12 мин.

Победа с чистыми тройными, зажигательные программы пар и борьба парней за квады: итоги московского Гран-При

Ледовый дворец «Мечта» на севере Москвы принял уже вторые в октябре соревановния. На прошедшей неделе состоялся первый этап юниорского Гран-При России — примечательно, что в этом сезоне кандидаты в мастера спорта получили на один этап больше, чем старшие, старты у которых начнутся в Магнитогорске. Таким образом, в столице юниоры встретятся не раз — что-то очень напоминающее сезон 2022/23, когда московскому зрителю практически не приходилось переживать о возможности посетить крупный турнир с хорошим составом. Точные списки участников в этом году тоже хранятся в секрете вплоть до начала соревнований — такое решение было приятно федерацией из-за риска снятий спортсменов по разным причинам, включая травмы. 

Серебро и бронза оставили больше эмоций, чем золото

В танцах на льду особой сенсации и тасовки на пьедестале после двух дней соревнований не случилось — оба дня дуэты друг от друга отделял один балл с копейками, и после ритм-танца последовательность результатов не поменялась. Танцы, особенно юниорские, сложно досконально оценивать человеку не из технической бригады, однако лично меня больше впечатлили не победители, а именно серебряные и бронзовые призёры. 

Самая молодая пара пьедестала — Фефелова/Валов (им по 13 и 16 лет соответственно) — представили крутой ритм-танец под попурри песен Битлз (которых я очень люблю) и подарили этому сезону ещё одну «Дюну», поставив галочку напротив программы под этот саундтрек в ещё одном виде фигурного катания. Тонкости сюжета вселенной, о которой идёт речь в книге и фильме, мне всё ещё неизвестны, но и без этого видна неплохая скатанность и чёткость дуэта. Это, кстати, третий старт ребят за сезон и их же третье серебро. Звучит как что-то довольно досадное, но, надеюсь, мотивирующее на дальнейший прогресс — уж очень мне понравились Мария с Артёмом. 

Фото: Михаил Шаров

Ещё один красивый и по-хорошему дерзкий, а также старший по возрасту дуэт — Пестова/Лагутов, тренирующиеся в штабе Ирины Жук и Александра Свинина и катающиеся вместе только второй сезон. Меня особенно зацепил их бодрый ритм-танец, в котором здорово смотрится ярко-фиолетовый костюм Зои с леопардовым принтом и аксессуаром на шее. Показалось также, что ребята очень отчётливо играют эмоциями и мимикой, делая это заметнее остальных и точно не переигрывая — выглядит достаточно органично. Произвольный танец, поставленный в более нежном стиле (как в музыкальном смысле, так и в визуальном — Сергей одет в смокинг, а Зоя — в платье лососевого цвета), мысленно отсылает к короткой программе одиночника Глеба Лутфуллина на пару сезонов назад — вновь слышим «Smile» Чаплина. Дуэт подвело снижение за длительную поддержку — если бы не она, расклад мог бы быть другим, однако пара выглядит очень здорово для первого старта сезона и в целом небольшого срока совместных выступлений (...а какие у них крутые твиззлы!)

Фото: Ирина Шарова

Не четверными едиными

Списки девушек в день коротких программ потеряли одну из претенденток на победу — в свой же день рождения ученица Евгения Плющенко Елена Костылева получила травму. Своим присутствием Лена могла бы не только подогреть интерес к борьбе, но и составить компанию немногочисленным девушкам-квадисткам турнира — из всех участниц на четверные заходили только Мария Гордеева, Эльвина Тугузбаева и Елизавета Андреева, и лишь последней из них удалось наиболее успешно приземлить квад в каскаде с тулупом. 

В последнее время Лена, помимо сальхова, исполняла на соревнованиях тулуп, а также тренировала лутц. На этап с её участием было бы посмотреть очень интересно, но теперь остаётся пожелать Лене здоровья!

А что в итоге?

Финальные результаты у девушек, в отличие от танцоров, от промежуточных отличились: Елизавете Андреевой, ещё одной потенциальной победительнице, удалось войти в тройку после четвёртого места в короткой -- воспитаннице Юлии Липницкой Анне Ляшенко пришлось поменяться с Андреевой местами. Итоговое золото отошло петербурженке Агате Петровой, тренирующейся в штабе Татьяны и Алексея Мишиных. Также со спортсменкой работает Софья Самодурова, а что примечательно — именно в платье Софьи Вячеславовны фигуристка катает сейчас произвольную программу, и в качестве дополнения к костюму была сшита замечательная бабочка на ладони. В интервью после выступления Петрова призналась, что победа стала для неё полной неожиданностью. 

Фото: Михаил Шаров

Агата пока не владеет элементами ультра-си и, со слов спортсменки, прыгает их только на полу, за кадром, не выкладывая результат в соцсети раньше времени. Именно чистые прокаты с тройными и предпочтение стабильности риску помогли девушке остаться на лидерской позиции.

Я очень люблю петербургскую школу и в катании Агаты вижу что-то классное и цепляющее. Надеюсь, с развитием собственного мастерства фигуристке удастся стать новой визитной карточкой петербургского женского одиночного катания после Елизаветы Туктамышевой — правда, работать для этого придётся много. Кстати, Елизавета Сергеевна, как уважительно называет Туктамышеву фигуристка, тоже работает с Петровой -- такое опытное плечо должно пойти только на пользу 14-летней спортсменке. А ещё мне нравится, что обе программы Агаты различаются по тональности и не мешаются в памяти между собой. Динамика в короткой и лирика в произвольной — это всегда хорошо.  

Единственная квадистка итоговой тройки — воспитанница тренерского штаба Тутберидзе Елизавета Андреева — рискнула, зайдя на второй сальхов. На недавнем мемориале Панина-Коломенкина, кстати, прыжковый набор из двух четверных Лизе покорился, и на пьедестале она была на ступеньку выше нынешней победительницы. В этот раз устоять спортсменке не удалось — падение повлекло за собой потерю баллов, снижение компонентов и серебряную медаль. В короткой программе Лиза упала с тройного флипа, что тоже сказалось на результате.

Сама фигуристка призналась, что должного удовлетворения собой не испытала, и высказала намерение продолжать работу над ошибками. После увиденной картины остаётся открытым вопрос: значит ли это, что эпоху квадов всё-таки можно пошатнуть, как это сделала Петрова? Мне искренне хочется верить, что это так. 

Фото: Михаил Шаров

Поддержала «тенденцию» хороших прокатов с тройными (единственной зацепкой можно назвать отмеченное в протоколах неясное ребро) ещё одна классная петербурженка Варвара Лисс — самая юная участница турнира. В Варе мне особенно пригляделась прекрасная растяжка во вращениях, а также два очень ярких и качественных, на мой взгляд, костюма. Образ с ярко-малиновой юбкой и такими же перчатками в короткой, поставленной на композицию «Cinema Italiano» из мюзикла «Девять» в исполнении Кейт Хадсон, напоминает даже образ какой-то феи из вселенной «Винкс», а небесно-васильковый комбинезон из прошлогодней произвольной под музыку Баха — просто услада для глаз. 

Фото: Михаил Шаров

Чем порадовали и поразили спортивные пары?

Не оставил без любопытностей и один из самых любимых мной видов — парное катание. В промежуточной тройке поменяться местами после первого дня соревнований пришлось двум парам — победа отошла Шешелевой/Карнаухову, серебро — у действующих чемпионов первенства России Чернышовой/Вильчика; Меренкова/Галимов остались с уверенной бронзой. 

Во-первых, у всей тройки очень крутые короткие программы, за что хочется выразить огромную благодарность постановщикам. «You can never tell» в этом сезоне мы слышали уже и в танцах (что неудивительно — всё-таки песня Чака Берри подходит к заданному временному промежутку в ритм-танце), а зажигательная «Одна ночь в Бангкоке» Мюррея Хэда, как оказалось, круто ложится и на парное катание. Программа Меренковой/Галимова и вовсе отличается от остальных — композиция поставлена на техно-хаус «Get ready for this», под которую Вероника и Даниль предстают в образах, как мне кажется, чирлидерши и баскетболиста (на эту мысль натолкнул жест партнёра после финальной позы). Очень ярко и очень здорово, настолько, что мелодии играют в голове ещё несколько дней. 

Фото: телеграмм-канал «Полиночка немножко фотографирует»

Во-вторых, как же хороши юные Полина и Егор со сложнейшим набором элементов в произвольной! Каскад с тройным флипом и сольный лутц этих дебютантов Гран-При — комбинация, какую даже наши взрослые обычно не заявляют. Полина, которую на пресс-подходе партнёр назвал  «боевой женщиной с характером», несмотря на свою миниатюрную комплекцию и небольшой опыт катания в парах (в том числе в силу возраста — спортсменке полных двенадцать лет, что делает её самой юной партнёршей на пьедестале), смотрится в этом виде очень хорошо. Если такой контент будет стабильным на протяжении сезона, а совместная работа будет ещё более отточенной (пожалуйста, осторожнее на тодесе и финальном вращении!), то конкурентам будет очень непросто. И музыкальный бонус, где опять не обошлось без флешбеков — «Рассвет веры», который мы тоже уже слышали и в этом сезоне, напоминает мне о шикарной короткой программе Петра Гуменника в сезоне 22/23. 

Фото: Ирина Шарова

Две другие пары подвели ошибки на прыжках, а Меренкову/Галимова -- ещё и на выбросе. Но даже с чистым прокатом тех же Чернышовой/Вильчика золото «промежуточных победителей» было бы под большим вопросом. И ещё: сравнение двух более взрослых пар с Шешелевой/Карнауховым чуть осложняется разницей в росте и комплекциях партнёрш: всё-таки 12 и 15 лет для техники и визуала — это не одно и то же. 

Фото: Ирина Шарова

Лазарев вернул старую программу, а с музыкой в фигурном катании есть нюанс

В соревнованиях юношей особой интриги в борьбе за золото не было — победитель этапа Лев Лазарев оторвался от серебряного призёра почти на тридцать баллов. Однако интересно было наблюдать за распределением второго и третьего мест, где лидерам первого соревновательного дня пришлось уступить свои места. 

Для Лазарева, пожалуй, этап стал менее стрессовым турниром, чем прошедший мемориал Панина-Коломенкина, где от прямого конкурента Арсения Федотова Льва разделили 11 сотых. Московский этап Гран-при также стал для фигуриста хорошим шансом ещё раз отточить свой солидный прыжковый набор — в арсенале у спортсмена есть четверные сальхов, тулуп, лутц и флип; на одной из сентябрьских тренировок спортсмену покорился и риттбергер, который, очень надеюсь, дойдёт и до соревновательного льда. В короткой программе Лев уверенно прыгает тройной аксель. 

Фото: Ирина Шарова

Много вопросов у зрителя появилось в момент, когда фигурист вышел на разминку в старом костюме. Оказалось, что Лазарев вернул в оборот прошлогоднюю произвольную программу на замену новоиспечённому «Парфюмеру» — свежая программа, со слов самого Льва, «просто не пошла». И мне кажется, что с решением штаб не прогадал — программы с таким сюжетом всё-таки не для детей, да и «птица», как в народе принято называть постановку минувшего сезона, нашла у публики отклик и очень идёт этому юному, трогательному и светлому фигуристу. Жест в виде крылышек, который завершает программу под ноты фортепиано, пробирает как-то до мурашек и подступающих слёз. А новая короткая у Льва замечательная — мечтательно-умиротворённая. 

К сожалению, в этот раз получилось не всё — в произвольной Лазарев упал, раздосадованно хлопнув по льду рукой, с лутца, который должен был идти в каскаде.  Следующий старт ожидает Льва в Красноярске, где, вероятно, фигурист попробует заявить пять четверных, к которым стремится. Лев очень импонирует мне как спортсмен и как человек, и я искренне верю, что этому талантливому юноше покорятся все желаемые им вершины. 

Как и было сказано выше, интрига в борьбе за серебро и бронзу была острее — Вадим Воронов и Николай Колесников, будучи после короткой вообще вне пьедестала, смогли войти в итоговые призы. В первый день парней подвели ошибки на одном и том же тройном акселе, а у Колесникова были проблемы ещё и с каскадом. К слову, обе программы у Николая очень неплохие и вновь отсылающие меня в прошлое — «Щелкунчик» в красном мундире (одна из визитных карточек замечательнейшего Михаила Коляды) и «Аранхуэзский концерт» для произвольной — одна из моих любимых программ Петра Гуменника. 

Фото: Ирина Шарова

Но, к слову, есть в музыке фигурного катания одна большая боль в виде любви к ремиксам и каверам на классическую музыку и культурную классику — я замечаю это не впервые, и «Щелкунчик» у Колесникова снова натолкнул меня на эти мысли. То же самое было и в короткой Ани Ляшенко, катавшейся под высокий женский вокал кавера на «Перемен» Цоя. Можно вынести тему на большое отдельное обсуждение и даже, возможно, это мнение оспорить, но я считаю, что есть в мире музыка, которую вот лучше вообще не менять и не трогать — можно сделать только хуже. Вот как будто не ложится современный микс на кульминационную часть музыки Чайковского, как и рок-классика по-другому воспринимается, когда её тоненьким голосом и без привычного драйва Цоя поёт девушка. 

В произвольной ребята здорово реабилитировались — Коля порадовал тремя хорошими четверными, число которых, я надеюсь, сможет стабильно наращивать, а Вадим, несмотря на падение с четверного лутца, прыгнул два трикселя и увёз домой бронзу. И, кстати, отмечу его интересную произвольную и уж точно необычный костюм такого «северного шамана» — что-то с похожим оттенком я видела у Андрея Мухортова на чемпионате Москвы. 

Фото: Ольга Тимохова

И всё-таки немного грустно, что уже второй старт подряд в «Мечте» проходит как-то тихо: на московский чемпионат зрителей не пускали, на этапе желающих очно поприсутствовать на старте было мало (а сделать это можно было бесплатно при предъявлении на входе паспорта), да и контрольные прокаты для юниоров проходят в закрытом новогорском формате, что тоже обидно. Понятно, что интерес и ко взрослым сейчас не на пике, но живого внимания к юниорам хочется побольше -- ребята всегда с теплом отмечают, что реакция публики их здорово мотивирует. Удастся ли всё-таки однажды придумать к соревнованиям младшего поколения какие-то «прогревы»? Время покажет.