5 мин.

Встреча в «Библио-Глобусе» и рейтинг популярности

Информируем, что 15 марта в 19.00 состоится встреча с Игорем Рабинером и презентация "Спартаковских исповедей" в книжном магазине "Библио-Глобус" (около станции метро "Лубянка"). Автор расскажет о книге, ответит на все вопросы читателей и проведет автограф-сессию.

Во-вторых, есть отличные новости о растущей популярности "Спартаковских исповедей". Сайт www.pro-books.ru , обсчитывающий рейтинги продаж книг в 8 крупнейших книготорговых сетях Москвы, свидетельствует, что по итогам месяца ( http://pro-books.ru/raiting/chart/nehud/month ) книга Рабинера - на 1-м (!) месте в разделе нехудожественной литературы (так называемый "нон-фикшн"), опережая и "Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса" Михаила Полторанина, и "Тур де Франс. Путешествие по Франции с Иваном Ургантом" Владимира Познера, и "Война. Мифы СССР. 1939-45" Владимира Мединского, и весь остальной нон-фикшн. На сегодня "Спартаковские исповеди" продолжают лидировать: http://www.pro-books.ru/raiting/nehud/ .

Известный писатель, поэт и публицист Дмитрий Быков признался, что книги Рабинера о "Спартаке" его поразили: "«Чем дальше человек от футбола, тем больше впечатления производит на него трилогия Рабинера. Читатель чувствует себя погруженным в мир роковых страстей, жестокой вражды  и пылкой дружбы, в мир фантастических интриг и затяжных коммерческих войн. Если он  узнает, что все это из-за простого кожаного мячика, то половина впечатлений теряется. Поскольку я ничего не понимаю в футболе, для меня книга Рабинера — удивительная помесь Шекспира с Оуэном и Жюль Верном».

Известный телекомментатор и журналист Роман Трушечкин в журнале ProСпорт посвятил "Спартаковским исповедям" следующую рецензию:

«Спартаковские исповеди», по издательской версии, - книга, принципиально отличающаяся от сериала про спартакоубийство. Книга добра. Хотя на обложке кокетливо присутствует намек на третье «убийство» подряд, и это, несомненно, игра с тем читателем, который по-прежнему не прочь испить красно-белой кровушки. Так работает в блогах зачеркнутый текст: автор произносит ангельски правильные слова, а в воздухе повисает серный запах нарисованных пальцами кавычек. Но Рабинер и не скрывает, что в монологах ветеранов «Спартака» фигурируют драмы, льются злые слезы, и люди, повязанные навеки причастностью к великому клубу, не могут помириться друг с другом даже за гробом. Сверхидея автора – связать поколения спартаковцев откровенными рассказами о себе. «Дедушка» Симонян встает к исповеди, и журналист в сутане непринужденно включает диктофон, чтобы однажды «внук» Павлюченко узнал, чем жил легендарный бомбардир. Потом они меняются местами, а контора пишет. Каждый норовит поговорить главным образом о себе, но к общему знаменателю все монологи сводят киты спартаковской истории – Старостин, Бесков и Романцев. Самая пронзительная интонация в рассказе: Владимир Маслаченко. Этот голос мы вживую больше не услышим никогда. В записях, в том числе и диктофонных, он, без сомнения, сохранился десятками копий, но Игорю Рабинеру действительно удалось переложить строй речи Никитича в знаки на бумаге. Главное зияющее умолчание: Олег Романцев. В предисловии автор объяснил, что приложил усилия к тому, чтобы встретиться, поговорить. Но Олег Иванович не пошел на контакт даже при содействии своего близкого друга Ярцева. В монологах спартаковцев сквозит мысль, что Романцев больше никогда не вернется в главные тренеры. И это будет непростительно и локтекусательно – так и оставить этого человека неразговоренным. Он и сейчас, в затворничестве, время от времени общается с журналистами, но не покидает ощущение, что раскрывается при этом не до конца. Вероятно, нет на свете человека, которому Романцев мог бы выложить всего себя как на спартаковском духу, а человек бы при этом смог осуществить литературную запись. А вот что реальнее – Николай Старостин и Константин Бесков в библиотеке ЖЗЛ. Неужели мы никогда этого не дождемся?"  

А вот более чем комплиментарный отрывок из рецензии на блоге Леонида Сухотерина и Ивана Юдинцева - специалистов по общественному мнению и авторов книги "PR в спорте":

"Игорь Рабинер выпустил книгу, которая не только две недели лидирует по продажам среди всей литературы non-fiction на русском языке. Эта книга сразу же после издания стала буквально культовой в среде «спартачей». Рассказы людей-символов (к сожалению, уже нельзя сказать, у «живых» символов, потому что старики уходят от нас навсегда) воспринимаются целевой аудиторией как подлинные откровения. Эти тексты уже заслужили названий типа «Евангелие от Маслаченко» и т.п.

Такое восприятие понятно и предсказуемо, потому что три книги Рабинера – это, по существу, первая попытка профессионально изложить на бумаге мифологию одного из российских футбольных клубов. Эта мифология существовала и до Рабинера, но не секрет, что у всякой записанной мифологии два автора, один из которых – народ или племя, сложившее мифы, и в нашем случае это спартаковское племя. А второй – это автор письменного текста, собравший воедино все мифы, переосмысливший их и собравший в единую картину, которая с момента ее сложения уже сама становится основной последующего мифотворчества.

Рабинер выполнил свою миссию профессионально во всех смыслах, потому что он не только первоклассный журналист, но сам исповедует спартаковскую футбольную религию. Своя мифология есть у всех мало-мальски стабильных футбольных клубов. Но далеко не каждому клубу так повезло с систематизатором мифологии, как повезло «Спартаку» с Рабинером. Даже не всякий гранд мирового футбола может похвастаться такими «Легендами и мифами», какие теперь стоят на книжных полках, украшенных спартаковскими вымпелами.

И с этой точки зрения нам надо бы не просто заметить книги Рабинера и признать их знаковым для отечественного спортивного PR явлением, но и показать их миру. Причем показать с учетом их значения для почти что десятимиллионной спартаковской аудитории. Показать в сравнении с зарубежными образцами – и лучшими, и не самыми удачными. Не вредно даже составить рейтинг такого рода книг, причем поскольку мир болельщиков эмоционален и заведомо предвзят, то никто не станет особо возражать против включения нами книг Рабинера в ТОР-10 футбольных саг мира. «Творите о себе мифы – боги начинали так же». Этим афоризмом Станислава Ежи Леца довольно точно описывается стратегия спортивного бизнеса вообще и клубного футбольного бизнеса в частности. А вот серьезных исследований на эту тему пока нет, и даже эмпирическая база пока не систематизирована. И если уж мы признаем спортивный PR нуждающимся в построении соответствующей отраслевой теории среднего уровня (а этот тезис за последние месяцы мы защитили неоднократно, представляя книгу «PR в спорте» на конкурсах в номинации «Лучшее исследование по теории и методологии PR»), то пора признать и необходимость разработки научно обоснованных методик спортивного и клубного мифотворчества. А покуда таких методик нет, систематизация клубной мифологии остается в надежных руках гениальных одиночек, таких, как спартаковский Гомер Игорь Рабинер.

Но уже сегодня можно и нужно признать, что футбольные клубы превратились в современный и высоко эффективный бизнес, и клубное мифотворчество – одна из основ этого бизнеса, дающая заметный синергический эффект. Как и почему это происходит, мы здесь не говорим, отсылая к книге «PR в спорте» и другим нашим публикациям. А здесь с некоторой печалью констатируем, что Рабинеров у нас пока мало, зато достаточно журналистов, не понимающих всего значения клубного мифа и даже противопоставляющих клубную мифологию и футбольный клуб как бизнес".