Пубертатный период – ловушка для скаутов, или как Захарян мог не оказаться в «Динамо»
Первый пост после возвращения будет немного хайповым. Я расскажу о том, как Арсен Захарян мог не оказаться в ФК «Динамо» (Москва), и российский футбол мог лишиться одного из самых талантливых футболистов своего поколения.
Дело было в далёком в 2016 году – я только начинал свой путь в скаутинге, всего полгода как перешёл из аналитического отдела Академии «Зенит», а селекционный отдел ФК «Зенита».
Антон Евменов (шеф-скаут «Зенита») собирал команду скаутов и «выписал» из Самары селекционера Станислав Васюткина. Евменов поставил достаточно четкую задачу – качественно усилить составы во всех возрастах Академии. «Езжайте куда хотите, можете хоть все время мотаться по командировкам, главное, привезите сильных игроков, чтобы росла конкуренция» – таков был основной посыл Антона.
Все скауты со рвением взялись выполнять задачу начальника и логично, что в первую очередь стали шерстить тех ребят, кого хорошо знали лично, Васюткин не был исключением. И вот в составе очередного селекционного «десанта» на берега Невы приехал молодой 12-ти летний Захарян. Причем Арсен приехал не на просмотр, как большинство ребят, а сразу на зачисление в Академию. В своем регионе он считался одним из самых талантливых ребят своего возраста и логично, что размениваться на просмотры семья игрока особо не хотела.
В свою очередь, в академии ФК «Зенит» подобные шаги (зачисление без просмотра) не приветствовались. Обычно тренеры возраста должны были самостоятельно принимать такого рода решения. Но в той ситуации пришлось искать компромисс, так как тренерский штаб не имел четкого представления, кто такой Арсен и на сколько он хорош, но страх упустить талант также присутствовал. Учитывая сложившуюся ситуацию, было принято решение зачислить, а дальше уже смотреть и действовать по обстоятельствам....
Эксперимент оказался неудачным. По истечению трех месяцев пребывания в «Зените», руководство академии приняло решение об отчислении Захаряна, аргументируя тем, что футболист не лучше местных ребят. Справедливости ради это решение было логичным. Мне удалось понаблюдать за несколькими тренировками Захаряна, и он явно не был похож на того Арсена, кого мы знаем сейчас. Помню, что обратил внимание, что футболист выше среднего роста и испытает координационные проблемы, было ощущение, что он не до конца может управлять своим телом. На тот момент я не сильно анализировал причинно-следственную связь, а просто констатировал факт увиденного (возможно, как и остальные люди, которые принимали финальное решение по Арсену).
Скорее всего, сейчас я бы задумался, устранима ли проблема с координацией? И теперь мы подходим к кульминации, зачем я, собственно, решил написать этот текст.
Важный момент, когда Захарян приехал в Питер он находился в пубертатном периоде (половое созревание) и недавно у него произошел скачек роста. Как известно в подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, что создает впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает иногда неестественные, вычурные позы.
Также важно отметить, что интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны и очень сложно проследить, и точно определить, кто в какой фазе находится в данный конкретный момент, особенно если ребенок не находится под постоянным наблюдением специалистов.
Тренерский штаб академии «Зенит» оценивал игрока в том интервале времени, в котором им удалось с ним поработать и увидел долговязого парня без каких-то суперкачеств, в то время как скаут Васюткин видел Захаряна на большем отрезке времени. Васюткин видел, каким был Арсен и для него было очевидно, что парень станет игроком с большой буквы, он просил довериться ему и просто потерпеть, и дать возможность парню научиться управлять своим новым телом.
Трудно загадывать, что было бы если бы в «Зените» дали Захаряну больше времени. Но получилось так, как получилось, эта ситуация вполне естественна для подросткового футбола.
Самое главное — это какой из этой истории можно сделать вывод:
1. На мой взгляд скаутинг до 14 лет — это «гадание на кофейной гуще». Вы можете привезти ребенка, который в 11-12 лет быстрее и сильнее всех. И всем вокруг кажется, что он будущая звезда, так как за раз он может обыграть пол команды, а спустя пару лет он остановится в своем росте и к 15-16 годам этот «талант» окажется никому уже не нужен.
2. Не стоит обвинять людей, не разглядевших талант в 12-13 лет, это мега сложная задача в таком юном возрасте. В каждом клубе есть история про игрока, которого недооценили в детском возрасте и потом он стал условным: Захаряном, Пиняевым или Коваленко.
3. Если юный футболист приезжает по рекомендации специалиста, которому клуб, собственно, платит деньги за поиск и оценку талантов, то надо отмерить больший срок на анализ перспектив данного кандидата. Возможно трёх месяцев недостаточно для полной адаптации игрока, особенно в возрастной группе 11- 13 лет.
4. Возможно, стоит действовать хитрее, если игрока приходится «слить» из команды, а шанс, что он может прогрессировать в будущем все же остаётся. Как вариант – стоит найти решение с арендой в клубе-партнере, чтобы остался шанс вернуть игрока назад.