4 мин.

Как вести себя взрослым, когда в прямом эфире происходит трагедия? Как объяснить ситуацию детям и уберечь их от травмы?

Во время вчерашнего матча между сборными Дании и Финляндии Кристиан Эриксен потерял сознание – игрока реанимировали прямо на поле. Его состояние удалось стабилизировать, в больницу Кристиан отправился уже в сознании. Но то время, пока проводили реанимацию, стало ужасным и для игроков, и для тысяч болельщиков. В шоке были и взрослые, и дети, которые сами могут не понять происходящее, но видят реакцию родителей и  потрясенных игроков.

Как нужно действовать родителям в такой ситуации? Что делать, чтобы увиденное не стало травмой для взрослого и ребенка? Объясняет гештальт-терапевт Марина Ионычева, специалист по семейной терапии.

Как взрослому вести себя в такой момент? Что сказать ребенку?

«Ребенок становится свидетелем ситуации на поле не в одиночку, а в присутствии родителя, и значит – состояние и реакция взрослого определяет отношение ребенка к ситуации.

Для начала нужно успокоиться самому взрослому, потому что эмоциональное заражение происходит автоматически, ребенок считает ваше состояние, напряжение. Стоит сначала позаботиться о себе, успокоиться, и только потом помогать ребенку. 

Нужно объяснить, что игроку стало плохо – такое бывает, это неожиданно и пугает, но ребенку и никому из его близких это ничем не грозит.

Если ребенку 3-5 лет, нужно обойтись без физиологических подробностей и таких слов как «дефибриллятор», «реанимация» и других деталей. В таком возрасте дети могут и не заметить, что что-то произошло.

Ребенку 7-10 лет и старше можно объяснить все как есть, что может случиться обморок, или что-то еще, тогда приезжают врачи, делают массаж сердца.

Эта ситуация может вызвать вопросы про смерть, и тут тоже надо быть честным, спокойным, отвечать в меру способности ребенка воспринять эту информацию. Стоит ориентироваться на ребенка – если сам спрашивает, задает вопросы, то стоит отвечать, но нагружать своей тревогой не стоит.

Если у ребенка нет вопросов и его поведение никак не изменилось – возможно и не стоит начинать какое-то обсуждение. Если наоборот много вопросов и заметна тревога и страхи – лучше отвечать, пока не успокоится».

Что делать, чтобы случившееся не стало психологической травмой?

«Травмой может стать то событие, на переработку которого у психики не хватило ресурсов. У взрослых обычно есть ресурсы, чтобы справиться с шоковым событием, тем более произошедшим не лично с ним. Да, внезапность и неизвестность может испугать – это стресс, резкое нарушение привычного порядка вещей. Реакции на стресс – либо повышение психической и двигательной активности, либо заморозка.

Самая главная реакция, которая потенциально ведет к травме, – это оцепенение, замирание. Травму ребенка можно заметить по изменению поведения – резкое изменение настроения, заторможенность, закрытость, либо, наоборот, гипервозбуждение.

Если же ребенок начинает плакать или дрожать – это хорошо, значит, напряжение выходит. Не стоит обнимать его, сдерживая дрожь, дайте потрястись, поплакать, выговориться, даже покричать или потанцевать – сбросить напряжение. Помогут любые энергичные движения, желательно со звуками, шумным выдыханием, мимикой. Сделать это лучше как можно быстрее, в течение вечера или ближайших дней. Но лучше сделать позже, чем совсем не сбросить напряжение.

Если ребенок так и остался замороженным, это будет заметно по тому, как он будет себя вести. Например, у детей могут повторяются в играх одни и те же сюжеты. В таких случаях лучше обратиться к детскому психологу. Если взрослый тоже продолжает чувствовать тревогу, лучше обратиться к психологу».

***

Помощь психологов понадобилась и самим футболистам – в отеле команду посетили кризисные психологи. «У каждого свой способ решить эту проблему и, соответственно, получить помощь. Некоторым нужно много говорить, а кому-то – нет», – объяснил Питер Мёллер, директор Датской футбольной федерации.

Почему происходит остановка сердца? Как провериться на скрытые болезни?

Что такое панический страх и панические атаки? Как отличить паническую атаку от обычного сильного волнения или страха?

Больше о медицине – в разделе «Здоровье»

Фото: REUTERS/Wolfgang Rattay, Jonathan Nackstrand, Hannah Mckay