Лучшие российские фигуристки и непослушные повороты
*Места фигуристок в мастерстве катания не являются моим мнением — это расстановка судей.
*Некоторые записи плохого качества, потому что не всем достались фанаты с отличными камерами.
*Правильность поворотов влияет на уровень дорожки — судьи же смотрят только на глубину дуг и лёгкость скольжения. Не будьте как судьи.
*Если вам кажется, что фигурист заслуживает уровень выше — вам кажется. Первый-второй уровни — не страшно, это реальность.
Можно было бы обойтись просто коротким заключением, но всё же пусть будут и аргументы. Если в шагах не разбираетесь, то будет совсем непонятно, о чём говорю. В прошлый раз рассказала подробно, как могла про выкрюки и твизлы, поэтому просто напомню основу, которая пригодится здесь.
В скобке смена ребра должна быть на острие между дугами. Раньше или позже — получаются крюк или тройка (иногда ребро несколько раз меняют).
В выкрюке не должно быть смены ребра нигде и никогда. Всё, что со сменой ребра, становится тройкой.
В твизле нет смены ребра и нет подскакиваний.
Тройка — простейшее, не оценивается. Если фигурист заменяет сложные повороты тройкой, то он не владеет коньком в полной мере.
Теперь дополнение. В критерии «Мастерство катания» неспроста в пункте №2 есть контроль тела. Чтобы сделать качественный выкрюк нужно плечи повернуть одновременно с опорной ногой. Выглядит немного деревянно (а по-моему лучше, чем скручивание), и это не гарантирует правильное ребро, но шансы на него повышает. Смена ребра происходит в двух случаях — ранний поворот плечами или слабое владение коньком. Какая бы причина не была, десятки за такое получать нельзя.
Чтобы сменить ребро в скобке вовремя, нужно перейти на слабовыраженное ребро. Ну а как ещё его менять? Поэтому фаза плоского ребра должна быть в определённом месте.
Самая заметная неверная техника твизла — большие подскоки лезвия на повороте — приводит к грубым ошибкам, на большой скорости фигурист теряет контроль над коньком. Намекаю на чемпионов России по танцам, серьёзно, дело не в психологии или слабости физической:
Отрыв ото льда увеличивается на каждом повороте. Большинство пошатываний и падений на твизлах связаны именно с этим. Если уж и подделывать, то тройками неотрывными — их и заметно меньше и не упадёшь.
Всего просмотрено приблизительно пятьсот выкрюков, скоб и твизлов в общей сумме. Это не так уж и много, для выводов достаточно — качественные повороты не нужно искать часами, у парней уже в двух последних сезонах точно весь комплект собрать можно.
Если нет только твизлов, максимум — третий уровень, нет ещё и скобки — второй, нет выкрюка — первый. Чтобы не опуститься в базовый, ошибаться больше нельзя.
Если фигурист хотя бы периодически показывает все виды шагов и поворотов, то у него есть шанс в будущем честно получить четвёртый уровень.
С крюками, петлями и чоктау проблемы несистематические, поэтому пока опускаю эту тему, также не смотрю на дуги и подскоки (почти).
Нет фигуриста с постоянными выкрюками и твизлами, поэтому не буду упоминать, но в уме держите, что у всех часто и смена ребра и подпрыжки есть.
10. Анна ФРОЛОВА
Лучшая дорожка: 5 этап короткая программа, третий уровень, 60%.
Таблица больше идёт в мастерство — демонстрация владения всеми ногами и направлениями, запланированная фигуристом. Чем числа в соседних ячейках ближе между собой, тем лучше.
Твизл:
Неправильные тройки — смена ребра с перешагиванием. У Ани вообще нет твизла, вот в лучшем качестве:
Скобка:
Ранняя смена ребра — конёк, когда он «смотрит» вперёд фигуриста, должен быть относительно плоским, а Аня сменила ребро с внутреннего на внешнее ещё до поворота. Вышла дуга + перетяжка + крюк. Сверху подобное лучше видно:
Вот это закругление перед поворотом должно быть всё ещё на том ребре, на котором начали дугу. Лучше сделать скобку на относительно плоских рёбрах, чем неправильную. Иногда смена у Ани не так явно выражена, можно скобку засчитать:
Выкрюк:
Внешнее ребро сменилось на внутреннее — заметная тройка. Верхняя часть тела вывернута относительно нижней, а плечи должны поворачивать одновременно с ногой — чем сильнее рассинхрон, тем заметнее смена ребра. Раньше было не лучше:
Фигурист в юном возрасте может не блистать отменными поворотами, но с возрастом научиться. У девушек шансов меньше — многие завершают карьеру, не освоив половину поворотов.
Реальный уровень Фроловой — первый. Если получится скобка, то второй.
Судьи ставят в среднем: 2,1. Немного моргают, но в целом так и есть.
9. Вероника ЯМЕТОВА
Лучшая дорожка: 3 этап, короткая программа, третий уровень, 76%.
Честно признаюсь — не уверена, что всегда правильно считала количество шагов, потому что иногда невозможно отличить тройку от выкрюка, там ни по каким движениям не распознать. И это не только к Веронике относится.
Твизл:
Без смены ребра, с перешагиванием. Есть и тройки:
Скобка:
Ранняя смена ребра, иногда можно засчитывать.
Выкрюк:
Нет и не было. Слишком заметная смена ребра:
Реальный уровень Яметовой — первый, если всё же учесть скобку — второй.
Судьи ставят в среднем: 2,75. Чаще всего третий уровень.
8. Ксения СИНИЦЫНА
Лучшая дорожка: чемпионат России короткая и произвольная программы. Третий уровень, 68%.
Твизл:
Тройки и перешагивание. Твизла не существует для большинства фигуристов:
Скобка:
Ранняя смена ребра.
Выкрюк:
Смена ребра.
Реальный уровень Синицыной — первый-второй. Лёгкость скольжения учитывается только при правильности поворотов. Преимущество даёт, если твои соперники с такими же ошибками.
Судьи ставят в среднем: 2,3.
7. Софья САМОДЕЛКИНА
Лучшая дорожка: 5 этап короткая программа, третий уровень, 68%.
Твизл:
Сквозь кошмарное мыло видны проскоки. Техника всегда была проблемной:
Скобка:
В дорожке пятого этапа ранняя смена. Но иногда случаются скобки на грани идеала, то есть Соня точно умеет:
Здесь до последнего момента сохранялось внутреннее ребро, на самом повороте оно перешло во внешнее.
Выкрюк:
Есть смена, плечи идут чуть раньше. Выкрюк, над которым можно работать. Не могу не вернуться к любимой теме — корпус поворачивает раньше ноги, но смены ребра не видно:
Из-за большого взлёта лезвия — он скрывает смену ребра и упрощает поворот.
Реальный уровень Самоделкиной: второй, возможен третий, если выкрюк в норму приведёт.
Судьи ставят в среднем: 3,00. Были и четвёртые уровни и второй.
6. Аделия ПЕТРОСЯН
Лучшая дорожка: финал Гран-при короткая и произвольная программа. 4 уровень, 80%.
Твизл:
Вот так кажется, что можно учесть один твизл, но вот он с другого ракурса:
Всё, как у всех.
Скобка:
Ранняя смена делает из скобки крюк. Бывало и лучше:
Выкрюк:
Огромная смена ребра, превращающая выкрюк в тройку. А здесь уже можно засчитывать выкрюк:
Он с заметным шагом, но контроль тела лучше.
Реальный уровень Петросян: первый-второй с перспективой на третий.
Судьи ставят в среднем: 3,33. Были и четвёртый и второй уровни. Такие метания от низкого к высокому уровню непонятны, ведь практически все дорожки одного фигуриста примерно на один уровень идут — не появится внезапно твизл, если его делать не умеют.
5. Софья АКАТЬЕВА
Лучшая дорожка: финал Гран-при, короткая программа. 4 уровень, 80%.
Твизл:
Стабильные тройки на зубцах. Есть и такой вариант, просто тройки:
Скобки:
Слишком рано меняет ребро, одна из скоб выглядит чуть приличнее — иногда можно учитывать.
Выкрюк:
У Софьи смена ребра кратковременная и не на каждом ракурсе заметная, плечи чуть раньше поворачивают:
Здесь выглядит правильнее и по корпусу и по рёбрам:
Реальный уровень Акатьевой — второй. С перспективой на третий.
Судьи ставят в среднем: 3,5. Только третьи и четвёртые уровни.
4. Софья МУРАВЬЁВА
Лучшая дорожка: финал Гран-при, короткая программа. 4 уровень, 80%.
Твизл:
В этой дорожке твизлов не было — тройки и шаги, в прошлом есть такой вариант:
Смены ребра нет, весь поворот на внешнем с небольшим перешагиванием. Интересно выглядит, как у Коляды, только не твизл. Хотя при желании можно засчитать — на гифе ещё меньше видно шаг, чем в видео.
Скобка:
Ранняя смена ребра, не самая страшная даже в этой десятке.
Выкрюк:
Выкрюка нет, есть тройка с заметной сменой ребра:
Реальный уровень Муравьёвой: первый, но опять же, если захотеть, то и второй можно наморгать.
Судьи ставят в среднем: 3,88. Третий уровень был только один раз, остальное — четвёртый. Действительно ли Плющенко хочет честных судей?
3. Александра ТРУСОВА
Лучшая дорожка: 2 этап короткая программа. Третий уровень, 60%.
Твизл:
Тройки-тройки-тройки. Полноценных твизлов нет, иногда может проскочить нечто похожее, но это тройки с шагами:
Скобка:
Тоже ранняя смена. В недалёком прошлом была скобка, которую можно засчитать:
Выкрюк:
Выше один из самых неудачных выкрюков. А это один из лучших:
Мог получиться выкрюк, если бы не отрыв лезвия ото льда.
Реальный уровень Трусовой: первый. Если постараться, то третий мог бы получиться.
Судьи ставят в среднем: 2,25.
2. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА
Лучшая: финал Гран-при произвольная программа, третий уровень, 72%.
Эта дорожка не должна была стать лучшей Лизиной, но судьям виднее.
Твизл:
Тройки и тройки с шагами. Иногда можно разглядеть половину оборота, но целого нет:
Скобка:
Скорее есть, рано на плоское переходит, а учитывая, что раньше скобка была больше на крюк похожа, то это даже прогресс:
Выкрюк:
Нет и не было. В ФГП ещё и выезд из поворота на плоском ребре (по плоской дуге). Смена ребра всегда:
Петля:
Ну хвостик-то дорисовать нужно было. Какой третий уровень и +4?
Реальный уровень Туктамышевой — второй, если скобка получаться будет.
Судьи ставят в среднем: 3,13. И второй и четвёртый уровни были.
1. Камила ВАЛИЕВА
Лучшая дорожка: 1 этап короткая программа. Четвёртый уровень, 88%.
Дорожка ошибочно считается лучшей в сезоне среди всех, но дорожку Марка Кондратюка на пятом этапе в 96% так никто и не обошёл из одиночников. Берите пример, дорогие фигуристы.
Твизл:
Нет и не было. Ребро достаточно плоское для твизла, проскоки же всё портят:
Скобка:
Скорее есть, из-за ракурса её можно засчитывать, как я и делаю весь пост, если скобка не выглядит крюком, как в гифе ниже:
Выкрюк:
Выкрюка нет, ребро то плоское, то неверное:
Единственный выкрюк:
В детстве получалось лучше, чем сейчас. Видимо, секрет правильных поворотов в вовремя развёрнутых плечах и в подпрыгивающем коньке.
Реальный уровень Валиевой — второй, если скобка получится.
Судьи ставят в среднем: 3,8. Третий уровень был два раза, четвёртый — шесть раз.
Зинина с твизлом заняла 11 место, Горбачёва с выкрюком и скобкой — 12.
В протоколах женского одиночного чаще встречался четвёртый уровень, а на деле всего несколько фигуристок с теоретическим третьим. Владение коньком обесценили, при этом продолжают говорить, что фигурное катание всё ещё не турнир по прыжкам, а вот обзоры и интервью что-то только про прыжки выпускают. Не спрашивают у фигуристов и тренеров, куда делась скобка после перехода, почему не хотят разучить сложнейшие вещи — выкрюк и твизл. Было бы любопытно послушать ответы.
Напоследок скажу, что не только россияне так плохо выполняют повороты — даже фигуристы с репутацией лучших катальщиков проскакивают тройкой и получают четвёртый уровень. Уверена, что и предстоящий ЧМ не станет исключением. ISU следует или уточнить правила или переобучить судей (некоторые ошибки видны и без замедления). А пока что спортивного объяснения этой раздаче нет и быть не может.
Но работа так себе, мягко говоря. Полагаю, что можно было найти как минимум по некоторым фигуристкам и больше примеров относительно приемлемого качества исполнения разных шагов. Также разбор субъективен - нет последовательности в рассуждениях и оценках. За одинаковое исполнение по-разному оцениваются шаги и даже при примерно одинаковой оценке шагов у фигуристок они почему-то получают разный уровень.
А так-то фигуристы действительно часто халтурят в дорожках, особенно на выкрюках. И даже у Патрика Чана можно найти много смазанных шагов в его дорожках. Как по мне, современные правила ставят перед фигуристом странную задачу - исполнить сложную дорожку правильно в программе с кучей прыжков и вращений - это что-то скорее из фантастики. Даже в соревнованиях по обязательным фигурам не все топовые фигуристы справлялись с исполнением сложных шагов в катании по кругу. Так что не удивительно, что фигуристы не делают этого в составе современной ПП.
Тут тенденция не нова. Условно, что лучше Такахаси - с самой неледовой хореографией среди всех одиночников, либо Чан - с самым качественным коньком, но и самым заунылым верхом(хотя и неплохо выученным).
2. Второй уровень поставить почти всем можно, третий с натяжкой некоторым, просто разными словами это говорю. Возможно, где-то предвзято или упустила объясняющее предложение, вполне допускаю.
3. Это не научная работа и не профессиональный разбор (на том же дзене люди от мира ФК прекрасно на пальцах считают повороты), а скорее мысли на тему «девочки делают дорожку лучше мальчиков, потому что в протоколе так нарисовано». По факту, у всех дела не ладятся с дорогой. (ну и про судейство чуть-чуть)
4. Да, при современном темпе и наполнении программ, невозможно выполнить все непрыжковые идеально, поэтому такая раздача уровней — обесценивание. Периодически появляются возгласы: «фи, дорожка второго-третьего уровня, что-то слабо катит», хотя это довольно много на самом деле.
В любом случае, спасибо за отзыв.
Классно, если бы все получали баллы за реальный прокат: отличная хореография — высокая композиция, харизматик — представление, катальщик — мастерство. Как условные Браун и Малинин в общей оценке сейчас — каждый берёт своим. Но это что-то из области фантастики, конечно.