28 мин.

Мэтт МакГинн. «Против стихии — извержение исландского футбола». Глава восьмая: Тренеры

Благодарности

Введение

  1. Исландия – Аргентина

  2. От гравия до травы

  3. Инфраструктура

  4. Твердостью духа и опилки

  5. Исландия – Нигерия

  6. Вступление в сеть

  7. Размер имеет значение

  8. Тренеры

  9. Ларс и Хеймир

  10. ...

Глава восьмая: Тренеры

В сентябре 2003 года в «Лаугардалсвёллюре» Исландия сыграла со сборной Германии в скромную ничью 0:0. Несмотря на то, что 14 месяцев назад гости вышли в финал Кубка мира, этот результат заставил Германию порефлексировать.

«Исландия возглавляет турнирную таблицу, — сказал Руди Фёллер в эфире немецкого телевидения. — Вы хотите сказать, что мы должны доминировать над ними на выезде? В каком мире вы живете? Вам следует снять ваше белое пальто».

Печатная пресса сетовала на бесцельные забросы на безымянных форвардов и бессилие Михаэля Баллака в полузащите. Однако, как объясняет Рафаэль Хонигштейн в книге «Перезагрузка» [На русском языке вышла под названием «Немецкая машина футбола», примеч.пер.], в немецком футболе назревали радикальные перемены. Болезненное поражение в четвертьфинале от Хорватии на чемпионате мира 1998 года стало катализатором систематических инвестиций в развитие молодежи. Унижение породило прогресс. Региональные учебные центры открылись от Шварцвальда до Берлина. Поколение игроков, выигравших Кубок мира в 2014 году — дети этой реформы. Они получили лучшую подготовку и большее количество знаний, чем те, кто пришел раньше. В то время как Германия барахталась в Рейкьявике, первые плоды реорганизации низового звена — такие игроки, как Филипп Лам и Бастиан Швайнштайгер — были готовы оказать влияние.

И в Исландии, как и в Германии, радикальные перемены кипели прямо под поверхностью.

«Мое видение заключалось в том, чтобы повысить уровень тренерской работы и познакомить исландских тренеров с иностранными экспертами и тренерами более высокого уровня».

Сигги Эйольфссон, бывший технический директор KSÍ, откинулся на подушки в своем гостиничном номере в Иордании, где проходит женский Кубок Азии. Он стал главным тренером сборной Китая в 2017 году, и его слова звучат через WeChat — скайп в Китае запрещен.

Эйольфссону было 29 лет, и он заканчивал свою кочевую карьеру, в ходе которой побывал в США, Англии и Бельгии, когда в 2002 году KSÍ назначила его своим первым техническим директором.

«В те времена KSÍ была очень маленькой, — вспоминает он. — Там было десять или одиннадцать человек. Мой кабинет был комнатой для совещаний, поэтому мне всегда приходилось освобождать свой стол, когда намечалось совещание».

В задачи Эйольфссона входило улучшение качества и количества исландских тренеров. Он очень мало чего унаследовал. Человек, ранее отвечавший за обучение тренеров, совмещал эту роль с постоянной преподавательской работой и руководством сборной до 21 года. Не было никакой структуры или учебного плана. Бюджет был скудным. А Исландия, как одна из немногих европейских стран, не входящих в тренерскую конвенцию УЕФА, оставалась на северной периферии континента, когда речь заходила о тренерском образовании. Первой задачей Эйольфссона было приблизить Исландию к ее соседям, приняв систему лицензирования УЕФА, которая включает в себя, в порядке возрастания сложности, лицензии B, A и Pro. Национальные ассоциации обладают определенной гибкостью, позволяющей формировать каждую лицензию в соответствии с их конкретными потребностями.

У Эйольфссона был чистый лист для работы. «Нам пришлось разрабатывать курсы с нуля и решать, чему мы будем учить на каждом уровне. Я спросил себя: «Что важно знать тренерам Исландии, чтобы повысить уровень игры?»»

Он не спешил. Он получил степень магистра в области психологии спорта и физических упражнений, играя в футбол в колледже в США. Это добавило академического уважения к силе терпеливого отношения. Он работал так, словно на всю жизнь остался техническим директором.

«Я из тех, кто любит все исследовать, — говорит он. — Мне нравится думать о вещах. Чтобы создать действительно хорошую систему, нужно хорошенько подумать. Если ты постоянно меняешь и разрабатываешь новую политику, ты не будешь следовать своему плану и не увидишь, что он принесет плоды. Именно поэтому я начал работать в марте 2002 года, а сертификат УЕФА мы получили только в 2004 году. Это заняло много времени, но у нас получилась действительно хорошая программа, которая отлично подходит для Исландии. Я не говорю, что она идеально подходит для Германии, Дании или еще какого-нибудь места, но для Исландии она вполне подходит».

Он взял шаблон УЕФА и адаптировал его к потребностям Исландии, помня о том, что самых талантливых игроков нужно готовить к переезду за границу. В результате был выработан целостный подход. «Я всегда считал, что самое важное — это дойти до широких масс», — говорит он.

Тренеры из северной и восточной Исландии не посещали большинство курсов в Рейкьявике, потому что для этого нужно было лететь внутренним рейсом и останавливаться на ночь. В ответ Эйольфссон отправился по трассе 1 — извилистой дороге, прочертившей асфальтовое кольцо вокруг острова — и аккурат в города. В других странах курсы УЕФА проводятся только по приглашениям, но Эйольфссон открыл доступ в Исландии.

Квалификация тренера вскоре стала символом статуса. «Когда мы получили лицензии УЕФА, все пошло в гору, — объясняет он. — Все хотели иметь маленькое удостоверение, которое можно держать в бумажнике, чтобы показать людям, что ты тренер, имеющий лицензию УЕФА. Это нас очень воодушевило».

Перемены всегда сталкиваются с определенным сопротивлением. Скептически настроенных тренеров. Они указывали на свою десятилетнюю практику. Чему можно научить на курсах, чему они еще не научились на работе? Это отношение распалось, когда новое поколение тренеров доказало, что они на самом деле довольно хороши — с инновационными и тщательными методами.

KSÍ преодолела сопротивление клубов, прибегнув к помощи кнута и пряника в виде лучших тренеров для своих молодых игроков. Система лицензирования клубов обязывает их обучать своих тренеров. Если бы, например, у чемпионов Исландии не было лицензированного тренера во главе команды до 14 лет, первой команде не позволили бы защитить свой титул. KSÍ смягчила правило после того, как первоначальная шоковая тактика возымела желаемый эффект, но клубы по-прежнему получают штраф, если их молодежные тренеры не обладают необходимой квалификацией.

Эйольфссону помогло то, что он был частью небольшой организации. Новая политика не блуждала по бюрократическим лабиринтам ассоциаций, советов и комитетов. Несколько раз он спрашивал, не пора ли после нескольких лет замороженных цен повысить стоимость курсов, чтобы отразить включение в них новых книг. Ответ всегда был отрицательным. KSÍ брала на себя все расходы. В то время как растущий финансовый сектор Исландии гнался за прибылью в середине 2000-х годов, KSÍ упорно придерживалась эгалитарного принципа, согласно которому богатство не должно лежать на банковском счете в Рейкьявике, а должно быть реинвестировано через клубы.

Эта убежденность не ослабевает, несмотря на успехи национальной команды, раздувающие казну KSÍ. В период с 2016 по 2018 год KSÍ распределила между исландскими клубами около £8,5 млн., большую часть которых составили доходы от чемпионата Европы и чемпионата мира. Эта сумма может показаться пустяком в тени больших трансферных сумм, но это значительное вливание денег в экосистему любительских и полупрофессиональных клубов.

Первые исландские тренеры прошли курс УЕФА B в начале 2004 года. К 2018 году 669 исландцев имели лицензию УЕФА B, 240 — УЕФА A, а 17 — лицензию УЕФА Pro благодаря связям с Английской федерацией футбола.

Один тренер-неисландец, считающий Исландию одной из 27 стран, в которых он работал, подозревает, что KSÍ выдает лицензии УЕФА тренерам, которые не соответствуют требуемым стандартам в других странах. Возможно, он прав. Возможно, в Исландии планка ниже, но масштаб качественного тренерства не имеет аналогов.

Здесь нет отцов-добровольцев на бровке, которые лают приказы сыну, теряющему желание жить мечтами своего отца. Исландские дети приучены к футболу, и не в том смысле, в каком мы романтизируем его в Соединенном Королевстве: папы проводят малышей с широко раскрытыми глазами через турникеты в толпу зрителей. Лицензированные УЕФА тренеры тренируют исландских детей с шести лет.

Чему учат все эти тренеры? Ответ, более или менее, таков: всему, чему хотят. Существует примерный план занятий, но в нем достаточно места для вариаций.

«Клубы сами решают, как тренировать своих игроков, начиная с шестилетнего возраста и заканчивая первой командой, — говорит Эйольфссон. — Но есть определенные рекомендации. Нужно научить их техническим навыкам. Какие технические навыки наиболее важны? Это зависит от вас».

KSÍ предлагает рамки, не будучи догматичной. Этот компромисс объясняется двумя причинами. Первая основана на фразе, которую Эйольфссон услышал, будучи молодым тренером: «Если у тебя один и тот же рецепт, ты всегда будешь печь один и тот же пирог». Полностью централизованный процесс приведет к появлению однородных игроков. Эйольфссон поясняет: «Ты не хочешь тренировать всех одинаково, потому что тебе нужны разные типы игроков, которые могут играть в разных системах. В обучении тренеров должна быть определенная свобода. Именно поэтому тренерам не нужно проходить курсы повышения квалификации в KSÍ. Они могут поехать за границу, понаблюдать за тренировками в футбольном клубе и пообщаться с тренерами».

За чашкой густого кофе Арнар Билл Гуннарссон, сменивший Эйольфссона на посту технического директора KSÍ в 2013 году, объясняет, что дефицит — это вторая причина передачи полномочий отдельным клубам и тренерам. В Исландии слишком мало игроков для создания их копий.

«Мы считаем, что тренеры независимы, — говорит он. — Мы не говорим тренерам, чтобы они все делали одно и то же, потому что у нас так мало игроков. Например, юноши до 17 лет могут захотеть играть как национальная сборная, которая обычно играет 4-4-2, но у юношей до 17 лет может не быть двух хороших нападающих. Поэтому мы позволяем проявлять фантазию. Это зависит от каждого тренера».

Арнар Билл разделяет веру Эйольфссона в важность последовательного долгосрочного мышления. Он внес некоторые изменения, но такие принципы, как разделение детей на команды A, B и C по способностям, чтобы они играли с равными соперниками, остались неизменными.

Основополагающий принцип заключается в том, чтобы увлечь детей в раннем возрасте, посеять семена страсти, которая породит настойчивость. Открытое техническое обучение приходит позже, как и специализация. KSÍ поощряет детей заниматься другими видами спорта, такими как гандбол, баскетбол или легкая атлетика, наряду с футболом до 13-14 лет. Арон Гуннарссон играл в гандбол за команду «Тор Акюрейри», когда ему было 15 лет, и до сих пор является рекордсменом среди самых юных бомбардиров Первого исландского дивизиона. Неудивительно, что он может выбросить мяч из-за боковой в штрафную.

«Мы учим тренеров, что в первые пару лет футбол должен приносить удовольствие, — говорит Эйольфссон. — Не относиться к себе как к тренеру слишком серьезно. Можно покататься с детьми на лошадях и постараться сделать это весело, чтобы они с нетерпением ждали следующей тренировки. Не думать о результатах. Просто дать всем поиграть. Быть ободряющими и позитивными. Привлечь родителей. И ты добьешься успеха, если увеличишь количество детей в конце года. Если ты сможешь вызвать в детях внутреннюю мотивацию, заинтересовать их и заставить прийти на футбол, то ты сделал свою работу».

Тренеры стремятся поразить детское воображение обманчиво неформальными упражнениями. В одном из клубов дети разминаются с игрой в стиле «Индиана Джонс», бегая по кругу, используя только пятки. Их поощряют фантазировать. И все же тренеры часто предпочитают короткий, простой пас декадентскому шлепку или слаломному забегу, которые имеют больше шансов потерять владение мячом. Я спрашиваю у Арнара Билла, не может ли содержание молодых игроков в стерильных условиях, отмеченных печатью УЕФА, вытеснить из них спонтанность и энтузиазм.

«Нет, я бы сказал, что все с точностью до наоборот, — отвечает он. — Внутри структурированной тренировки ты получаешь много свободы. Для меня главное, что если ты придешь на веселую, хорошо структурированную тренировку, то, скорее всего, полюбишь игру. А если ты влюбишься в игру, то будешь играть в футбол и вне организованных тренировок».

«Никто не станет по-настоящему хорошим игроком, если будет просто приходить на тренировки три раза в неделю. Ты должен выходить на поле ради удовольствия. Я верю, что больше игроков будут делать это, если у них будут качественные занятия, когда они начнут играть. Тренеры, у которых самые молодые игроки, очень важны». Как по команде, он прерывается, чтобы поговорить с тренером, который в этот день будет сдавать экзамен на лицензию УЕФА А.

Хотя в KSÍ приоритет отдается участию и спонтанности, у подростков есть доступ к насыщенному календарю соревновательного футбола в виде соревнований лиги и летних турниров, на которые съезжаются игроки и родители со всей страны. Гейр Торстейнссон — бывший президент KSÍ — считает, что частота матчей имеет решающее значение. «Никто не любит только тренироваться, — говорит он. — Ты не сможешь удержать детей в игре, если они не будут участвовать в соревнованиях». В предыдущие десятилетия только одна команда могла представлять клуб в каждой возрастной группе, а это означало, что десятки детей тренировались в течение недели, не имея никаких шансов на матч в выходные. Сейчас клуб может приехать на турнир команд до 11 лет с пятью или шестью противниками.

Гейр вспоминает, что в начале 1980-х годов KSÍ сократила футбольные матчи команд до 11 и 12 лет до игр семь на семь и проводила их на небольших полях. Это был ранний переход на малые составы, которые с тех пор стали основным видом молодежного футбола. В Исландии действует тот же принцип. Дети постепенно переходят от игры пять на пять к игре 11 на 11 в темпе, способствующем техническому развитию и умению играть на ограниченном пространстве, а не грубой физической форме, присущей самым большим в классе.

Если бы у нас было таймлапс-видео, на котором запечатлены дни, недели, месяцы и годы работы, в результате которой рождается футболист мирового класса, оно бы показало чеканку, пасы о стенку, обводку конусов мягкими касаниями. Множество рутинных накапливающихся действий.

Дети могут научиться владеть мячом, но готовность принять тот факт, что футбол — это упражнение на отсроченное удовлетворение, им привить сложнее. Парадоксально, но в Исландии тренеры начального уровня используют миссионерское мышление, чтобы вдохновить игроков на самостоятельную тренерскую работу.

С этой целью KSÍ распространила 16 000 DVD-дисков с «техническими навыками» среди всех зарегистрированных игроков Исландии в возрасте до 16 лет. DVD содержит 100 навыков и упражнений, которые юный игрок может выполнять самостоятельно или с друзьями, в саду или на мини-площадке. Но это должно быть что-то, чем они будут дорожить, а не как другие коробки, собирающие пыль за PlayStation. Так что к делу подключились игроки мужской и женской сборных. Они вернулись в свои родные города, чтобы лично раздать DVD детям, которые их боготворили. Их готовили к тому, чтобы донести до них мысль о том, что неустанные тренировки в течение длительного времени являются ключом к успеху.

Однако никакое количество тренерских DVD не сможет устранить конфликт, лежащий в основе развития молодежи: тренеры должны одновременно думать о настоящем и будущем. Эти же вопросы гложут каждого тренера молодежи. Выбрать ли мне рано расцветшего игрока, потому что он хорош сегодня, или более позднего, потому что он будет хорош через пять лет? Могу ли я поставить раннего цветка вместе с более поздним в полузащиту, чтобы обеспечить физическое прикрытие? Правильных ответов нет.

Мы знакомы с лилипутским зрелищем молодежного футбола. Мускулистый и бородатый подросток продирается сквозь толпу детей, которые, хотя и являются ровесниками, еще не достигли земли обетованной — полового созревания. Некоторые 15-летние подростки имеют биологический возраст 12-летнего, а другим биологически 18 лет. Подростки быстро меняются физически и эмоционально, но при этом умелые тренеры должны оценивать их прогресс и потенциал.

Тренерам проще думать о настоящем. Молодежные тренеры часто стремятся стать ассистентами или главными тренерами на старшем уровне, где оплата труда и престиж выше. Лучший способ пробиться в клуб старших мальчиков, играющих в первой команде — это выигрывать матчи на молодежном уровне, но при этом командные результаты ставятся выше индивидуального развития. Несколько десятилетий назад Йохан Кройфф нашел решение этой проблемы. Одна из его идей заключалась в ротации тренеров в клубе, чтобы тренер первой команды мог на неделю взять на себя руководство юношами. Неудивительно, что она так и не прижилась. Это противоречит устоявшейся схеме карьерного роста.

Торлакюр Арнасон возглавлял молодежный тренерский штаб KSÍ до декабря 2018 года. Он использовал LinkedIn в качестве платформы для рассмотрения этого конфликта в серии коротких эссе.

«Большинство игроков в национальных командах до 17 лет по всему миру — это рано расцветшие игроки, —- написал он в 2017 году. — Они рождены в начале года. Их рост и вес выше среднего».

Торлакюр считает, что существует проблема с измерением успеха на молодежном уровне. «Может быть, стоит начать с того, чтобы называть тренера «учителем футбола»? В юношеском футболе результаты не должны иметь значения. Нужно оценивать работу тренера по его прогрессу в работе с группой в техническом и тактическом плане, а не по результатам».

Проблема, конечно, в том, что технический и тактический прогресс трудно поддается количественной оценке. Тем не менее, обнадеживает тот факт, что люди, отвечающие за развитие молодежи в Исландии, критически подходят к решению подобных проблем. KSÍ осознает, что в Исландии необходимость сосредоточиться на завтрашнем дне сильнее, чем другим странам. На каждого талантливого 15-летнего подростка, отпущенного немецким клубом, найдется другой чудо-мальчик, который заменит его. У Исландии нет такой роскоши. Исландия не может позволить себе терять игроков, потому что их так мало. Именно поэтому исландские футболисты могут выступать за свой клуб — и получать тренерские лицензии под эгидой УЕФА — до 19 лет. Никого не отвергают. И все игроки получают одинаковые тренировки до 15 или 16 лет. Только тогда лучшие игроки начинают привлекать к себе повышенное внимание.

Некоторые игроки настолько развиты, что их путь в профессиональный футбол ясен уже к десятому дню рождения, но большинству требуется больше времени, чтобы расцвести. Альфред Финнбогасон забил гол сборной Исландии в ворота Аргентины на чемпионате мира по футболу. В 18 лет он томился в Третьем дивизионе в фидерном клубе «Брейдаблик», не в силах преодолеть пропасть, разделяющую молодежный и взрослый футбол. Ханнес Халлдорссон, вратарь, отбивший пенальти от Лионеля Месси, был отвергнут исландским клубом Третьего дивизиона в 23 года и стал профессионалом только в 29 лет.

Такие молодые люди, как Альфред и Ханнес, развивались не так быстро, как остальные. В литературе их называют «талант, который шепчет». Не все таланты заявляют о себе с помощью горна и задорного заявления, зачитанного со свитка папируса. В Исландии играют поздно развивающиеся игроки, которых в других местах давно бы отбросили.

Однако, несмотря на всю свою впечатляющую работу по вдохновению и развитию как можно большего числа молодых игроков, KSÍ не может охватить все до мельчайших деталей.

«Мы проводим психологическую подготовку, — говорит Арнар Билл. — Но она очень небольшая. Мы охватываем лишь верхушку айсберга, потому что у нас не хватает часов. Курс был бы слишком большим, если бы мы хотели сделать каждого экспертом в каждой области. Специализация зависит от тренера».

Как отдельные тренеры развивают футболистов выше их головы? Частью процесса открытия стал спуск в мрачный шестикилометровый туннель, проходящий под Хвалфьёрдуром («Китовый фьорд»). Свет в конце туннеля — это Акранес, спокойный рыбацкий городок, который был сердцем исландского футбола задолго до того, как в тренерских руководствах появился менталитет.

В девятнадцати километрах к северу от Рейкьявика в Акранесе проживает 7000 человек. Заброшенная фабрика возвышается над гаванью, словно призрак брутализма из процветающего прошлого. Рыбацкие лодки уже не курсируют здесь с такой частотой, как в 1956 году, когда любительская сборная Англии сыграла с Исландией в первом в истории матче между двумя странами. Восемь человек из исландской сборной — по некоторым данным, девять — были из Акранеса.

Крупнейший клуб города, ИА, доминировал в исландском футболе на протяжении значительной части XX века, подготовив целую плеяду профессиональных игроков на экспорт. После начала тысячелетия он стал менее успешным, однако остается самым титулованным клубом страны.

Вид из зала заседаний клуба компенсирует уродливый покрытие из булыжника. Черные, как сажа, валуны отделяют стадион от угрюмого моря, словно защитные куски угля. На стене висят вымпелы в виде треугольников, напоминающие о вчерашних успехах. «Барселона», «Фейеноорд» и «Абердин» — все они приезжали в гости, чтобы побороть встречный ветер, хлещущий по полю, как коса.

Людвик Гуннарссон был мальчиком, когда «Акранес» обыграл «Фейеноорд» со счетом 1:0 в 1993 году. Теперь он возглавляет молодежный отдел ИА и хочет, чтобы развитие молодежи означало нечто большее, чем техника, тактика и физическая подготовка.

«Для меня, как для тренера, — говорит он, — развитие игроков как личности — одна из моих главных целей. Я должен работать с тренерами, чтобы помочь детям развиваться психологически».

«Я думаю, мы слишком много тренируем футбол, — продолжает он. — Может быть, нам стоит составить учебный план, как помочь им психологически. В профессиональном футболе выживут только сильные, так что же мы там делаем? Мы начали с наставников».

Каждые две недели он встречается один на один с подростками, которых он видел, когда они проходили по возрастным группам клуба. Они говорят о футболе и развитии на поле, но другие вопросы важнее: как ты себя чувствуешь? Все ли хорошо в школе? Ты все еще встречаешься с той девочкой? Трудности подросткового возраста. По словам Людвика, они принимают его даже тогда, когда разговор становится жестким.

«Я очень откровенен. Я веду настоящий разговор. У меня был один парень, который сейчас играет в Швеции. Я тренировал его, когда он был моложе. Я знал его довольно хорошо. Два года он был травмирован и не играл в футбол. Ему было трудно вернуться. Он был немного высокомерен, но, как по мне, это была просто неуверенность в себе. Я сказал ему: «Люди считают тебя грубым из-за того, как ты себя ведешь и как с ними разговариваешь». Он был очень удивлен. Я сказал: «Думаю, это потому, что ты не уверен в себе. Тебе нужно немного расслабиться и больше наслаждаться жизнью». Ты не можешь просто говорить красивые вещи. Ты должен говорить то, что им нужно услышать».

Несколько игроков из «Акранеса» представляли Исландию на молодежном уровне с тех пор, как Людвик и его коллеги ввели программу наставничества. Арнор Сигурдссон — флагман экспорта, перешедший в московский ЦСКА в 2018 году и игравший в Лиге чемпионов, будучи еще подростком. Тем временем команда ИА до 19 лет одержала победу во внутреннем первенстве и получила право на участие в престижной Юношеской лиге УЕФА сезона 2019/20. Молодые игроки из «Акранеса» одержали яркую победу над эстонским клубом «Левадия» со счетом 16:1, но были выбиты сильной командой «Дерби Каунти», которая в следующем раунде обыграла дортмундскую «Боруссию».

Возможно, наставничество не является чем-то революционным, но и корреляция не означает причинно-следственную связь. Однако в клубе есть понимание того, что инвестировать в игроков как в людей — это не только ответственный поступок, но и улучшение результатов. Футбол — для людей, в конце концов, бизнес.

«Скорее тебе поможет менталитет, чем умение играть в футбол. Я знаю нескольких парней, которые плохо играют в футбол. Честно. Любой мог бы сделать то, что делают они. Но они настолько хороши характером, что получают контракты с исландскими клубами Премьер-лиги. Так что это важно».

Однако Людвик также осознает свою ответственность перед подавляющим большинством игроков, которые не перейдут в профессиональную игру и не захотят идти по этому пути. Полупрофессиональным командам в Исландии это проще, чем фабрикам по производству игроков, связанным с большими клубами в Европе, где маленький Джонни становится товаром, как только научится завязывать шнурки на бутсах. В отличие от профессиональных академий, ИА существует не только для того, чтобы выпускать футболистов. Клуб вплетен в ткань местного сообщества. Его функция — помогать всесторонне развивать людей, а также отшлифовать нового левого защитника для первой команды.

Мы оставляем угольные виды в зале заседаний, и Людвик ведет меня в крытый футбольный дом, примыкающий к стадиону. Двенадцатилетний мальчик со светлыми волосами и норовистой энергией отбивает мяч о бетонное основание стены, чередуя правую и левую ногу. Он младший сын Джоя Гудьонссона, менеджера ИА и бывшего полузащитника «Бернли» и «Реал Бетиса».

«Он справится, — мудрено говорит Людвик. — Он всегда здесь».

Игроки до 19 лет выполняют упражнения на владение мячом. Одна команда перекладывает мяч с ноги на ногу, а их соперники в флуоресцентных манишках пытаются помешать «тики-таке». Людвик обращает внимание на вялого игрока, который носит зеленую повязку на голове, чтобы защитить уши от холода. Мы стоим, скрестив руки, наблюдая, как он скользит из пространства в пространство, вездесущий, как будто время для него движется медленнее, чем для его товарищей по команде. Недавно он прошел просмотр в «Аяксе».

Людвик относится к психологическому развитию молодых игроков, как к кубику Рубика: нужно что-то подправить, пока он не найдет эффективную комбинацию для каждого конкретного игрока. Иногда весь матч он молчит на бровке. Он хочет, чтобы его игроки научились сами решать проблемы на поле. Для некоторых родителей тренер не является тренером, если он не кричит. Но большинство доверяет Людвику в вопросах инноваций.

«Я с нетерпением жду следующего раза, когда игрок разозлится на поле, — говорит он с ухмылкой. — Замечали, что тренеры высшего уровня передают инструкции своим игрокам на клочках бумаги? Когда игрок в следующий раз расстроится, я передам ему сложенный в несколько раз лист бумаги. На нем будет просто смайлик. Я хочу посмотреть, как он отреагирует».

Футбольная индустрия склонна забывать, что дети — это не мини-взрослые. Людвик олицетворяет собой переход от авторитарного, постоянно орущего тренерства к стилю, основанному на эмпатии и эмоциональном интеллекте. Это касается не только исландских тренеров, но они находятся в авангарде.

Оливер Сигурйонссон тоже является сторонником этого движения. Когда он разлюбил играть в футбол, он полюбил его тренировать.

Оливеру исполняется 23 года, когда мы встретились в норвежском Будё, где он играет за команду «Будё/Глимт». Хотя на его счету два матча за сборную Исландии, пик его популярности как игрока пришелся на семь лет раньше. Уже в 15 лет он тренировался с первой командой в Брейдаблике — в 500 метрах от семейного дома. Он привлек интерес из-за рубежа. «Лацио» сделал предложение, и он ездил на просмотр в «Милан». Тем не менее, к 19 годам Оливер вернулся в Исландию после неудачного трехлетнего пребывания в АГФ в Дании. Он вернулся в «Брейдаблик», клуб, на эмблеме которого горел факел, и его внутренний огонь футбола не угасал.

«В Дании я очень ожидал попасть в первую команду, — говорит он, его щетина топорщится на воротнике черной куртки-пуховика. — Я не получал игрового времени и тренировался не так часто, как хотел. Я также расстался со своей девушкой, с которой был вместе четыре года. В одном супе оказалось много всякого невкусного. Я вернулся в Исландию с плохим предчувствием того, что не стану профессиональным футболистом».

Как и игроки, не сумевшие пробиться в «Норвиче», Оливер был еще одним молодым исландцем, которого сдуло после сложного опыта в иностранной академии. Из-за большого количества молодых игроков, стремящихся получить профессиональный контракт, это частое явление, но оно редко означает конец мечты. Всегда есть другой путь к профессиональной карьере, даже если для этого нужно сделать шаг назад, чтобы сделать два шага вперед.

«Это сильно повлияло на мою уверенность в себе. Я мог бы сказать: «К черту все, я ухожу», но я не такой человек».

Оливеру комфортно быть не таким, как все. Во-первых, он единственный из всех исландцев, которых я встречал, не пьет кофе. И он справлялся с отказом совсем не так, как большинство».

Впервые он помогал тренерам в «Брейдаблике», когда ему было 13 лет. Во время занятий с юношами и девушками до 11 лет он был помощником своего тренера. Оливер наслаждался вызовом, держа свисток между губами и набор конусов под мышкой.

Поэтому, вернувшись из Дании, он прошел курс УЕФА B, финансируемый «Брейдабликом». Его первой должностью был помощник тренера в команде до 14 лет, а затем он перешел к обучению лучших игроков до 16 лет конкретным навыкам — защите мяча, игре один в один при обороне и атаке и так далее. Оливер омолодился, и тренерство стало частью этого процесса.

«Я очень мотивирован, когда люди сомневаются во мне, — фыркнул он. — Я просто обожаю, когда люди сомневаются во мне. Я такой: «Я, мать вашу, покажу им, что я достаточно хорош!». Я прошел тренерский курс, потому что хотел стать лучшим игроком, став лучшим тренером. Я хочу лучше понимать игру. Я хочу знать, что ищут тренеры. Я хочу знать, что ищут скауты. Я подумал, что если я смогу тренировать других, то смогу стать лучшим тренером для себя».

Сработало ли это? «Да. Я тактический игрок. Я читаю игру, а не иду постоянно в подкаты. Я хочу видеть игру на шаг вперед, читать ее в обороне. На тренировках я думаю о том, о чем другие игроки, возможно, не задумываются. Я думаю о своей позиции и о том, почему я могу быть недоступен для получения мяча, когда его получает другой парень».

Тренерская работа — это один из столпов системы поддержки, которую Оливер выстроил вокруг своей футбольной карьеры. Он также поступил на психологический факультет Университета Рейкьявика.

«Ты должен хорошо разбираться в людях, — отвечает он, когда я поднимаю брови. — С некоторыми людьми нужно быть очень жестким, а с другими — очень мягким. Это то, с чем я испытываю проблемы как человек в команде и как капитан, как это было в сборной Исландии до 21 года. К кому я подхожу с этой стороны, а к кому — с той?»

Затем последовал курс персонального тренинга. «У меня были небольшие проблемы с травмами, — говорит он. — Если у меня есть информация, которая может мне помочь, я могу использовать ее на себе. Это мое собственное тело и моя собственная карьера».

Меня поражает его неутолимая жажда знаний, которые помогут ему как футболисту и после завершения карьеры. Оливер, однако, колеблется.

«Порой, когда у тебя есть план Б, ты не так сильно стремишься к плану А, как если бы у тебя был только план А. Это то, с чем я сейчас сражаюсь».

Не похоже, что его план Б — это открытие бара или модного лейбла, заметил я.

«Это правда. Но я всегда продумываю план А и план Б».

Хотя Оливер рассматривал тренерскую работу как средство совершенствования себя как игрока, она воспитала в нем страсть к тому, чтобы брать лучшее от других. «Я люблю учить людей, которые хотят, чтобы их учили. У меня есть свои взгляды на футбол, и я очень хочу играть в своем стиле, когда стану тренером. Я хочу играть комбинационно».

Пеп Гвардиола и Юрген Клопп — естественные примеры для подражания, ведь они являются кураторами агрессивных, техничных футбольных брендов, которым отдает предпочтение Оливер. Юлиан Нагельсманн — немец в жилетке, который вывел «Хоффенхайм» с грани вылета в Лигу чемпионов, а затем перешел в «РБ Лейпциг» — также произвел на него впечатление.

«У него есть iPad и большой экран на тренировочной площадке, — мурлычет Оливер, — так что он может показывать игрокам, что они делают правильно, а что нет. Мне это нравится. Это как порно для тренеров! Ты можешь дать игрокам информацию в конкретной и быстрой форме, чтобы они не отвлекались и могли узнать больше за короткий промежуток времени, ведь у нас не так много Эйнштейнов в футболе!»

Он также имеет четкие взгляды на развитие молодежи — именно эта область тренерской деятельности вызывает у него интерес. Во время своей юношеской карьеры он сталкивался с тренерами, которые ставили во главу угла победы, а другие ставили техническое и тактическое развитие выше результатов. Оливер относится к той части спектра, которая связана с развитием. В основе этого лежит вера в то, что дети должны рано сталкиваться с трудными ситуациями и при этом получать поддержку, которая поможет им извлечь уроки из этого опыта.

«Если я готовлю парня, который сможет играть в высшей лиге, он не должен испытывать ошибки, развивать атаку от своих ворот или играть под давлением в маленькой зоне [впервые], когда ему 20 лет. Он должен был делать это всю свою карьеру».

Но его приверженность к коротким передачам не является чем-то незыблемым. Потребности человека стоят на первом месте. «Все дело в том, какие игроки у тебя есть и как ты развиваешься как тренер. Если бы у меня был большой игрок-столб, который был бы действительно хорош, я бы иногда играл длинными забросами, даже если бы хотел играть в короткий пас, просто чтобы улучшить его как игрока. Если бы Колбейн Сигторссон (звездный нападающий сборной Исландии) никогда не получал пасы по воздуху, он не выигрывал бы сейчас 19 верховых дуэлей из 20. Как тренер молодежной команды ты должен адаптироваться, чтобы сделать лучших игроков для старшей команды, команд за рубежом, молодежной сборной и так далее».

Я разговаривал с Оливером во время моего визита в «Нордландсхаллен» в Будё просто потому, что он оказался живущим там исландским игроком. Я не ожидал, что он окажется одним из самых эрудированных людей, с которыми мне доведется пообщаться за время пребывания в Исландии. Действительно, я судил о книге по обложке. Оливер — профессиональный футболист и модель для модной компании Jack and Jones в Исландии; шансы на то, что он соберет полный зал, будучи увлекательным и внятным, казались невелики.

Когда в 2002 году Сигги Эйольфссон сидел в своей скромной комнате для совещаний, он знал, что тренерская деятельность в Исландии не изменится в одночасье. Скорее, она изменится в результате череды разумных решений, принимаемых на протяжении месяцев, лет и десятилетий. Одним из таких решений стало проведение курсов в каждом уголке страны. Еще одним источником информации стали обучающие DVD-диски. Это происходило постепенно, по мере того как формировалось долгосрочное видение. Сознательные, творческие тренеры, такие как Людвик и Оливер, олицетворяют это видение. И таких, как они, очень много.

В Исландии, как и везде, есть разногласия и недостатки. Такие влиятельные люди, как Хеймир Хадльгримссон и Торгримюр Траинссон, выражали опасения, что следующие игроки из Исландии не достигнут уровня нынешнего «золотого поколения», несмотря на доступ к феноменальным условиям и тренерам. Действительно, есть надуманное подозрение, что начинающим футболистам сейчас слишком легко в Исландии.

Такие тренеры, как Сигги, и те, кто последовал за ним в KSÍ, терпеливы в своих методах. Для них следующие 20 лет важнее, чем следующие два, и они создали модель развития молодежи, которая сохранится в долгосрочной перспективе.

Как язвительно повторяют исландские тренеры, «нигде в мире дети не могут играть в футбол так долго, с такими хорошо обученными тренерами, в таких хороших условиях».

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...