14 мин.

Фигурное катание: о шагах и поворотах

Начнем с того, что уровень дорожек напрямую связан с мастерством катания — «разнообразие ребер, шагов, поворотов, движений и направлений», «чистота ребер, шагов, поворотов, движений на коньках, при контроле тела во время их исполнения». В дорожке повороты засчитывают только при чистом исполнении, значит, не существует фигуристов одновременно с 4-ым уровнем и низким мастерством, как правило, спортсмен показывает четкие ребра и широкие дуги на протяжении всего проката. (Конечно, случается разное, но сегодня только о дорожках).

Можно условно разделить мастерство на технически правильное исполнение разнообразных шагов и поворотов и на флоу, силу и непринужденность. То есть фигурист может ехать мягче техничного соперника, но чаще показывать неверное ребро. Не знаю, что в приоритете у судей, поэтому сделала такую таблицу:

В среднем фигуристы за КП и ПП получают примерно одну и ту же оценку, несмотря на некоторые ошибки. Например, здесь есть 9,50 при дороге 2 уровня.

В первом столбце фигуристы распределены по сумме лучших по мастерству коротких и произвольных программ. Во втором столбце — по сумме уровней, поставленных судьями.

Что оценивают в мастерстве скольжения, если Зонов с четвертым и третьими уровнями дорожки находится на дне таблицы? Ниже фигуристов со вторыми уровнями. По мнению судей, Федор исполняет разнообразие из 12+ шагов, они распознаваемые, достаточно реберные, с хорошими дугами, но чтобы подняться в рейтинге, ему чего-то не хватает: возраста, стабильности, репутации и прочих неспортивных деталей. Также образовались равные по мастерству пары: Савосин и Самарин, Кондратюк и Мозалев, Самсонов и Игнатов. А вот уровни дорожек показывают другую картину. Это же тот самый случай, когда одни фигуристы технически верно исполняют последовательность шагов, но до и после нее перемещаются медленнее и слабее, чем другие спортсмены — с шикарным владением коньком, полным наклоном всего тела, изумительной одноножной ездой, но которые к дорожке теряют все это великолепие. По протоколам как-то так получается.

О разнообразии

(Кстати, вспомнила, что где-то скопом умножила все 6 сложных шагов и поворотов на 8 вариантов ног/направлений/ребер и вышло 48 — это ошибка, чоктау так не считают, некоторые сочетания невозможны. Сложных чоктау всего 5 штук, о них еще напишу ниже. То есть 50 всех возможных типов шагов.)

Разобраны дорожки из компонентно лучших коротких и произвольных программ, также частично использованы повороты получившие 4-ый уровень. Минимум, который набрали все, — 10 поворотов (2 разных крюка/выкрюка/твизла/петли/скобы) и 2 шага (чоктау). Идеально — в сумме двух дорожек показать четыре различных типа одного поворота, достаточно ногу сменить, например, в короткой пара выкрюков левая-вперед-внутрь и левая-назад-внутрь, а в произвольной — правая-вперед-внутрь и правая-назад-внутрь. В общем, 20 шагов и больше для двух программ — отличный результат.

Выглядит, как несущественные мелочи, но это и есть демонстрация использования терминологии фигурного катания, так как только на словах легко изменить ногу, направление или ребро. Правилами поддерживается разнообразие внутри одной программы: ограничение прыжков, несколько типов вращений, установлен минимум поворотов в дорожке, а тонкости уже зависят от способностей и фантазии фигуриста. Поэтому возможно годами использовать одинаковый упрощенный набор поворотов, не разучивая новые. Зачем менять петлю вперед-внутрь на назад-наружу? Кто на это смотрит вообще?

Второй столбец — итоговое количество уникальных для каждого спортсмена шагов и поворотов по сумме КП и ПП, то есть показанных единожды внутри дорожек на этапах. Допускаю небольшую погрешность, так как некоторые шаги были довольно слабые + что-то могла упустить.

Пара шагов в каждой в ячейке — необходимый минимум для дорожки 4-го уровня, база для всех, поэтому серого цвета. Итоговое число 12 значит, что фигурист в обеих программах показал одинаковый набор шагов и поворотов, без малейших изменений. Зеленая зона — «лишние» повороты, разнообразие, которое выполнять необязательно, судя по всему, оно должно влиять на оценку за мастерство катания.

Шаги и повороты

Для начала о сложности. Самое простое направление — вперед, ребро — внутреннее, соответственно назад-наружу труднее, но это правило работает не везде. Любая дальнейшая информация о сложности может подвергаться критике, так как я ее собирала везде, где только могла дотянуться и хотелось бы однажды проверить ее достоверность. Жутко интересно услышать мнение тренеров с многолетним опытом и толпой учеников, для большей наглядности.

Скобка

Удобнее исполнять вперед-внутрь, так фигуристы и делали – 85% от общего числа скоб.

У Петра скоба часто очень хороша — смена ребра происходит в самом острие, как и положено.

Плоское ребро:

Вариант вперед-наружу, только у Ветлугина и Самсонова:

В скобке направление назад используется редко из-за повышенной трудности. Назад-внутрь у Мозалева, Самсонова и Попова:

А вот назад-наружу никто не показал, беглый просмотр танцев и женского одиночного тоже не выявил скобку н-н.

Выкрюк

Половина всех выкрюков – назад-наружу:

По логике, это самое трудное направление, хоть и исполняли его чаще. В чем сложность, сначала без замедления:

Выкрюки вперед-наружу

Закругление перед сменой направления – перетяжка, большинство выкрюков вперед-наружу и назад-наружу этим страдают. Замедленно:

Вперед-наружу — самые редкие выкрюки на этапах, их исполнили только четыре фигуриста. На самом деле заметные тройки.

Выкрюки внутрь получаются чаще, даже если в них есть смена ребра, то она так мала, что без замедления увидеть сложно:

Крюк

Самый популярный — вперед-наружу (50%):

Назад-наружу у трех фигуристов:

Распространенная ошибка на крюке — плоские дуги:

Петля

Самые удобные — внутрь, 67% от всех петель.

Петля назад-внутрь.

Петля вперед-наружу — 24%, исполнена 11 раз:

Самые трудные петли — назад-наружу у трех фигуристов:

Частая ошибка – исполнение на зубце, но уже просто игнорирую это, с выкрюками бы разобраться.

Твизл

Твизл наружу считается самым сложным. При этом в дорожках распределение по ребрам: наружу — 72%, а внутрь — 18%. Стоит учесть, что нормальных твизлов мало показывают, в основном там грубые зубцы:

Твизл назад внутрь:

Назад-внутрь считается проще, чем вперед-наружу. Возможно использование зубцов на твизле зависит от типа захода, еще не сравнивала по такому параметру.

Назад-наружу у четырех фигуристов:

Чоктау

Использовалось 4 вида. Еще есть вперед-наружу-открытый, но его не заметила.

Все 4 типа.

Направление «вперед» считается труднее, чем «назад», закрытый чоктау еще сложнее. Танцорские штучки. Открытый и закрытый чоктау:

Опорная нога — та, с которой начали движение, свободная — та, на которую, собственно, наступают. Грубо говоря, открытый чоктау — свободная нога впереди опорной (иногда на одном уровне), то есть открыта, закрытый — свободная нога скрыта за опорной.

Начнем с самого простого — чоктау назад-внутрь:

И сразу забываем, фигуристы используют его много раз в течение программы — заходы на прыжки, вращения, твизлы. Он — чоктау, но его не очень-то уважают, получается у абсолютного большинства фигуристов (хотя плоские ребра бывают).

Чоктау назад-наружу

Открытого не существует, он физически невозможен.

Исполняют все, особых проблем не вызывает, максимум неясное или плоское ребро внутрь, оно на любом шаге вылезти может:

Чоктау вперед-внутрь, открытый и закрытый

Вперед-внутрь-открытый, по частоте — треть от всех чоктау.

Чоктау вперед-внутрь-закрытый

2 штуки (возможно, больше, но оставила самые убедительные):

Чоктау вперед-закрытый сложен тем, что ребро опорной ноги нужно вжимать до самой смены, иначе обязательно получится плоское/неверное ребро:

Чоктау вперед-наружу-закрытый

Последний и самый трудный, исполнен около 10 раз:

Опорную ногу нельзя подтягивать под себя, пока свободная нога не встанет на внутреннее ребро.
Чистые ребра, после смены опорная нога «отбрасывается». Здесь видна выворотность – оба бедра становятся вывернуты на смене ног (внутренняя часть «смотрит» вперед, а не друг на друга).

Для чоктау вперед-закрытых гибкость и общий высокий уровень владения коньком помогают дольше держать ребро опорной ноги. А еще у Самсонова выворотность есть, у Гуменника – нет, поэтому Даниилу чаще удается показать чистый чоктау.

Четвертые уровни

Распределение дорожек 4-го уровня по этапам и тех. специалисты.

Все фигуристы с 4 уровнем в ошибках: у одного твизл бедовый, у другого – выкрюк, у всех есть несовершенства, которые им прощают. Чем отличаются эти два выкрюка?

Типичный выкрюк назад наружу.

А тем, что один из них не поднимался выше первого уровня (объективно и честно), а другой прекрасно получает четвертый. Вырвано из контекста, естественно, и все же такие повороты следует корректировать.

Это к чему. Когда в дорожке нет грубых изъянов, можно нарисовать что угодно. И раз уж существует практика поддержки спортсменов, то почему бы не выдавать фигуристам с чудесным протокольным скольжением хотя бы третий уровень, а не второй? Непонятно, отчего тех. специалистам в этот раз не понравились тройки вместо выкрюков/твизлов и плоские ребра. Что сдерживает судей от беспорядочной раздачи четвертых уровней? Неужели совесть? 

По легенде, судьи очень любят фигурное катание и работают на чистом энтузиазме, именно поэтому бессмысленно наказывать их финансово. Они определяют компонентность заранее на тренировке, поэтому при грязном прокате оценки могут оставаться на высоком уровне (только посочувствовать остается, потому что одновременно увидеть все и сразу действительно тяжело). Факт: у них есть свободное время, чтобы посмотреть, как танцует Дикиджи в соцсетях. Так почему бы не потратить еще минут 40, чтобы разглядеть ошибки в дорожках? Никаких замедлений до 0,04 и микросмен ребер, но вот эти выкрюки наружу и зубцовые твизлы заметны в большинстве случаев. Честный уровень, как отмеченное неверное ребро на прыжке — ты убираешь флип/лутц или ты «лечишь» его. Может это бы подтолкнуло фигуристов и штабы не использовать неудачные для себя шаги и повороты или исправлять их?