22 мин.

Фигурное катание: о шагах и поворотах. Часть 2

Сразу напоминаю: не стоит связывать напрямую мастерство и количество поворотов. В идеале использовать разнообразие + качество + флоу + сила и скорость, а не исключительно безусильность или сложность.

Личный интерес был не просто подсчитать повороты, а ещё и сравнить, как из года в год меняется набор у некоторых фигуристов. И меняется ли. Скажем, насколько сами спортсмены заинтересованы в разнообразии, когда это не поощряется. Поэтому теперь здесь больше попыток анализа. Но постов о других сезонах скорее всего больше не будет — это вторая и последняя часть, всё остальное буду считать «за кулисами».

Первая часть была о российском мужском одиночном, к этой я уточнила некоторые моменты и увеличила охват: 152 фигуриста-одиночника с двумя программами на основных турнирах — Чемпионат Европы / Четырёх Континентов / Мира / России, финал Гран-при, Спартакиада, и 28 с этапов международного Гран-при. Для интереса добавлены пары ЧР и ЧМ, по ним статистики нет, поэтому лишь немного о них упомяну. Как вы понимаете, объём достаточно большой (и скучный), поэтому постараюсь покороче.

В этот раз считаю не дорожки, а повороты по всей программе.

Нога-направление-ребро (ННР). Поворот всегда записываю в формате: «название поворота + нога + направление + ребро», например, «скобка-правая-вперёд-внутрь» . Иногда сокращается до СПВВ, скобка ВВ.

Проценты, «единственный случай», «большинство/меньшинство» — относится строго к фигуристам, упомянутым в посте.

Набор поворотов — величина непостоянная. Кое-кто из одиночников немного изменил дорожку и на Чемпионате Мира продемонстрировали набор сложнее, чем на этапах Гран-при.

Все варианты написания фамилий и имён из википедии, спортса и других достоверных источников.

Некоторые гифы по техническим причинам ускорены. И ухудшены. И урезаны. Прошу прощения, не понимаю - дело в сайте или браузере, но нормальные большие гифы, которые раньше не создавали проблем, перестали загружаться.

Немного про качество. Фигуристы заметно стараются, чтобы получить 4 уровень, а вот вне дорожек хватает сомнительных моментов. Сейчас нет чёткой систематизации, поэтому качество игнорируется. Просто знайте, насколько визуально разные повороты иногда учитывались:

Повороты

Всего 8 типов с учётом ноги-направления-ребра (крюк, выкрюк, твизл, петля, скобка), в этот раз считала 12 видов чоктау (6 на правой и 6 на левой).

Все виды чоктау. Вперёд-внутрь: Йошида — скрещённый, Савосин — открытый, Самсонов — закрытый. Вперед-наружу: Микутина — открытый, Садкова — закрытый. Назад-наружу: Нордебак — закрытый.

И чоктау, которые встретила в малом количестве и не внесла в таблицу:

Гущина, Кагияма, Фолькессон, Йошида, Торгашев

Малозаметный прыжок является условной нормой для некоторых чоктау, за них уровень не дают, у этих фигуристов есть и более классические виды для дорожки. При меньшей скорости можно обойтись и без прыжка.

И ещё у танцоров учитывались 4 вида моухока (вперёд-наружу на обеих ногах, открытый и закрытый). У одиночников он не считается, в приемлемом качестве встречается не так уж часто:

Сунцев, Чэнь Юйдун, Уно, Ю Ён, Бралин, Васильевс, Сумийоши,

В итоге, пока не засчитываю танцорам петлю, а парам и одиночникам — моухок.

Таблицы:

(Все таблицы должны быть в хорошем качестве, если нет, напишите)

Допускаю погрешность. Во-первых, какой-нибудь поворот мог просто затеряться в записях. Во-вторых, в зачет не вошли совершенно неопознаваемые повороты, их немного. Но вообще возникла ситуация: у одного фигуриста 18 чётких поворотов, не вызывающих сомнений, а у другого — 19, часть из них на грани. Поэтому не стоит воспринимать итоговый результат, как нечто непоколебимое — зависит от того, кто и как считает. В следующий отдельно отметила бы все микрокрюки, совсем кривые чоктау-моухоки и повороты без выезда. Без выезда примерно так:

Отчётливая дуга въезд и быстрый переход на две ноги.

Также, возможно, есть фигурист, который не попал на этапы и крупные чемпионаты, но его набор интереснее. Изначально, в зависимости от вида, рассматривала только первые 10-18 мест, поэтому Сунцев, Курносенко / Варламов, Голиченко / Даренский, Рюйтер и многие другие не учитывались.

Пары. К ним и вопросов меньше всего — дорожка в короткой программе на 9+ поворотов, есть возможность один поворот вообще не использовать:

В таблицах российские фигуристы выделены жирным шрифтом. Красным цветом — минимум, зелёный — больше среднего.

Цифры сверху — максимум по поворотам. Над чоктау ~6, все 12 чоктау не нужны, а 6 основных сделать вполне возможно: ННЗ, ВВО, ВНЗ на обеих ногах, или вместо одного из них ВНО / ВВЗ.

Танцы. 3 дорожки на 4-5 шагов, секция твизлов, блок на одной ноге. Можно управиться даже 7-8 поворотами, если не ошибаюсь.

Была мысль каждого партнёра считать по отдельности, например, у Степановой / Букина есть крюк и скобка назад-наружу (редкие), оба поворота у Ивана. Пока что решила не делить пары, если дело касается не блоков.

Мужское и женское одиночное. Для дорожки 4 уровня нужно 11 поворотов, и они есть у всех фигуристов, максимум - примерно 46. Физически это возможно, но ни от кого не требую. Например, у Городницкого более 40 поворотов на 2 программы, а уникальных — 25 , всё дело в повторах:

9 петель, на самом деле их 4 — назад-внутрь и вперёд-наружу на обеих ногах. Технически Марк мог показать вообще все петли.

Мужчины:

Женщины:

Если не ошиблась, то максимум поворотов есть у Йошиды в крюках.

В среднем и по медиане МО и ЖО очень близки друг к другу по многим показателям. Самый частый набор — 4 чоктау / выкрюка / крюка, 2 петли / скобки, 3 твизла.

А теперь обратите внимание на красные ячейки в двух таблицах: у большинства есть 2 скобы и 2 петли, самый минимум. Но петли всегда разные, выбирают из 4 видов: левая или правая вперёд-наружу + левая или правая назад-внутрь (все есть у Городницкого в гифе выше). Это небольшое, но всё же разнообразие, по скобкам всё значительно скромнее, большинство ограничилось вперёд-внутрь на обеих ногах. Есть даже два фигуриста с 5 петлями, Ле Мэй и Чиба, но 5 скоб нет ни у кого. Ван Зюндерт и Бричги немного отличились — с двумя скобками, но не сделали одну из СВВ, и Дюпюи — у неё только СНВ на обеих ногах. Те, кто сделал больше 2 скоб, естественно, использовали редкие варианты.

Это ещё не всё...

Редкость и сложность.

Стоит понимать, что оценка сложности условная, потому что:

  • Нет официальной шкалы сложности поворотов ни между собой ни по ноге-направлению-ребру. Есть только косвенные признаки. Что мне точно известно: скобки назад и петля вперёд-внутрь одни из самых неудобных видов, но это всё видно и по частоте использования.

  • Это касается России, думаю, в других странах похожая система. Большая часть шагов и поворотов применяется в тестах по скольжению, начиная с 1 юношеского разряда, то есть примерно с 6 лет фигурист способен их выполнять. Нет ничего невозможного, совсем дети справляются. Плюс, в спец дорожке (до 12 лет) представлено то, что ниже назову сложными блоками и редкими поворотами:

  • У каждого вида свои условия:

  1. Например, твизл НН — достаточно редкий для одиночников, но в танцах есть у всех. Обратная ситуация с выкрюками НН.

  2. В танцах использование правой ноги — 81%, левой — 19%. В одиночном — 58% и 42%. В парах блоки на левой составляют треть от общего числа. Правше на левой ноге неудобно всё, но для одиночника это не столь значимо, как для танцора.

Есть повороты, которые встречаются реже остальных, без учёта ноги:

Лопарёва — крюк НН, Лопарёва / Бриссо выкрюк ВН, Синицына — скобка НВ, Ветлугин — скобка ВН, Каптич — скобка НН, Эгадзе — петля ВВ, Чиба — петля НН, Яблоков — твизл НН, Хендрикс — твизл НВ.

Графики всех поворотов по ноге-направлению-ребру :

Петля ВН на левой выполнялась чаще правой, 134 против 39, хотя привычнее обратная ситуация - большинство фигуристов всё же правши. Такой разброс получился благодаря излюбленным блокам в дорожках, подозреваю, что из-за вращения по и против часовой. Петля вперёд-внутрь, скобка назад-внутрь и назад-наружу — самые редкие повороты. Хоть один из них есть у 40 фигуристов. Редкие скобки у пар: Степанова/Букин, Усова/Антонов, Кадырова/Колесов, Перейра/Мишо, Конти/Мачи.

Таблица с подсчётом поворотов, но с составом по редкости:

Тоже было несколько вариантов демонстрации, оставила упрощенный.

Есть основные повороты, которые постоянно используются в дорожках, блоках, заходах, так сказать, стандартные, — в таблице не указаны. «+» — выход за рамки стандарта, 11 дополнительных поворотов. А категория «++» — самые редкие, их 21, естественно, в таком объёме нет ни у кого, на то они и редкие. Фигурист с общим количеством поворотов 20+, обязательно будут использовать что-то из этих двух категорий, но те, у кого меньше 20, могут ограничиться только набором «стандарт».

Такая структура для сравнения, например, у Валиевой и Важновой 16 поворотов, но их состав - 6 против 0, поэтому Камила в общей таблице находится внизу, но по «редкости» входит в десятку среди женщин:

Собрала вместе МО, синий, и ЖО, красный. Здесь только «лучшие» и «худшие» значения. Это скорее отношение редких поворотов к стандартным. Чем выше число, тем набор оригинальнее и, вероятно, сложнее.

Почти при любом способе подсчёта Дюпюи на первом месте, так как у неё процентное соотношение сложных поворотов к стандартным 63 на 37, когда у других в среднем 21 на 79. Если составлять рейтинг по сложности из того, что есть, то тройка в танцах: Лопарёва/Бриссо, Гиньяр/Фаббри и Гиллес/Пуарье. В парах: Метёлкина/Берулава, Данилова/Циба и Голиченко/Даренский.

Блоки

Один из рейтингов по сложности блоков. Этот вариант неидеален, лучше не составлять никаких рейтингов (пока не придумаю что-нибудь).

Нордебак с таким отрывом на первом месте, потому что у него все 4 блока необычные. А вот Ветлугин и Пинзарроне при некоторых вариантах подсчёта вообще в топ не попадали, хотя у них одни из самых редких блоков, мешало стандартное расположение (крюк-выкрюк-петля, но петля сложная). Синицына так и не попала. В общем, система требует доработки.

Женское и мужское одиночное. В блоках нужно показать все 5 сложных поворотов. Для 4 уровня необходимо 2 комбинации из 3 поворотов на разных ногах, 1 разрешено повторить по наименованию, то есть «скобка + выкрюк ЛНН + твизл» и «крюк + выкрюк ПНН + петля». Повторён выкрюк, но на другой ноге.

Пример из сезона: у Тальегард редкие блоки, и вместе они нежизнеспособны. На ЧЕ в произвольной программе фигуристка совсем не использовала крюк, на ЧМ — скобку.

А ведь в короткой программе вторым блоком стоит «скобка-выкрюк-крюк», одно из сочетаний, которое позволяет получить 4 уровень, и Жозефин его получала, а в произвольной всегда третий. 2 редких блока, а зачем?

С учетом ноги-направления-ребра и почти без перегибов по расположению поворотов получается чуть больше тысячи вариантов комбинаций. Из них к стандартным отношу 6:

Любимые блоки фигуристов

К умеренно редким — ещё 7. А остальные 995 входят в список редких. Конечно, всю 1000 ни в одном сезоне не увидишь, в этом использовали 70 комбинаций. Всего два раза встретились блоки с повторами, например, «скобка-крюк-крюк», а раньше было чуть больше свободы и правилами допускались в одной программе «крюк-выкрюк-крюк», «крюк-выкрюк-выкрюк»:

Ни твизла ни петли, почти всегда такие сочетания удобнее. У Губановой один из блоков немного сложнее, но об этом чуть позже.

Теперь за такие комбинации в одной дорожке 4 уровень не получишь, обязательно нужны твизл и петля, поэтому сейчас крюк, выкрюк и скобка почти в любом порядке — редкость, но не сложность.

Что ещё понадобится для понимания следующей таблицы. Обычное количество уникальных для фигуриста блоков в обеих программах — 2, 3 или 4. Редко их может быть больше, вне дорожек (Головкина — 6, Юнь — 5), или в дорожке, но не идут в уровень (Савосин, Гущина, Яметова), учла все, без отдельных указаний на их расположение. Возникло затруднение со структурой, которая внятно отражает и сложность и редкость, всего блоков вышло много — 566. Поэтому вот так:

Оттенки оранжевого/красного — количество блоков из стандартных по сложности и расстановке, это сочетание «крюк/скобка + выкрюк + петля/твизл», не все, а 6 самых частых по ноге-направлению-ребру. Серый, второй столбец — условно редкие: «выкрюк—твизл—петля», «крюк—выкрюк—скобка» по некоторым ННР. Оттенки зелёного — нетипичные блоки для сезона, менее 11 фигуристов исполнили подобную комбинацию. В эту категорию также попали редкие, но иногда простые сочетания.

Число после фамилии. Если у фигуриста 2 блока, количество поворотов в них всегда равно 6, если 3 — до 9, а 4 — до 12. Можно и из 6-8 сделать 4 блока. В некоторых случаях по этому числу и данным из таблицы можно догадаться, что фигурист задействовал весь возможный ассортимент поворотов или тасовал небольшой набор:

Катайсэ — 4 блока из 8 поворотов. У Ветлугина ни одного повторения по ноге или ребру, кстати, направление поворотов, третья буква в каждой аббревиатуре, оставалось прежним, как и нога для одноимённых блоков. Интересны оба варианта.

При этом Ветлугин с помощью разных рёбер получал сложные блоки при обычной расстановке «скобка/крюк—выкрюк—твизл/петля». Подобная практика в основном и применялась к стандартным блокам, немного выделились Рюйтер, Головкина, Самойлов и Михара, но ничего крайне необычного. 11 фигуристов так сформировали 4 блока, то есть оставили повороты на своих местах, но поменяли ногу или направление или ребро (или скомбинировали): Ветлугин, Захарова, Ким Хёнгём, Леванди, Льютон Брейн, Мозалёв, Рюйтер, Сато, Степченко, Томоно, Фарафонова.

Некоторые варианты:

Смена ноги — оранжевый. Смена направления — зелёный. Смена ребра — синий. Числа — количество фигуристов с такими блоками.

На мой взгляд, один из интересных вариантов у Захаровой/Каррильо/Леванди, потому что из самого популярного блока они получили один из самых редких:

КП прошлого года, в зелёном, - простой блок, ПП 23-24 года, в красном, - блок и со скобой НН

Или блоки Ветлугина с петлёй:

Вот эта резкая и не самая эстетичная петля вперёд-внутрь одна из самых сложных и редких.

Ещё один факт: самые частые повороты в блоках выкрюк-левая-назад-наружу (251) и скобка-левая-вперёд-внутрь (148). Самые редкие:

А вот твизл-левая-назад-внутрь пока что не появился ни в одном блоке.

Переходим к классификации: какие блоки входили в зелёную шкалу, то есть редкие:

Не рейтинг, часть блоков, они набрали больше «черт сложности».

1. Типичное расположение «крюк/скобка + выкрюк + петля/твизл», но редкие по ноге-направлению-ребру, вроде скобок не вперёд-внутрь. В таблице отмечены красным шрифтом.

Самсонов, Наумов, Чэн Цзяинь. Именно эти блоки встречались не более 3-4 раз.

2. Нестандартное расположение: твизл в начале, петля в середине при обычных поворотах. Отмечены серым цветом. А это блоки 3 фигуристов выделены синим:

Петрыкина, Синицына, Нордебак (хотя его блок относится уже к следующей категории)

Комбинация «...+ петля +...» или «петля +...+...» даже при простых направлении-ребре выглядит сложнее, чем «...+...+ петля».

3. Сочетание двух предыдущих черт полностью или частично. Вот этот блок Нордебака собрал все три редких поворота и нестандартное расположение:

По качеству у Андреаса есть варианты и получше. Здесь последний поворот — выкрюк — совсем плох, и он такой всегда.

Два блока Рюйтер из разных таблиц:

Есть ещё один параметр сложности. Помните гиф с Губановой на Олимпиаде? На нём и разберём. Чтобы не путаться: сложные повороты так и называю поворотами а направление поворота по или против часовой— вращением или оборотом. Удобнее сделать все 3 поворота в одном направлении — по часовой (Ч) или против (П), то есть ППП или ЧЧЧ. Текущее положение по блокам сезона: ППП — 344 раза, ЧЧЧ — 204, другие — 18. Ощутимая разница, так выглядит одно направление:

Вращение в одну сторону даже выглядит естественным продолжением движения. Крюк-выкрюк-крюк, ППП.

А так разные:

Крюк-выкрюк-выкрюк, ЧЧП. Распространённые нога-направление-ребро, смена вращения усложняет комбинацию.

В этом сезоне 17 фигуристов составили блоки с разными оборотами:

Можно сказать все блоки уникальные, потому что такая смена - это определённая последовательность поворотов, которую, естественно, мало кто делает из-за сложных ННР или из-за самого неудобного вращения. Как выглядят некоторые блоки:

И четыре фигуриста дважды меняли направление вращения:

Наумов, Хромых и Селевко Михаил с петлёй в начале блока.

Напоследок ещё раз выделю Лутфуллина и Головкину - два человека, которые после скобки ВВ сделали не выкрюк, а включили редкий поворот в блок и поменяли вращение.

БЛОКИ ПАРЫ

Дорожка у пар одна, в короткой программе, 1 блок раздельный и 1 с хватом партнёра:

У некоторых пар в блоке с хватом были различия между партнёрами, то есть одновременно 2 разные комбинации у 6 пар: Беккари/Гуаризе, Кадырова/Колесов, Конти/Мачи, Павлова/Святченко, Перейра/Мишо, Хабибуллина/Княжук. Парам разрешено чаще повторять повороты, и 2-3 блока могут быть на одной ноге.

Что по сложности:

Серым цветом — партнёр с другой комбинацией. Красным/зелёным - сложное или условно редкое.

Покажу одну пару:

Перейра/Мишо, у обоих редкие блоки. Именно тот случай, когда партнёры делают разные повороты: у обоих крюк-выкрюк-скобка, но разные по ноге и направлению.

Такой блок как у Мишо есть у одиночника Ле Мэя и, на другой ноге, у Джимми Ма. Сложные редкие повороты и смена оборота по и против часовой.

Пары чаще одиночников использовали разное направление вращения, но комбинировали крюк, выкрюк и скобку в нескольких вариациях. Получается, что фигуристы делают скобочные повороты и больше «оборачиваются», или обязательно включают петлю/твизл в один блок, но ППП/ЧЧЧ. Всё вместе выходит редко (11 одиночников из 180, + пары). Танцы по этому критерию не считаю — специфика другая.

В танцах роль блока досталась OFT — one foot turn — дорожка поворотов на одной ноге. 4 поворота — крюк-выкрюк-скобка-твизл. Свободный выбор: любые нога-ребро-направление и порядок, но чаще всего твизл ставят на последнее место. Используются тройки и перетяжки для смены ребра-направления и набора скорости.

Серым — партнёры с другим набором. Красным — нестандартные для танцев повороты, серый — расположение.

«Общие редкие» выкрюк вперёд-наружу у Фурнье-Бодри, скобка вперёд-наружу у Лопарёвой / Бриссо, твизл назад-внутрь. Курносенко / Варламов показали немного нетипичное расположение — скобка после твизла:

Если между комбинациями Фурнье-Бодри и Соренсена разница в один поворот, то Усова / Антонов исполнили разные дорожки по ноге и ребру. Усова выполняет вполне стандартный набор, Антонов — на левой ноге, а танцоры её не любят, + редкие повороты:

Получается, всего один человек проехал OFT на левой. Вообще танцоры осторожно выбирают повороты, с одной стороны понятно — это одиночникам и парам могут простить неаккуратное исполнение, а здесь лучше исполнять то, в чём уверен. А с другой стороны — тыжтанцор, две программы 4 дорожки и твизлы, можно разойтись. Моё мнение не сформировалось.

Итог

Если пройтись по самим наборам, то, естественно, всё очень индивидуально. Вырисовываются и тенденции, и общие ошибки — эта часть вырезана, потому что пост бы получился чрезмерно перегружен, но знайте, что часть чоктау можно вычеркнуть совершенно без зазрения совести. Я что-то там говорила про подмикроскопные смены ребра у Савосина и Гуменника на чоктау — просто забудьте, на чемпионатах гигантские прыжки и моухоки 4 уровень получали, так что всё нормально у Петра и Романа.

Касаемо таблиц — некоторые способы подсчёта не устраивают, так как нет строгих правил, вроде «крюк сложнее скобки на столько-то баллов», поэтому приходится импровизировать, чтобы хоть как-то систематизировать данные. И сейчас многое проигнорировано: ошибки, общее количество поворотов, их расположение, небольшие комбинации не для уровня:

Юркинен, Селевко А., Анисимова, Самойлов.

И на этом всё. Возможно, вернусь к поворотам, когда ещё соберу информацию, учту больше аспектов и составлю более вменяемые рейтинговые таблицы, но пока так. Всем спасибо, даже спортсу.