«ПСЖ» – лучшая команда 2025 года. Луис Энрике воплощает тотальный футбол в чистом виде
Первая половина сезона для «Парижа» прошла довольно нервно. Команда привычно доминировала во французском чемпионате, но вот в Лиге чемпионов, во многом из-за сложнейшего календаря, в какой-то момент встал серьезный вопрос даже о попадании в топ-24 – о топ-8 уже и речи не могло идти. Команда провела ряд неубедительных матчей, в которых много владела мячом, но не создавала должной угрозы. Сколько раз применимо к «ПСЖ» вы слышали то самое слово, которым зрители любят описывать футбол Луиса Энрике – «ватокат»? И ведь нельзя сказать, что это было незаслуженно.
Но сейчас ситуация изменилась. «Париж» выиграл ряд ключевых матчей, запрыгнул на 15-е место в общей таблице ЛЧ, а в стыковом раунде просто разорвал «Брест» с общим счетом 10:0. Команда Луиса Энрике не стала меньше владеть мячом, однако теперь атака «ПСЖ» смотрится намного острее и зрелищнее. Усман Дембеле, который конфликтовал с тренером в первой половине сезона, сейчас является лидером команды в атаке и одним из лучших игроков мира в 2025-м (17 голов в 12 матчах). Зимой к нему в компанию купили еще и Хвичу Кварацхелию – грузин с первых матчей отлично вписался и сделал атаку «ПСЖ» еще солиднее. Относительно себя прошлого сезона «Париж» спрогрессировал во всех компонентах:

Если осенью попадание на «Ливерпуль» в плей-офф ЛЧ почти точно сулило бы «Парижу» катастрофу, то сейчас шансы французского гранда выглядят весьма высокими. Фаворита нет, но даже если и есть, то преимущество совсем небольшое. Здесь можно даже повесить ярлык «досрочного финала».
Эта команда определенно заслуживает пристального рассмотрения. Именно этим я предлагаю нам с вами сейчас и заняться. Что за монстра такого создал Луис Энрике?
«ПСЖ» без мяча: персональные ориентировки и бешеный контрпрессинг
Луис Энрике – контроль-фрик. Думаю все и так знают, насколько для него важны крайне высокие цифры владения мячом. В современном футболе для достижения этой цели просто хорошо удерживать мяч – мало. Оказать давление на соперника, когда тот с мячом так, чтобы заставить его ошибиться и, как следствие, вернуть владение вашей команде – вот ключевой навык для любого коллектива, который хочет играть в контроль. И в этом аспекте Луис Энрике великолепно организовал «ПСЖ».
Если мы обратимся к такой метрике, как PPDA (интенсивность прессинга, чем ниже значение – тем интенсивнее), то в этом сезоне обнаружим «ПСЖ» на третьем месте в топ-5 лиг. Выше только уже совсем помешанные на прессинге «Монако» и «Барселона»:

Принципы давления «Парижа» сейчас не сильно отличаются от таковых в прошлом сезоне. Ключевой элемент – персональные ориентировки. У каждого игрока есть свой прямой оппонент, за которым он должен следовать по всему полю:

Расположение конкретных игроков от матча к матчу может меняться, но есть общий элемент – если Хвича и Дембеле вместе в стартовом составе, то именно они будут давить на ЦЗ соперников. Когда Хвича выходит левее, на крайнего защитника соперника выдвигается кто-то из полузащиты (на скриншоте это Фабиан Руис):

Когда Хвича стартует ближе к правому флангу, на крайнего защитника соперника выдвигается крайний защитник «Парижа» (Хакими в абсолютном большинстве случаев):

Смельчаки, которые решаются коротко разыгрывать под таким давлением, находятся крайне редко – все ближние варианты перекрыты, а защитники «ПСЖ» готовы до упора следовать за своими прямыми оппонентами. Даже против соперников, которые привыкли держать мяч, «Париж» довольно легко подчиняет матч своему любимому рисунку. Исключение – выездной матч против «Баварии». Но в этом сезоне команда Венсана Компани еще сильнее помешана на контроле и опережает «ПСЖ» по среднему проценту владения в топ-5 лиг – больше таких команд нет.
Разумеется, прессинг «Парижа» небезупречный. Он смело организован, но ему свойственны те же минусы, которые свойственны практически всем моделям с персональными ориентировками. Ими можно манипулировать, уводя опекуна в неудобные зоны, или открываться в таких зонах, куда опекун не осмелится пойти. Например, «Лион» в недавнем матче против «ПСЖ» пытался использовать спуски Райана Шерки (центральный нападающий в этой игре) к защитникам для создания дополнительного короткого варианта в розыгрыше – Лукас Бералдо часто не осмеливался настолько глубоко выдвигаться за ним:

«Лион», правда, никак этим не воспользовался, да и более основной Вильян Пачо скорее всего выдвигался бы более своевременно. Однако топовый соперник определенно может придумать больше вариантов и наказать персоналки «ПСЖ». Наверняка здесь Арне Слот что-нибудь придумает.
Другая стадия, в которой «Париж» впечатляет больше – контрпрессинг. Тоже важнейший элемент для команды, которая хочет много владеть мячом. Здесь у «ПСЖ» не было проблем и в прошлом сезоне – Луис Энрике с первых матчей обучил команду сразу же возвращать себе мяч после потери.
Здесь «Парижу», как ни странно, помогает его структура владения – чаще всего это одна из вариаций 3-2-5. Одно из преимуществ этой формации – игроки уже при владении располагаются в удобных позициях, чтобы сразу начать возвращать себе мяч в случае потери. Вот, например, показательный момент из того же недавнего матча с «Лионом»: здесь Дуэ делает неточный перевод на Хакими, который перехватывает Тальяфико, но структура «ПСЖ» позволяет Хвиче сразу же включиться в контрпрессинг и быстро вернуть мяч своей команде:

А вот еще пример уже из матча с «Брестом»: здесь сначала «Париж» теряет мяч, но структура владения команды и блестящее чтение эпизода от Жоау Невеша позволяет ему выдвинуться с позиции опорника и вернуть мяч «ПСЖ» вблизи чужой штрафной:

Особенно впечатляет, с какой агрессией и напором «парижане» идут в отбор после потери – буквально бросаются на соперника с мячом по 2-3 (иногда даже больше) человека:


Если резюмировать: при игре без мяча нынешний «ПСЖ» организован как классический современный топ-клуб, стремящийся доминировать в своих матчах. В прессинге чаще всего используются персональные ориентировки – все ближние варианты для соперников перекрываются, из-за чего они редко решаются коротко разыгрывать под таким давлением.
В контрпрессинге «Парижу» помогает его структура владения, которая позволяет игрокам сразу же оказываться выгодных позициях, чтобы вступать в отбор сразу после потери, а также обученность игроков – они грамотно читают эпизоды, с должной агрессией бросаются на соперника с мячом и до конца дорабатывают эпизоды. С точки зрения качества контрпрессинга «ПСЖ», возможно, лучшая команда мира. Но именно этот игровой аспект еще не делает команду Луиса Энрике уникальной. Все самое интересное начинается, когда мяч в ногах «парижан» – а это бо́льшая часть матча!
«Париж» с мячом: постоянные смены позиций в рамках структуры 3-2-5
В прошлом сезоне, так же, как и в первой половине нынешнего, у «ПСЖ» наблюдались классические симптомы последних команд Луиса Энрике – высокий процент владения с относительно низкой остротой. Команда с первого матча после назначения испанского специалиста выстраивалась по канонам позиционного футбола, однако внутри этой структуры было недостаточно перемещений и смелых передач. Команда была статичной и моменты давались не так просто.
Постепенно ситуация начала меняться, и сейчас мы пришли в ту точку, когда «Парижу» едва ли можно предъявить за ватокат. Более того, сейчас в мире очень сложно найти команду, у которой позиционная атака настолько интересна для наблюдения. Луис Энрике много экспериментировал и постепенно нащупал вариант, который сделал «ПСЖ» как эффективным, так и эффектным.
Базовая структура владения «Парижа», как мы уже говорили ранее – 3-2-5. А вот достигается она совершенно разными способами – ее наполнение может отличаться буквально в каждой новой атаке.
Футболистов «ПСЖ» в нынешней конфигурации довольно сложно разместить на графике таким образом, чтобы она отражала реальные позиции игроков. На какой позиции играет Жоау Невеш? На каком фланге играет Хвича Кварацхелия? А Брэдли Барколя? Какая роль у Ашрафа Хакими? На самом деле ответы на эти вопросы имеют второстепенное значение – все эти игроки знакомы с принципами позиционного футбола Луиса Энрике, поэтому комфортно чувствуют себя, оказавшись на нестандартной позиции.

Предлагаю по пунктам разобрать все линии «Парижа» – наполнение и перемещения игроков в рамках структуры.
1. С тройкой в начале атак все проще, чем в остальных линиях. Чаще всего Нуну Мендеш остается в низкой позиции на линии с ЦЗ. Но использовать его только таким образом было бы отчасти преступлением, поэтому нередко он поднимается выше – широко налево, а иногда и вовсе в полуфланг. В такие моменты кто-то из центра опускается на позицию третьего защитника, и структура остается неизменной:


А вот другой крайний защитник «Парижа» – Ашраф Хакими – имеет еще больший диапазон возможных позиций. Он еще вариативнее Мендеша – может оказаться как в классической широкой роли:

Так и на любой позиции в центральной зоне. Это может быть пара опорников или полуфланг – в таких ситуациях ширину справа держит вингер:


Такая вариативность марокканца безусловно добавляет остроты «Парижу». В широкой позиции Хакими просто очень хорош как созидатель (2,3 передачи под удар в среднем за матч – 4-е место в Лиге 1), а иногда и как завершитель – как раз в матче с «Лионом» оформил дубль, стартуя из широкой позиции.
Если говорить о его смещениях в центр, то они позволяют индивидуально сильным вингерам «ПСЖ» принимать мяч широко на фланге, откуда легче идти в обыгрыш. Сам Ашраф по-другому раскрывается из полузащиты – больше комбинирует с партнерами, делает владение «Парижа» более непредсказуемым и острым.
2. Гораздо больше динамики создают полузащитники «ПСЖ». Основная тройка, которую составляют Фабиан Руис, Витинья и Жоау Невеш, обладает максимально широкой вариативностью. Каждый из этих игроков может как сыграть на позиции опорника, так и созидать из полуфлангов. Более того, тоже самое можно сказать и про не основных игроков, выходящих в центр поля – Заире-Эмери, Ли Кан Ине и Дуэ. Последние двое – гораздо более атакующие игроки, однако, когда Энрике их выпускает в центре поля, они дисциплинированно выполняют абсолютно такие же функции, что и основные исполнители. Вот один из таких примеров – здесь «Париж» держит свою привычную структуру с мячом, но ее наполнение довольно нестандартное: Витинья спускается и образует тройку с защитниками (Мендеш уходит высоко и широко), в опоре действуют Фабиан Руис и Ли Кан Ин, а в полуфлангах – Хвича и Хакими:

А вот уже пример с Дуэ – так же по эпизоду оказывается в паре опорников с Витиньей:

А здесь момент еще показательнее – «Париж» выстроился в более смелую структуру (3-1-6), где опорник вообще один. Этот опорник – все тот же Дезире Дуэ:

В другой атаке «ПСЖ» в этом матче уже более привычная пара опорников Витинья – Невеш, а Дуэ уже закрывает ширину слева – структура остается все той же (3-2-5):

В каждом из приведенных ранее примеров вы можете увидеть не только ротации позиций разных игроков в центре поля – даже в начальную тройку к защитникам, помимо Мендеша, спускались и Витинья, и Фабиан, и Невеш.
В этом сезоне полузащита «ПСЖ» раскрывается по-новому. Жоау Невеш – игрок, который делает абсолютно все: раздает голевые передачи, продвигает, подключается из глубины, хорош под давлением и сам очень крут в прессинг-действиях. В некоторых матчах он даже закрывал позицию правого защитника!

Фабиан Руис и Витинья – с отрывом лидеры Лиги 1 по продвигающим передачам на 90 минут (9,59 и 9,33 соответственно). Если к Витинье ни на каком этапе карьеры в «Париже» не возникало вопросов, то Фабиан Руис в какой-то момент стал мемом жанра «в клубе/в сборной» – уж слишком большой контраст возникал между его выступлениями за «ПСЖ» и сборную Испании, где он, например, становился одним из лучших игроков Евро. Сейчас эти подколы уже полностью потеряли актуальность – Фабиан в полнейшем порядке, один из лидеров «ПСЖ» и в принципе один из лучших полузащитников Европы.
3. Мы подобрались к атакующей тройке – она окончательно сформировалась после зимнего ТО, в частности, трансфера Хвичи Кварацхелии. Грузин идеально вписался в этот «Париж» и, в каком-то смысле, даже стал недостающим кусочком пазла на пути к абсолютному совершенству команды. Из всех нападающих Хвича лучше остальных чувствует себя в узких пространствах – благодаря своему мелкому дриблингу. Он стягивает на себя соперников и вовремя отдает мяч в свободное пространство:

Если в «Наполи» Хвича запомнился как явно прикованный к левому флангу вингер, то в «Париже» он, во-первых, используется на обоих флангах почти равное количество времени, а во-вторых, он очень часто смещается в полуфланги. Все это неплохо отражает тепловая карта Кварацхелии за его пока небольшой период выступления за «ПСЖ»:

Брэдли Барколя тоже обладает великолепным дриблингом, но в нем он гораздо чаще Хвичи использует именно свои скоростные качества. Именно поэтому в полуфлангах его редко можно увидеть – почти всегда он играет в широкой позиции. Причем до покупки Кварацхелии француз играл только слева, но в последнее время Луис Энрике стал часто его использовать на обоих флангах.
Суперсила Барколя – его открывания за спину. На каждом из флангов у него есть свой поставщик снарядов – тот, кто своевременно отправит Брэдли в скоростной забег. Когда он выходит слева – на него забрасывает Фабиан Руис, а когда справа – Маркиньос:


Осенью у Барколя был небольшой спад, но в целом он проводит прорывной сезон – 16+11 по системе гол+пас во всех турнирах за «ПСЖ». В начале сезона можно была даже сказать, что он лидер атак «Парижа», но, начиная с зимы, его полностью затмил другой француз.
Усман Дембеле – главный бомбардир «ПСЖ». Энрике сделал из него вариативную ложную девятку
К Усману Дембеле уже давно принято относиться несерьезно. В «Барселоне» он не соблюдал режим, питался как попало, играл в Playstation до утра. Не очень красиво ушел, несмотря на то, что именно Хави реанимировал карьеру Усмана. Первый сезон в «ПСЖ» провел на хорошем уровне, однако из-за низких показателей результативности его все равно критиковали. Нельзя сказать, что и нынешний сезон начался для Дембеле благополучно. Думаю, многие до сих пор помнят, как Луис Энрике не включил в заявку Усмана на важнейший матч против «Арсенала» в Лиге чемпионов. А еще ведь было совершенно идиотское удаление в другом топ-матче ЛЧ – против «Баварии».
Однако сейчас все изменилось. Дембеле является лучшим бомбардиром «ПСЖ» (25 голов), лучшим бомбардиром Лиги 1 (17 голов) и лучшим бомбардиром 2025 года вообще в европейском футболе (те же 17 голов). Феноменальные показатели результативности связаны не только изменениями характера игрока, но и его роли на футбольном поле.
В «Барселоне», когда Хави сделал большую ставку на Дембеле, он его использовал исключительно как правого вингера-дриблера. Под дриблинг француза были заточены механизмы команды – перегружали противоположный фланг, чтобы оставлять Усмана 1-в-1 с соперником и переводить на него мяч. В этот период Дембеле гораздо чаще отдавал голевые передачи, нежели сам забивал (10 голов и 22 ассиста с момента прихода Хави в «Барсу»).
Казалось, что Луис Энрике в «ПСЖ» будет использовать Дембеле примерно похожим образом. В принципе, так оно и было – можно вспомнить эксперименты Лучо с размещением Усмана на позиции десятки в прошлом сезоне, иногда француз и слева в «Париже» выходил, но бо́льшую часть времени он, конечно, играл справа.
В декабре Луис Энрике нашел Дембеле новую роль – ложная девятка. «ПСЖ» почти полсезона мучился без нападающего и, наконец-таки, нашел своего форварда! Усман действительно выполняет функции классической ложной девятки: стягивается глубже, заставляя защитника соперника выдвигаться – в этот момент зону за его спиной уже заполняет партнер Дембеле:

Вот другой эпизод, где пространство партнеру создал не только Дембеле. Здесь мы видим, как Усман оттягивается назад вместе с Хакими (в этой атаке в полуфланге) – они тянут за собой защитников, а Барколя получает возможность сделать свое любимое открывание за спину:

За тот период, когда Дембеле играл справа, у него образовалась мощная взаимосвязь с Хакими – их связка была одним из чит-кодов «ПСЖ» по взлому низко обороняющихся соперников. Эта связка никуда не делась и с переводом Дембеле в центр атаки – они все равно довольно часто оказываются рядом и здорово комбинируют. Вот пример: здесь Дембеле спустился в правый полуфланг, потянул за собой защитника, а Хакими, здорово сориентировавшись, заполняет пространство за спиной – Усман пасом в касание выводит Ашрафа на опасную позицию:

Их связка также сильна и в атаках на пространстве:

Функции Дембеле сводятся не только к функциям классической ложной девятки. В центре атаке он действует куда разнообразнее. Например, предлагает открывания за спину, в чем он крут благодаря своей высокой скорости:

Изменение роли Усмана Дембеле отражается и в его статистике: мы видим, что теперь он получает моменты на уровне топового страйкера, однако существенно снизились показатели, связанные с дриблингом, проходами с мячом и предударными действиями:

Теперь он гораздо меньше возится с мячом, но зато может сконцентрироваться на бомбардирских свершениях. С этим Дембеле пока справляется великолепно. Луис Энрике оказался прав, настаивая на игре без четкого центрфорварда. Ведь прямо сейчас в атаке у «Парижа» идеальный баланс: игрок, который может все (Дембеле), скоростной дриблер с открываниями за спину (Барколя) и дриблер, который стягивает на себя нескольких соперников (Хвича).
Этот «ПСЖ» – лучшее воплощение тотального футбола современности
Тотальный футбол, который во второй половине XX века был ярко представлен миру Ринусом Михелсом и Йоханом Кройфом, так или иначе живет во многих топ-командах современности. Однако на текущий момент никто не олицетворяет эти принципы лучше, чем «ПСЖ» Луиса Энрике. Принципы, которые сам Йохан Кройф неоднократно формулировал:
«В любой команде каждый должен быть способен играть на нескольких позициях. Если ты понимаешь игру, ты можешь играть в любой роли».
«Футбол — это игра пространства. Тот, кто лучше понимает, где находиться в нужный момент, всегда будет иметь преимущество».

Эти принципы – основа тотального футбола. Элементы, которые присутствовали в сборной Голландии Михелса, в «Барселоне» Кройфа и Гвардиолы. Некоторые элементы этих принципов мы могли видеть и, например, в «Сити» Гвардиолы, особенно до 2023 года. Но нынешний «ПСЖ» предлагает совершенно другой уровень погружения – какая еще команда в мире может полностью поменять расположение футболистов буквально в каждой новой атаке, при этом сохраняя структуру? Посмотрите на роли игроков в центре поля, на роли крайних защитников, на роли атакующей тройки. Каждый игрок обладает достаточной тактической выучкой, чтобы понимать, в какой момент ему нужно переместиться в другую зону, в какой момент нужно заполнить позицию, которую освободил партнер.
Есть разница, между условным «Сити», где часто у игроков куча ложных ролей, и этим «ПСЖ». Разница в том, что ложные роли у «Сити» не меняются по ходу матча, только если Гвардиола сам мне вносит корректировки. Если Рико Льюис получил задание смещаться в центр при владении – он будет делать это каждый раз. Есть ощущение, что в «Париже» игроки больше не получают дополнительных установок от Энрике – они настолько погружены в эти принципы, что сами прекрасно понимают, как двигаться. В одной атаке Ашраф Хакими будет держать ширину, но уже в следующей – играть в центре поля. Жоау Невеш по ходу одного матча может побывать как в роли третьего защитника в начале атак, так и самого близкого к атаке полузащитника, который врывается в штрафную. И так можно сказать практически про всех полевых игроков «ПСЖ», включая запасных.
«В моей команде вратарь является первым атакующим игроком, а форвард – первым защитником», – еще одна цитата Йохана Кройфа, формулирующая один из основополагающих принципов тотального футбола. Нынешний «ПСЖ» полностью ему отвечает: Доннарумма, который не владеет пасом так же, как, например, Эдерсон или тер Стеген, тем не менее, все равно начинает атаки, и часто находит интересные варианты, а нападающие «Парижа» начинают прессинг и свирепо вступают в отбор сразу после потери – защита команды действительно начинается с них. И поблажек ни у кого нет.
Можно найти кучу команд, в которых принципы тотального футбола присутствуют в виде отдельных элементов. Но именно «Париж» Луиса Энрике дальше всех продвинулся к этим идеалам. В современном футболе, пожалуй, еще не было команды, которая олицетворяла бы тотальный футбол лучше, чем этот «ПСЖ».
Блог ТТД – это место, где вы можете прочитать тактические разборы всех матчей «Барселоны», а также материалы по разным командам – и клубам, и сборным.
Обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал – там тоже публикуется много интересного контента.
Посмотрим, в какой форме будет Ливерпуль и сможет ли он создать настоящие трудности для парижан. Я за справедливость в футболе, т.е. побеждать должен сильнейший. Если это ПСЖ, то пускай, но в этой паре мои симпатии на стороне англичан. А там будет видно.
А я в этом противостоянии за Париж)
вот в играх с ливерпулем как раз и проверим, что и как.