Зачем «Барселоне» Рэшфорд?
«Барселона» взяла в аренду Маркуса Рэшфорда у «Манчестер Юнайтед». Есть опция выкупа (30 млн евро), а также штраф (5 млн евро) в случае, если «Барса» все-таки решит не подписывать англичанина на постоянной основе.

Каталонский клуб ускорил переговоры по Рэшфорду, когда стало понятно, что не удастся подписать Нико Уильямса или Луиса Диаса: первый продлил контракт с «Атлетиком», так и не дождавшись гарантий регистрации от «Барсы», а за второго «Ливерпуль» требует неподъемную сумму (от 80 млн евро).
Маркус Рэшфорд снизил зарплату ради перехода в «Барсу» на 15% (теперь 14 млн евро в год), и ее полностью будут выплачивать каталонцы.
«Барселоне» не хватало глубины впереди. Рэшфорд может решить эту проблему
Одна из причин успеха «Барсы» в прошедшем сезоне – перформанс Рафиньи и Ламина Ямаля. Бразилец вышел на космический уровень при Флике, став невероятно вариативным и результативным игроком, а Ламин зарядился уверенностью на Евро и продолжил блистать в клубном сезоне.
И Рафинья, и Ямаль в прошлом сезоне за «Барсу» играли практически всегда, когда были доступны – 4661 и 4548 минут соответственно. Это первое и третье место по минутам среди игроков «Барсы» в сезоне-2024/25.

Такая ситуация сложилась неслучайно. И Рафа, и Ямаль – ключевые исполнители, которых очень трудно заменить.
Рафинья обладает сумасшедшей вариативностью: по ходу одного матча может сыграть как вингер, дополнительный полузащитник и скрытый нападающий. Он много открывается, обостряет, комбинирует, разнообразно завершает и просто носится по полю без мяча. На его основную роль пробовали разных игроков: Торреса, Фермина, Гави, Ольмо, по большим праздникам даже Фати, но никто из них не давал того разнообразия качеств, которым обладает Рафинья. Он слишком многогранный.
Ламина Ямаля сложно заменить по другим причинам. Если у Рафиньи есть хотя бы плохие аналоги в составе «Барсы», то качества Ямаля никто не может восполнить. Если Ламин недоступен, то у команды пропадает игрок, который получает мяч в ноги, постоянно (и успешно) лезет в обводку и настолько по-разному созидает с правого фланга.
Можно вспомнить того же Рафинью – по его прошлым сезонам мы знаем, что он отличный правый вингер, но немного другого типажа: чаще открывается за спину (из-за чего получает больше явных шансов, чем Ямаль) и созидает более примитивным способом (через кроссы). Ни в один свой сезон Рафинья не выдавал даже близкие к Ямалю цифры по обводкам. К тому же, если двигать бразильца на правый фланг, кто-то должен заменить его слева. А с этим, как мы уже выяснили, проблем не меньше.
Одна из основных задач «Барселоны» в это трансферное окно – найти достойного сменщика, который, во-первых, разгрузил бы Рафинью и Ямаля; во-вторых, сделал бы потенциальную потерю одного из этих игроков менее болезненной для команды. Рэшфорд – далеко не идеальный вариант, но может справиться с этой задачей. Давайте рассмотрим, как именно Маркус разгрузит главных атакующих игроков «Барсы».

Вариант №1 – прямая подмена Рафиньи. С точки зрения атакующих качеств Рэшфорда, пожалуй, именно эта позиция в структуре «Барсы» для него оптимальная. Есть возможность в излюбленной манере получать мяч на ход и разгоняться, смещаясь к центру под правую ногу – удар у англичанина великолепный. В составе «Барсы» полно исполнителей, которые могли бы снабжать Рэшфорда отличными передачами: Мартинес, Кубарси, Кунде, Педри, Де Йонг, Ямаль.
К тому же, и Левандовски, и Торрес – удобные центрфорварды для англичанина. Они нередко стягивают на себя сразу двух защитников соперника, хороши в подыгрыше, стеночках и за счет своего движения могут создавать свободные зоны для врываний Рэшфорда.
Конечно, с точки зрения разнообразия качеств и текущего уровня Рэшфорда и Рафинью нельзя сравнивать: бразилец в нынешней версии сильнее Маркуса даже в самых удобных для него условиях (на пространстве). Рэшфорд, если не произойдет чуда, не сможет эффективно уходить в центр, становясь дополнительным полузащитником, как это делает Рафа.
Зато в одном аспекте Маркус превосходит бразильца – он лучше 1-в-1. Если взять цифры Рэшфорда по карьере и сравнить с показателями Рафиньи прошедшего сезона, то у Маркуса окажется больше попыток дриблинга в среднем за матч (4,35 против 3,10), больше успешных обводок в среднем за матч (2,01 против 1,49) и больше продвигающих рывков с мячом в среднем за матч (3,53 против 3,10).
Это все еще далеко до показателей Ямаля, но сам факт появления в обойме «Барсы» человека, способного на высоком уровне обыгрывать 1-в-1 и, в некоторых случаях, даже сыграть в зеркальной Ямалю роли (на левом фланге) – хорошая новость для Ханси Флика.
Вариант №2 – Рэшфорд выходит слева, а направо отправляется Рафинья. Этот вариант позволит разгрузить Ламина Ямаля. С точки зрения размещения Рэшфорда все то же самое, что и в предыдущем варианте. Отличие: на одного креативного созидателя в составе меньше, что и на игре Маркуса тоже может сказаться. Но исполнителей, способных снабдить англичанина длинной передачей, все равно более чем достаточно. В отсутствие Ямаля Рэшфорд может чаще принимать мяч в ноги (только на левом фланге) и идти в обводку, частично заменив Ламина по функционалу.

Общее опасение для первых двух вариантов – игра Маркуса без мяча. У Рафиньи и Ямаля ключевые роли в прессинге Ханси Флика: они начинают давление – стартуют в узких позициях и давят на ЦЗ соперника. Это требовательная роль, так как нужно покрывать большое пространство, переключаясь между центральными и крайними защитниками соперника.

Даже в самый лучший отрезок в карьере (вторая половина сезона-2022/23) Рэшфорд по работе без мяча скорее был похож на Мбаппе, Винисиуса и Леау, чем на Ямаля и тем более трудягу Рафинью. Рэшфорда был освобожден от значительной части оборонительной работы и оставался в высокой позиции, чтобы наказывать соперника в переходных фазах. Для настолько помешанной на прессинге «Барселоны» Флика это точно проблема.
С другой стороны, если Рэшфорд правда приходит как джокер, то эта проблема может отойти на второй план. На коротких отрезках, когда Маркус будет выходить со скамейки, его свобода от части оборонительных функций в угоду контратакующей угрозе может стать очень уместной – «Барса» Флика умеет и любит наказывать на пространстве.
А возможно и вовсе сыграет «магия Флика». По данным инсайдера Луиса Мигельсанца (Diario SPORT), Ханси Флик изначально сомневался в кандидатуре Рэшфорда именно из-за его пассивности при игре без мяча. Поговорив лично с Маркусом, Флик отметил, что его команда должна действовать как единый механизм, в котором никто не освобожден от оборонительной работы, и предупредил Рэшфорда, что тот должен прибавить в этом аспекте, если хочет играть за «Барсу». Маркус согласился с требованиями – только после этого каталонский клуб приступил к оформлению сделки.
Случаев, когда таких игроков удавалось исправить, не так-то много, однако здесь шансы есть. Переход в «Барсу» – это большая возможность для Рэшфорда реанимировать карьеру (и клуб мечты, как он сам заявлял). К тому же на кону ЧМ-2026 – это дополнительная мотивация. Если Флик совершит чудо и заставит Маркуса работать без мяча с полной отдачей, то шансы англичанина стать в «Барселоне» больше, чем просто джокером, кратно увеличатся. В таком случае следует подумать, как разместить Рэшфорда одновременно с Рафиньей и Ямалем.
Например, можно воспользоваться вариативностью Рафиньи и переместить бразильца на позицию десятки, а Рэшфорд будет играть слева – в его классической роли. Такой вариант мы можем иногда видеть, даже если Маркус не прибавит в работе без мяча. Например, когда нужно отыгрываться или сыграть в более контратакующей манере. Рэшфорд, Рафинья и Ямаль на пространстве – выглядит очень мощно. Особенно если в центр атаки к ним добавить еще и скоростного Торреса.
Альтернативный вариант совместного размещения Рэшфорда с Рафиньей и Ямалем – поставить Маркуса на позицию центрфорварда. По карьере англичанин неоднократно выходил в роли единственного нападающего, но в основном это был вариант, сильно заточенный под контратаки. В «Барселоне» такое может быть актуально максимум в некоторые отрезки матчей против очень смелых команд с высокой линией обороны.
Несомненный плюс такого варианта: в случае, если Рэшфорд не прибавит в игре без мяча (или прибавит недостаточно), именно размещение англичанина на позиции центрального нападающего меньше всего ударит по балансу команды. Если вингеры в прессинг-системе Флика запускают давление и должны много бегать, то роль центрального нападающего сводится скорее к перекрыванию линий паса на полузащитников соперника. Левандовски, которому скоро стукнет 37 лет, вполне тянет такой объем, так что и Рэшфорд должен справиться.

Есть другая проблема: на роль центрального нападающего Рэшфорд в «Барселоне» не будет даже второй опцией. Левандовски мастерски двигается внутри штрафной, когда пространства очень мало, благодаря чему практически всегда получает много моментов. Роберт полезен и как нападающий-ориентир, через которого можно просто выйти в атаку, и как приманка, чтобы свободу получил кто-то другой из атакующих игроков. Поляк часто спускается к полузащитникам и участвует в комбинациях. Рэшфорду должно быть комфортно рядом с Левандовским, но вряд ли вместо него. Это просто не его футбол.
Запасным вариантом вместо Левандовского Маркус тоже вряд ли может стать – есть Ферран Торрес. В отличие от поляка, Ферран ориентирован на более скоростной футбол: дает больше открываний за спину и обладает достаточно высокой скоростью, чтобы убегать от защитников. Может показаться, что и Рэшфорд с его скоростными данными тоже может потянуть такие функции, но Торрес гораздо разнообразнее.
Ферран, как и Левандовски, часто спускается к полузащитникам и плетет комбинации в опорной зоне. Он отлично чувствует себя в узких пространствах и между линий. Когда Левандовски травмировался в конце сезона, Ферран Торрес заменил его без потери качества. Среди болельщиков даже есть мнение, что испанец уже сейчас должен опережать Левандовского в иерархии на роль центрфорварда «Барсы».

Поэтому Маркус Рэшфорд на позиции нападающего будет совсем пожарным вариантом. Исходя из набора качеств англичанина, ему должно быть весьма удобно выходить слева. Именно выходами на эту роль, если все будет складываться хорошо, он разгрузит Ямаля и Рафинью и усилит игру со скамейки.
С чисто игровой точки зрения вариант выглядит интересным для «Барселоны», но, к сожалению, нельзя пройти мимо не связанных с футболом проблем. Одна из причин нестабильности Рэшфорда по карьере – характер. За годы в «МЮ» он неоднократно был замечен в местных барах с выпивкой. На определенных отрезках сезона терял мотивацию и не проходил в состав. С приходом Рубена Аморима Маркус и вовсе перестал попадать в заявку на матчи из-за трудовой этики.
Не добавляет радости и зарплата, которую «Барселона» будет выплачивать Рэшфорду. Англичанин пошел на понижение оклада ради перехода в каталонский клуб, но цифра по-прежнему выглядит диковато: 14 млн евро за сезон. С бонусами – еще выше. Игрок, который приходит в ротацию, будет получать зарплату на уровне Кунде, Педри и Рафиньи.
Мало того, что возникает немало вопросов к руководству «Барсы» (неужели в ротацию нельзя было подписать менее статусного игрока за меньшие деньги?), так это еще и оказывает дополнительное давление на самого Рэшфорда. Зарплата намекает на выходы в старте на постоянной основе и результативные действия чуть ли не в каждом матче – Маркус уже давно не тот. Рэшфорду предстоит столкнуться с большими трудностями в столице Каталонии.
Возможно, в новом месте игрок начнет с чистого листа – но пока вообще нет уверенности, что Маркус справится.
Какие уроки можно извлечь из удачных отрезков Рэшфорда?
Урок №1. Любимая зона Рэшфорда – левый фланг.

За карьеру Маркуса пробовали слева, справа, центральным нападающим, но с гигантским отрывом его любимое место – левый фланг. Не значит, что у него вообще только одна позиция, но значит, что его склонности надо учитывать.
Например, во время удачного отрезка в «Вилле» Рэшфорд почти половину минут играл на позиции нападающего, но со свободой отходов на левый фланг – и в основном против соперников, которых можно контратаковать.
После завершения аренды Маркус даже подчеркивал, что стал чувствовать себя комфортнее в роли форварда. Показательно: когда Рэшфорда спросили, на кого ориентируется в этой роли, назвал Анри: «Тьерри комфортно себя чувствовал с левого фланга и в центре. Он очень свободно двигался. Всегда любил смотреть видео его игры».
Рэшфорд либо левый вингер, которому нужно пространство, либо нападающий, которому нужно право отходить на левый фланг.
Интересно, что в чистом виде этих ролей нет в стартовом плане «Барсы». Ширину на левом фланге дает левый защитник Алекс Бальде, а вингер ищет пространство в центре. Роль нападающего по-разному интерпретировали Левандовски, Ферран и Ольмо, но ни одно прочтение не предполагало регулярные отходы налево.
Это необязательно проблема. Вероятно, одна из причин прихода Рэшфорда – добавить новых вариантов. Более того, он не первый футболист подобного типажа, которого вела «Барса»: главный из таких – Нико Уильямс. У Флика почти наверняка есть план под него. Но описанные выше особенности важно учесть и адаптировать под них окружение.
Урок №2. Не заставляйте Рэшфорда часто опускаться за мячом.

У Маркуса два особенно любимых сценария. Первый – игра на пространстве. В контратаках он опасен почти при любых вводных данных. Второй – сценарий, когда он получает мяч 1-на-1 с защитником на чужой трети. В этом раскладе у него есть пространство на фланге для обыгрыша (или еще лучше – направление для смещения в центр с мячом) – и, не менее важно, силы на резкое ускорение.
Общий элемент таких эпизодов как раз – работа с пространством через взрывные отрезки сочетания скорости и техники. В таком режиме Рэшфорд опасен. Без этих условий – теряется. Иногда прямо совсем ужасно выглядит.
Негативные сценарии: необходимость самому опускаться за мячом на свою половину или в среднюю треть (тогда нет свежести в ключевой момент, даже если помогает продвигать игру), получение мяча между линиями (не хватает интеллекта для созидания или затевания комбинаций), игра спиной к воротам (легко нейтрализовать). На разных этапах от Маркуса требовали этот функционал. Все эксперименты завершились блекло.
Косвенно это отражается в корреляции успешных сезонов с полученными продвигающими пасами. Из пяти самых результативных сезонов четыре – те, где его исправно кормили мячом (8,50 и более полученных продвигающих).
Исключение – кампания-2022/23. Помните, когда в начале 2023-го Маркус просто внезапно решил, что он лучший игрок планеты и выносил всех три месяца? Тогда у него банально получалось все, вне зависимости от системы. Но на базовых настройках Маркус – крайне зависимый игрок. Хорошая новость: он опасен не только на пространстве, но и против автобусов, если его правильно кормить.
Одна из причин, почему Рэшфорд так бодро ожил в «Астон Вилле» – прекрасное понимание Эмери его сильных качеств.
Во-первых, Унаи преобразовал левый фланг – обычно стартовавший там игрок чаще уходил в полуфланг и получал мяч в чужой опорной; когда же там выходил Рэшфорд, он держал широкую позицию. Во-вторых, Маркус не отходил за мячом, а ждал его в любимой зоне. В-третьих, его сделали главным адресатом не только при контратаках (это само собой), но и при дальних пасах Эми Мартинеса, когда соперник до упора идет в прессинг, а «Вилла» пытается выйти в атаку в один пас.
Урок №3. Заставьте Маркуса улыбаться.

Слово профессору Эмери:
«Маркус – хороший скромный парень. Он требователен к себе, но ему важно чувствовать себя свободным. Сейчас ему комфортно – это важно. Мы постарались сначала установить связь с ним как с человеком, а затем – как с игроком. Сейчас он играет на двух позициях. Начинал больше как левый вингер; теперь – больше как нападающий. Секрет в том, чтобы на любой позиции делать упор на его сильные качества.
Еще есть над чем работать, но самое важное, что изменилось его настроение. Мы видим его улыбающимся – и это прекрасная новость. Я вижу, как он счастлив и предан нашему делу».
Рэшфорду критически важно чувствовать поддержку тренера и иметь с ним плотную связь. Эта связь тесно переплетается с пониманием штабом его сильных качеств. Согласно инсайду The Athletic, в «Вилле» быстро поняли, что эпизоды 1-в-1 – ключевая часть игры Рэшфорда. Создание таких эпизодов было нужно и чтобы он вернул уверенность, и чтобы показывал лучшую версию себя.
Успешная игра в таких эпизодах возможна, только если тренер дает футболисту брать игру на себя, даже если не все риски оправдываются. Тактическая адаптация должна сочетаться с правильным психологическим подходом. Маркус – весьма нестабильный игрок, поэтому особенно зависим от веры тренера.
Филиппе Коутиньо в «Баварии» – внезапный ориентир для Рэшфорда
У бразильца не получилось в «Барселоне» и в сезоне-2019/20 он отправился в аренду в Мюнхен.
Что же общего? Не только тренер Ханси Флик. Хоть Коутиньо и Рэшфорд разные по профилю игроки, у них есть общая проблема: и того, и другого весьма проблематично вписать в современную топ-команду. Они недостаточно хороши при игре без мяча, при этом в атаке предпочитают двигаться свободно, что противоречит принципам структурных команд.

Проблему Коутиньо Флик решил очень просто – бразилец не был основным игроком по сезону, но при этом все равно получил немало времени (2149 минут во всех турнирах). В статусе «первый со скамейки» Коутиньо провел свой последний приличный сезон в карьере – оформил 11+9 во всех турнирах и взял требл с «Баварией». Выходя на уставших соперников, когда уже не так важно держать структуру владения и прессинга, Коутиньо творил в привычной для себя манере и добивал их (как, например, в тех самых 8:2).
Маркус Рэшфорд приходит в «Барсу», чтобы стать первой опцией со скамейки. Именно так он поможет разгрузить главных атакующих игроков «Барсы». Именно так он может сам получить достойное количество игрового времени и набить достойные цифры по гол+пас. Команды Флика всегда забивают очень много – у игроков ротации тоже регулярные шансы отмечаться.
Пример Филиппе Коутиньо в «Баварии» показывает, как неосновной игрок может стать важной частью командного успеха. Это отличный ориентир для Маркуса в «Барселоне». Если англичанин в таком статусе принесет команде пользу и поможет ей добиться успеха, никто и не вспомнит о его огромной зарплате.
Блог ТТД – это место, где вы можете прочитать тактические разборы всех матчей «Барселоны», а также материалы по разным командам – и клубам, и сборным.
Обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал – там тоже публикуется много интересного контента.
Рэшфорд в «Барсе» – сбылась мечта. А его зарегистрируют?
Фото: East News/AP Photo/Joan Monfort, OLI SCARFF/AFP; Gettyimages.ru/David Ramos; instagram.com/fcbarcelona; IMAGO/Manjit Narotra, Xavi Bonilla/Keystone Press Agency, Frank Hoermann/SVEN SIMON/Global Look Press
а когда ему то же говорили тренеры МЮ, он почему не соглашался?
Конкретно под топ-матчи (соперники с прессингом и высокой линией) я хотел бы видеть Ламина справа, Торреса слева, Рафинью десяткой и Ольмо ложной 9. Максимум вариативности, можно даже Торреса вернуть в центр, а Рафинью налево прямо по ходу матча
И есть ещё Рэшфорд, Лева, Фермин и Гави со скамейки под любой сценарий
В общем, неплохая сделка для Барсы.
- *** буду!
- Оформляем!