Федерер. Портрет эпохи толстыми мазками
Эта статья - не попытка изменить расклад гонки GOAT и накинуть виртуальных очков, а скорее запоздавшее желание отдать должное великому швейцарцу.
Решиться на эту статью было непросто. Федерер давно уже не действующих игрок, о нем писал весь теннисный мир почти 25 лет и в довесок именно благодаря Федереру я пришел в теннис в 2003 году. Но глядя на то, как Федерер, которого официально нет в Про-туре уже год, до сих пор привлекает к себе внимание, я подумал, что лучший и единственный способ почтить память игрока - написать небольшую статью, к которой можно было бы вернуться со временем. Своего рода небольшой цифровой музей. Пусть и с небольшим опозданием, но как показывает наша жизнь, за этот год Федерер совсем не потерял своей актуальности.
Статья немного сумбурна и бессвязна, но если вы пришли за словами, я уверен, что вы останетесь ради самых ярких моментов. Ведь сложно писать о Федерере, не показывая его игру. Но начать следует с того, что любая дань уважения Федереру всегда будет далека от эталона объективности. Взять хотя бы отрывок из книги Дэвида Фостера Уоллеса 2006-го года "Роджер Федерер как религиозный опыт":
«Роджер Федерер — один из редких и сверхъестественных спортсменов, на которых не действуют законы физики. Он входит в число тех, кого можно назвать гениями, мутантами или аватарами. Он никогда не спешит и не теряет баланса. Приближающийся мяч для него висит в воздухе на доли секунды дольше, чем должен. Его движения скорее гибкие, нежели атлетичные. Как Али, Джордан, Марадона или Гретцки, он кажется одновременно и более, и менее материальным, чем его оппонент. Особенно одетый во всё белое, как на Уимблдоне, он выглядит так, будто его тело состоит одновременно из плоти и света.»
Согласитесь, в этом отрывке нет ни цифр, ни списка наград. Одно большое восхищение, написанное еще в 2006-ом.
Эстетика движения и открытое забрало
Давайте будем откровенны, основное наследие Федерера заключается именно в том, КАК он играл в теннис. В то время как Надаль и Джокович уже превзошли все его основные рекорды, фанаты Федерера продолжают отстаивать его притязания на титул GOAT опираясь именно на стиль игры швейцарца.
В большинстве видов спорта речи о "красоте" практически не идет, поэтому единственной единицей восхищения является достижение спортсменом какой-либо цифровой планки (легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание и т. д. ). Цели таких соревнований фиксированы, и спор о том, кто был "быстрее, выше, сильнее" сводится к тому, чтобы просто подсчитать цифры.
Определение "самого достойного из всех достойных в теннисе" осложняется еще и потому, что теннис - крайне неустойчивая структура с богатой историей перемен. Посудите сами, меняется все: поверхности, статусы Больших шлемов, календари, турниры, технологии, статус профи и окружение. Поэтому практически невозможно определять величайшего игрока, просто сравнивая статистические показатели лоб в лоб.
Это не значит, что на биг дата не стоит брать во внимание. Если бы от теннисного матча зависела моя жизнь, я бы доверил сыграть за меня Новаку. А если бы был предупрежден о грунте, то Рафе образца 2008-го года. Эти двое превзошли Роджера по большинству статистических показателей, но все еще не его дотягивают до его уровня влияния.
Трудно понять, что конкретно в игре Федерера действует таким образом. Возможно то, что частью его игры всегда была готовность пойти на обострение, рискуя даже тех в ситуациях когда большинство игроков предпочло бы просто удержать мяч в игре. Федереру удалось в своей игре найти такой баланс верхнего вращения и силы, которого в теннисе прежде не было. Да, оглядываясь назад, с точки зрения стабильности такой подход уступал базовым играм Надаля и Джоковича. Но к счастью, фанатов тенниса интересует не только процент побед.
Когда мы говорим о "красоте игры", то закладываем в это понятие множество личных предпочтений. Идеальное техническое выполнение того или иного удара практически невозможно и с точки зрения живого человека даже "противоестественно". Все мы разные и эти особенности тела каждого спортсмена дают ему и преимущества и недостатки. Теннисисты всю карьеру занимаются подстройкой и совершенствованием своей техники и особо выдающимся удается вывести некоторые компоненты в разряд эталонных.
Если присмотреться повнимательнее, великие игроки почти всегда обладают этим качеством в сильных моментах своей игры: бэкхенд Джоковича, форхенд Надаля, подача Сампраса. Феномен Федерера был в том, что визуально он был очень близок к этому техническому идеалу. При этом казалось, что ему это не стоит никаких усилий. Что-то было продиктовано упорными тренировками, а что-то конечно досталось от природы.
Форхенд
На своем пике у Роджера был лучший форхенд в туре. Технически он был практически идеален и в то же время прост. Этот удар фактически уничтожал любую игру соперника.
Именно простота и компактность удара Федерера позволяла ему эффективно использовать его в динамике. Это давало способность создавать острые углы, использовать прием блоком, забивать плоские виннеры практически с любой точки на корте и Роджер делал это с безжалостной последовательностью.
Но в современном теннисе невозможно сократить до минимума количество движений в ударе, не потеряв при этом важной составляющей – скорость. В противном случае мы получим удары-подставки в стиле Макинроя. Умение создавать мощный контролируемый удар и является сутью техники тенниса. Именно сочетание скорости и контроля делало Федерера лучшим.
На мой взгляд, именно техничного контроля не хватает молодому поколению, который является отличительной чертой Big-3. У них есть талант, физические данные, способность быстро бить по мячу, но не контролировать это все в месте. Пожалуй, по этой же причине в туре сейчас доминирует Алькарас. Сочетание бешеной физической силы и при этом точности, контроля на высоком уровне. А если вернуться к Федереру, то прекрасной иллюстрацией контроля Федерера будет матч против Джона Изнера на USO, где он провел серию из 105 розыгрышей и не допустил ни одной невынужденной ошибки.
Бэкхенд
Многое про техническую составляющую бэкхенда Федерера я уже описал в статье бэкхенд
Поэтому в этом разделе больше про то, как удар оценивался по ходу карьеры. Есть множество тезисов, что удар слева – слабость Федерера и до определённого момента у него вообще слева была «дыра». Но как правило, это проявлялось только в противостояниях Надалем, Джоковичем и Марреем.
Многие ставят удары Вавринки, Тима, Гаске выше Федерера в первую очередь из-за способности пробивания навылет. Но в аспектах вариативности удар Роджера явно выше. Резаный, удар с полулета, обводящий, свечки - все это Федерер делал на высочайшем уровне. Видео с ударами с полулета здесь.
Если вы никогда не видели игру Федерера вживую, я думаю, видео ниже максимально приближает вас к пониманию того, с каким мастерством и агрессией он играл. Обратите также внимание на варианты удара слева, который он использовал. Это всего лишь тренировка на "Ролан Гаррос" несколько лет назад, но лицо Шварцмана после ударов навылет показывает, насколько было тяжело противостоять швейцарцу.
Соперники
Теннису невероятно повезло, ведь на одну эпоху пришлось противостояние не двух, а сразу трех великих теннисистов. Противостояние это практически завершилось, победитель найден. Позади остались множество памятных моментов, которые выложены в этой подборке с участием Маэстро.
1. Финал Уимблдона 2008. Четвертый сет, тайбрейк, 7-7. Два блестящих обводящих удара, которые следуют друг за другом. На втором Федерер ушел с матчбола.
2. Финал АО 2009. Фантастический розыгрыш
3. Похожий по стилистике розыгрыш уже с АО 2017 из которого победителем уже вышел Федерер.
4. Розыгрыш из 35 ударов во время финала Уимблдона 2019. Пожалуй, самое обидное поражение Роджера в карьере, где он имел больше брейков, имел 2 матчбола, но гений ментального гиганта Джоковича оказался сильнее.
5. АО 2016. Полуфинал между Джоковичем в одной из своих лучших форм.
Они оставили после себя еще множество ярких моментов. Грандиозное наследие теннисистов с другой планеты. И нам посчастливилось быть свидетелями этих баталий. К сожалению, всему приходит конец.
Спорт - это не только цифры в вашем смартфоне, которые отображают счет или результат матча. Это еще огромная эмоциональная составляющая, которая всегда была ему присуща и без которой вряд ли мы так пристально следили за отдельными игроками и командами. Число титулов Большого шлема, H2H, процент матчей - оставим эту статистику для GOAT дискуссий. Что нам действительно нравится во всем этом - это те моменты истории, которые они нам подарили: очки, удары, соперничество. Скажем спасибо им за эту эпоху.
И отдельное спасибо Роджеру. За все.