Гимн Словении – это тост со строфами в форме бокалов. Его автор умер от алкоголизма
Денис Пузырев пьет до дна не чокаясь.
В трансляции перед стартом матча Англия – Словения комментатор Okko Денис Алхазов процитировал первые строчки словенского гимна:
Друзья! Возьмем бокалы. Пускай в нас бодрость льет лоза, чтоб в жилах кровь взыграла и ярче вспыхнули глаза.
Алхазов отметил, что строфы гимна – это «графическая поэзия», так как имеют форму бокала вина.
И содержание, и форма делают словенский гимн самым необычным среди всех участников Евро, а, может быть, и одним из наиболее оригинальных в мире. Обычно гимны слагают о красоте местной природы, о славной истории страны, героизме людей, верности памяти и решимости отдать жизнь за светлое будущее любимой родины. У словенцев же – застольный тост.
В реальности в словенском гимне все не совсем так лихо. Процитированные строчки с призывом «взять бокалы» – это действительно начало стихотворения словенского поэта XIX века Франце Прешерна Zdravljica, которое уже после его смерти было положено на музыку. В 1994 году после обретения независимости от Югославии Zdravljica стала официальным гимном страны. Но в нем нет никаких упоминаний лоз, бокалов и вина.
Zdravljica – это такой тост в стихах (в переводе Zdravljica и есть тост), состоящий из 9 строф. С фрагментом первой вы уже знакомы, но официальный текст гимна Словении – только седьмая строфа стихотворения. И она звучит вполне традиционно для гимна.
Да здравствуют народы,
все нации любой земли,
чтоб все друзья свободы
навек к согласию пришли,
чтоб без бед
жил весь свет
и добрым другом стал сосед.
Заметили графическую форму строфы? Она действительно сделана в форме бокала: широкий верх, сужение во второй половине, снова расширение в конце). Остальные восемь – точно такие же.
И это не самый ловкий графически-стихотворный фокус, который проделывал Франце Прешерн по прозвищу Доктор Фиг. Он был по-настоящему примечательной личностью.
Франце Прешерн – это словенский Пушкин
Если вы никогда не слышали имя Франце Прешерна и впервые сталкиваетесь с его творчеством, то, скорее всего, никогда не были в Словении. Потому что там от этого имени сложно укрыться: в честь Прешерна названы улицы и площади, стоят памятники, дни его рождения и смерти – национальные праздники Словении, а по Любляне ходят одетые по моде первой половины XIX века люди, которые изображают Прешерна в надежде заработать на фотографиях с туристами – совсем как двойники Петра I в Петербурге.
Франце Прешерн – это такой словенский Пушкин: главный поэт страны, изобретатель литературного словенского языка и автор множества произведений, многие из которых с младших классов входят в обязательную школьную программу. Еще они с Пушкиным почти ровесники – Прешерн лишь на год младше. То есть они творили в одну историческую эпоху и черпали вдохновение из одних и тех же источников – творчества европейских поэтов-романтиков Байрона, Шелли, Гейне. Но лично Прешерн и Пушкин знакомы не были и вряд ли даже слышали друг о друге: произведения Прешерна при жизни почти не публиковались, а умер он через 12 лет после гибели Пушкина на дуэли.
Но если бы поэты каким-то образом встретились при жизни, не факт, что нашли бы общий язык или подружились. Они были очень разными людьми. Жизнь Пушкина – хорошо и подробно исследована: множество свидетельств современников, прижизненные портреты, большой архив рукописей. Пушкин был ярким светским персонажем – модник, завсегдатай балов, приемов и театров, любимец женщин, скандалист и дуэлянт. Стихи Пушкина – яркие, искрящиеся, легкие – красноречиво отображали его личность и характер. Слава главного поэта страны пришла к нему еще при жизни.
О биографии Франце Прешерна известно гораздо меньше. Он всю жизнь проработал скромным помощником адвоката, а круг его общения гораздо уже пушкинского. Даже прижизненных изображений Прешерна не осталось – он обещал написать портрет после женитьбы, но так и не создал семью. Единственным достоверным портретом считается работа люблянского художника Франца Курца фон Гольденштейна, который был знаком с поэтом и воспроизвел изображение по памяти через год после его смерти. Этот портрет размещен на купюре в 1000 толаров – валюте Словении до введения евро. Сейчас профиль Прешерка размещен на монетах в 2 евро, отчеканенных в Словении.
О жизни Франце Прешерна известно в основном из книги его внебрачной дочери Эрнестины Еловшек, которой на момент смерти отца было всего 6 лет.
Прешерн страдал от несчастной любви, писал депрессивные стихи и много пил
Отношения с женщинами у Прешерна не складывались. Вместо бурных романов он страдал от неразделенной любви к единственной женщине. В возрасте 33 лет он повстречал 17-летнюю Юлию Примиц – наследницу крупнейшего состояния в стране, которой всю оставшуюся жизнь посвящал стихи. Но юная красавица просто не могла оценить красоту стихов: в XIX веке словенская элита общалась исключительно на немецком и даже Любляну на немецкий манер называла Лайбах, а словенский считала языком неграмотных крестьян.
Напоминает ситуацию в России XIX века, где языком аристократии был французский. Но все же важное отличие: франкофония в Российской империи была данью моде, и знание русского не считалось чем-то зазорным. В Словении же германизация стала составной частью политики, которую проводила Австрийская империя в провинциях на Балканах и Центральной Европе. Образование и делопроизводство в Словении велись исключительно на немецком. На немецком издавали газеты, писали стихи и рассказы местные литераторы. Считалось, что словенский язык слишком грубый и совершенно не подходит для высоких жанров.
Но Прешерн попал в тренд: романтизм во многом опирался на национальную идентичность и черпал сюжеты в фольклоре – старинных народных балладах, сказках, песнях. Для таких стран, как Словения, многие века находившихся под властью крупных империй с другой культурой, он был инструментом консолидации национально ориентированной элиты. И Прешерн со стихами на словенском оказался в центре такого движения. Правда, при жизни его стихотворения не издавались: австрийские власти не приветствовали развитие национальной культуры имперских окраин, поэтому единственным вариантом для публикации произведений для Франце стал альманах «Крайинская пчелка», который выходил раз в год ограниченным тиражом.
Многие стихи Прешерна – это сплошной пессимизм и меланхолия. И чем старше он становился, тем депрессивнее было его творчество. Главные темы – неразделенная любовь, неудачи, смерть и тоска по родине, порабощенной чужеземцами без шансов обрести свободу. Достаточно сказать, что пиком его творчества считается поэтический сборник под названием «Сонеты несчастья», исполненные такой степени безысходности, что позавидовали бы многие исполнители эмо-рока.
Сонеты, зародившиеся в Италии в XIII веке, – любимая поэтическая форма Прешерна. Ведь он явно ощущал себя наследником творчества Данте и Петрарки, которые воспевали неразделенную любовь к своим музам Беатриче и Лауре. В 1834 году он написал «Венок Сонетов», который считается самой сложной формой для поэтических циклов.
«Венок Сонетов» состоит из 14 стихотворений, в каждом из которых по 14 строк.. При этом каждый следующий сонет начинается со строчки, которой заканчивается предыдущий. А венчает цикл 15-й, Магистральный сонет, который складывается в осмысленное стихотворение из первых строчек всех стихотворений сборника. Прешерн пошел еще дальше и из первых букв каждой строчки Магистрального сонета составил посвящение-акростих возлюбленной Primicovi Julji (Примиц Юлии). Родственники девушки, впрочем, стараний поэта не оценили: обвинили в сталкинге и посоветовали держаться от нее подальше.
Утратив иллюзии о личном счастье, Прешерн погрузился в пучину пьянства, запершись в квартире. Последние месяцы он совсем не выходил из дома и страдал от цирроза печени и брюшной водянки. Прешерн скончался в 1849 году в возрасте 48 лет. Сегодня день его смерти отмечают в Словении как день национальной культуры. Это государственный праздник и нерабочий день, в который вручаются награды за значительные достижения в области культуры и искусства.
Незадолго до смерти Прешерн написал стихотворение Zdravljica. Разумеется, он и предположить не мог, что когда-то строчки из него станут национальным гимном. Но именно оно принесло ему нежданную славу: в 1848 году в Австрийской империи вспыхнули восстания. Бунтовали в Венгрии, Чехии, Сербии, Хорватии, Словакии. В Словении до уличных боев дело не дошло, однако на волне подъема национального движения «Тост» Франце Прешерна стал символом борьбы словенских националистов против империи Габсбургов.
Словения – страна любителей вина. Больше пьют только во Франции и Португалии
После окончания Первой мировой войны, в которой Австрия проиграла, ее бывшие провинции на Балканах объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев – будущую Югославию. Каждая из вошедших в федерацию республик имела собственный гимн. Словенским гимном стала песня «Вперед, знамя славян» еще одного словенского поэта Симона Енко. Этот гимн был гораздо более боевым и кровожадным по сравнению с текстом Прешерна.
Пусть наше оружье Громит врагов славян, Пусть знает сила вражья, Как грозен наш народ!
Этот гимн сохранял официальный статус вплоть до раскола Югославии. Однако после того, как Словения почти бескровно, в отличие от своих соседей, обрела независимость, власти республики решили снизить градус милитаризма в гимне, и поэтому заменили песню, в каждой строчке которой прославляется сила оружия. «Тост» Прешерна, в котором говорится о дружбе с соседями за бокалом хорошего вина, подошел гораздо больше.
Тем более словенское вино – это предмет гордости жителей страны. Виноделием там занимались еще до античных времен, а словенские вина всегда ценились. С точки зрения географии Словения идеально расположена для производства хорошего вина – чуть севернее «золотой 45-й параллели», на которой находятся виноградники знаменитых винодельческих регионов Бордо, Роны и Пьемонта. Несмотря на компактный размер, в стране целая палитра микроклиматических и почвенных зон. На качество вин позитивно влияют близость к морю и предгорные участки с сильными перепадами ночных и дневных температур. Это обеспечивает вину идеальный баланс фруктовости и кислотности.
Повлияла и история: не имея на протяжении веков собственной государственности, словенское виноделие испытывало значительное влияние соседей, у которых перенимало стили и технологические приемы – итальянского региона Фриули и Австрии, где вина умели делать всегда.
Кстати, в Словении растет лоза, внесенная в Книгу рекордов Гиннесса. В Мариборе растет плодоносящая лоза возрастом более 450 лет. Обычно лозы редко достигают столетнего рубежа. Но эта живет и каждый год приносит 15-20 кг винограда местного сорта жаметовка. Вино из жаметовки получается не выдающееся, однако с учетом феноменального возраста лозы его часто дарят как протокольный подарок особо важным гостям вроде папы римского или американского президента.
Самые популярные вина Словении – белые. На них приходится около 70% всего производства. Самые распространенные сорта – популярные в Италии пино-гри, риболла джалла, распространенные в Австрии рислинг и вельшрислинг и отлично прижившиеся в Словении французы совиньон блан и шардоне.
Но есть в Словении и собственные автохтоны. Их здесь не так много, как в Грузии, где зарегистрировано 525 сортов местного винограда, однако вина из красного сорта теран считаются визитной карточкой Словении. Их делают в маленьком регионе Крас на границе с Италией. Его особенность – в геологии. Земля на плато, где выращивается теран, – красного цвета из-за содержания железа, и само вино получается насыщенным железом и молочной кислотой. Все это обеспечивает плотность и при этом приятную бархатистость, напоминая по стилю скорее не вина старой Европы, а калифорнийский Новый Свет. Из-за повышенного содержания железа теран в прошлые века продавали как лекарство при анемии – недостатке железа в крови.
Какое именно вино пил словенский поэт Франце Прешерн, точно неизвестно. Вероятно, все подряд. Словенцы в принципе любят выпить: по потреблению вина на душу населения страна занимает третье место в мире, уступая только Франции и Португалии – 44 литра на человека в год. Одно из самых дешевых и массовых вин Словении, как и многое здесь, названо в честь национального поэта – вино Prešerno, с изображением автора гимна на этикетке стоит меньше 4 евро за литр. И сделано оно исключительно из местных сортов – кралевины и румени пловеца. Поэт, чье имя ассоциируется с любовью к выпивке и стремлением к национальной идентичности словенцев, был бы доволен.
Тренер Словении сотворил Марибор-2009. И злился, что подвиг забыли
Фото: Lisa S. Engelbrecht / DanitaDeli, Martin Siepmann, Walter Bibikow / DanitaDelimont/Global Look Press; Gettyimages/Jurij Kodrun; Freepik
А гимн очень приятный и добрый, как и сами словенцы по жизни, пусть они могут быть не настолько открыто-хлебосольными как те же сербы или македонцы, и в целом быть наиболее сдержанным из балканских народов, но вот они такие, пусть вокруг нас будет мир и добрым другом станет сосед. Всяким любителям петь в гимнах про то, что пусть вокруг нас сгинут наши враги на заметку. И это при том, что Словения - молодая страна, которая всегда была под властью соседствующих империй.
Кстати, Денис, недавно прочитал вашу книгу, остался в восторге, спасибо!