Щедрая на эмоции уральская публика и популяризация народных мотивов: чем меня удивили юниорские «Звёзды Магнитки»
Пока мастера спорта только начали свою борьбу на своём первом этапе Гран-При этого сезона, для юниоров «Звёзды Магнитки» стали уже второй соревновательной ступенькой этого сезона. Получилось интересно — и развязки где-то неожиданные, и постановки вполне привлекательные. Сегодня расскажу, что мне в этот раз запомнилось больше всего именно у кандидатов в мастера спорта — о них обычно говорят чуть меньше, чем о взрослых.
На трибунах «Арены Металлург» скучно точно не было
Вводным словом скажу хорошее о неизбалованной магнитогорской публике. Во-первых, количество зрителей! Фигуристам, выступавшим на уральском льду, повезло в этом плане явно больше, чем участникам того же московского этапа: внушительно были заполнены ряды аж на танцах, что в этом виде нечасто увидишь даже у взрослых (особенно в этом сезоне, когда этот вид, на мой взгляд, зря сделали «закрывающим» соревновательный день — ещё на контрольных прокатах в Петербурге «Юбилейный» заметно пустел после каждого дуэта).
Во-вторых, не только обильным присутствием, но и, как оказалось, живой поддержкой прославился магнитогорский зритель. Независимо от чистоты проката или популярности того или иного спортсмена публика громко выражала эмоции — от такого всплеска и трансляцию смотреть как-то приятнее, когда действительно ощущается, что это прямо реально крупный старт.
Танцоры умеют не только в любовь и драйв
В танцах, по традиции, после первого соревновательного дня большой неожиданности по итогам не было — даже замечательному (почему — расскажу позже) дуэту Дрожжина/Тельнов четвёртое место по произвольной не помешало увезти домой бронзу. Именно на этих ребят мне хочется сделать упор больше всего.
Ритм-танец Дарьи и Ивана в этом сезоне, конечно, очень хорош (а ещё у них красивые фиолетовые костюмы и брюки-клёш у партнёрши), но особый респект я хочу отдать их постановке в произвольной. Вообще у тренерского штаба «Сокольников» (здесь особый «класс» ставим хореографу Сергею Плишкину) с оригинальностью всё замечательно, и эта мысль успела подтвердиться уже и в этом сезоне: вспомним ритм-танец Щербаковой/Гончарова, показанный на контрольных прокатах сборной, когда на фоне множества вариаций Пресли и Битлз очень выигрышно и неожиданно смотрелась программа под белорусскую «Косил Ясь конюшину». У младших подопечных Плишкина композиция тоже «наша» — Дарья и Иван катаются под композиции «Единичка» и «Щёки» музыкального проекта ИльяМазо. Скажем, выбор нестандартный не только для фигурного катания, но и для среднестатистического слушателя в целом — проект только набирает свою аудиторию, поэтому здесь заодно получается такая вот небольшая популяризация (я, например, в свой плейлист уже пару треков добавила).
Смысл в постановку тоже вложен глубокий и важный: речь идёт о связи между поколениями. Иван — дедушка, который ждёт приезд внучки, чью роль играет Дарья.
Стиль текста, как и сам вокал, необычен, но он раскрывает всё происходящее на льду ключевыми словами -- «завтра приедет внученька». Даже две помарки, повлёкшие за собой снижения, не смазывают общее впечатление от этого произвольного танца — на фоне привычной страсти или драмы это всё равно, что называется, заходит. А ещё мне нравится, как партнёры не забывают про мимику и эмоции в прокате — в танцах это очень важно.
Одиночницы показали «Шурале» и «Пятый элемент»
Пьедестал у девушек в Магнитогорске для меня стал, в первую очередь, поводом обратить внимание на замечательную представительницу Татарстана на этом старте — утончённую Дину Хуснутдинову. Во-первых, большой плюс постановщикам за выбор музыки к короткой программе. Она поставлена на «Танец девушек» из балета «Шурале» — по-моему, это прекрасный повод отдать дань уважения корням и показать что-то оригинальное, что у Дины хорошо получилось. В произвольной спортсменка порадовала чистым тройным акселем, но подвели её недокруты на других прыжках. Тем не менее, такое начало сезона с попаданием на пьедестал точно можно назвать успешным. И пусть Дина продолжит его на не менее высокой планке!
На этом этапе, в отличие от московского, в произвольной на ультра-си заходила вся тройка, но именно на четверной прыжок попыталась зайти только подопечная тренерского штаба Тутберидзе Валерия Лукашова. Тулуп Лере, к сожалению, не покорился -- домой она увезла серебро.
Касаемо программ Валерии у меня есть небольшое замечание со знаком «минус». Всё-таки здесь есть проблема постановок «не под возраст» — прокат 12-летней девочки под песню с достаточно откровенным любовным подтекстом выглядит если не неправильно, то довольно странно. Это не значит, что кататься можно только под «Крылатые качели», но есть много хорошей классики — и отечественной, и зарубежной, и старой, и более новой, если совсем хочется какой-то лирики и драмы. А вот дерзкий «Пятый элемент» спортсменке идёт куда больше — её скорость и пластичность, а также крутой макияж под задуманный образ как-то лучше вписываются и в юный возраст, и в космический антураж фильма.
Ещё с прошлого сезона мне нравится произвольная программа в стиле рок-н-ролла у победительницы этапа Лидии Плескачёвой, в прошедшем сезоне завоевавшей бронзу на первенстве страны. Во второй соревновательный день Лида справилась со своим единственным на данный момент ультра-си — тройным акселем, и общему впечатлению от этой по-детски заводной и позитивной постановки помешал только недокрут на секвенции. Фигуристка сообщила о намерении наращивать и усложнять контент, что, хочется верить, мы сможем увидеть в ближайшем будущем.
Пермская школа прогрессирует, а москвичи продолжают тенденцию сложной техники
Вот где итог получился действительно неожиданной, так это у спортивных пар. На итоговом пьедестале москвичи Ковязина/Мохов оказались «зажатыми» между двумя пермскими дуэтами — тренерский штаб Павла Слюсаренко держит высокую планку не только на взрослом, но и на юниорском уровнях. Пьедестал, кстати, мог и не стать пермским на две третьих: москвичи Черемных/Рудь, занимавшие промежуточную бронзу, не справились до конца с элементами произвольной, став четвёртым и уступив два балла Двининой/Потапову.
Но не только первая тройка заслуживает особого внимания. По итогам короткой программы заключительную строчку заняли петербуржцы Камалдинова/Родионов, для которых нынешний сезон стал первым в совместной карьере. Я уже видела ребят на льду, когда приезжала на второй мастер-класс клуба Тамары Москвиной — тогда им даже посчастливилось получить милейшее наставление от старших партнёров по тренировочному льду Анастасии Мишиной и Александра Галлямова. Первый день турнира у пары не задался совсем — падение с выброса, минусы на подкруте, поддержке, тодесе и даже дорожке шагов. Но как же здорово Альбина и Дима собрались на произвольной, став третьими по сумме за эту программу!
К слову, поддержки в Магнитогорске оказались каким-то «проклятым» элементом — помарки на этом элементе допускали даже призёры соревнований.
Пощекотал нервы и заявленный некоторыми юниорскими парами контент: подопечные тренерского штаба Филиппа Тарасова в этом сезоне поражают сложнейшим техническим набором. На московском этапе Шешелева/Карнаухов безупречно исполнили сложнейшие тройной лутц и каскад с тройным флипом; в Магнитогорске Ковязина/Мохов заходили на те же прыжки — тройной лутц в секвенции с двумя акселями и сольный флип. Не гладко: в протоколах обнаружились недокруты и неясное ребро. Но факт того, что не одна пара из этого тренерского штаба способна на такой контент (всё мастерство придёт с опытом) — уже круто. Да и сама программа у Артемия и Зои очень нежная и симпатичная.
Из интересных программ точно выделю короткую Зои и Артемия — фолк я всегда приветствую положительно. Здесь мы имеем дело с уже неоднократно встречавшимися «вайбами» севера и шаманской темой — сначала кажется, что это не музыка, а какой-то странный набор рычащих звуков; в процессе добавляются варган и женский вокал, в конце всё соединяется в современной обработке. Выглядит очень круто и завораживающе, особенно в симпатичных чёрных костюмах с красно-голубой окантовкой. Неплохи в короткой также Двинина/Потапов под «Boogie wonderland» — хороша и сама танцевальная музыка, и костюмы, но как будто немного не хватило скорости и интересной хореографии. В произвольных мне очень пригляделась лиричная постановка этих же спортсменов под «Charms» Абеля Коженёвски.
А всё-таки состязание юниорских пар продолжает наталкивать на мысли о некой «неравномерности» между отдельными дуэтами и взаимодействии партнёров между собой. Если парни все плюс-минус по комплекции похожи друг с другом, то у девушек всё иначе: достаточно сравнить уже взрослую и достаточно высокую Варвару Черемных и совсем миниатюрную Вику Двинину. Именно в юниорах эта разница бросается в глаза сильнее, пока спортсменам приходится встречаться на одном льду и в общих условиях.
Колесников и Алексахин отыгрались за неудачу в короткой программе
Соревнования юношей в Магнитогорске прошли без двух главных фаворитов сборной — Арсения Федотова и Льва Лазарева, а потому этап ожидался вполне интересным, если заранее задаваться вопросом о победителе.
Но свой герой там тоже нашёлся, и им смело можно назвать Николая Колесникова, сумевшего с четвёртого места по короткой программе забрать золото турнира. С остальными местами всё тоже, в общем-то, справедливо: находившиеся в промежуточной тройке Илья Малышев и Марк Лукин заявили более скромный технический контент, который исполнить безупречно не удалось.
Как итог — победителя отделяют от серебряного призёра два балла, а отрыв Алексахина от бронзы и того меньше — всего 44 сотые.
Магнитогорский этап стал для Николая Колесникова вторым подряд, и здесь он практически повторил расклад своего выступления в Москве, когда фигурист, оказавшись по результатам первого соревновательного дня вообще за пределами пьедестала, был вынужден «догонять» тех, кто выше. И у него снова это успешно получилось — с тремя квадами, пусть и не идеально чистыми. Кстати, из всей заключительной разминки именно произвольная Коли мне нравится больше всего — скрипка «Аранхуэзского концерта» сама по себе вызывает какие-то трогательные эмоции. Но костюм, на мой взгляд, сюда бы подошёл построже и потемнее: идеальный пример — практически однотонный чёрный комбинезон у Петра Гуменника под ту же музыку.
Похожий хэппи-энд случился и у Миши Алексахина, тоже исполнившего три чистых четверных и «перепрыгнувшего» с пятой строчки на вторую. И, кстати, для этого спортсмена магнитогорский этап тоже стал вторым подряд!
Но всё-таки выскажусь на больную тему: у парней мы снова столкнулись с вопросов сомнительных каверов на культовую музыку. Например, произвольная Германа Ленкова, катающегося под «Still lovin’ you» Scorpions, органично смотрелась бы и под оригинальную версию, без без лишних басов и современной обработки. И вокала Клауса Майне ну вот прям как-то совсем не то, хотя сам выбор композиции очень достойный.
А завтра начнётся Казань -- там тоже будет за кого поболеть и у кого посмотреть обилие четверных (даст Бог, успешных). И для юниорских этапов это будет уже экватором -- а ведь как будто мы только что стартовали!