20 мин.

Композиция и представление

Это не полноценный пост, а заметка на случай, если дойдут руки до обзоров программ. Без заключений и выводов, здесь только основы, которые должны показывать все взрослые и состоявшиеся фигуристы.

Если кто-то приведён в качестве негативного примера, это не значит, что у фигуристов всегда всё плохо — флоу, наполненность программы и эстетика зависят от многих факторов. Здесь есть фрагменты вырванные из контекста, потому что цель — разобрать некоторые пункты, а не показать уровень спортсменов.

Определения от ISU. Принципы.

Композиция — «интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений фигурного катания в осмысленное целое в соответствии с принципами пропорции, единства, пространства, рисунка и музыкальной структуры».

«Интеллектуально осмысленное» — движения не ради заполнения времени между элементами, а осознанная передача замысла, именно изложение идеи. «Интеллектуальная осмысленность и/ИЛИ оригинальность» — разрешается просто красиво ехать и себя показывать, но, будь добр, прояви самобытность.

Представление — «демонстрация вовлечённости, участия и заинтересованности, основанной на понимании музыки и композиции».

ISU использует в определении уже готовые законы танца. Композиция — пространство, единство и пропорция. Представление — тело и время. Можно ещё несколько принципов выделить, но они с лёгкостью войдут в основные:

  • Принцип пропорции — последовательность частей танца и их связь. Соотношение размера и значительности каждой части танца между собой и по отношению ко всему танцу. Равномерное распределение композиции — нет пустот, нет перегруженности (например, фигурист отдыхает и готовится к прыжкам, а в дорожке отплясывает за всё время).

  • Принцип единства — связанность и целостность танца, учитывается соответствие костюма, музыки, техники и возраста (для ФК, естественно, нужно делать скидку и не цепляться к мелочам). «Программа достигает единства, когда: каждый шаг, движение, элемент мотивированны музыкой. Кроме того, все её части, большие и малые, кажутся необходимым для целого, а также существует символический смысл, который связывает всю композицию».

  • Принцип пространства — использование уровней, направлений, плоскостей. В парных видах ещё и взаимодействия, использование расстояния между партнёрами.

  • Принцип тела. Много чего входит, основное: осанка*, линии, плоскости, флоу, энергия, форма.

  • Принцип времени — timing, чувствительность к музыке. Ритм — организация музыки во времени. Фигурист может соответствовать музыкальному ритму или намеренно замедляться/ускоряться, в зависимости от идеи. Ещё в принцип входят скорость и повторения движений, и вообще всё, что можно посчитать и привести ко времени. Музыкальная чувствительность — «способность танцора уловить настроение и эмоциональную последовательность каждого аккорда и ноты в партитуре и обыграть их в физической форме».

Все принципы существуют для того, чтобы разнообразить танец и создать «крючки», цепляющие внимание зрителей, донести идею с помощью различных приёмов, ограниченных лишь фантазией и физическими способностями.

Несколько цитат от фигуристов, тренеров, судей:

Принцип пространства.

Многомерность — использование трёх измерений — включает в себя:

  • длина и ширина — покрытие льда, рисунок;

  • высота — уровни;

  • разнообразие и контраст движений (плоскости — многомерность одной части тела).

Рисунок

Как в мастерстве катания оценивают разнообразие рёбер, движений и направлений, так и в композиции есть свои обязательные критерии — путь, направление и размер рисунка.

Путь: способ добраться из точки А в точку Б — прямая и дуга. Из них складывают любые рисунки — круги, треугольники, восьмёрки и т. д. Разумно выделить и абстракцию — несистемно расположенные простые фигуры, визуальный хаос, такой запутанный путь иногда присутствует в дорожках. Вместо классического зигзага в ФК змейка.

Дуги принимают форму круга:

Направление №1: вперёд, назад, налево, направо. Вперёд/назад используется фигуристами постоянно, налево/направо чаще можно увидеть в спиралях и выпадах:

Выпад, прямой путь с направлением налево.

Направление №2, для окружностей: по часовой, против часовой.

Две дуги подряд - по часовой и против.

Размер: диаметр дуг, длина прямых, протяжённости самого пути.

Разная длина змеек:

Не нужно считать у кого в прокате больше окружностей и прямых, но разбавление езды вдоль бортов исключительно заходами-диагоналями понижает оценку.

УРОВНИ

Уровни называются относительно тела: верхний — плечевой пояс и выше, нижний — ниже бёдер, средний — от бёдер и до плеч.

Как их различать:

  • Верхний уровень — вертикальное положение тела, ноги прямые или немного согнуты, корпус практически без отклонений, неважно, что делает остальное тело и где акцент движений. Наклон из-за глубокого ребра не имеет значения:

  • Средний уровень — на полусогнутых ногах, колени на льду, или частичное перемещение на средний уровень (ласточка):

  • Нижний уровень — большая часть тела близко ко льду:

Существуют пограничные положения — колени на льду или глубокий выпад относят то к нижнему, то к среднему уровню, для ФК главное, что их вообще используют. Иногда начинают раздавать уровни каждой части тела, согнул ногу — перевёл на нижний уровень. Или вот эта поддержка Кагановской/Ангелопола:

Чисто технически Василиса лежит, у неё — нижний уровень, у Валеры — средний. Это тоже маловажно.

Ещё одна возможность использования высоты/верхнего уровня — прыжки и поддержки, не входящие в обязательные технические элементы:

Оси и плоскости

Всего три типа движений вокруг оси — колесо, сальто, оборот вокруг себя (твизл, например). В одиночных видах закрыта одна ось, в парных — доступны все три, т.к. сальто получается при помощи партнёра:

Плоскости тоже три:

Их использование легко заметить — задействованы все варианты движения суставов — сгибание-разгибание, отведение-приведение, вращение:

Принцип тела

Разнообразие и контрастность.

Повторяющиеся движения сами по себе не являются объектом осуждения, если фигурист ими не ограничивается, иначе они становятся проблемой. Например, разведение рук в стороны — бич ленивых эпических постановок в мужском одиночном, для большей проникновенности запрокидывают голову назад и повторяют десять раз. У женщин чаще встречаются волнообразные движения рук и нежное протягивание ладони к судьям. Программа, построенная исключительно на клише, указывает на отсутствие фантазии и не позволяет получить высокое представление.

Когда есть разнообразие, контраст получится сам собой. Контраст движений: развёл руки в стороны — обнял себя, ехал спиной к зрителям — повернулся лицом, движение — остановка:

Контраст энергий и/или движений

Энергия — сила применяемая в танце, характер движения, подчёркивает флоу. Типы: ударная, скольжение, давление... Что напоминает, так и называется, например, эта тряска кистями — вибрация:

Контраст может присутствовать в пределах одной хореографической фразы (комбинации движений), как в примере выше, или постепенно меняться на протяжении всего проката, зачастую смена музыки = смена энергии.

Разнообразие движений и контраст стоят вместе — нужно пользоваться плоскостями и уровнями, а не разводить и сводить руки с изменением энергии.

Экспрессивность

ФФКР превратило «Expressiveness and projection» в «Выразительность, экспрессивность и умение подать себя аудитории». Это ошибка. Экспрессивность = выразительность, не нужно прописывать её дважды. В представлении оцениваются навыки выразительности.

Харизма и «энергетика» не оказывают серьёзного влияния на оценку. Харизматичный фигурист умеет захватить внимание даже без навыков, он очаровывает публику наиболее удобной ролью – душевность, задор, нежность, что угодно. В это же время все пункты представления являются навыками и выражаются они физически — смена энергий, флоу, форма (форма в танце — манера держать тело).

Выразительность во всех видах искусства различна, в ФК впечатление вовлечённости создают принципы тела и времени. Когда движения одновременно отражают музыку и ею подчёркиваются, а фигурист свободно владеет телом, тогда уже можно показать достоверные эмоции. Вариант без принципов возможен, но он не является экспрессивностью — это харизма.

Следующие пункты основаны на композиции, входят в принцип тела, оцениваются в представлении и вместе помогают определить человека, занимающегося танцами:

  • Использование всего тела, оно же использование плоскостей. Например, о наличии корпуса большинство вспоминают в дорожке, в другое время всё довольно уныло. Наклоны заметнее всего, но здесь же не дорожка, а значит в плюс пойдёт и минимальное отклонение от вертикали:

То же самое можно сказать и о ногах:

...и о шее с плечами:

Достаточно периодически вспоминать, что руки на запястьях не заканчиваются:

Не следует бросать кисти на заходах и в сочетаниях «чоктау + сложные повороты». Нет ничего критичного в переключении внимания на исполнение технического элемента, в это время кисти должны быть расслаблены и в тонусе одновременно — не висят плетью и не сжаты пальцы.

Несколько отрицательных и положительных примеров вразнобой:

Для одиночников и спортивных пар это стало мелочью, для танцоров пока что имеет значение.

Разнообразие покажет любой человек, а для танца нужно чувствовать своё тело, осознавать пространство и избавляться от зажимов физических и психологических. Хороший танцор соблюдает все принципы, то есть ему хватает выносливости, гибкости и смелости на замыслы постановщика. Отдельный подвид танцора — балетный. Балетность не говорит о том, что фигурист нацепил пачку, пуанты и пошёл фуэте крутить, по своей сути любой балетный — танцор, а не спортсмен, вынужденный между техническими элементами размахивать конечностями. Обычно в это определение вкладывается особый контроль тела, который должен быть у всех, но показывают его чаще всего в балетных постановках.

  • Линии. Обычно, у балетных хорошие линии, но в ФК это редкость. Достаточно запомнить, что линии нужны, чтобы исполнитель выглядел изящнее и выше. Слышали выражение «тянет ногу»? На самом деле тянут всё: подбородок смотрит немного вверх — для длинной шеи, расслаблены плечи и ровная осанка — для корпуса, убирают торчащие колени и локти, а руками и ногами занимают больше пространства, чтобы не зажиматься в маленькую точку на сцене/льду (это как раз про психологический зажим, некоторые не могут высоко и непринуждённо поднять руки).

Ту же ногу нужно тянуть всегда, если позиция не требует другого:

В танцах на льду сложнее получить высокие компоненты — вся программа строится на эстетике, в других видах из-за сложных технических элементов дают поблажки. Для паттерна даже были отдельные указания — не сжимать пальцы, ровная осанка, тянуть ногу, общая расслабленность.

  • Гибкость. Не нужно экстремально завязываться в узел, гибкость — диапазон подвижности суставов.

Голеностоп, колено, грудной отдел позвоночника и шея задействованы у обоих, но у Лизы включено больше суставов, из-за этого в её волне больше плавности. Гибкость — основа флоу, но не эквивалент.

  • Без флоу и чёткости движений танец превращается в разминку на уроке физкультуры. Флоу можно назвать безусильностью или грациозностью — умением двигаться наиболее естественным образом.

Для наглядности подобраны явные разрывы, в реальности градация шире, чем «флоу есть» и «флоу нет».

Первая причина отсутствия флоу — человек доверяет только силе мышц, когда нужно научиться использовать энергию. Сила мышц задаёт направление, движение контролируется, но оно существует благодаря инерции, постепенно энергия угасает, следующее срабатывание силы мышц должно продолжить движение без прерываний. Позднее включение тела создаёт паузу, раннее — скованность и видимое усилие. Пример:

Энергия движений до и после стрелки одинаковая, а резкий взмах прерывает флоу, нет соединения. Заметное включение мышц не только влияет на представление, но и требует повышенной выносливости.

Вторая причина отсутствия флоу заметнее, решается проблема в спортзале — идеальная мышца находится в тонусе без перенапряжения, в меру растянута. Если это не относится ко всем группам мышц, то получаются крайности — одна мышца слабая и не выполняет свои функции в полной мере, другая начинает перерабатывать. Игнорирование «ненужных» для фигурного катания мышц — совместная ошибка тренера и хореографа, из-за этого невозможно показать флоу, зато появляются зажимы и травмы.

Безусильность не зависит от темпа, стиля и т.д. — одна позиция перетекает в другую в любом жанре. Если требуется резкость, то контроль тела помогает добиться чёткости движений, существуют осознанные прерывания флоу, важно учитывать контекст.

Как уже упоминалось, флоу состоит из сильных и «послушных» мышц, если по какой-либо причине их нет, то не всё ещё потеряно, общее впечатление исправит использование энергии от предыдущего действия, например, вращение:

После твизла ставят петлю, после петли — качалку или пируэт. Если говорить простыми словами, то попробуйте покружиться на месте, естественнее всего плавно скрутить лишний оборот, на мгновенную остановку уйдёт больше сил.

После поддержки энергия уходит в твизл и угасает:

1. Лиза останавливается и перенаправляет энергию в верхнюю часть тела:

2. У обоих намеренная остановка с переносом внимания от полного угасания на ударный взмах:

3. Акцент в основном на руках, во время оборота они остаются в тонусе, нет вспомогательных взмахов:

Негативный примеры.

1. На поддержке набрали отличную скорость и погасили энергию, следующее движение начинают практически с нуля:

2. Вика делает оборот после поддержки и «теряется» в замахе на финальную позу, пока Никита в постоянном движении развивает энергию. По идее здесь подошёл бы перенос акцента, и Вика ведь тоже физически не останавливается, но получается разрыв:

3. Здесь похожая ситуация, только теперь флоу у Лизы, Дима ждёт поддержку, а эстетично стоять тоже нужно уметь:

4. Момент прерывания флоу выделен стрелкой, энергия потеряна:

5. Кисти опускаются поэтапно, здесь стоило немного довериться гравитации:

6. Плавный заклон и резкий подъём — заметное включение мышц:

Подъём такой же «мышечный», но стоило убрать изначальную мягкость и флоу стало больше. Всё дело в одинаковой интенсивности энергии:

Флоу, гибкостью и линиями желательно заниматься с детства, во взрослом возрасте крайне сложно наверстать упущенное, там уже многооборотность захватывает, выносливости и контроля тела на всё не хватает.

Может показаться что в посте чего-то не хватает — так и есть, в итоговой версии остались только принципы тела и пространства. Возможно, когда-нибудь выйдет дополнение, если в нём будет необходимость.

Поэтому небольшой бонус, связанный с представлением: что такое артистизм?

Артистизм — высокое техническое мастерство, проявляющееся в художественной одарённости, выдающихся творческих способностях, в умении двигаться естественно и привлекательно, в индивидуальных особенностях (личный стиль), соответствующих выражению содержания.

Настоящих артистичных фигуристов крайне мало во всём мире. Мастерство в танце ценится ниже, чем техническая составляющая, эталон которой тоже стирается.

Можно годами заниматься искусством, но так и не достичь артистизма одарённого человека, он всегда будет выделяться из-за искры таланта. Что такое эта «искра» точно установить невозможно, но для истинного артистизма она обязательна. Приблизительно — физические и психологические способности отлично подходящие для избранного вида деятельности + желание развивать необходимые навыки + личный стиль/собственный почерк + особое художественное видение (способность уловить нечто неосознаваемое для большинства и выразить это физически — танец, картина, скульптура...).

Артистизм в фигурном катании — неоспоримое высокое качество исполнения композиции, желательно с каплей таланта.