Олимпийская история Валиевой: полный анализ скандала, теории заговора и вероятные итоги
Глава 1: А начиналось так красиво
На дворе уже январь 2024 года и большинство любителей фигурного катания, спортивные журналисты, Тутберидзе и сама Камила ждут вердикта по допинговому делу. Допинг-скандал Камилы Валиевой практически два года назад ошарашил весь спортивный мир и точно меня саму, ведь я до сих пор помню все эти эмоции во время Олимпиады-2022, люблю пересматривать её короткую программу (она доводит меня до слёз даже сейчас) и я посчитала нужным описать всю эту историю от начала до конца, так сказать подвести черту перед итогами судебного разбирательства.
В первый раз я увидела Камилу в начале олимпийского сезона, на Finlandia Trophy, мне тогда попалось видео с произвольной программой в запрещённой соцсети. Я случайно вспомнила о том, что этот год олимпийский, стала изучать претендентов на Олимпиаду и почему-то именно Камила осталась моей претенденткой на золото Олимпийских игр.
Trophy
На той самой Финляндии Трофи Камила выиграла с внушительным отрывом от 2-го места (16 баллов от результата Елизаветы Туктамышевой), побила два мировых рекорда и выглядела просто прелестно. На этом соревновании она очевидно сдавала допинг-тест, который оказался отрицательным (если бы он был положительным, то мы бы об этом узнали до Гран-при в Канаде).
На Гран-при в Ванкувере всё было в два раза лучше: Камила выиграла с отрывом в 33 балла (и снова у Лизы Туктамышевой), обновила рекорды в произвольной и сумме программ. Мне кажется всем понятно, что она в Ванкувере снова сдавала допинг-тест и опять оказалась чиста.
Переходя к другому Гран-при, хочу заранее кое-что объяснить: почему Валиева на каждом соревновании сдавала допинг-тест? У победителей серьёзных соревнований пробу на допинг берут всегда. На наиболее крупных, не только у победителей, но и у призёров. Остальные атлеты проверяются выборочно, по жребию. Камила Валиева — топовая спортсменка, которая уже несколько лет побеждает или попадает в призы почти при каждом своём выступлении. Если спортсмены-середнячки подвергаются проверке раз в несколько лет, а могут за всю свою карьеру так и не сдать ни одной допинг-пробы, то Валиева сдавала по несколько проб в год.
Перейду к Гран-при, который проходил в Сочи. Здесь Камила превзошла себя ещё раз: уже три мировых рекорда, отрыв от второго места больше 40 баллов, о ней говорят все (посмотрите на количество статей и упоминаний Камилы именно с этих соревнований). У меня сложилось впечатление, что Валиева выдала прокат жизни в день произвольной программы. Это привело к первому месту, отбору на финал Гран-при с максимальным количеством баллов (финал был отменён) и 100% она сдавала допинг-тест, который был отрицательным.
Камила потихоньку подошла к Чемпионату России, она бесспорно была фаворитом этих соревнований, ведь в её короткой программе уже второй старт подряд она выполняла тройной аксель чисто, в произвольной программе на тот момент в прыжковом контенте стояло 3 четверных и тройной аксель, сама Камила выглядела в своих программах настолько гармонично, что её победа была безоговорочной.
Отрыв в 35 баллов, победа над сокомандницами и та самая положительная допинг-проба, которая аукнется Валиевой на Олимпийских играх.
Хочется остановиться на веществе, найденном в пробе. Если углубиться в фармакологию и посмотреть на характеристики вещества (особенно на влияние триметазидина на организм), то можно заметить одну деталь: триметазидин помогает избежать синдрома внезапной сердечной смерти у спортсменов. Принято считать, что спортсмены являются самыми здоровыми в мире людьми, однако действительно ли это так? Изнуряющие интенсивные физические нагрузки, постоянные тренировки, волнение на соревнованиях могут оказать выраженное негативное влияние на сердечно-сосудистую систему спортсмена.
Ранее внезапная сердечная смерть у спортсменов встречалась чаще среди возрастной категории старше 35 лет. На сегодняшний день случаи ВВС регистрируются среди спортсменов до 25-30 лет. По статистике мужчины страдают в 10 раз чаще, чем женщины. Приблизительно у 1 из 200 000 молодых здоровых спортсменов во время занятий спортом внезапно развиваются механизмы нарушения сердечной деятельности, приводящие к смерти. Причины таких внезапных смертей мало понятны медикам и учёным. Однако, непонимание истоков беды не помешало исследователям «методом тыка» отыскать несколько лекарств, которые в разы уменьшают вероятность трагических происшествий. Механизм их действия понятен ещё меньше, чем синдром внезапной смерти. Но, с практической точки зрения, главное то, что они реально снижают смертность спортсменов.
Для препаратов этой группы характерна интересная особенность (уточню, я не ищу заговора фармакологических компаний, просто пытаюсь разобраться в смысле приёма допинга конкретно Камилой). Те препараты, которые производятся фармакологическими фирмами из США, разрешены к использованию спортсменами, а те средства, которые производят в других странах, ВАДА внесло в список запрещённых.
Я не буду морализировать ни по поводу использования недобросовестных методов конкуренции; ни по поводу явно корыстных мотивов, по которым ВАДА обслуживает маркетинговые интересы отдельных фармакологических корпораций; ни по поводу смертности среди атлетов, которым не по карману продаваемые по монопольно завышенным ценам защитные средства. Во-первых, разрешённые лекарства от синдрома внезапной смерти спортсменов существуют. Во-вторых, вменяемое Валиевой вещество, триметазидин, запрещено ВАДА к применению именно потому, что подозревалось в способности предотвращать синдром внезапной смерти, и, соответственно, подозревалось в способности конкурировать с американскими аналогами. Никакими другими «допинговыми» свойствами триметазидин не обладает.
Но в декабре 2021 года мы ещё не знали о положительной допинг-пробе и Камила попала в олимпийскую сборную России и в её составе поехала на чемпионат Европы.
Чемпионат Европы стал для Камилы победным: новый рекорд в короткой программе и золотая медаль — первый титул на международной арене среди взрослых.
Обязательно будет вторая часть, ждите
С любовью, Влада