3 мин.

Александр Шмурнов: «Русские не хотят платить за спорт»

Первое свидание с Александром Шмурновым, как бы забавно это не звучало, походило… да-да, именно на первое свидание. Вопросы разрешалось задавать любые. Правда не стоило пренебрегать открытостью собеседника и лезть под кожу, дабы не нарваться на односложные фразы. Ответы, хоть и были размашистыми и информативными, создали впечатление неоднократности их озвучивания. Надеюсь, одногруппники не обидятся на маленькую игру, затеянную с целью помочь преподавателю переварить с десяток одинаковых текстов.

Итак, Александр Иванович, вам предлагается угадать студента по заданному вопросу, имея о нем самую незначительную справку. Участники: №1 – летом проходил обучение в Англии, любит кроссовки Nike; №2 – мечтает быть корреспондентом, временно безработный; №3 – выпускник театрально вуза, творчески мыслит; №4 – поддерживает «Немагию» в войне с Тиньковым, думает о своем блоге; №5 – играл в КВН, язвит по поводу и без. Поехали:

- Необходимы ли специалисты в области спортивной журналистики?

- Дефицит на рынке и отсутствие спроса на людей беззаветно любящих профессию страшно напрягает и вызывает желание с этим бороться. Уверен, появляющиеся проекты в youtube или социальных сетях, вернут конкуренцию, без которой все погибнет. И нынешней журналистике, сосредоточенной в руках одного телеканала, пары сайтов и нескольких газет, еще придется несладко. Спорт интересен. Он дает мужчинам чувствовать себя бойцами, не вступая в схватку. Может, хватит нескольких тысяч лет кровопролитных войн, пора выяснять отношения на полях и площадках. И мир идет к этому. Нет сомнений, что вы, новое поколение, получите шанс проявить себя.

- Юрий Дудь сказал, что невозможно научить спортивной журналистике, согласны?

- Безусловно! Расходимся (смеется). По сути, я с вами делюсь опытом. Мы вместе прокладываем невероятно захватывающую дорогу. Журналистика, как наука, только зарождается. Если выстроить шкалу, она процентах на пятнадцати своего развития. Однако, набранный темп быстрее, чем двадцать-тридцать лет назад. Привлекаются рекламные деньги, растут цены на игроков и их зарплаты, спорт становится настоящим бизнесом. Отсюда заинтересованность людей и наличие тех, кто может подсказать, обучить.

- Что вам понравилось в работе иностранных спортивных телеканалов того, что нет в России?

- Все! Поймите, спорт как образ жизни существует в США и Франции, футболом живут еще пять-шесть стран. Телевидение во Франции и США подстроено под нужды общества. Они выработали баланс между продажей рекламы, развлечением людей и управлением социально-общественными процессами. Там грамотно составляется программа передач, не может быть глупости, как у нас, нет перекоса между платным и бесплатным телевидением. Русский народ не хочет платить за спорт, да и мотивацию для него подбирают неправильную: политику, ненависть к другим странам или командам. Нужно сначала вырастить платежеспособную аудиторию, повышать интерес к событиям и соревнованиям. Одно из важнейших направлений – это спортивный менеджмент. Люди, которые прочувствовали спорт душой и при этом понимают, что необходимо народу.

- Что лучше: «8-16» или «90 минут плюс»?

- «90 минут плюс». С «8-16» мы пытаемся сделать что-то новое, но пока суррогат. По сути, у нас то же шоу, но с другим ведущим. Черданцев более развязный, агрессивный. Он открыватель жанра долгого философского разговора о российском футболе. К тому же его передачу делали люди, которые сейчас работают комментаторами. Они жили этим, прошли огромный путь. У меня нет такого ресурса. Но программа нужна, она интереснее «После футбола» и «Тотального разбора», поэтому будем стараться.

- Мы проходили по останкинскому переходу и видели разрисованную стену. Какое событие или чей портрет вы бы добавили?

- На стене обозначены реперные точки российской истории, показанной по телевизору. На мой взгляд, там не хватает печальных вех, было бы честнее и правильнее. Норд-Ост, Беслан, захват телецентра. Группе журналистов, находившихся в тот момент в Останкино, было реально страшно вершить историю, ведь все это транслировалось. Рисунок внизу более развлекательный, чем слепок истории. Правда, он соответствует функции современного телевидения, где либо политика, либо развлечение. Не хватает немного глубины.

Итак, игра началась…