«Фонарь» возвращается в Хрящевку. Самый слабый руководитель «Крыльев» покидает Самару
У многострадального клуба появилась надежда на выздоровление. Как стало известно, у гендира Фонда поддержки и развития футбола в Самарской области (а фактически — у генерального директора «Крыльев Советов») Игоря Поварова завтра — последний рабочий день
Когда мы говорим о том, что российский футбол сидит на безумной бюджетной игле, лучшей иллюстрацией являются «Крылья» — клуб, где совершаются дикие трансферы, где руководителям абсолютно все равно, в какой лиге играет команда, что о ней думают в городе и сколько зрителей ходят на ее матчи. А если конкретизировать тему, переходя на личности, то придётся назвать двух человек, олицетворявших все эти процессы — Дмитрия Шляхтина, до недавнего времени рулившего «Крыльями» из кабинета регионального министерства спорта, и Игоря Поварова, который отвечал за оперативное управление клубом.
Они поработали наславу. Один разрушал «Крылья» снаружи — заключая заведомо грабительские соглашения с агентами и ничего не делая для развития футбола, а другой тихо занимался тем же самым изнутри.
Недавно в клубе закончилась серьезная аудиторская проверка. Сложно сказать, что узнает об ее итогах общественность, но Игорь Поваров услышал предложение тихо уйти восвояси. Наверное, завтра на клубном сайте даже появятся какие-то добрые слова в его адрес.
Впрочем, не стоит все сводить к банальному воровству — если так, то Поваров был далеко не главным звеном в цепочке. Хотя, судя по некоторым фактам из его жизни — машинам, которые он любил, путешествиям, в которых себе не отказывал даже по ходу сезона — звеном вполне себе успешным. Но, в любом случае, то зло, которое он причинил клубу, невозможно измерить деньгами, сколько бы их ни было потрачено как-то не так.
То, что Поваров вообще попал в «Крылья Советов» — это была какая-то ужасная ошибка природы. Или особо изощренная месть клубу за какие-то прежние грехи. Игорь Сергеевич ненавидел на своей работе буквально всех — сам футбол, игроков команды, даже город, в котором ему довелось быть трудоустроенным.
Вспоминаю, например, такую историю — ещё из тех времён, когда я сам работал в клубной пресс-службе. «Крылья» готовились к какому-то очередному матчу, и мы решили провести среди болельщиков конкурс на лучший банер, пообещав напечатать его и разместить на стадионе. Победила картинка, на которой было написано что-то типа — «волжские витязи идут на Москву» — и соответствующее грозное изображение.
Вот казалось бы — что тут крамольного? Но у Игоря Сергеевича, когда мы показали ему банер для утверждения, началась самая настоящая истерика: «Да не было у вас здесь никогда никаких витязей! Не было! Не было! Не собираюсь я платить деньги за эту чушь!»
Он все время называл себя рачительным руководителем. Так что все кончилось тем, что мы сами скинулись по 500 рублей и отнесли эти деньги в типографию. Обещали же…
И таких историй я могу вспомнить десятки. Не мудрено, что одноклубники назвали его за глаза не иначе, как «Фонарь» — то есть, на футбольном сленге, человек, который ничего не понимает в деле, которым занимается. Поваров не мог не чувствовать отношения к себе людей, переживающих за «Крылья». И сделал все, чтобы их осталось вокруг него как можно меньше. В свою очередь, он наводнил клуб совершенно посторонними кадрами, а самым крупным подразделением ПФК «Крылья Советов» при нем вообще стала… бухгалтерия.
До «Крыльев» Поваров довольно долго работал в хоккейной тольяттинской «Ладе», и там тогда было то же самое — безжизненная атмосфера внутри клуба и ледяное равнодушие к тому, что происходит снаружи. В результате команда, от которой сходил с ума весь город, постепенно превратилась в организацию, главным днём для большинства сотрудников которой был день получения зарплаты.
Игорь Поваров любил только один вид спорта. Без пяти минут бывший гендир «Крыльев» живет в деревне Хрящевке, и там раз в год, в сентябре, он проводит одно довольно странное, на взгляд со стороны, мероприятие — забег в грязи. Это называлось претенциозно — Хрящевка-Challenge. Да, есть среди нас физкультурники-экстремалы, которые с удовольствием преодолевают осеннюю жижу, но все дело в том, что ради того, чтобы порадовать поваровских односельчан, был задействован весь ресурс «Крыльев Советов». Транспорт, усилия сотрудников, все рекламные возможности футбольного клуба — вне зависимости от того, что было в этот день по календарю у самих «Крыльев»…
Игорь Поваров продержался в футболе шесть лет. Эти годы могли бы стать счастливыми для «Крыльев» — подготовка к Мундиалю и незабываемые дни его проведения, открытие нового прекрасного стадиона — на этом фоне популярная команда могла бы просто расцвести. Но «Крылья», наоборот, сделали катастрофический шаг назад. Ещё никогда к команде, которая в течение многих десятилетий находилась в эпицентре местной жизни, Самара не относилась столь же негативно-равнодушно, как сейчас. Хотя, наверное, в душе по-прежнему осталась футбольным городом.
В сезоне 2013/14, когда в клубе появился Поваров, «Крылья» заняли в Лиге пятое место по посещаемости, несмотря на вылет из РФПЛ. При этом, матч за Суперкубок России не собрал в июле 2012-го и половины «Металлурга» — город жил делами своей любимой команды и не проявил интереса к встрече чужих «Зенита» и «Рубина». Сейчас картина диаметрально изменилась — финальный матч Кубка России собрал почти полную «Самара Арену», а на «Крылья» люди ходить почти перестали — последний матч с «Тамбовом» едва привлёк на шикарный стадион жалкие десять тысяч зрителей. И турнирное положение «Крыльев» тут не при чем — на протяжении десятилетий команда почти всегда билась за выживание, но ее все равно любили и поддерживали.
Все это разрушить могли только очень упорные люди. Что ж, новым руководителям «Крыльев» придётся очень-очень постараться, чтобы футбольные грязь и жижа остались только в деревне Хрящевке. Если, конечно, перед ними будет стоять такая задача…