5 мин.

Игра на чужом поле. Почему хоккей в России стал популярнее футбола #прямосейчас

Разгар сезона - не лучшее время для подведения итогов. Но уникальная ситуация, сложившаяся в текущем туре РФПЛ, спровоцировала некоторые выводы. Годы усердной работы РФС и РФПЛ направленные на то, чтобы окончательно угробить зрительский интерес к Игре кажется дают результаты. Впрочем, обещаю себе не быть категоричным - иногда цифры доказывают лучше слов.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ФУТБОЛА В ЕВРОПЕ

Какой должна быть минимальная посещаемость игр клуба одной из сильнейших профессиональной лиг Европы? Наверное, тысяч 10. Кажется ничего невероятного в этой цифре нет. Смотрите сами.

В Англии минимальная посещаемость клуба АПЛ #прямосейчас составляет 17,8 тысяч зрителей (КПР).

В Германии минимум у Падеборна - 14,8 тысяч. Кто не знает это ровно 10% от численности населения данного города. Остальные клубы Бундеслиги собирают не менее 23 тысяч зрителей.

В Испании абсолютный минимум - это "Эйбар" - 4,7 тысяч. Для города все население которого может разместиться на трибунах "Открытие Арена" - показатель достойный. 7,2 тысячи у "Хетафе" (пригород Мадрида). В остальном - не менее 10 тысяч.

В Италии менее 10 тысяч посещаемость также только у двух клубов. На "Удинезе" ходят примерно столько же сколько и на ЦСКА - 8,9 тысяч (при том, что агломерация Удине включает 172 тысячи жителей). 9,3 тысячи в среднем ходят на "Эмполи". Это очень много - в самом городе живет менее 50 тысяч человек.

Наконец, Франция. Менее 10 тысяч зрителей и здесь собирают только 2 клуба. "Амьен" - 9,1 тысяча (население 132 тысячи человек) и... "Монако" - 8 тысяч (население княжества 36 тысяч человек).

Короче говоря, на все 5 ведущих еврочемпионата нашлось всего 6 клубов, которые не добирают средние 10 тысяч зрителей на домашних матчах своих команд.

ДЕЛА РОССИЙСКИЕ

Когда я только погрузился в статистику, то понял, что 10 тысяч в среднем для РФПЛ - это показатель завышенный. Да-да, в стране, где более 10 городов-миллионников регулярно собирать хотя бы 10 тысяч зрителей на трибунах домашних арен могут только 6 футбольных клубов (Спартак, Рубин, Терек, Зенит, Арсенал и Краснодар). Поэтому для России мы показатель снизили - до 8 тысяч. Но и этой цифре удовлетворяют всего 10 арен, на которых проводят свои матчи 12 клубов. Героев нужно знать поименно:

1. "Открытие-Арена" (Москва) - 23,3

2. "Казань-Арена" (Казань) - 20,1

3. "Ахмат-Арена" (Грозный) - 16,8

4. "Петровский" (Санкт-Петербург) - 15,8

5. "Арсенал" (Тула) - 12,0

6. "Кубань" (Краснодар) - 10,0

7. "Центральный" (Екатеринбург) - 9,2

8. "Локомотив" (Москва) - 8,9

9. "Олимп-2" (Ростов-на-Дону) - 8,9

10. "Арена Химки" (Химки) - 8,3

Собственно, мы часто говорим о расширении Премьер-лиги. Но цифры говорят об обратном. Тем более если принимать в РФПЛ клубы без домашних стадионов и заставлять их играть в ноябре и декабре. Впрочем, мы снова отвлеклись.

ВЫЖЖЕННОЕ ПОЛЕ

Настоящая и просто удивительная пропасть идет далее. Как вообще определить уровень зрительского интереса необходимый для самого существования профессионального клуба? Проведем эксперимент. Как известно, в России доходы от зрителей никто не считает. Но хотя бы 10 миллионов рублей в год профессиональный футбольный клуб должен зарабатывать сам.

Оффтоп. 10 миллионов рублей - это тот минимум на который вообще можно собрать команду. Автору известно, что в России нет ни одной футбольной команды с таким бюджетом. Минимальный бюджет клуба даже "автобусного" второго дивизиона находится на уровне 30-35 миллионов. При том, что 80-85% такого бюджета составляют расходы на непомерно раздутую заработную плату.

Продолжим. Путем нехитрых арифметических подсчетов деления количества проведенных игр за сезон (15-18) на средний ценник билета (200-250 рублей) получаем посещаемость в 3000 зрителей, как некий рубеж за которым затея профессионального клуба вообще имеет смысл.

Много это или мало? Судите сами. Возьмем для сравнения заполняемость кинотеатров.В прошлый уик-энд кинозалы посетили 2 миллиона россиян при средней стоимости билетов 250 рублей. То есть в кино сходил каждый 70-й гражданин страны. Таким образом, например, в городе с численностью населения 200 тысяч жителей в кино сходили те самые 3 тысячи человек. 90% футбольных клубов нашей страны расположены в городах с населением не менее 200 тысяч жителей. Поэтому данный показатель мне представляется вполне корректным.

В общем, Вы все равно не поверите. Но во всей многомиллионной России мне удалось насчитать всего 20 (ДВАДЦАТЬ!) футбольных команд, которые собирают на своих матчах более 3 тысяч зрителей. Кажется такого не было даже в лихие 90-е.

Итак, к 12 озвученным клубам выше необходимо добавить еще 8 городов:

13. "Звезда" (Пермь) - 6,4*

14. "Анжи-Арена" (Махачкала) - 6,0

15. "Металлург" (Самара) - 5,2

16. "Старт" (Саранск) - 4,7*

17. "Локомотив" (Саратов) - 4,6

18. "Центральный стадион профсоюзов" (Воронеж) - 3,6

19. "Сатурн" (Раменское) - 3,5

20. "Труд" (Томск) - 3,2

*Статистику данным аренам слегка (впрочем, весьма незначительно) подпортило проведение на них домашних матчей ФК "Уфа". Показатели же игр самого ФК "Уфа" (4,2 тысячи зрителей) не учтены из-за того что клуб провел на домашней арене всего 3 матча.

УЖЕ ПОЗАДИ ХОККЕЯ

Итак, в России остались всего 20 футбольных команд, которые собирают более 3 тысяч зрителей на домашних матчах. Для сравнения, в 2010 году (последнем, розыгрыш которого проводился по системе "весна - осень") таких команд было 40. Это не шутка, проверьте сами. Да, что там - еще пару лет назад таких команд было не меньше 30... Правильной дорогой идем?

Дошло до того, что впервые в истории хоккей опередил футбол. В КХЛ как известно 22 российские команды. И только одна из них ("Югра") не смогла преодолеть отметку в посещаемости домашних матчей - 3,000 зрителей. Не хватило пары сотен зрителей. Но в Ханты-Мансийске всего-то проживают 93 тысячи человек.

А ведь кроме 21 клуба КХЛ показатель средней посещаемости в 3 тысячи зрителей преодолели еще и 4 российских клуба ВХЛ (Нижний Тагил, Ангарск, Орск, Пермь). И это мы считаем только регулярный чемпионат, взять плей-офф статистика пополнится Ижевском, Рязанью...

И это с учетом того, что количество домашних игр в сезоне у хоккейной команды в среднем в 1,5 - 2 раза больше, чем у футбольной, а в некоторых случаях зрительский интерес объективно сдерживается небольшой вместимостью арены. В той же ВХЛ 9 команд играют на стадионах вмещающих менее 3 тысяч зрителей.

Но даже в такой ситуации хоккей уже начал обыгрывать футбол.

Так может пора задуматься?

Российский футбол медленно катится в пропасть отсутствия зрительского интереса, а в РФС и РФПЛ этого словно бы и не замечают. Нам усердно продолжают вешать лапшу на уши про какой-то "западный" путь развития, то, что наш футбол недооценен телевидением и что есть им "начать наконец заниматься", то все мы будем в шоколаде. Но вы сами то в это верите?

Одно решение о переводе розыгрыша чемпионата страны на систему "осень-весна" фактически наполовину сократило зрительскую аудиторию матчей ФНЛ и второго дивизиона и почти на четверть РФПЛ. Какие еще цифры и примеры нужны, чтобы понять, что футбол движется не в том направлении? Как долго российские болельщики будут чувствовать себя на чужом поле?