Манипуляции сознанием. Продолжение
Основной прикладной вопрос – как отличить непаразитарное воздействие на себя от паразитарного?
Человека, который поделился своей болью, потому что уже не мог ее терпеть в одиночку, и потому что думал, что вы сможете ему помочь ее пережить и пойти дальше налегке, от паразита, который говорит что-то определенным образом, чтобы поживиться вашим ресурсом – вниманием, сочувствием, теплом, – которые иначе вы б ему, может, и не отдали.
Давайте посмотрим на недавнее интервью одной тренерши. Способен ли обзор под другим углом что-то добавить к рисуемой ей картине:
"Если брать Олимпиаду-2018, то, конечно, состояние на тот момент моей матери… я не понимала, дождется ли она меня. Ну и реакция Жени сразу на медаль. Все это очень омрачало".
Поскольку говорится это не на собственной кухне, а на многомиллионную аудиторию первого канала, некоторое целеполагание – то есть желание вызвать у аудитории определенное отношение – в этом не может не присутствовать.
В нарисованной картине два персонажа с переживаниями. Женщина, у которой умерла мать. И девушка с горем от разбившейся мечты.
Если не рефлексировать, а заглотнуть, как дают, то горе от смерти близкого, конечно, кроет горе от разбившейся мечты. Пошатнувшегося мирка подростковых надежд, стержня уверенности в том, что если во что-то, не отвлекаясь на другие дела, 10 лет вкладывать силы и время, то это принесет результат. Настолько кроет, что даже может возникнуть резкое неприятие того, что кто-то может быть настолько жесток и эгоистичен, чтобы не забыть в такой момент про свою боль, и не направить силы на эмоциональное обслуживание другого человека. Особенно, если этот кто-то – подросток. Исторически уж так вышло, что ресурсы детей и подростков принято считать не существующей и уж точно не принадлежащей им величиной.
Для того эти два факта и сведены в один абзац. Не в первом интервью уже, был еще пост в инстаграме:
Давайте развернем картину шире, зададим вопросы, недостающие до прояснения всей полноты. Это вообще полезно всякий раз, когда уж было готовы отдать кому-то внимание, сочувствие и тепло, иначе есть риск начать отдавать не тому:
"У мамы был диагноз глиобластома, она на тот момент уже не обладала речью. А Диана в это время жила в общеобразовательной школе. Ей как-то там комнату соорудили, чтобы была кровать, еще что-то. Она мне звонила, плакала.
Я маму оставила дома, все было хорошо. Мы общались, переписывались. Все как-то очень резко произошло, приехала Диана с тренировки, а я уже приземлялась на сборы в Японии. Самолет приземлялся, у меня был включен телефон, Диана звонит и рыдает: я не понимаю, что-то не то, с мамой что-то не то. Я говорю: вызывай скорую. Она говорит: не, ты вызывай скорую. Отвечаю: я в Японии, вызывай скорую. Я позвонила на каток, дирекции, говорю: помогайте, вызывайте скорую, езжайте сами. Вначале я думала, что это инсульт…
Все равно мама меня дождалась, и мы даже как-то продлили ее месяцы жизни".
Факт 1. В день отъезда на сборы в Японию (перед играми в Северной Корее) у мамы тренерши случился удар,
Факт 2. Ее обнаружила дочь, вернувшаяся с тренировок. Она испугалась. Ей с трудом далось вызвать скорую.
Вопросы по факту 2:
– Дочь не знала, что мать уже не в России? Они жили не в одной квартире? Они не паковали вещи на глазах друг у друга? Не разговаривали и не предупреждали друг друга об отъезде? Или тренерша не жила вместе с ними?
– Где в этот момент были 3 сестры и 1 брат, ради которых, как говорила тренерша, она вернулась в Россию из Америки? Это и их мать тоже.
Факт 3. Обследование показало глиобластому.
Факт 4. Ни сразу, ни позже тренерша не вернулась в Москву. Со сборов в Японии поехала на Игры в Северную Корею.
Факт 5. В это время руководство общеобразовательной школы обустроило дочери в школе комнату с кроватью.
Вопросы по факту 5:
– В общеобразовательной школе "Самбо-70", где тренировалась сама 15-летняя девушка и тренировала ее мама? Выступала на соревнованиях она от спортивной школы "Самбо-70". По крайней мере, в протоколе соревнований в Новгороде в те же даты, что Олимпийские игры (19-23 февраля 2018) с ее участием указано так. А к какой общеобразовательной была приписана?
– Это школа-интернат, и там много, кто из спортсменов жил? Дочери отдали одно из свободных в этот момент мест? Или обычная общеобразовательная школа, в которой обустроили кровать буквально посреди пустого класса или в каком другом не слишком-то приспособленном для этого помещении?
– Проживание в школе несколько недель 15-летней девушки, самостоятельно ездившей и на сборы и на соревнования, – действительно было более безопасным и уютным, чем одной в домашней квартире? Или в отсутствие бабушки ей там что-то угрожало? В этой квартире кроме них троих еще кто-то проживал? Если да, – мужчина / женщина?
– Были какие-то друзья семьи (друзья родительской семьи, свои друзья-погодки, родители друзей дочери, может быть, ее партнера в танцах), которых можно было бы попросить пустить дочь к себе пожить на месяц? Может быть родители учеников, ставшие более близкими, чем другие?
Это все, знаете что, друзья? Это обнаружение отсутствия у себя "supporting system" – поддерживающей системы родных и друзей. Что нет рядом хотя бы пары людей, на которых можно было б положиться. Неожиданностью в тяжелый момент это становится тогда, когда человек долго отказывался это замечать в более спокойные времена. Может, рисуя себе иллюзии, подменяя виртуальным эрзацем себя в общении с людьми и иллюзорными френдами/ почитателями. Может, эфир забивало слишком много тех, кто только считался близким. И в трудную минуту стало очевидно, что это только забирает, и сил на общение с ними – уже нет.
То, что своих сил не хватает справиться, обработать, – то не новость. У каждого в судьбе такие кратковременные состояния и были, и будут.
Это все неприятные ощущения. Особенно, дополняемые горем потери. Особенно, если к нему примешаны какие-нибудь токсические чувства. Вины – например, что уехала жить свою жизнь в ее логическом продолжении, не сведя свою судьбу к сидению у постели больного человека. Стыда – что глазами какого-то окружения видишь себя плохим человеком из-за этого. Страха – а как теперь справляться, без него...
В общем, что очень омрачало женщине Олимпийские игры, я понимаю. Только то была не Медведева со своим пошатнувшимся мирком. Чего ее тащить в абзацы с текстом про умирающую мать?
Весь этот клубок смешанных чувств к 50 годам можно было научиться отрефлексировать, переживать по месту возникновения. Тем более, пожив в прогрессивных америках.
Научиться делать правильные выводы. Да не о том, как еще более отстраненно относиться к людям, воспринимая их не более, чем материал для своих целей. А о своем способе выстраивания отношений, в сторону качественных, уважительных, теплых. О своих критериях подбора на роль близких. И выдворения из ближнего круга всех остальных.
В этой внутренней работе и кроется ответ на вопрос – непаразитарного продвижения по жизни от паразитарного.
Ну, а мне, как стороннему зрителю, выдавать за результативный результат и успешный успех, когда твоей дочери обустраивают кровать в школе, все ж, пожалуй, не надо.
Продолжение следует.
И если просто злобных гадин люди более или менее распознают, и мне они тоже своей агрессивной простотой особо не интересны, то жалобенисто-озлобелый сценарий, где за фазой жалобеньки - чтоб подобраться поближе, следует вторая - удар, или подсадка на твои ресурсы, - не перестает удивлять своей многогранностью.
По первому вашему комменту мне показалось, что общение с вами что-то интересненькое мне несет. Не, я не жалею о развернутом ответе вам, но дальше - я пас. Сорри. Мы просто в разных измерениях интересов - вы про Загитову, я про паразитов.
Другой вопрос, что не надо без запроса. Так и я не гонялась за ней, и ничего не выуживала в разговорах на кухне. Это мне ее совали в ленту еже-днев-но. И я имела терпение дождаться второго запроса. Женщина определенно заявила желание поговорить об этом. Да, в определенном, указываемом ею направлении. Мне жаль, но я не считаю его функциональным. Для ее собственной жизни, и для жизни тех, кого она взбаламутила на "Ату Медведеву". Очевидно, что за все это время это не привело никого из них к облегчению, что хотя бы внутри этой их сколоченной коалиции они друг другом понимаемы. Ни к переосмыслению, что было бы полезно поменять в жизни.
Возможно, таких друзей или психотерапевтов, с которыми можно было бы наговориться до опустошения, у нее не нашлось. Да и журналист, делегированный на интервью - не Опра. По многим вопросам можно было углубиться на пару уровней. Но и он продемонстрировал такой похер, как будто первый раз ее видит, и обстоятельства ее жизни ему написал на листочке кто-то другой. А может, счел, что задавать вопросы, не в желанном для человека направлении - это неуважение. Такое бывает у людей, выросших в авторитарном, насильственном окружении. Развращать насильников, чутко выражая им чрезмерный пиетет, я тоже не считаю функциональным.
Но вы в своей жизни можете делать, разумеется, что считаете для себя удовлетворяющим уровню своих личных стандартов этики.
И вы относитесь к интервью в рамках ПР-компании как к обычному классическому интервью, которых наверно тоже не бывает в передаче ПГ. И Опра такой же обычный журналист в рамках профессии, возможно вызывающий бОльшее доверие тем, что бабушка воспитывала её прутьями, была изнасилована в 9 лет а в 14 забеременела и родила, и т.е. она именно выросла "в авторитарном, насильственном окружении".
Не вскрывать нарывы, невозмутимо дожидаясь пока они доведут их обладателя до гангрены - в мой список этичного, как вы уже успели понять, не входит. Но и вскрывать топором - когда наносимый урон способен перекрыть пользу - тоже не метод. В целом, поучиться всегда есть чему.
Если вы хотите оказать мне сервис супервизии, вы ничем не стеснены сделать это на своей площадке. Сервис мне - косвенно. Тем что обзор заявленной ситуации будет дополнен до кругового, без затыков, блоков, градусов обзора, из которых запрещено / табуировано смотреть вовсе. А так-то - это будет вашим сервисом для себя. Проверкой, насколько круговой обзор доступен вам самому. Для третьих лиц это будет тем полезнее, чем безболезненней для их восприятия вам удастся проинтегрировать в них понимание, что круговой обзор несет в себе не выбивание единственной опоры из-под ног, а способность ощущать личное равновесие в любой другой точке, которых миллионы.
Вот еще одна вводная. Я думала, городить ли для этого отдельный пост в цикле. Но, может, с этим справитесь и вы. Да, я вижу хейт Загитовой. Может, он возник от бессилия симпатизирующих Медведевой, подобраться к корню проблемы - и поскакал по кочкам и не туда. А может, это как оттиск - чья проекция на потерпевшую сторону началась с особо вопиющего коммента в адрес одной или другой спортсменки, тот и считает, что хейта в ее сторону было больше. В любом случае, действия обеих групп направлены в ту сторону, куда указал палец тренерши. А лучше от корня проблемы не дать себя отвлечь. Я подписана на одну про-медведевскую группу, и довольно часто, читая разных людей, думаю: "Я бы так не сказала". "Нет, такую гнилую точку ставить в основание своей позиции не стоит". "зубоскаля и испражняясь, чисто этим своим вайбом просто оттолкнешь от своей спортсменки свежезашедших и еще не успевших разобраться в ситуации людей". "Да и в чем твоя позиция, если вместо ее прямого озвучивания, ты несешь в своем тексте вот это".
Человеческие качества тренера, фамилию которой вы избегаете упоминать, мне не нравятся и своим горем я не стал бы делиться, но и осуждать кого-либо за это не буду.
Но и у тех, кто имея некоторый интеллект, публично копается в причинах и обстоятельствах того что, что человек расказал про свое горе, человеческие качества невозможно оценивать как нормальные.
к слову о смерти матери и перфомансах на эту тему. с одной моей бывшей коллегой это однажды произошло. дальше развернулось такое представление - и рыдает в три ручья перед соболезнующими. и толкает благородные речи про "ни за что бы не подумала, что так скоро" (мать лежачая больная была уже вообще-то, но видать все равно прямо как снег на голову для коммунальщиков), и вот это вот один в один "меня рядом не было в тот момент, ужас какой". а мы-то помним, что несчастная на самом деле оставалась на работе после 6 бухать с подружками и ржать в три горла, лишь бы с умирающей лежачей не сидеть. а с мамулей сидела ее тетя и мамина сестра. и да - сия коллега образ матери Терезы играет очень давно и очень успешно. публику ей провести удается уже много лет. везде есть такие страдалицы, волчары на овечьем меху. а проблема даже не в их существовании, а в том, что это существование поощряет - как говорил Чехов, все дело в том, что большинство людей попросту дураки.
И словосочетание "эффективная работа" не применимо к психике.