10 мин.

Одноручный бэкхенд. Разбираем технику и причины упадка

Мало какое завершение розыгрыша в теннисе вызывает такое эстетическое восхищение, как виннер, выполненный одноручным бэкхендом.

Удар выполняется по длинной раскручивающейся дуге с помощью широкого разворота плеча, которое обеспечивает отличное вращение и силу, что делает одноручный бэкхенд внешне крайне привлекательным для начинающих игроков.

Просто посмотрите на эту подборку виннеров от Ришара Гаске, особенно удар со скоростью 103 мили/час.

Если обратиться к статистике 2018 года, то из действующих игроков именно у Гаске был наиболее крученый удар слева.

И все же, несмотря на красоту и некоторые преимущества, доля игроков с одноручным бэкхендом за последние несколько декад сильно сократилась. Среди топ 100 приблизительно 10% игроков используют одноручный слева.

Среди действующих игроков его используют: Циципас, Музетти, Димитров, Эванс, Шаповалов, Лайович, Вавринка, Тим, Чеккинато, Альтмайер, Оконнел. Особенности техники и причины упадка рассмотрим этой статье.

Основа удара

Техника удара различается от игрока к игроку, но все же есть несколько общих черт. Удар начинается с замаха, при котором происходит поворот корпуса и неударная рука поддерживает ракету. Головка ракетки, как правило, смотрит вверх для того, чтобы создать большее вращение и силу.

Локоть неударной руки поднимается на уровень плеча, для того, чтобы больше поднять ракетку, а голова опирается на плечо. В этот момент происходит так называемая "фаза натяжки", после которой игрок готов выполнить удар с большим рычагом. На фотографии вы можете видеть, как выглядит эта фаза у двух разных игроков: Димитрова и Гаске.

Удар слева одной рукой - один из самых типизированных в теннисе и не сильно отклоняется от основной схемы среди основных теннисистов Топ-100. Он похож по большинству основных параметров. Все игроки так или иначе поворачивают корпус и разгибают бедра при ударе, но основной интерес заключается в том, в чем же проявляются отличия.

Отличия

Хват ракетки

Как и при ударе справа, первой отличительной чертой является хват ракетки. В теннисе 3 основные хватки: восточная, полувосточная, (полузападная) и западная. Разница в том, на каком ребре ручки ракетки находится ваша кисть при ударе. Это зависит возможность выбирать и двигать баланс от сильного вращения к сильным плоским ударам.

Восточная хватка является более классической. Ей пользуются такие игроки, как Димитров, Хаас и Федерер. Экстремальная западная хватка отмечалась у Куэртена, Гаске, Альмагро, Шаповалова. А многие игроки находятся где-то посередине: Вавринка, Тим, Музетти, Кольшрайбер.

Фотографии сравнения удара Димитрова и Альмагро.

Экстремальная или западная хватка гораздо лучше подходит для создания высокого вращения и обработки высоких мечей, поскольку более закрытую плоскость ракетки при ударе обеспечивает крутая траектория при замахе. Любители восточной хватки, как правило, больше любят низкие отскоки и более плоские удары. Несложно догадаться, на каких покрытиях игроки того или другого типа будут чувствовать себя комфортнее.

Замах и подготовка к удару

Другим важным отличием является замах и подготовка к удару. К моменту удара почти у всех одноручников ударная рука прямая. Ну или почти прямая. Разница в том, когда именно рука выпрямляется.

Например, Тим и Шаповалов выпрямляют руку уже на стадии "растяжки" и для создания мощи удара отводят уже прямую руку. У Шаповалова для создания силы отводит ударную руку вплоть до уровня головы, а плоскость ракетки становится параллельно земле.

В противовес им Федерер, который весь замах осуществляет согнутой рукой, а распрямляет уже перед точкой контакта. Такой же тип замаха можно увидеть у Хааса, Блейка, Гонсалеса, Сампраса, Циципаса и Димитрова.

Для чего же Шаповалов и Тим выпрямляют руку так рано? Ответ кроется в надежности. После того как рука была выпрямлена, все что остается сделать, это начать выводить ее на мяч, используя вращения плеча и корпуса. При этом достаточно сложно упустить момент касания ракетки с мячом, а следовательно и сорвать удар.

Недостаток кроется в том, что для такого удара нужно больше времени подготовки, поскольку необходим длинный замах, а для этого требуется занимать более глубокую позицию на корте и снижать скорость при игре с ходу, поскольку часть времени уже нужно бежать с готовой для удара оттянутой рукой.

Точка контакта

В моменте удара различная техника игроков проявляется в полной мере. Особенно это видно по тому, насколько сильно игрок разворачивает корпус по направлению к сетке в момент удара. Например, при экстремальном хвате игроку требуется практически полностью развернуть свой корпус.

В частности Альмагро (как и Кольшрайбер) довольно интересные игроки, так как используют экстремальные хваты и при ударе справа и при ударе слева. Просто понаблюдайте, как Альмагро готовится к удару и подбирает нужную ему хватку ракетки:

С другой стороны игроки классического хвата: Федерер и Димитров. При такой хватке точка контакта подразумевает полузакрытое положение при ударе, а сам удар по большей части осуществляется не корпусом, а плечом.

Также по этим фотографиям можно отметить особую роль неударной руки, которая освобождается после замаха и служит скорее противовесом и стоппером от излишнего поворота корпуса и, как следствие, потери контроля направления при ударе.

Существует ли идеальный одноручный бэкхенд?

Если задать этот вопрос фанатам тенниса, то бэкхенд Вавринки скорее всего будет лидировать в голосовании с большим отрывом. Что же делает его таки особенным?

  1. Экономичность удара. Его замах достаточно небольшой, особенно если сравнивать с Тимом, но при этом удар получается мощным, поскольку голова ракетки направлена вверх. Экономичность удара дает Стэну больше времени при подготовке следующего удара.

  2. Уникальным для Вавринки служит и использование бедер при ударе, поскольку руку он распрямляет достаточно рано, в этом плане их удары с Тимом имеют больше общего. Вавринка достаточно эффективно использует распрямление бедер и разворот корпуса для создания вращения.

Используя особенности своего тела, Вавринка может позволить себе более компактный замах, при это не теряя вращения и силы удара. Удар Вавринки выглядит очень простым и эффективным, особенно по сравнению с Димитровым, которому нужно вкладываться гораздо больше, а для вращения тонко чувствовать момент удара и работу собственного запястья.

Причины упадка

Дак в чем же основная сложность жизни одноручных теннисистов в современном туре? Ответ кроется в приеме подачи. Один из видов приема сильной первой подачи - прием блоком ракетки. Прием блоком подразумевает короткий замах с созданием вращения, верхнего или нижнего.

Принимать подачи под 200 км/час непросто в принципе, делать это одной развернутой рукой тяжелее втройне, особенно учитывая, что одноручникам необходим хороший замах. Поэтому большая часть теннисистов подобного плана прибегает к резанному удару в качестве приема первой подачи, чем сразу же смягчают игру и при подобной тактике сложнее становиться бороться за подачу соперника.

На текущий наилучший процент по возврату мяча при игре слева у Дэна Эванса - человека, у которого удар с верхним вращением слева практически отсутствует в арсенале. Следующим в списке идет Димитров, а затем Гаске. Все они большие специалисты по резанным ударам слева. Следует упомянуть, что все они используют восточный хват, что позволяет им не менять хват ракетки при приеме подачи. В свое время этим активно пользовался Федерер, а сейчас улучшает этот технический аспект Циципас.

Для игроков экстремального хвата (Тим, Шаповалов, Альмагро) прием подачи всегда будет слабым местом, поскольку им нужно тратить время на подбор хвата. И в идеале им нужно стремиться к тому, что делал Вавринка, который нашел золотую середину и обладал способностью вколачивать приемы слева. Прием резаным приводит к тому, что игроки, которые способны пробивать навылет, после первой подачи нещадно наказывают возврат резанным ударом. И единственный способ это предотвратить - глубокий прием под заднюю линию, лишая соперника возможности сразу атаковать.

Выводы

Несмотря на то, что удар Вавринки повсеместно признается лучшим ударом слева за последние 20 лет, если бы нужно было выбрать эталонный удар, то я бы указал на удар Федерера. Один из аспектов, который часто упускается из виду, заключается в том, как характеристики ракетки одновременно усиливают и подавляют определенные удары и способности. Давайте возьмем в качестве примера Гаске и Эванса.

Гаске использует удлиненную ракетку, балансировку 324 мм и очень большой вес. Это позволяет ему отбивать мяч в 5 метрах от линии штрафной, но при этом он менее маневренен, чем очень сильный Wilson Prostaff у Эванса. Что можно увидеть во время игры этих парней? То, что у Эванса есть способность принимать подачу и играть близко к задней линии, а Гаске способен действовать из глубины.

Вавринка также больше тяготел ударному типу, используя сочетание силы и глубины, но был далеко не так вариативен, как Федерер. При игре в розыгрыше Вавринка выглядит стабильнее Федерера, но если взять полный комплекс: слайсы, удары с полулета, свечки, блокировки, обводящие удары – Федерер даст фору. Даже в  соперничестве с Надалем на грунте в 2006-2007 годах почти в каждой игре была ожесточенная схватка, а уже через 2 недели Федерер мог легко приспособить свой удар к травяном покрытию.

Федереру со своей техникой трудно было бы выдерживать реалии современного силового тенниса с множеством ралли, но добавлении мощи обязательно нанесло бы урон вариативности и техничности, благодаря которым Федерер и добивался своих побед. Возможно, именно поэтому удар Вавринки награжден большем количеством виртуальных наград. Он просто более современный.

В современной системе, когда появляются все больше высоких игроков с мощной подачей и силовым ударом слева, одноручный бэкхенд постепенно уходит в прошлое. Но теннис выбрал именно такой путь развития, поэтому нам остается лишь наблюдать, возможно, последнюю эру одноручных теннисистов, которые все еще привносят в этот спорт немного красоты.