придумали)

Фото: Gettyimages.ru/Hector Vivas; РИА Новости/Виталий Тимкив; REUTERS/Andrew Couldridge; globallookpress.com/Oliver Berg/dpa