Польские клубы начали больше зарабатывать на трансферах. Случайность или тренд?
Piłka Nożna - телеграмм канал о польском футболе на русском языке. Здесь Вы сможете узнать самые свежие новости из польского футбола, мысли автора о прошедших матчах, прогнозы на матчи Экстракласы и многое другое.
В период с 2010-го по 2016-ый год польские клубы заработали на продаже футболистов около 102 миллионов евро, больше всего тогда заработала «Легия», продавшая игроков на 22 миллиона евро, вторым был «Лех» с 17 миллионами за шесть лет, замыкали тройку «Ягеллония» и варшавская «Полония», заработавшие порядка 9 миллионов евро. Отметку в 5 миллионов евро перешагнули «Гурник» Забже и гданьская «Лехия». В следующие шесть лет клубы Экстракласы заработали в два раза больше, речь идет о 210 миллионах евро. Снова в лидерах идет «Легия», заработавшая в 2.5 раза больше, чем на предыдущем отрезке (50 миллионов евро). В два раза увеличил доход с трансферов познаньский «Лех» (40 миллионов евро). Замкнула тройку щецинская «Погонь», продавшая своих футболистов за шесть лет на сумму 25 миллионов евро. Еще четыре клуба преодолели отметку в 10 миллионов евро - «Заглембе», «Краковия», «Ягеллония» и «Лехия». Если посмотреть на клубы Экстракласы, трудно будет найти клуб, который не продал хотя бы одного игрока за сумму больше миллиона евро. Плоцкая «Висла», например, на Аркадиуше Реце заработала 3,7 миллиона евро, «Шлёнск» за Пшемыслава Плахету получил 3 миллиона евро, а «Ракув» - 5 миллионов за Камиля Пёнтковского. Безусловно, нельзя сказать, что все клубы лиги успешно продавали своих игроков. Так, никто из пятерки «Радомяк», «Термалика», «Сталь», «Варта», «Гурник Ленчна не добавил серьезной суммы в общую копилку за эти шесть лет, но каждый из этих пяти клубов совсем недавно поднялся в Экстракласу, три из пяти этих клубов за эти шесть лет проводили хотя бы один сезон ни то что во втором дивизионе страны, а даже в третьем.
Польские клубы научились продавать своих воспитанников, на которых все чаще обращают внимание в Европе. 9 из 10 самых дорогих трансферов из Экстракласы - это продажи игроков моложе 23 лет. Зарабатывают польские клубы и на продажах легионеров. Ярчайшие примеры - Артём Рудневс, Давид Тиянич, Александр Прийович, Йосип Юранович, Вадис Оджиджа-Офое, Пётр Брлек, или наиболее свежие - Ашраф Эль-Махдиуи и Яу Йебоа. Сама успешная продажа игроков - это только часть успеха. Еще никто в мире не отмечал выгодные продажи футболистов. Для одних клубов успех - это выход в еврокубки, для других - чемпионский титул, для третьих - сохранение места в элите. Выгодные продажи футболистов - это лишь средство для достижения целей клуба. И здесь мы подходим в теме развития польских клубов. Польским клубам не стоит рассчитывать на резкий шаг вперед. Есть примеры «Ракува», который после прихода Михала Шверчевского вышел на новый уровень и стал одним из претендентов на медали, есть «Термалика», которая вышла в Экстракласу, благодаря деньгам семьи Витковских. Это довольно стремительные шаги по меркам Польши, но здесь не повторится история того же «Ляйпцига», в который вложился Ред Булл.
Можно приводить большое количество примеров, но результаты клуба напрямую зависят от финансовых возможностей клубов. За последние годы лишь «Пяст» сумел преподнести сенсацию, завоевав чемпионство в сезоне 2018/2019 и выиграв бронзовые медали на следующий год. В остальных случаях на пьедестал поднимались клубы, находящиеся в топе страны по финансовым возможностям - «Лех», «Легия», «Ягеллония», «Лехия» образца сезона 2018/2019, «Ракув» и «Погонь» образца прошлого сезона. С каждым годом клубы Экстракласы зарабатывают все больше, это позволяет надеяться, что за финансовым развитием пойдет и спортивное. За шесть лет клубы удвоили прибыль с трансферов. Увеличились доходы и из других источников, в 2016-ом году клубы Экстракласы заработали на трансляциях и билетах порядка 627 миллионов злотых (137 миллионов евро), за пять лет эта сумма выросла на 125 миллионов злотых. Серьезной проблемой при продаже становится ослабление команды. Это заметно на примере «Легии». После продаж Шиманьского, Карбовника и Майецкого в клубе не нашлось достойной смены, сейчас ни к кому из молодых воспитанников варшавян никто из европейских клубов не проявляет интереса. Иначе получилось в Щецине, где продавали молодых Пётровского, Валюкевича, но раз за разом находились новые таланты. Сейчас после ухода Козловского больше шансов в основе будут получать Ленговски, Журавски, Смолиньски и Форнальчик. В Познани и вовсе этот процесс поставили на конвейер. Многие считали, что после ухода Линетты и Ковнацкого в «Лехе» не останется талантливой молодежи, но спустя несколько лет «железнодорожники» продавали Гумного, Южвяка, Пухача, Беднарека, Модера. Сейчас с уходом Каминьского больше внимания будет приковано к Мархвиньскому и Скурашу. Есть в Познани и молодые Бонковски с Шимчаком, которые в нынешнем сезоне выступают в арендах в I-ой лиге.
Касаемо ведения переговоров «Лех» тоже является примером для многих в Экстракласе. Познаньцы стабильно зарабатывают на трансферах и фиксируют рекордные размеры прибыли среди клубов Экстракласы. Показателен пример продажи Якуба Модера. Полузащитник «Леха» уходил в «Брайтон» одновременно с Михалом Карбовником из «Легии». Это были два схожих между собой по уровню игры футболиста, но «Лех» заработал на своем игроке 11 миллионов евро, а варшавяне - 5,5 миллионов евро. Когда англичане сделали первое предложение «железнодорожникам» клуб уже продал Южвяка и Гумного, вышел в групповой этап Лиги Европы, то есть не нуждался в деньгах. Именно поэтому «Лех» мог ставить свои условия, после двух отказов «Брайтону» познаньцы поставили свои условия, которые заключались не только в 11 миллионах, но и в аренде полузащитника на полгода. «Брайтон» на эти условия согласился. В Варшаве же ситуация была совсем другой, клуб нуждался в финансах и продавал Карбовника по любой нормальной цене, в «Легии» не ставили перед собой цели получить как можно больше за Карбовника, поскольку рисковали потерять и предложенные 5,5 миллионов, которые на тот момент в Варшаве были необходимы. До ухода Якуба Модера казалось, что максимальная сумма, за которую может уйти футболист из Экстракласы составляет 5-6 миллионов евро. Как оказалось, можно за поляков получать намного больше. За последние четыре трансферных окна уже три игрока ушли из клубов Экстракласы за сумму порядка 10 миллионов евро. Кроме Якуба Модера сделали это Кацпер Козловски и Якуб Каминьски.
Увеличение доходов с продаж футболистов вызывает увеличение и трат на новых игроков. За последние шесть лет клубы Экстракласы за 8 игроков платили миллион евро и больше, представить такое еще лет 5 назад было просто невозможно. Сразу три клуба в нынешнем сезоне побили свои трансферные рекорды («Лех» отдал 1,3 миллиона евро за Ба Луа, «Погонь» заплатила 900 тысяч евро за Бичахчяна, а «Пяст» 1 милилон евро - за Шверчока). По сравнению с 2010-ым годом рекордная сумма, которую клуб Экстракласы заплатил за нового футболиста выросла практически в два раза. Отдельную речь можно вести про то, как формируется команда, ведь платить деньги нужно еще и грамотно. Это вполне может отрицательно сказаться на будущем «Легии». Несмотря на проход в групповой этап Лиги Европы, варшавский клуб фиксирует рекордные убытки, что может уже в ближайшие годы изменить расстановку сил в польском футболе. Клубу необходимо зарабатывать деньги, а на своих воспитанниках сделать это будет трудно, поскольку сейчас в клубе попросту нет таких игроков, за которых можно получить несколько миллионов евро. Совсем иначе ситуация выглядит для «Леха», который в отличие от варшавян фиксирует рекордную прибыль, клуб грамотно продает своих игроков, а академия подпитывает основную команду новыми талантами. Путем «Леха» вполне может пойти и «Погонь», имеющая в системе клуба несколько талантливых футболистов, которые могут принести клубу пользу не только на поле, но и на банковских счетах. Схожей дорогой имеет все шансы пойти и ченстоховский «Ракув».
Фото: weszlo.com, fakt.pl, money.pl, polsatsport.pl, sport.tvp.pl.