Здоровье
7 мин.

Почему люди берут взятки и можно ли воспитать совесть? По мотивам скандала с «Крыльями»

Оказывается, у совести есть форма и размер.

Самым обсуждаемым событием в российском футболе стало заявление губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о коррупции в судействе. Неназванный сотрудник «Крыльев Советов» якобы попросил у него 36 млн рублей на теневые выплаты судьям.

«Крылья» должны 36 млн рублей за подкуп судей, черный рынок – 500 млн в год

Шумная история заставила задуматься о совести, кажется, она напрямую связана с коррупцией. Разобрались, какие части головного мозга отвечают за совесть и что в большей степени определяет, как человек отреагирует на условную взятку: гены, воспитание или что-то другое.

Предложить или принять взятку – вопрос совести. Но что это вообще такое и откуда она берется?

В толковом словаре Даля написано: «Совесть – нравственное чутье, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, невольная любовь к добру и к истине, прирожденная правда». 

Если говорить проще, то совесть – это «внутренний голос», который подсказывает о правильных и неправильных поступках, помогает анализировать последствия, определять моральную норму и личную ответственность перед собой и другими.

При этом совесть – не эфемерна, нейрофизиологи из университета Оксфорда обнаружили, что у нее есть форма и место в головном мозге. МРТ головы 25 мужчин и женщин показала, что в префронтальной коре, то есть примерно за бровями, имеются довольно обширные структуры, которых лишены другие живые существа, например, обезьяны. 

В этой части головного мозга ученые нашли два шарообразных сгустка нервной ткани, так называемые боковые лобные полюса. Они активируются в моменты, когда человеку нужно сделать выбор. Причем размер «сгустков» у разных людей отличается: у одних они чуть больше сливы, у других – с горошину. По мнению ученых, именно размер влияет на то, насколько совестлив человек. Чем чаще он задумывается над собственными поступками и анализирует принятые решения, тем больше становятся «сгустки» совести. 

Условно схему работы совести можно изобразить так:

  1. Человек совершает поступок.

  2. Анализирует действие.

  3. Задается вопросами.

  4. Делает вывод и ставит «оценку».

То есть априори все люди понимают, что совершают неправильный поступок, но в силу определенных внешних обстоятельств или других причин уговаривают себя, что по-другому поступить невозможно. 

Понятия «хорошо» и «плохо», с которыми люди сравнивают каждый поступок, закладываются в детстве и корректируются всю жизнь. Постепенно человек усваивает ожидаемые нормы поведения, приобретает привычки и навыки, которые позволяют ему определять границы допустимого.

При этом нормы совести не едины: то, что считается приемлемым в нашей культуре (например, поцелуй в щеку при встрече), может быть неприемлемым и даже оскорбительным в другой. Место проживания, религия, семья и жизненный опыт – все это влияет на критерии совести.

Однако некоторые постулаты можно считать универсальными, обычно они закреплены в религии:

  • будь смелым;

  • будь справедливым;

  • почитай старших;

  • помогай тем, кто в этом нуждается; 

  • люби своих близких;

  • будь благодарным;

  • уважай чужую собственность.

Коррупция в спорте, как и в других сферах, не всегда связана только с отсутствием совести. На решения человека влияет множество факторов, в том числе физиология

Личные обстоятельства, давление извне, культура и система, в которой находится человек – все это влияет на то, примет или предложит человек взятку или нет. Люди могут идти на коррупционные действия из страха потерять работу, желания поддерживать определенный социальный статус или потому что видят, что «все так делают», а значит, воспринимают такое поведение, как нормальное.

Сдавая позиции совести ради выгоды, многие оправдывают себя внешними обстоятельствами: например, убеждением, что система уже и так коррумпирована, а их действия ничего не изменят. Кроме того, краткосрочная материальная выгода или возможность добиться успеха обходным путем нередко перевешивают внутренние этические нормы, особенно если человек недостаточно уверен в себе.

Однако бывает и так, что человек действительно не понимает, что поступает вразрез с совестью. Ключевую роль в процессе принятия правильных с точки зрения совести решений играет префронтальная кора и лимбическая система, которая участвует в обработке эмоций. Когда эти участки мозга работают с отклонениями, человек может быть не способен сопереживать, понимать чужие страдания или испытывать угрызения совести.

У некоторых людей участки мозга, отвечающие за совесть, не работают. Такие люди не испытывают сострадания, не всегда умеют различать эмоции, а после очевидно плохого поступка обычно не испытывают психологический дискомфорт.

Подобное поведение может быть связано с психическими и неврологическими расстройствами, а также некоторыми особенностями работы мозга. Так, люди с антисоциальным расстройством личности склонны игнорировать социальные нормы, манипулировать окружающими, не испытывают чувства вины и часто демонстрируют отсутствие эмпатии.

Люди с нарциссическим расстройством личности хотя и могут различать эмоции, часто не проявляют сочувствия и ориентируются исключительно на собственные интересы, игнорируя моральные нормы.

Некоторые люди с расстройствами аутистического спектра могут испытывать трудности с пониманием эмоций и принимать сомнительные решения, но это не связано «с отсутствием совести», а скорее с особенностями когнитивного восприятия.

Можно ли воспитать совесть и зачем это делать?

Общество использует концепт совести как внутренний компас, помогающий поддерживать порядок, моральные нормы и гармоничное взаимодействие между людьми. Совесть служит инструментом, который корректирует поведение, помогает отличать «правильное» от «неправильного» с точки зрения принятых общественных стандартов.

Общество формирует совесть через воспитание, образование, культуру и религию. В теории это должно помочь предотвратить нежелательное поведение, которое может навредить другим. Например, с детства людей учат сочувствию, ответственности и честности, чтобы сделать их поступки предсказуемыми и социально приемлемыми.

Совесть также играет роль в системе наказаний и поощрений. Люди, чьи поступки соответствуют нормам, получают одобрение и вознаграждение, а нарушители испытывают общественное осуждение и чувство вины. Это помогает поддерживать баланс между индивидуальной свободой и коллективными интересами.

В идеале совесть развивается по мере взросления и помогает человеку комфортно жить в социуме. Без развитой совести общество может столкнуться с ростом эгоизма, безразличия и нарушения норм, что неизбежно приведет к хаосу и конфликтам.

Однако в силу разных причин с детства совесть развивается не у всех. Если человек понимает, что часто поступается ей и хочет это изменить, можно попробовать «прокачать» совесть в зрелом возрасте. Для этого психологи рекомендуют выделять дополнительное время на обдумывание и анализ собственных действий и их вероятных последствий. 

Можно задать себе следующие вопросы:

  • Что будет после моих действий?

  • Какие чувства это у меня вызовет?

  • Мой поступок повлияет на окружающих? Как?

  • Что почувствует другой человек?

  • Есть ли другой выход из ситуации?

***

В спорте, как и в жизни, совесть играет ключевую роль. Когда судья принимает справедливое, но непопулярное решение, тренер убеждает команду придерживаться правил, а руководитель клуба выбирает прозрачные схемы работы, именно совесть становится тем ориентиром, который позволяет побеждать давление и соблазны.

Финансовые махинации в футболе возникают там, где этот внутренний ориентир игнорируется или не работает. Чтобы спорт оставался непредвзятым, а победы приносили настоящее удовольствие, они должны быть достигнуты благодаря мастерству и усилиям, а не хитростям и договорнякам.

Читать больше о ментальном и физическом здоровье:

Фото: Gettyimages/Simone Arveda; Roman Naumov/URA.RU, Stanley Gontha/ZUMA Press/Global Look Press; freepik.com