Я пытаюсь искать плюсы в переходе Хаврониной/Нарижного: вспоминаем классные постановки Жулина
Эту новость я встретила позже остальных, ведь я вышла гулять на улицу, а в моем городе последнее время отсутствует мобильный интернет. Зашла домой, включился интернет и взяв телефон, я увидела в канале Лапидарности слова «Хавронина», «покинули», «Самохина», «группе» и «Жулина», присела на пуфик в прихожей и заплакала.
Можно сказать что я чересчур эмоциональна, я бы даже согласилась с этим, но здесь складывается несколько факторов: я буквально фанатею от Иры с Дэвидом и не фанат постановок Александра Вячеславовича. Я не умаляю его достижений и результатов его спортсменов, но для меня Хавронина/Нарижный ощущаются по-другому: более модерновые, стильные, буквально антоним тех программ, какие ставит Жулин. Чтобы себя успокоить, настроить более положительно к новому штабу моих фаворитов я сегодня хочу вспомнить те программы Жулина, которые были классными и которые захочется пересмотреть.
Татьяна Навка и Роман Костомаров
Произвольный танец 2001/2002

Я еще тогда не родилась, поэтому очевидцем этого танца быть не могла, но это не значит что я не смотрела его кучу раз. Максимально субъективно, но этот произвольный танец для меня лучше чем их победный на Олимпиаде в Турине: меня подкупает эта тусовка, которую они показали на своей первой общей Олимпиаде. Расскажу о тусовке подробнее.
Танец сезона 2001/2002 звучал в необычной для парной категории смеси жанров: «In the Closet» Майкла Джексона и «This Masquerade» Джорджа Бенсона, что создавало атмосферу одновременно загадочную, чувственно-урбанистическую и слегка ретро. Эта музыкальная комбинация позволила создать образ маски, флирта и скрытых эмоций: парные сцены перекрывались сольными отрывками, воспроизводящими атмосферу ночного города и танцевального клуба.
Костюмы были стилизованы под глянцевый, слегка театральный джаз‑клуб. Татьяна выступала в облегающем платье с блестящей текстурой, темными оттенками и воздушными стретч‑вставками, подчеркивающими изгибы и каждое движение корпуса. Прозрачная ткань рукавов придавала образу лёгкость и подвижность, особенно заметную на вращениях и твиззлах. Роман в чёрном костюме с глянцевым жилетом и галстуком‑бабочкой дополнял ощущение стиля «мужской классики с джазовым оттенком».
Хореография танца флиртует со зрителем: они не просто двигаются рядом, а выстраивают дуэт, переплетая взгляды, мягкие телодвижения, короткие сдвиги рук к лицу партнера, жесты с легкой долей кокетства. Начало программы кажется статичным – медленные шаги, нежные касания плеч, и затем разгорается: фрагмент «In the Closet» вводит более драматичную фазу – частые паузы, тело вытянуты, взгляд сфокусирован на невидимом собеседнике.
Когда в произвольной программе Навки/Костомарова наступает переход к «This Masquerade» Джорджа Бенсона, вся атмосфера меняется, словно из фанк-клуба мы переносимся в бар с приглушенным светом, где герои разговаривают не словами, а льдом и воздухом.
Музыка становится мягче, и обновляется хореографический язык: твиззлы становятся более грациозными и текучими, но главное – это паузы между ними. Эти паузы мною ощущаются как молчаливые реплики: они останавливаются, встречаются глазами, и мгновение тишины насыщает все проживание момента. Корпус Татьяны вытянут, жест руки – не бросок, а приглашение, а Роман следует за ней настолько аккуратно, что кажется, они слышат дыхание друг друга.
Дорожки шагов в этом фрагменте не про прямые линии, а про плавные дуги, как будто они рисуют силуэт маски в воздухе. В этих мелочах раскрывается смысл названия «маскарада»: они не скрывают, но показывают чувства через тонкие намеки и элегантные сигналы движения.
Программа словно замедляется, но не теряет энергии. Наоборот, она превращается из «танцевального шоу» в эмоциональный разговор, где техника служит эмоции, а не совершенствует ее. И когда после этого следует финал, ты уже понимаешь: смысл программы не телодвижения, а нюансированное присутствие.
В финале мы возвращаемся к ритму музыки Джексона: Татьяна и Роман вновь становятся рядом, через дорожку шагов и поддержку переходят в заключительную позу.
Весь танец динамичный, складывается ощущение, что спортсменам негде «отдохнуть» в нем, каждую секунду от них выдаются различные эмоции и движения, которые не выглядят тяжелыми по исполнению. Короче, танец прям классный, часть с Джексоном можно было бы использовать и сейчас, ведь тема ритм-танца – девяностые (а «In the Closet» была выпущена в 1992 году).
Елена Ильиных и Никита Кацалапов
Произвольный танец 2010/2011

Я бы сказала что эта программа стала родоначальником балетной олимпийской произвольной этого дуэта. Елена Ильиных и Никита Кацалапов выбрали для произвольного танца музыку из балета «Дон Кихот», поставленный хореографом Людмилой Власовой и Александром Жулиным. Людмила сама выступала в «Дон Кихоте» и помогла воплотить классический балетный стиль.
Костюм Елены это настоящая балетная пачка, изготовленная в Большом театре. Не просто вид, а оригинальный корсет, чуть уменьшенной ширины, который действительно ограничивал гибкость, но придал программе аутентичность. Никита одет в лаконичный, но выразительный черный пиджак поверх рубашки.
Тема постановки – не сюжет о любви, а роли из «Дон Кихота». Елена выступает в образе Китри, «самодостаточной девушки, которая нравится вниманию, но не любит Базиля», а Никита — Базиль. Они изначально стремились передать драму и юмор балета, а не романтическую историю. Зрители иногда интерпретировали программу иначе, но постановщики подчеркивали желание следовать традиционной балетной трактовке.
Например, в начале звучит легкий игривый мотив, и Елена, словно Китри, кокетливо обманывает зрителя: шустрый поворот головы, отчетливая работа поясницы, чуть приподнятая стопа – все это инструкция к характеру, ведь она – невеста, независимая, слегка дерзкая. Никита реагирует почти сразу и делает шаг в сторону, как бы напоминая о присутствии Базиля, но без пафоса, сдержанно это проявляется через угол тела и угол глаз, обращенных к партнерше. Это театральное взаимодействие строится не словами, но через движение и взгляд.
Когда вступают драматические фрагменты – в «медленной» части Кацалапов впервые демонстрирует порт-де-бра и корпус: он держит Елену в легком прижиме, затем отпускает – и она пускается в серию мягких шагов на одном крае.
Далее, в финале программы, когда музыка нарастает, они заходят во вращение, которое хорошо музыкально поставлено, а в заключительной позе они разъезжаются и Елена встает в типичную позу для балета «Дон Кихот».
Честно скажу, я где-то полгода назад узнала об этой постановке, ведь наслуху было их «Лебединое озеро», которое мне не показалось чем-то настолько классным. Низачто не пытаюсь сказать что олимпийская программа плохая, нет, просто «Дон Кихот» мне ближе. Короче, программа стоит вашего просмотра, там Лена с Никитой еще такие юные и новые.
Натали Пешала и Фабьян Бурза
Произвольный танец 2010/2011

Хочу напомнить вам, что Александр Вячеславович плодотворно работал и с иностранными парами, поэтому предлагаю вам посмотреть на произвольный танец Пешала/Бурза, с которым они стали чемпионами Европы.
В музыкальном сопровождении здесь используется музыка из «City Lights» Чарли Чаплина, исполняемую London Symphony Orchestra. Их танец сопровождался контрастом от лиричных, меланхоличных фраз до бодрых, ироничных мотивов кино‑комедии.
Прокат начинается с четкой режиссерской задумки: они выходят на лед как герои старого черно‑белого кино. Пешала держит корпус прямо, взгляд устойчив, а Бурза вступает с легким журавлиным шагом, словно скрытым комическим сопроводителем. Уже с первых секунд раскрываются два главных слоя – поэтичный и иронический.
Пешала выполняет дуговые вращения, словно влюбленная дама, затем возникает ритмичный шаговой блок. Поддержка в середине танца словно замедленный кадр, его плавность и выверенная линия подчеркивает паузу фильма: она витающая, он – устойчивый, опора.
В одном фрагменте Пешала прикрывает лицо ладонью, демонстрируя смесь смущения и очарования, отдаленное эхо киноклассики. Это не просто пантомима – это мини-диалог: ее герой это застенчивая дама, а он – искатель внимания, и аудитория становится зрителем их немой истории.
Танец прикольный, спустя 15 лет он смотрится интересно, как будто сходила на сеанс немого кино. Советую к просмотру.
Сара Уртадо и Кирилл Халявин
Ритм-танец 2018/2019

Лично мне очень полюбилась тема для ритма в том сезоне – «Танго-романтика», в штабе Жулина получилось сделать два хороших ритма, но начну я именно с танца Сары и Никиты. Они катались под смесь мелодий «I’ve Seen That Face Before (Libertango)» и «Libertango» Астора Пьяццоллы.
С первых секунд они выходят на лед словно персонажи нуар‑фильма: Сара демонстрирует легкое, но уверенное движение плеч и искренний взгляд, а Кирилл тянет ее за собой, словно тень, плавно подчеркивая ритм.
Смысл постановки лежит в перекрестке страсти и скрытой тоски, между светом и тенью. Музыкальный дуэт (драматический вокал Ковакса и густая мелодия Пьяццоллы) задает тона; он тихо сопереживает и потом, под новый такт, проявляет характер. Этот контраст отражается в движении: Сара осторожно выпускает корпус, словно раскрывая душу, а Кирилл будто держит ее на грани, поддерживая, но не задавая полного темпа. Их скольжение – дугообразные шаги вдоль льда – превращаются в диалог движения: ее наклон – его ответ.
Костюмы тоже хочу отметить. Сара одета в короткое платье на тонких бретельках, выполненное из плотной ткани черно‑серебристого цвета. Верхняя часть наряда усыпана блестящими пайетками или микрокристаллами, которые ловят свет при каждом ее движении. Особенно эффектны серебристые отблески при поворотах и наклонах – они словно вырастают из ее корпуса, подчеркивая эмоциональную экспрессию танца. Открытая спина добавляет образу чувственности, а плотный крой платья акцентирует каждый изгиб тела, создавая визуальный отклик на драматические мотивы музыки.
Кирилл в черной рубашке с легким глянцевым блеском и черных облегающих брюках. Его костюм простой, но выразительный фон, который позволяет яркому платью Сары «гореть» на льду.
И напоследок хочу сказать: их жесты и мимика не наиграны. Сара мягко кивает, чуть наклоняется – это нежный ответ той драме, которую создает музыка.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов
Ритм-танец 2018/2019

Фигуристы смогли перенести с паркета на лед элементы классического танго, ведь здесь Жулину помогали чемпионы мира по аргентинскому танго – Сагдиана Хамзина и Дмитрий Васин. Постановка, выполненная под композицию «Verano Porteño» Астора Пьяццоллы в исполнении Рауля Гарельо, сочетала в себе элементы аргентинского танго и страстную энергетику, характерную для аргентинского танго. Например, распространенный элемент «ганчо», который очень опасно делать в коньках, так как партнерша легко может поранить партнера, Виктория и Никита сделали фишкой своего танца.
Хореография построена на контрастах: стремительные твизлы, исполненные с идеальной синхронностью, перетекают в чувственные объятия, а сложная дорожка шагов, насыщенная мелкими перебежками и резкими сменами направления, напоминает бальные танцы. Особенно впечатляет, как пара играет с ритмом – то замедляясь до томных пауз, то ускоряясь в вихре вращений. Костюмы по моему мнению прям классные: лаконичный классический черный у Никиты и черный же, с серебристой окантовкой и вырезами по бокам – у Виктории.
Несмотря на отдельные помарки в сезоне, как на Internationaux de France 2018, этот ритм-танец остается эталонным примером того, как можно соединить техническую сложность с артистизмом. По сравнению с более поздними работами дуэта, здесь особенно ощущается огненная энергия – та самая, что делает латиноамериканские ритмы такими захватывающими.
Мои небольшие рассуждения

Еще раз посмотрев эти хорошие постановки Жулина я поняла, что в работе с Ирой и Дэвидом мне бы хотелось такой же отдачи от Александра Вячеславовича, какая она была раньше. Может быть не стоит лепить из Иры очередную Татьяна Навку, может быть не стоит в очередной раз копировать самого себя, может быть стоит позвать новых постановщиков, чтобы было разнообразие. Многие из выделенных мною постановок сделаны в сотрудничестве с театральными деятелями, танцорами и другими постановщиками.
Не знаю, не мне решать точно, но что-то менять в тренерском штабе Жулина нужно, чтобы новый и перспективный дуэт там не сгнил.