Юридические действия ФГР по возвращению сборных и клубов на международные арены + патриотический вопрос
Введение
Как мы помним, прошло уже два года с момента отстранения российских сборных и гандбольных клубов от участия в международных соревнованиях.
13, 15 и 17 марта 2024 состоятся три товарищеских матча между сборными России и Беларуси, которые анонсируются с громкой вывеской «Суперсерия».
Как кажется, сейчас перед этими «товарняками» с приставкой «супер» самое время посмотреть, какие наиболее важные (они же правовые) шаги предпринимала Федерация гандбола России (она же ФГР), чтобы снять это отстранение.
Но для начала давайте кратко посмотрим ретроспективу тех событий, которые, по скромному мнению автора, показывают и шаги, и позицию ФГР по поводу отстранения.
Позиция ФГР по поводу отстранения: ключевые тезисы и ретроспектива
28 февраля Европейская федерация гандбола (ЕГФ) отстраняет российские сборные и клубы от соревнованиях под эгидой организации.
1 марта 2022 ФГР выпускает заявление, в котором отмечает, что «Юристы ФГР в настоящее время изучают ситуацию с точки зрения правомерности принятия решения ЕГФ и возможности обращения в соответствующие международные судебные инстанции».
23 марта 2022 ФГР подает протест, а 30 июня 2022 Суд Европейской Федерации гандбола (далее – ЕГФ) отклоняет его.
4 апреля 2022 на тот момент Президент ФГР (а сейчас Председатель Высшего Совета) Сергей Николаевич Шишкарев обозначил на вопрос об обжаловании решения ЕГФ об отстранении, что «Считаем нашу (ФГР – прим. авт.) позицию корректной. Мы намерены пройти весь путь»
Немногим ранее все тот же Сергей Николаевич заявлял, что «Мы будем добиваться, чтобы хотя бы в нейтральном статусе туда (на Олимпийские Игры-2024 в Париж – прим. авт.) поехать».
1 июля 2022 Член исполкома и юрист ФГР Максим Гулевич на вопрос «Есть ли перспективы у нашей жалобы в Апелляционный суд ЕГФ?" отмечал, что "Если честно, вижу их в следующей инстанции — ЕКА (Европейский арбитражный суд, третейский орган при ЕГФ — БЦ), где дела рассматривают независимые арбитры».
25 ноября 2022 Апелляционный суд ЕГФ отклонил жалобу ФГР на решение Суда ЕГФ от июня 2022.
У ФГР был 21 день на обжалование, но, судя по всему, они этим правом не воспользовались или воспользовались, но в публичных источниках нет никакой информации: все попытки найти хотя бы одно дело с участием ФГР в Спортивном арбитражном суде (он же CAS) или в ранее упомянутом ЕКА не увенчались успехом.
1 февраля 2023 Сергей Николаевич заявил так: «Стремимся возвратить российский гандбол на международную арену. Уверен, в этом году это произойдёт».
Меньше чем через год, 16 января 2024, уже последовало другое заявление: «К сожалению, позитивных новостей в плане предстоящего участия на Олимпиаде у нас нет... В предыдущем году мне удавалось убедить игроков московских клубов, что не стоит уезжать, что шансы на Олимпиаду остаются, когда их не осталось».
Так сколько же живет мотивация обжалования и делает ли что-то ФГР помимо обжалований?
ФГР на то, чтобы пройти пять стадий принятия и от фраз «Мы намерены пройти весь путь», «Мы будем добиваться» и уверенности в возвращении в 2023 прийти к тому, чтобы вообще не обжаловать акты судов ЕГФ в CAS или в других инстанциях, понадобилось меньше года.
В то же время стоит признать, что ФГР не бездействует, хоть отсутствие информации об обжалованиях в судебных органах вызывает грусть (особенно на фоне того, что «Донских казаков» ФГР отправляла в CAS, а сама при наличии веских поводов почему-то не торопилось и не торопится обращаться).
Но действительно классно (без иронии), что ФГР в условиях спортивных санкций находит контакты с другими сборными, подписывает соглашения о сотрудничестве с федерациями других стран, проводит турниры типа Кубка Дружбы или Суперсерии. Все-таки мужская сборная Беларуси – сборная европейского уровня, и спарринги с ней полезны.
На этом сугубо правовая часть статьи завершается. Если Вас интересовали только юридические баталии ФГР с ЕГФ и ИГФ, то Вы вполне можете остановиться, ведь далее автор немного отойдет от строго юридической тематики и совершит крик души затронет тот самый «патриотический вопрос» в российском гандболе, который неизбежно возникает в условиях международных санкций в спорте.
Патриотический вопрос
Часть I. Терминология.
Помимо заявлений о незаконном отстранении (в них есть много справедливого) и использования правовых инструментов обжалования гандбольные функционеры неизбежно поднимают патриотический вопрос.
Так, в последнем интервью от 16 января 2024 Сергей Николаевич Шишкарев сетовал на то, что «…мотивации, скажем так, и вот такого, знаете, патриотизма, который заставлял бы их (российских игроков – прим. авт.) играть здесь, остается всё меньше».
Немного раньше, но более радикально демонстрировал свое мнение на примере смены спортивного гражданства один из мэтров российского гандбола Евгений Васильевич Трефилов: «Был сейчас период, когда многие наши спортсмены поехали выступать за границу за другие национальные команды. Считаю, что это неправильно. Тебя родили русским, нечего перекрашиваться под эфиопа. Все равно с нашим характером ты никуда не денешься».
Как говорил великий Вольтер (1694-1778), «Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах».
«Патриотизм м. любовь к отчизне» (Толковый словарь Даля). И это действительно так. Патриотизм – это не только и не столько про жертвенность, физическую привязанность к стране или правовую связь с Россией, но прежде всего это осознанное внутреннее чувство любви и гордости за свою страну, кому-то или чему-то, что связано с ней. Жертвенность по отношению к Родине, сборной или клубу в контексте гандбола может быть формой проявления патриотизма, но она точно не единственная.
Часть II. Как устроен патриотизм в современном гандболе
Мы живем в XXI веке. Гандболисты играют за деньги и за дополнительные блага, которые способен предложить клуб или сборная: премии, жилье, автомобили, техника и т.п. Это факт, который уже пора принять. Идея вторична, потому что на идее сложно прокормить себя и свою семью, улучшить свою жизнь, заложить фундамент на будущее после завершения карьеры.
Если важно сделать так, чтобы идея работала, то она должна базироваться на ценностях игроков, и иметь прочный материальный фундамент. Каждый спортсмен с детства мечтает выигрывать трофеи (мечту можно условно назвать ценностью, ради которой спортсмен и развивается), но только на этой мечте игроки не выигрывают ту же Лигу чемпионов: качественная инфраструктура (площадки, оборудование, экипировка и проч.), достойные зарплаты (прежде всего у детских тренеров), современная система подготовки гандболистов, прозрачный карьерный трек начинающего гандболиста от спортивной школы до команды мастеров как раз и позволяют сформировать идею, почему важно ценить это, и когда надо, то просить (но не требовать и упрекать не получив) принести себя в жертву интересам команды, сборной и результата.
Часть III. Примеры патриотизма «наоборот» в российском гандболе.
«Разбазаривание» талантов
В 2000-2010-е в краснодарском СКИФе существовала порочная практика, при которой молодым игрокам давали минимум игрового времени, а если они совершали хотя бы 1 или 2 ошибки на площадке, то их тут же отправляли на скамейку запасных. Многим молодым талантам и вовсе был «заказан путь» в команду мастеров. У молодых игроков не было прозрачного карьерного трека и это не где-нибудь, а в гандбольном Краснодарском крае, который подарил нам целую плеяду олимпийских чемпионов и классных гандболистов.
Но если кто-то смел переходиить в другой клуб, то СКИФ вводил негласный бан на его возвращение. Правда, работало это только с теми, у кого родители не были тренерами СКИФа, но ладно, это же про другое. Почему-то в этой ситуации никто не упрекал руководство СКИФа в непатриотизме, хотя именно эти действия привели к «разбазариванию талантов», а в стратегической перспективе отбросило СКИФ на многие годы назад, а сама смена поколений произошла слишком резко, из-за чего СКИФ «просел» в результатах.
Что самое грустное и непатриотичное здесь – наш гандбол потерял множество талантливых спортсменов, для которых стать пилотом самолета в топовой авиакомпании или успешным криптотрейдером оказалось быстрее и легче, чем стать игроком условного СКИФа.
И как в такой ситуации, когда действующие игроки видят массовый исход талантов, еще чаще пренебрежительное отношение к себе непосредственно в гандболе, когда им систематически задерживают зарплаты (уже не говорю про наличие инфраструктуры и других благ), им оставаться патриотами и приносить себя на «алтарь жертвы» ручного мяча когда это надо?!
Патриотизм, датчане и травмоопасный детский гандбол в России
На уровне детского спорта многие таланты к 16-17 годам имеют целый «букет» травм, в том числе порванные «кресты», разрывы сухожилий и другие повреждения, которые врагу не пожелаешь. Но когда Сергей Макаров из «Быстрого центра» резонно спрашивает детского гандбольного тренера, не сделать ли у нас как у датчан (там в игровых видах спорта нет турниров и соревнований до 13 лет, на примере футбола классно описано здесь), то он, самолично воспитавший олимпийских чемпионов в далеком прошлом (!), заявляет, что «это неправильно. Нельзя взять и отменить спортивный принцип, отобрав у детей радость победы».
Но зато отобрать у юных гандболистов счастливое детство и хотя бы отсутствие психологических травм в этом непростом возрасте можно, ведь мы – не какие-то там скандинавы + в прошлом воспитали же олимпийских чемпионов, поэтому будем это постоянно припоминать. А почему подросток ходит с «разрывом крестов» и вообще оценивать уровень и причины травматизма в детском гандболе выяснять в рамках инспекций не будем, ведь главное, что его с детства тренеры приучают ставить на кон все ради победы в условном Первенстве России, это же патриотично.
А заодно не будем оценивать результаты мужских юношеских и молодежных сборных России за последние 15 лет, ведь на тех юношеских и молодежных Чемпионатах Европы и Мира просто играли «ненастоящие» патриоты, а полностью перекраивать систему подготовки гандболистов с детства вообще не стоит, а то вдруг они вырастут непатриотичными чемпионами.
Зарплаты и «патриотизм» клубов в пандемию
Если посмотрим на взрослый гандбол, то почему-то никто из процитированных ранее не призывал клубы к патриотизму, когда гандболистки Ростов-Дона и ЦСКА добровольно пошли на понижение зарплат в пандемию, хотя «патриотичные» клубы и их боссы могли принести себя «в жертву» и сохранить зарплаты, чтобы у гандболисток остался тот же уровень дохода, что и до пандемии. Здесь руководство ФГР почему-то не упрекало клубы в непатриотичности, а Трефилов не критиковал руководство клубов за то, что они «перекрасились в эфиопов» не меняя спортивного гражданства.
Все это напоминает скетч BadComedian про патриотизм (где надо доснять обзор не за деньги, а потому что патриот) из обзора на «Максимальный удар»:
Часть IV. Российские игроки за рубежом – патриоты?
Если взять и посмотреть на примеры наших игроков, которые сейчас играют за границей, то они не меньшие (а порой даже большие) патриоты России, т.к. достойно представляют нашу страну, не создают дополнительную финансовую нагрузку на российские клубы, и своим примером показывают, что русские – такие же люди, и вопрос вовсе не в нации или в политике. А еще они отличный пример к чему важно стремиться в гандболе для подрастающего поколения. В конце концов, они даже не меняют спортивное гражданство, хотя большинство из них пригодилось бы в топовых иностранных сборных. И автор более чем уверен, что многие такие игроки относят себя к патриотам по праву, потому что ощущают себя таковыми, и просто проявляют этот патриотизм иначе. Вряд ли к тем же Анне Вяхиревой, Дарье Дмитриевой и Валерии Масловой можно предъявлять претензии за то, что они играют там, и играют на очень высоком уровне играют в Лиге Чемпионов и в чемпионатах Норвегии, Словении и Франции соответственно.
Но некоторым это не мешает упрекать отдельных игроков уже мужской сборной за то, что они играют за клуб (который, между прочим, является их основным работодателем), но не приезжают во вторые и третьи составы сборной России проигрывать Ирану на Кубке Дружбы.
Часть V. Какие формы патриотизма можно применять сейчас в условиях санкций?
Хотелось бы, чтобы ФГР, клубы и их представители все-таки оценивали патриотизм игроков как можно шире, а не только как форму абсолютной жертвенности по отношению к стране, сборной или отдельно взятому российскому клубу в любой ситуации. Тем более, как мы видим, большинство камней «летит» в сторону игроков, хотя к клубам и ФГР по патриотизму вопросов не меньше.
Сейчас в российском гандболе появилась уникальная возможность сместить фокус с результатов международных соревнований на внутренние вопросы, особенно на развитие детско-юношеского гандбола.
Опробовать и внедрить новые современные методики подготовки гандболистов, проанализировать травмоопасность в детском гандболе, и максимально снизить ее, продолжить развивать инфраструктуру, проанализировать фонды оплаты труда тренеров (особенно детских), найти источники их увеличения, создать прозрачный карьерный трек и KPI для игроков и тренеров, и сделать многое другое для развития гандбола внутри страны.
И когда российский гандбол вернется на международную арену (а автор в это верит), то игроки действительно будут готовы отдать себя за идею, которая базируется на прочном материальном фундаменте. И будет очень обидно если ключевые гандбольные акторы упустят эту возможность. Но будет действительно здорово, если они же проявят свою «любовь к отчизне», и продолжат качественно менять наш гандбол с самых детских основ в лучшую сторону, особенно сейчас.
____________________________________________________
Изображение в анонсе к посту: © ПАО СберБанк. Изображение, сгенерированное моделью Kandinsky 2.1 по тегам: Russian Handball Federation, European Handball Federation Court, patriotism в стиле renaissance.
В остальном: ФГР потенциально могла создать прецедент, при котором ещё одна федерация могла в международный гандбол, но почему-то не пошла до конца. Это вызывает некоторую грусть.
У Трефилова в более старых интервью можно проследить более глубокую идею, что когда топовый игрок уезжает за рубеж, то он делает хуже для своей страны, так как в ней и так всё не очень хорошо. По разному можно относиться к его словам, но, пожалуй, он один из немногих, кто не на словах, а на деле доказывал нам всем, почему использовать в его случае "мэтр российского гандбола" - правильно и уместно. И живёт не только прошлым, но и творил историю в режиме реального времени. Хотя многие его цитаты
А хоккеисты, традиционно, топ. Хочется верить, что и про гандболистов мы так будем писать, причём не только в разрезе женского гандбола.
Да, как в знаменитом романе "сначала деньги, а потом стулья" :)
Да, аббревиатуру постоянно приходится перепроверять, особенно когда быстро печатаю.
А так да, это гандбол :)