«Если сейчас не порвать с футболом, в нем можно остаться навсегда». Самое откровенное интервью Василия Уткина
Интервью Василия Уткина образца мая 1996 года из которого вы узнаете, что популярный комментатор попал в футбол по знакомству, что доверительные отношения для него важны, но не важнее профессиональных, а также увидите, что у Уткина и Канделаки немало общего.
НЕ ХОТЕЛ ПОРТИТЬ СЕБЕ КАРЬЕРУ ФУТБОЛОМ
- "...Потом (в конце 93-го - Прим.автора) так сложилась ситуация, что передо мной остро встал вопрос заработка. И пребывания на телевидении вообще. И я попал на НТВ. Просто потому, что у меня оказались общие знакомые с семьей Алексея Буркова, завотделом спорта редакции информации.
- Я так понимаю, что с футболом ты не был связан никаким образом.
- Абсолютно никаким.
- И даже на обывательском уровне не интересовался?
- Нет. Ну конечно, как любой нормальный мальчишка, смотрел в свое время, за кого-то болел даже. Помню, в десятилетнем возрасте для меня стал потрясением чемпионат мира 1982 года. Словом, так получилось, что я прибился к программе "Футбольный клуб", а поскольку делали ее люди достаточно старательные, но абсолютно нетелевизионные, то естественным образом объем работы как-то постепенно переместился на мои плечи. К тому времени я мог считать себя достаточно опытным журналистом-телевизионщиком - не в качестве, разумеется, лидера, а в качестве рабочей лошади.
Директор спортивной редакции НТВ Алексей Бурков - человек, который привел Василия Уткина в футбол и посадил в кадр.
Ребята приходили в четверг, переводили Football Mundial (международный телевизионный журнал о футболе - Прим.автора), приводили гостя - и все. На этом творческий порыв и заканчивался. Ну да ведь они еще и газету (еженедельник "Футбол" - Прим.автора) делали - естественно, был дефицит времени. Дефицит желания, возможно. У меня же были несколько другие представления о концепции программы "Футбольный клуб". Я бывал на работе каждый день, ребята, как правило, - два раза в неделю. При этом я мечтал вернуться к своим друзьям (коллектив программы "Взгляд" - Прим.автора) - мы собирались делать новую программу. И я вовсе не хотел портить себе карьеру футболом. Однако вышло так что вопрос с новой нашей передачей "повис".
Сначала я пригласил из "Взгляда" режиссера Игоря Черенкова. Там он был режиссером монтажа, у нас стал режиссером программы. Человек с очень тонким телевизионным вкусом. Все, что касается того, как программа выглядит в эфире - дело рук и головы Черенкова. А я считаю, что выглядит она очень сильно - заставки, компьютерная графика, музыка...
Графика программы "Футбольный клуб" и других спортивных передач НТВ образца середины 90-х так радовала глаз, что оставалась на том же уровне на протяжении почти 20 лет.
Стало ясно, что с прежней командой нам не ужиться. Я был твердо уверен, что в какой-то момент программа перейдет под Евгения Александровича Майорова. Но однажды мне было прямо сказано: "Садись в кадр". Вот так прозаично все и решилось. Мы оказались заложниками своей собственной работы. Не хочу сказать, что стал ведущим через силу, но сомнения - и очень глубокие, обоснованные, с моей точки зрения, - были.
- "Я не хотел портить свою карьеру футболом" - это не оговорка, часом?
- Телевидение - это прежде всего технология. Мы люди не футбольные. Мы люди изначально телевизионные. Было время, каждая передача была как последняя - мы старались сделать ее обязательно лучше предыдущей. И просто физически ощущали прогресс. Или, напротив, сознавали полный провал, если программа не получалась. То есть присутствовало постоянное ощущение свежести, новизны. Мы очень, например, гордимся программой, которая была посвящена приезду в Москву сборной Шотландии. Мы шли не от понятия "надо отразить факт", а от того, что решение задачи может быть очень любопытным. Выяснили, что знаменитый "Вечерний звон" написал шотландец, "Остров сокровищ" - это шотландцы, "Дети капитана Гранта", Джеймс Бонд, Срудж МакДаг - Шотландия... Это была лучшая наша программа, наверное.
Раньше было ощущение творческой работы. Сейчас - ощущение работы технологической. Мы не имеем права опускаться ниже какого-то уровня, но выше прыгнуть уже не можем. Ибо полностью зависимы от факторов времени и технологий, зажаты меж ними. Пошел "вал". Можно, наверное, двинуться путем расширения - по времени эфира, по частоте выхода, но здесь вступают в силу противоречия другого характера: кадровые, проблемы времени в масштабах канала.
"Здравствуйте. Вы в "Футбольном клубе", я - Василий Уткин. На канале НТВ еженедельная информационная передача о футболе". После этих слов пятничный вечер уже не мог считаться потерянным.
- У "Футбольного клуба" имидж программы, которая не имеет пристрастий и симпатий. Такое ощущение, что вас очень мало этот момент волнует: кто вами недоволен...
- Мы предпочитаем с людьми дружить - и общаться на доверительном уровне. Может, это и неправильно. Может быть, даже непрофессионально. Есть такая очень тонкая грань, которую нужно чувствовать, - грань между дружбой и делом...
Канал НТВ - наверное, по причине своей молодости - не сумел выиграть борьбу за право на эфир чемпионата Европы, на лицензию без которой на турнирах такого ранга никто не разрешит снимать даже тренировки. Решение этого вопроса во многом зависело от одного человека, который не смог или не захотел нам помочь. Наверное ни одна другая телевизионная передача не уделяла сборной так много внимания и телевизионного времени. Удивительный контакт установился с игроками - мы имели к ним практически неограниченный доступ. Могли войти в любую комнату, рассказать о своих проблемах, футболисты рассказывали о своих... Если бы мы поехали на Европу, уверен, у нас получилось бы не отстраненное изложение событий - пропущенное через себя, через жизнь команды. Интересно бы получилось, нет сомнений. Как раз сегодня у нас пропал последний шанс поехать в Англию. Полушанс. Романцев, который пытался что-то для нас в этом плане сделать, сегодня сказал: "Я не могу вам помочь, ребята". Он об этом сожалел.
После сюжета о матче "Спартак" - "Кошице" (1997) отношения между "Футбольным клубом" и Олегом Романцевым пробежала черная кошка, последствием которой стало временное отстранение Уткина от эфира в 99-м.
- Много раз слышал, особенно от молодых журналистов, которые очень любят писать о тактике и разбирать схемы: "Я болею за сборную, например, Голландии". Я этого понять не в состоянии. Как ты можешь болеть за сборную Голландии, если в этом же турнире играет сборная твоей страны? Это своеобразный комплекс журналистской неполноценности. У нас был один товарищ в программе, который смертельно переживал за сборную Фарерских островов. Это, наверное, крайняя степерь сумасшествия. Он отматывал кассету до второго гола в ворота сборной России и показывал себя, стоящего за воротами со вскинутыми вверх руками: "Вот как я радовался..." (сюжет о матче Фареры - Россия делали Иван Москаленков и Максим Сточенком - Прим.автора)
ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ О ФУТБОЛЕ НЕ ОБЯЗАН В ФУТБОЛЕ РАЗБИРАТЬСЯ
- Мне кажется, вы теряете если не часть аудитории, игнорируя, по вашим же словам, собственно футбол, определяя "Клуб" как некое информационное шоу, программу для молодежи, то определенную долю уважения со стороны тех, кто футболом интересуется глубоко. Глубже, чем подаете его вы. Подаете осознанно. И даже настаиваете на такой подаче.
- С самого начала мы поставили себе задачу: о футболе стараться не говорить. Представьте: я начинаю вещать о тактике, о расстановке, о необходимости дриблинга в данном конкретном случае... Но я-то в футбол никогда не играл! Любой парень из третьей лиги скажет: "Вася, ну что ты несешь!?" И будет прав уже по определению. В феврале на Мальте я затеял спор с Хариным (экс-голкипер сборной России - Прим.автора). И сказал ему, что я, ведущий прогаммы о футболе, не обязан в футболе разбираться. Я обязан разбираться в телевидении. Моя задача - искать интригу, сюжет, вариант подачи темы, а футболисты все равно сыграют так, как сыграют.
Тина Канделаки в телевидении разбирается лучше чем в футболе.
- Рейтинг "Футбольного клуба" достаточно высок для того, чтобы задуматься о планах на будущее...
- Не исключен вариант, что где-то начиная с осени мы уже не будем делать программу.
- Не понял...
- В определенной степени тема футбола для нас исчерпана. Мы вышли на поток. Это неинтересно. Очень хочется заполучить какие-то новые творческие стимулы. Возможно, они появятся и в русле нынешней нашей работы, кто знает?
- Какие стимулы были бы вам интересны?
- Я очень бы хотел не быть связанным темой. Слишком много происходит вокруг интересных и важных вещей, чтобы живой человек - а тем более журналист - имел право их игнорировать. "Футбольный клуб" стал нам тесен. По большему счету все, о чем мы сегодня говорили, - это рассказ о нашем прошлом. Да и в чисто практическом смысле мы вступили в тот период, когда начинается "гонка человека с паравозом". НТВ не владеет правами на трансляцию матчей чемпионата России, нас отцепили от чемпионата Европы... На самом деле это симптом. Сигнал. Гонка проиграна, потому что силы неравны.
Первые зеленые тарелочки появились осенью 1996 года. Тогда же начал работу спутниковый спортивный телеканал "НТВ-Плюс Спорт", который и станет новым стимулом в журналистской карьере Василия Уткина.
Это очень серьезная проблема, которой мы мучаемся. Если сейчас не порвать с футболом, в нем можно остаться навсегда. Это для меня ужасный исход. Да, не исключено, что футбол и есть наиболее полное выражение нашей журналистской ипостаси. А может быть и нет. Мы не собираемся заняться земледелием. Мы просто хотим попробовать себя в другом виде журналистской деятельности...
Примечание. Данное интервью Василий Уткин (совместно с Дмитрием Федоровым) давал главному редактору газеты "Футбол REVIEW" Константину Столбовскому в мае 1996 года. Полный текст (скан страниц) можно прочитать здесь и здесь.