35 мин.

Итоги сезона МО в процентах

На минуту притворимся, что мы верим судьям, им вообще всё виднее.

Сразу к стабильности — не существует у нас однозначно стабильных мужчин. Нельзя просто сказать «стабильность = не падать с прыжков», поэтому опять таблицы. Выступали фигуристы разное количество раз, чем больше прокатов, тем точнее должен получиться результат: Игнатов, Мозалёв и Алиев — шесть стартов, но именно их качало чуть ли ни сильнее всех в технике.

Один раз укажу, что речь веду о чистоте исполнения, чем выше расположен фигурист в таблице, тем меньше у него было бабочек, падений, недокрутов, выше компоненты и уровни непрыжковых. Ниже 80% — не очень хороший результат, фигурист не справился со своей же программой.

Таблица — лучшие исполнители коротких и произвольных программ. Суммированы техника и компоненты в процентах:

В короткой те, кто набрал >80%, в произвольной >70%, потому что больше 80-ти только у Семененко, остальные показали результат ниже среднего.

Тут тоже нужно делить надвое, потому что некоторым не ставили недокруты, а иногда не минусовали недокрут в четверть, когда других судили строже. Но, думаю, итог примерно соответствует реальности.

Теперь конкретно по технике прыжковых и непрыжковых. Не буду расписывать каждый элемент, только общие выводы. Короткая программа:

Мозалёв, Самарин, Алиев и Анисимов из непрыжкового топа дружно ушли в самый конец таблицы по прыжкам. Самарин и Коляда единственные справились со всеми вращениями на четвёртый уровень. Хорошие цифры у большинства в непрыжковых, есть отличные в прыжках.

Произвольная программа:

Здесь большинство уже не вывозит.

По сумме двух программ больше 80 в непрыжковых набирают Яблоков, Анисимов, Ветлугин, Самарин, Алиев, Семененко. Больше 90 — Гуменник, Мозалёв и Коляда. В прыжковых только Семененко набрал больше 80.

Переходим к компонентам. Таблица, совмещающая технику и оценку в компонентах, тут сразу и короткая и произвольная. Т+К — общий процент оценки программ, техника + компоненты. Округлено до целых, между некоторыми местами разница в десятые и сотые.

Может появиться желание найти взаимосвязь чистоты исполнения технической части с компонентами, обращать внимание нужно на большие отклонения и только в прогрессе конкретных фигуристов от старта к старту в их личных таблицах, которых здесь не будет. И не стоит сравнивать между собой фигуристов — Алиев с помарками всегда будет выше большинства с чистыми прокатами.

Компоненты

Есть критерии, прописанные ISU, поэтому разговоры про раздачу компонентов за заслуги/стабильность/перспективы для мошенников.

Важнейшее уточнение: чтобы получить максимум, нужно выполнить все или почти все пункты. Нельзя только за скорость получить в мастерстве катания десятки. Это можно представить чертами сложности, но, повторяю, нужно всё выполнить.

Гифов с примерами не будет, потому что мне интересно, какие мысли вызовут у вас таблицы с результатом, а примеры могут исказить картину — для полного понимания компонентности нужно разбирать всю программу, а не по кусочкам растаскивать.

КОМПОЗИЦИЯ

  1. Единство — движения связаны между собой, словно фильм или театральное выступление, где одна сцена переходит в другую. Зависит от постановщика, он понимает, что нужно добавить жест, но передать замысел не может, поэтому ставит взмахи рук-мельниц, получается неловко и непонятно, осмысленного перехода в другой жест нет, потому что и связи между ними нет. Долгий и пустой заход на технические элементы прерывает единство.

  2. Связующие движения, шаги и повороты между элементами и внутри них — те самые связки. Фигурист обязан показывать, что он владеет спиралями, шагами и поворотами вне дорожки. На протяжении всего проката, не прикрываясь квадами или музыкой. Фигурное катание всё ещё фигурное.

  3. Рисунок программы и использование ледовой площадки. Есть такая вещь, как типы дорожки с разным узором покрытия льда, сейчас у одиночников такого нет, но суть одна — показать способность разнонаправленного движения. Езда исключительно по и против часовой не является «чертой сложности» — это база. Активно использовать центр и углы, дорожкой-змеёй по льду поехать, ставить вращения и прыжки в разные места. Знаю, что некоторые умеют правильно такое считать в процентах и рисовать красивые схемы, я на глазок всё смотрю, как и судьи в общем-то.

  4. Многомерность движения и использование пространства. Наша вселенная трёхмерная, поэтому всего лишь три параметра — высота, ширина и длина. Вот и нужно использовать их все — обороты по и против часовой вокруг себя, движения вверх и вниз, смена направления. Этот пункт натягивается не только на перемещение по льду всего тела, но и на конечности — ноги, руки, торс, голову. Например, многомерность для шеи и головы — кивать, отрицательно махать, двигать вперёд-назад (как голубь), наклонять к плечу, круговые движения. Не лирично вскидывать и опускать руки, а ещё развернуть их, оригинально взмахнуть, пальцами в акцент попасть, пока повороты исполняешь и корпусом работаешь.

  5. Хореография, отражающая музыкальные фразы и форму. Самое сложное и простое одновременно. Фигуристу желательно слышать музыку, поставить движения можно всем, но если произошли проблемы — завал прыжка, медленное вращение — фигурист должен уметь догнать программу. Этот пункт есть только у тех, кто не игнорировал Многомерность — не получится составить фразу без слов, так сказать. В общем, эта тема больше для музыкантов и хореографов. Что нужно замечать простому человеку — попадание в акценты, насколько понятна идея программы, её выражение через движение, соответствие музыке, и то, как эту мысль подводят к финалу. Как в книге — завязка, конфликт, решение.

Нужна отличная выносливость, без сносного владения коньком не получится выложиться на все сто. (Вообще все компоненты более менее связаны между собой). Чьи программы нужно смотреть, чтобы найти связки, танец и идею:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Если фигурист останавливает «повествование» — бросает руки и заходит через весь каток на прыжок, — он не справился с представлением. Или долго не может начать вращение, этим отвлекая от программы.

  1. Выразительность, экспрессивность и умение «подать себя» аудитории. Игра лицом — малая доля артистизма. Лицом нельзя получить десятки, но лишиться их можно запросто. Представление не существует без Композиции, потому что это передача образа через хореографию. Вот условно закрываете лицо фигуристу, можете прочувствовать эмоциональность? Видите ли те самые фразы, акценты и смысл? И прочие субъективные моменты. Можно ли катать без чистых линий и вдохновенно? Да, получая относительно высокие оценки в Представлении и низкие в Композиции. А показывать сложную хореографию без воодушевления? Тоже да, с потерями в Представлении и высокими баллами в Композиции. На практике же эти оценки редко расходятся.

  2. Разнообразие и контрастность движений и энергии. Замедление/ускорение, резкие/плавные движения, их амплитуда. Пример: сжал ладонь — плавно повёл кистью, отрывистые перебежки — мягкое скольжение. Обращайте внимание на все части тела, и опять выходит, что нужна Многомерность, однотипные движения не дадут получить высокие оценки. Всё должно ложиться на музыку, передавать настроение программы.

  3. Музыкальная чувствительность и соответствие музыке. Тот самый тайминг и интерпретация. Чувство ритма, выражение музыки. Технические элементы должны соответствовать — попасть в акцент, или хотя бы не мешать восприятию.

МАСТЕРСТВО КАТАНИЯ

  1. Разнообразие рёбер, шагов, поворотов, движений и направлений. Несколько сравнительных табличек будут в главе «Дорожки 4-го уровня». Если фигурист знает крюк, он знает восемь поворотов (все сочетания вперёд/назад, внутрь/наружу, на левой/правой), а есть ещё четыре поворота и чоктау — итого 48 сложных шагов и поворотов. Добавляем тройки, моухоки, кросс-роллы и так далее.

  2. Чистота рёбер, шагов, поворотов, движений на коньках при контроле тела во время их исполнения. Показывают разнообразные шаги многие, а вот с чистотой проблемы. Без контроля тела не получится качественно выполнить повороты. Работа коленом, голеностопом, бедром и плечами для чистого и глубокого ребра.

  3. Баланс и непринуждённость скольжения. Глубокое ребро при отклонении корпуса от перпендикуляра ко льду, без заметных усилий.

  4. Плавность скольжения. Флоу — мягкий переход между элементами, шагами, когда говорят, как по маслу едет, общее впечатление лёгкости. Нужно разнообразие шагов — за плавные беговые большую оценку не получишь

  5. Использование силы и скорости. Ускорение идёт в зачёт, если выполнено шагами и поворотами, а не бегом на зубцах или подпрыжками, тут оценка скольжения, а не хитрости тренеров. Самое нужное — запомнить, что не просто так эти пункты стоят последними. Без правильных поворотов, рёберности и баланса бессмысленными становятся плавность и сила.

Пояснение для тех, кому пенка мешает пить кофе: скольжение сложнее, чем кажется. Фигуристы показывают разнообразие прыжков и их комбинаций, можно увидеть эталонные варианты всех вращений и хорео дорог. Но вы глаза сломаете, когда попробуете найти фигуриста, постоянно и качественно исполняющего все сложные повороты. Миллион раз это повторю, но скорость и сила учитываются только при наличии чистых шагов и поворотов. Не надо обесценивать компоненты никакими мифическими сотнями фигуристов с отличным скольжением, нет таких, даже если разобрать победителей Олимпиад последних лет, даже если у них десятки в мастерстве. Шкала оценок, основанная на субъективности, рано или поздно будет искажена отклонением в большую сторону. Пример, новостные издания писали про провальный рейтинг фильма — 7 из 10. А ведь это много, 10 — идеал, который нельзя улучшить, потолок. Всё, что выше пятёрки — зелёная зона, хороший результат, но попробуйте найти у топа при хорошем прокате хоть одну восьмёрку.

Вывод из всех таблиц: и нестабильный в прыжках катальщик и прыгун без скольжения одинаково не дорабатывают. Главное, чтобы судили честно, а не подтягивали оценки по скрытым мотивам. Ну и Семененко — лучший фигурист по версии судей. Я могу его только похвалить за относительную стабильность.

ДОРОЖКИ

Предисловие. Не стоит считать необходимое количество поворотов для уровней на пальцах, мол, вот 11 шагов, значит четвёртый уровень. Множество фигуристов делают от 12 до 16 шагов и поворотов в дорожке, но их уровни различаются. В первую очередь статусом — не может же великий фигурист, расхваленный мэтрами фигурного катания, быть нагрибованным, ведь только русская мафия во главе с Лакерником таким занимается! Но так вышло, что ребята с псевдосложными поворотами получают десятки за мастерство. Можно было написать пост с ошибками судей, но зачем, если есть уровни дорожки?

Забудьте про всё — артистизм, титулы и штаб фигуриста, сколько у него оборотов, шагов и работы корпуса — при неверных рёбрах. И это не про лутцы и флипы, а про повороты. Для получения оценок +4 и +5 нужна рёберность и чёткость постановки стопы, о каком чистом исполнении можно говорить, если треть шагов неправильная?

Сразу предупреждаю, что каждый, взявшийся за оценку элементов, должен для себя решить, что он считает хорошим исполнением, насколько допустимо прощать плоские рёбра и что же такое твизл. Будете строго отменять каждый неверный шаг? Во-первых, количество фигуристов, способных на четвёртый уровень, можно пересчитать по пальцам, во-вторых, приготовьтесь к критике от фанатов, любителей и профессионалов. Всплывут эксперты с «кто ты такой?/танцоры так делают и им ставят высокие баллы/лицензированным международным судьям виднее/топовый супертренер зуб даёт, что ребро менять можно, он всех так обучает». Их вы не переспорите — для таких и лутц любой пойдёт, и компоненты только от гибкости зависят.

В общем, поправить меня можно в чём угодно, но только не в правильности некоторых поворотов, тут не уступлю никому.

Иногда буду излишне разъяснять моменты, но это только в первый раз нужно.

ШиП — шаги и повороты (тройки, моухоки, все сложные ШиПы, перетяжки и т. д.).

CШиП — сложные шаги и повороты (чоктау — шаг; выкрюк, крюк, скобка, петля, твизл — повороты).

Блоки — одноножные комбинации в дорожке.

ЧЕРТЫ СЛОЖНОСТИ

Количество выполненных черт равно уровню дорожки, при необходимом количестве СШиПов.

Черты сложности для четвёртого уровня:

1. Разнообразие и Сложность.

Больше двух раз СШиПы не засчитываются, например, фигурист сделал шесть чоктау, выбираем два с ясными рёбрами, смотрим, чтобы они были в паре по и против часовой, остальные игнорируем. В Сложности пункт «по и против часовой» — не дуги а сам поворот налево или направо.

Разнообразие обязательно для получения любого уровня, без пяти правильных СШиПов дорожка становится базовой и оценивается в 1,5 балла.

2. Вращение в обоих направлениях с полным оборотом, хотя бы 1/3 дорожки. Обычно, от 28% оборотов по часовой засчитываются в эту треть, у многих столько набирается. Не путать с оборотам по часовой и против для Сложности. В коммюнике чётко сказано, что это полные обороты тела при помощи любых ШиПов. Сюда не входят обороты на СШиПах из первого пункта, если не было 360 градусов.

3. Использование движений тела 1/3 рисунка. Движения, которые «влияют на баланс тела в целом и влияют на баланс на коньке». Любой наклон идёт в плюс.

4. Две комбинации из 3-ёх сложных поворотов. Засчитывается только первая попытка на каждой ноге. Вообще именно из-за этой черты фигуристы теряют уровень. Должны терять. Пример, блок из скобы, крюка и твизла, а на скобе ребро сменил раньше поворота, на этом всё — один блок потерян и четвёртый уровень не светит.

Должно быть сочетание количества шагов и трёх других черт. Количество СШиПов — черта сложности сама по себе, для первого уровня достаточно выполнить первый пункт.

НЕМНОГО О GOE

1) наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов, контроль всего тела

2) соответствие элемента музыке

3) выполнение без видимых усилий, с хорошей энергией и плавностью исполнения

Эти три пункта обязательны для выставления оценок выше +3. Для оценки выше 60% в дорожке должны быть глубокие рёбра, четкие шаги и повороты, контроль всего тела. Это применительно для каждого ШиПа, даже тройки и моухоки на хорошо просматриваемых рёбрах, все дуги изогнуты и достаточной длины для распознания ШиПа, на самом повороте грамотная смена ребра (на скобке, тройке) или отсутствие смены (крюк, выкрюк). ШиПы смотрятся от начала движения и до начала следующего элемента, поэтому внимание обращаем на дугу въезда, сам поворот и выезд. Дуга размером с длину лезвия не является полноценной дугой. Обязательны: работа коленом/корпусом/руками, чёткая постановка стопы, баланс.

Если неправильно исполнены повороты, то как можно получить высокую оценку?

Простое прошли, остались два самых проблемных поворота. Фигурист, не овладевший хотя бы одним из СШиПов, никогда не получит четвёртый уровень, потому что из 11 обязательных нужно правильно исполнить пять пар и один сольно — скобка, чоктау, твизл, крюк, выкрюк, петля. Отсутствие твизла сразу «съедает» один поворот, всегда будет 10 СШиПов и выше третьего не поднимешься. Если нет ещё и выкрюка, то выше второго уровня не видать — выходит всего восемь поворотов, а для третьего нужно девять. Не исправляя ошибки в скобе, можно и на первый улететь. Как хорошо, что судьи умеют вовремя моргать.

ОПОЗНАНИЕ ТВИЗЛА

У взрослых в коммюнике твизл упоминается в единственном числе и не указано количество необходимых оборотов. Одиночники исполняют от одного до четырёх, на международном уровне и с одним получали четвёртый уровень, отсюда и отталкиваемся.

И ещё, твизлы отдельно от прокатов не являются показателем мастерства катания, а всего один из пунктов — чистота и рёберность шагов. Но десятку я бы не дала, фигурист должен показывать умение ШиПов, а не притворяться. Танцоры должны терять целый элемент программы, судьи это игнорируют:

Разбираемся, что это вообще такое. Вращение вокруг своей оси с продвижением — это просто вращение с продвижением. Не должно быть явной работы коленом и корпусом, но фигуристы прекрасно маскируют тройки под твизлы, поэтому внимание направляем на лезвие — твизл считается сложным из-за непрерывности. Проще разобрать на примерах:

Один твизл, пока что не смотрите на правильность, здесь ракурс хороший:

Один твизл — полный оборот вокруг, 360 градусов. Один такой оборот засчитывается: не половина и прыжок, не два прыжка с куском псевдотвизла.С этим перешагиванием выполняются тройка, крюк, выкрюк (хотя должен быть едва заметный перекат/шаг с пятки на носок, но пока опустим этот момент). В скобе замечаю больше вариативности — её делают как перешагиванием, так и скоблением – допустимо ли так называть неотрывное исполнение? Твизл — только скоблением, других вариантов нет абсолютно, вообще никак иначе нельзя, даже если мегакрутой тренер мирового уровня тройками всех пичкает, или фигуристы говорят, что всегда так делали, а вы права не имеете судить титулованных и лицензированных. Читерство открыто ещё не признавали ни в одном прыжке, про ШиПы тем более никто не скажет.

Здесь есть небольшой шаг, ракурс практически скрыл его. Смена ребра не такая большая:

В следующем в основном неотрывность, зато опять происходит смена ребра:

Делает ли это их тройкой? Я допускаю смену ребра и перекат, если их видно только при большом увеличении и c замедлением, одиночникам простительно чуть больше, чем танцорам. Есть мнение, что так и должно быть — так не должно быть, тройкой заменяем твизл, скобку, крюк и выкрюк, — и вот ты стал фигуристом со сложными поворотами.

Ещё пример сорванного твизла:

Выглядит как «тройка на зубце+половина оборота+тройка на зубце». То есть задействованы зубец или пятка на выбор. Некоторые такое всю жизнь показывают. Если твизл в несколько оборотов сделан по большей части тройкой, и всё же затесался один полноценный твизл — он засчитывается, но GOE должны быть ниже — пункт №1 «Чёткие шаги и повороты».

Сплошные тройки:

Это не совсем тройки — их тоже прыгать нежелательно, но качество исполнения большинства поворотов хромает, поэтому так и буду называть

«Серия троек недопустима, так как это не является непрерывным движением». Троечный поворот — простой, твизл — сложный. Выдавать тройки за твизлы — такое же читерство, как прероты и рёберный отрыв зубцовых. Причин для ошибочного исполнения несколько: усталость, волнение, фигурист просто не умеет делать твизл, халтурит. Забегая вперёд, навскидку выбрала двух топовых фигуристов не из России, чтобы вы не думали, что наши парни какие-то особо неумелые. Обе дорожки получили 4-ый уровень, несмотря на полное отсутствие твизлов:

Серия троек на 4-ый уровень — заведомый обман или ошибка по незнанию. Что больше оправдывает судей?

Дополнительно. Одиночники дольше танцоров группируются на заходе. Ещё любят лишить себя половины твизла в начале — это можно было бы посчитать заходом тройкой, но получается заход тройкой, силой воли выжимают половину твизла и выход серией троек, поэтому не считается. В твизле может быть любое положение рук и свободной ноги — это влияет на оценку, а не на уровень. След от твизла в виде тройки вместо петли смущать не должен — петли на современных скоростях невозможны, лучше пусть за неотрывностью следят. И вот всё это не прописано в правилах, поэтому полно мнений, люди ссылаются на своего тренера, знакомого топового эксперта, личный опыт.

Но ведь своего взгляда недостаточно. Тут возникает ещё один вопрос к ISU: что они подразумевают под серией троек? Только выраженную работу коленом? Демонстрация дорожки шагов из «обучающего» видео:

Это твизл по версии ISU, пройден перешагиванием. В конце девушка немного увязла и сделала неприлично огромный шаг, чтобы хоть как-то уже выехать это.

А здесь Лука Дематте, бывший фигурист в спортивных парах, ныне тренер и хореограф, показывает, как самому научиться делать твизл:

А ведь могли бы переснять видео до нормального результата, но они не считают это ошибкой. Если ISU приводит это, как пример для новичков, то почему бы официально не внести в правила оптимизированные повороты с перетяжками для не умеющих скользить?

Из видео для обучения судей, бриллиантовый уровень мастерства катания:

Бриллиантовое загляденье

Можно развить эту тему в две стороны 1) твизлы нужно делать перешагиванием со сменой ребра, но получаются тройки без работы коленом и бедром. Простой поворот отличается от сложного контролем над подвижностью суставов? От этого подобные твизлы тройками быть не перестали, пусть хоть какой тренер их ставит. 2) Фигуристам прощают ошибки. «Если судьи видят неправильный отрыв на прыжках, то могут закрыть глаза, так как спортсмен уже не может себя переучить», но ведь и тренеры себя не переучивают, потому что их не наказывают оценками за халтуру. Зачем убиваться о настоящий лутц и оттачивать СШиПы, если твой соперник отпрыгал тройками, показал флутцбергер, баллы у вас одинаковые, только ты ещё и устал больше? В этом вижу деградацию фигурного катания, проще убрать все эти связки и дорожки (и прыжки), раз они никому не нужны.

ВИДИШЬ ВЫКРЮК?.. А ОН ЕСТЬ!

Крюки сложнее в исполнении, выкрюки считаются более простыми, да потому что их никто и не делает правильно. Схема при одинаковых дугах въезда:

Зелёный — крюк, красный — выкрюк

Запоминать не нужно, понять — нужно. В выкрюке появляется небольшая противоестественная вогнутость перед поворотом, которая по движению напоминает простую перетяжку с такими же дугами. Перетяжка — смена ребра, без смены ноги и направления:

Вверху — выкрюк, внизу — перетяжка

Момент, когда ребро становится плоским — общее в перетяжке и неправильном выкрюке. То есть сам принцип перехода из дуги въезда в дугу выезда одинаковый. В скобке тоже такая проблема, но там ранняя смена наравне с плоским ребром встречается. Это невероятно частая ошибка:

Оранжевый — верное ребро, синий — неверное. Пример: дуга въезда на наружном, вот этот синий момент поворота на внутреннем, а дуга выезда опять на внешнем. Что выходит? Дуга + перетяжка + тройка.

Интервью авторов тестов по скольжению:

«Статистика тестов такова, что из 100 спортсменов примерно 10 человек делают выкрюки, остальные рисуют типичные тройки».

Момент смены ребра зачастую настолько мал, что не на каждом ракурсе разглядишь. Этот чудовище, притворяющееся сложным поворотом, не должно засчитываться. Но на международном уровне оно прекрасно существует и получает четвёртый уровень. Вот живой пример:

Внешнее ребро должно было оставаться всё время

Постоянно вижу такой выкрюк у признанных мастеров скольжения, про остальных вообще молчу.

Некоторые пытаются исправить смену — закладывают дугу на глубочайших рёбрах, силой вжимают лезвие перед поворотом и всё равно переходят на плоское ребро.

Выкрюк засчитываю из-за ракурса обычно. Но дополню, что есть различная степень глубины ребра и чем менее выражено неверное ребро, тем выше шанс у фигуриста переучиться. Если захочет, конечно.

Вывод. ISU призывает не оценивать мастерство катания только по дорожке шагов, потому что фигуристы в ней показывают свой максимум скольжения — рёбра глубже, ШиПы точнее, это не одинокая связка, а демонстрация умений, значительно отличающих фигурное катание от других конькобежных видов. Есть целый элемент позволяющий сравнить мастерство — отсеиваешь хореоэлементы и сопоставляешь ШиПы между собой. Так почему такая низкая база? Получается, что элементы есть, но выполнять умеют только крюк, петлю, чоктау, да скобку периодически правильную показывают. Твизлы и выкрюки нужно уже поискать.

ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ

Сейчас рассмотрим чистоту рёбер и умение пользоваться всеми ногами и направлениями. Если скачок лезвия зубцом в потолок может быть в пределах нормы, то плоские и неверные рёбра на постоянной основе не позволят фигуристу получить 4-ый уровень. Владение ногами и всем остальным просто для интереса, это ещё и в компоненты пойти может — мастерство катания, первый пункт.

Пример: Макар Игнатов, ЧР, короткая программа:

Довольно гармонично выглядит, шагов тринадцать, поэтому полного равенства быть не может.

Несколько пунктов: правая/левая нога, направление вперёд/назад, ребро внутрь/наружу, поворот по/против часовой. Желательно, чтобы перевес был небольшим, процентов пятнадцать, то есть один-два шага/поворота. Большинству фигуристов удобнее прыгать и вращаться против часовой, а в дорожке нужно показать пять пар сложных поворотов/шагов в обе стороны. Некоторые спортсмены выполняют этот минимум в пять оборотов, а остальное делают, как им удобно. Это не плохо, это терпимо и позволяет получить четвёртый уровень, но лучше, когда количество оборотов примерно равно.

Четвёртые уровни по порядку — GOE за дорожку по нарастающей.

Те, кто претендует на 4-ый уровень уже имеют три черты — работу корпусом, два блока и треть полных оборотов по часовой-против, поэтому, если не потеряют слишком много СШиПов, то им гарантирован третий уровень.

Иван ПОПОВ

1 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 15. Были совсем провальные прокаты, хотя и при идеальном раскладе мало что изменилось бы. На финале Гран-при практически все судьи поставили Ивана на последнее место в мастерстве короткой программы.

Твизлов нет совсем. Ещё пояснения по шагам — твизлы в скорости 0,5, чтобы увидеть шаг и смену ребра не нужно максимальное замедление, если в такой скорости твизл выглядит нормальным, я не приглядываюсь.

Выкрюк с заметной сменой ребра, запомните глубину — у всех по разному:

Пока Иван не исправит ошибки, на четвёртый уровень у него нет шансов (в моих постах что ли? Будто судьям интересна правильность поворотов).

Пётр ГУМЕННИК

2 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 6.

Твизлы:

Выкрюк:

Это очень близко к настоящему выкрюку, чтобы поймать смену ребра пришлось замедлить видео до 0,04. Если бы судьи всматривались в конёк на таком замедлении, то протоколы мы бы видели на следующий день после соревнований. Возможно, дело в ракурсе, но выкрюк засчитывается.

А это выкрюк из прошлого:

Петру нужны твизлы и привести в порядок выкрюк, неверное ребро совсем неглубокое.

Евгений СЕМЕНЕНКО

6 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 4.

Твизл:

Один из твизлов, больше похожий на правильный, — уже не дорожка, а заход на вращение.

Недалёкое прошлое:

На самом деле у Жени нет твизлов, всегда выполняет перешагиванием. Чемпионат Европы:

Выкрюк со сменой ребра:

Прошлое, настолько глубокое ребро:

Чемпионат Европы:

Семененко не зря периодически получает второй уровень дорожки.

Андрей МОЗАЛЁВ

5 этап. Произвольная программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 7.

Первый твизл при желании можно засчитать, но не буду, потому что следом идёт забавный твизл:

Это настолько тройки, что не хватает только работы бедром. Этим твизлом теряется пара по/против часовой. Есть ещё твизл, маленький и уже бессмысленный, но похож на настоящий. Прошлое:

Твизл весь с шагами. Кстати один из худших ракурсов для твизла вот такой вид сверху. Чемпионат Европы:

Сейчас есть склонность к смене ребра. Но это лучше, чем у большинства танцоров.

Выкрюк:

В дорожке было три выкрюка — два наружу и один внутрь, что видим на скриншотах?

Два внутрь и один наружу. Да, они все неправильные — наоборот должно быть. Ребро разной глубины. Прошлое:

Смена. Чемпионат Европы:

Тоже смена, совсем маленькая, как у Гуменника, что им мешает исправить это?

В общем, он знает, что такое выкрюк и твизл. Вот с нетерпением жду следующий сезон, чтобы глянуть, что он имел в виду под работой над четвёртым уровнем дорожки — исправление рёбер или улучшение глубины дуг? Запомнили, да, что дуги второстепенные при неверных поворотах?

Дмитрий АЛИЕВ

1 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 2.

Один твизл можно засчитать точно:

Алиев довольно срывной в твизлах, но он умеет их исполнять:

Как-то так выходит, что наши одиночники показывают твизлы лучше танцоров, разве не наоборот должно быть?

Выкрюки просто с огромной сменой ребра, даже после самого поворота начало дуги на неверном ребре, переходящем в плоское. Выкрюк сделан перед судьями, они не могли не видеть. Сразу потеря блока:

Прошлое:

Ребро скорее плоское, особенно, если не замедлять так сильно. Алиев отличный катальщик, но повороты подрастерял.

Михаил КОЛЯДА

1 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 1.

Твизл:

Странный вариант исполнения у Михаила — неотрывность, нет смены ребра, но ребро есть — внешнее. Технически это всё-таки твизл. Следующий уже нет:

Немного сумбурно выглядит движение конька, когда на скорости фигурист не может нормально контролировать твизл и проскакивает на зубце.

Выкрюки с небольшой сменой ребра:

Второй:

Прошлое. В этом выкрюке скорее всего нет смены ребра или она прямо перед поворотом. Склоняюсь к мысли, что ребро просто стремится к плоскому, хоть у кого-то должен же быть выкрюк:

Марк КОНДРАТЮК

5 этап. Короткая программа.

Итоговое место в мастерстве катания этого сезона — 3.

Твизл первый скрыт ракурсом. Второй отпрыган:

Прошлое:

Это просто тройки без подпрыгивания лезвия. Настоящих твизлов я не увидела, но неотрывность это уже половина дела. Считаю, что Марк мог бы постараться (но зачем?).

Чемпионат Европы:

Выкрюк. Даже ракурс не смог скрыть смену ребра:

Чемпионат Европы. Вот это и называется вжимать лезвие, само тело практически не отклонено, а нога в голеностопе согнута донельзя, всё равно происходит смена ребра:

У Марка бывает настолько короткая смена ребра, скрытая ракурсом, что ориентироваться приходится по каблуку ботинка и прочим изгибам. Судьи такого делать не будут, я их понимаю, поэтому все эти гифы только для общей картины — выкрюков мало, если они вообще есть.

Я считаю, что сейчас только Коляда может иногда получать четвёртый уровень. Алиеву, Мозалёву, Гуменнику и Кондратюку нужно ещё поработать. У остальных шансов намного меньше, там проблемы с крюками, скобками и чоктау встречаются чаще.

Для обзора первых семи мест в Мастерстве не хватает пятого места — Александра Самарина. Но его здесь не будет, даже судьи не дали ему четвёртый уровень, поэтому бессмысленно всерьёз рассматривать.

Возникает вопрос: о каком увеличении количества квадов в программе говорят, когда большинство фигуристов не освоили выкрюки и твизлы? Дело в низкой оценке дорожек и неправильном понимании критериев мастерства катания? ISU старается переместить фокус на скольжение, но я не представляю, как адекватно это можно сделать, не обесценивая прыжки. В общем, ничего не понятно, продолжу наблюдение, может, однажды увижу ещё фигуриста со всеми поворотами вместе.