9 мин.

ХК «Сибирь»: делаем добро, потому что у нас есть такая возможность

На канале «Спортивный маркетолог» мы много рассказываем про социальные истории в спорте. Мое мнение, добро – одна из главных миссий для спортивной индустрии. Причем, для всех субъектов: от игроков до клубов. В России социалка только сейчас переходит из разовых и сумбурных проектов в плоскость осмысленной стратегии. И мы решили поговорить об этом с ХК «Сибирь» – клубом, у кого такая стратегия есть. Чьи регулярные проекты не про баллы к репутации и бюджету. А про реальную пользу и вовлечение людей в добро. На связи Юрий Землянов – менеджер по добру в ХК «Сибирь».

Не давим на жалость, а ищем решения

– Юрий, какая у вас роль в клубе? – Я работаю в пресс-службе. Как сотрудник по социальному направлению. Вообще с клубом уже почти 10 лет. И работа заключается во взаимодействии с болельщиками, организации мероприятий для них.

– Какие направления у социальной деятельности клуба? – Здесь у нас нет никаких ограничений. Сколько я работаю в клубе, мы всегда понимали, что хотим развивать социалку. Но долгое время у нас социальные активности были ситуативными. Мы искали какие-то истории, связанные с болельщиками. Например, замечали человека с ограничениями и пытались его как-то поддержать. Раз-два в сезон делали какие-то социальные истории с благотворительными фондами.

– Есть ли сейчас у клуба стратегия или план устойчивого развития? – В этом сезоне у нас получилось все это систематизировать. Сейчас у нас есть план работы с расчетом на год. Дорожная карта, где каждый месяц мы определяем какое-то направление, которое поддерживаем.

Это могут быть детские дома, борьба с онкологией: взрослой, детской. У нас был матч, посвященный пенсионерам. То есть, выбираем социальные проблемы и стараемся об этом рассказать болельщикам. Но для нас важно не просто рассказать, чтобы вызвать жалость, а найти решения. А также показать какие-то позитивные моменты в таких историях. Плюс даем возможность людям почувствовать в добрых делах. И отвечая на твой вопрос. У нас есть как план, так и ситуативные истории. Мы уже знаем, что будем делать в январе, феврале, марте. Но также мы оставляем место спонтанным проектам. Опять же, что если что-то случается у наших болельщиков, какая-то история в социальных сетях всплывает, мы готовы на нее реагировать.

– Сколько соцпроектов клуб делает за год/сезон? – Мы пришли к тому, что делаем один большой проект в месяц, который крутится вокруг матча. Посвящаем матч какой-то социальной проблеме. Соответственно, делаем прогревы до игры и во время, используя все возможности медиа и стадиона. Помимо масштабных историй делаем небольшие социалки. Это может быть встреча с командой, либо поездка нашего талисмана. Таких может быть 4-6 за месяц. По ситуации.

– Какие нюансы могут быть в социальных проектах в спорте? – Зависимость от результатов команды. Как ни крути. Например, сейчас у нас не лучшие результаты, давно не было побед. Но при этом реакция на социальные активности в целом позитивная. Многие болельщики готовы включаться. Тут я отдельно хочу отметить тех, кто максимально поддерживает все что мы делаем. Например, объявляем сбор детского питания – приносят много детского питания. Делаем сбор теплых вещей – приносят очень много вещей.

Болельщики у нас классные. Но все равно есть и те, кто скажет: «Лучше в хоккей играйте». И их можно понять. Ведь мы все-таки хоккейный клуб. Наши игроки, тренеры и руководство охотно участвуют в добрых делах. Но иногда стоит делать паузу и не отвлекать команду, чтобы результаты наладились.

– Расскажите про ваши лучшие соцпроекты. – Когда-то мы стали первым клубом России, кто подписал контракт с болельщиком-инвалидом: Васей Даниленко. Это было в 2015-м году. До этого такое делали в НХЛ. Но у нас эта история разошлась за пределы КХЛ. И после нас такое стали повторять. В прошлом году мы подписывали контракт с другим пареньком, помогали ему в лечении. И тоже много внимания к этой теме. Еще одна история, которой я горжусь – это регистр доноров костного мозга. Мы первый клуб в России, кто начал активно развивать эту историю, чтобы люди вступали в регистр. В этом году мы делали такую историю в рамках матча борьбы с онкологией: 70 новых людей в регистре доноров костного мозга. Горжусь тем, что у нас много игроков вступило. Была отдельная зона с профилактикой, когда болельщики могли получить консультацию, уточнить у врачей какие-то вопросы. К нам пришел главный онколог Новосибирской области. Еще на матче была дерматоскопия. Считаю, для России это важная история.

В этом году мне очень понравилось, как мы провели матч, посвященный старости. Когда приглашали пенсионеров. В сентябре мы сделали активацию с поисковым отрядом Лиза Алерт. Еще продвигали тему наставничества и сиротства, когда люди могут стать наставниками для детей из детских домов.

– Расскажите про недавний проект с ВИЧ. – Это был сложный кейс. 1 декабря отмечается день борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. 2 декабря у нас был матч. А Новосибирская область входит в десятку регионов по заражаемости ВИЧ.

Мы долго размышляли: делать ли что-то со СПИД-центром или нет. Но решились и сделали две точки со в холлах стадиона, где рассказывали людям про эти болезни. Через наши точки прошли 500 болельщиков, что совсем немало. Могло пройти и больше, но СПИД-центр не рассчитал объемы людей. Сделали ролик, где хоккеист рассказывает про стереотипы, связанные с ВИЧ. И что интересно, на следующий день, когда болельщики проходили викторину, они отвечали словами игрока. Это говорит о том, что люди готовы слушать и понимать, что мы доносим. Кстати, у нас один хоккеист сдал тест на ВИЧ. Еще по Новосибирску ездит тест-мобиль, где люди могут бесплатно сдать тест на ВИЧ. И в этом тест-мобиле мы в течение недели раздавали билеты на матч молодежной команды. Это хороший пример истории на сложную, но важную для общества тему. Но мы это сделали и получилось круто.

Делать добро – не сложно

– А в чем глобальная цель клуба? Зачем ему социалка? – Мы правда считаем, что хоккей – это не только игра, а нечто большее. И в Новосибирске нам доверяют, нас слушают, к нам ходят. Поэтому мы хотим рассказывать про важные проблемы, мы хотим делать мир лучше, потому что у нас есть такая возможность. И здорово, что руководство клуба всегда это одобряет. Может, на первых этапах это расценивалось, как возможность повысить лояльность болельщиков. А сейчас это просто неотъемлемая часть нашего клуба.

Мы действительно ощущаем, что меняем мир вокруг. Люди от нас узнают про какие-то социальные проблемы и потом сами становятся волонтерами или включаются в эту работу. Это же круто. И классно, что мы даем возможность болельщикам не только прийти на хоккей и поболеть. Но и проверить свое здоровье. Опять же, если кто-то задумается, проверится, вовремя узнает о какой-то проблеме и сможет вылечиться – это же прям вау.

– Как считаете, почему такие истории нужно продолжать делать дальше? Условно, кто только уже не помогал детдомам, животным. – Как и говорил, потому что у субъектов спорта есть такая возможность. Мне кажется, делать добро – это не так уж сложно.

– Сейчас есть тенденция на заботу о ментальном здоровье болельщиков. Смотрите ли в эту сторону?

– Да, мы очень хотим идти в этом направлении. Но здесь есть и сложные вещи по примеру ВИЧ. Думаю, у нас темы психологии, моральной поддержки многими все еще не так однозначно воспринимаются в обществе. И готовых кейсов на эту тему пока нет.

А вообще мы планируем сделать проект с молодежным центром, кто занимается поддержкой подростков. Рассчитываем, что нам помогут сделать один из тематических матчей. И уделим внимание сообществу подростков. Наверное, в рамках этой истории мы поговорим про буллинг. Потому что тема очень актуальная, к сожалению. Мы попробуем донести до молодежи, что буллинг – это ненормально.

– Не поздно ли другим клубам начать работу с социалкой? И как ее начать: с разовых проектов или со стратегии? – Никогда не поздно. Всегда можно начинать, потому что прелесть социалки в том, что ты можешь повторять какие-то истории. И ничего страшного в этом нет, потому что это про добро. Чтобы делать мир лучше. Более того, я буду рад, если мне кто-то напишет из других клубов за советом. Потому что мы занимаемся одним небольшим делом и это уже не соревнование. Как начать? С разовых проектов. Затем переходить к стратегии.

– Есть ли какой-то практический совет для клубов, кто собирается идти в социалку? – Я советую всем клубам, которые хотят систематически делать добрые дела, находить проверенные фонды в вашем регионе. В каждом социальном вопросе есть много подводных камней. И люди из фондов вам с этим помогут. А еще это далеко не всегда про деньги. Часто фондам нужны волонтеры или просто внимание к проблемам. Поэтому я часто спрашиваю у фондов, что им нужно. И далее мы уже внутри клуба думаем, как эти потребности закрыть. Например, в канун Нового года центру крови были нужны запасы крови. И мы для этого сделали неделю донорства, несколько акций с центром крови. Еще бы посоветовал обратиться к болельщикам, ну в плане посмотреть какие-то истории среди болельщиков, потому что часто от них можно оттолкнуться и что-то придумать.