Излом руки
"Бывает значительно легче сделать 32 фуэте, чем передать излом руки, вложив в этот жест всю душу". Людмила Власова
Этот пост о самых критикуемых фигуристах нашей сборной среди танцевальных пар.
Немного поясню, как я вижу танцы на льду. Я давно перестала следить за оценками, местами фигуристов, перестала смотреть протоколы, в танцах это все от лукавого. Я смотрю на танец как на искусство и пытаюсь увидеть душу танцоров на льду. Возможно, в силу субъективности своего восприятия искусства (а танцы – это все же по моему скромному мнению искусство, а не спорт) я никогда не теряла голову от всеобщих любимцев. Так вот, в этом финале душу, а не амбиции, я увидела в прокатах двух пар. Это Пападакис-Сизерон и Боброва-Соловьев.
Произвольный танец Бобровой-Соловьева только ленивый не поругал за склейку Шопена и Вивальди. Тарасова назвала эту программу эмоционально лучшей в их карьере. Давайте попробуем понять, почему.
Композиция танца, действительно, не гармоничная. Тонкий, пронзительный, лиричный Шопен резко вытесняется мощью, напором, страстью и безапелляционностью Вивальди. Без какого-либо перехода всю лирику с мгновенье ока сдуло стилистически иной мелодией. Да, пожалуй, до гармонии и единства стилистики здесь далеко и, предположим, Леонардо да Винчи (если бы он мог увидеть эту программу) поругал бы ее. Мастер Ренессанса, для которого красота заключается в гармонии, математичности, классичности не увидел бы красоты в столь грубом переходе. Однако как знать, что сказали бы об этой работе Пикассо, Дали, Малевич – в общем, художники-экспериментаторы, для которых выражение внутреннего мира, ниспровержение основ, эксперимент важнее привычных стандартов и понимания искусства?
Человеческие эмоции и чувства редко бывают прекрасно-гармоничными и рафинированными. Даже любовь иногда настолько разрушительна, что мы готовы уничтожить самое драгоценное, если не можем им обладать. На этом сюжете, кстати, построено огромное количество произведений искусства, начиная с классической «Медеи», но сейчас не о ней. Наверное, понять весь излом отчаяния человеческой души можно, когда идешь по сложному пути, на котором все против тебя. На пути Кати и Димы было многое: и почти потеря статуса первой пары страны (тогда они не побоялись кардинально изменить свою спортивную жизнь и уйти к Жулину), и проигрыш на олимпиаде в личке своим соперникам по сборной, и травмы с пропуском череды соревнований, и мельдониевый скандал, который мог обернуться при наихудших раскладах завершением карьеры. Наверное, на их спортивном пути они могли раза 4 завершить карьеру, но не завершили, а возвращались, чтобы стать лучше, пусть на сантиметр, но выше себя прежних, возвращались, чтобы стать сильнее, пройдя через боль. Кто знает, какие эмоции они переживали на этом пути.
В их карьере я видела две наиболее интересные программы. Это «Сумасшедшие», преобразившие пару, но тогда они эмоционально немного не дотягивали до своих образов, и вот эта программа текущего сезона. В ней – в пластике, элементах и их расстановке, в переходах – я вижу отражение эмоций и внутреннего мира человека, человека вообще. Здесь и боль, и отчаяние, и рвение, и борьба, и… внутренняя свобода. Эту программу создают на льду художники, а не спортсмены. Создают теми средствами, которые им доступны. Да, пожалуй, в исполнении танца еще можно прибавлять, не все движения отточены, но я вижу главное, что заставляет меня смотреть танцы на льду. Главное, которое до появления Габи и Гийома можно было увидеть лишь эпизодически в редких прокатах. Главное, что идет не от головы, не от постановки, не от амбиций спортсмена. Я вижу душу, и эта душа живет на льду. Я вижу людей, которые не совершенны, и в этом несовершенстве прекрасны, потому что человеку не дано быть идеалом.
У русских (далеко не только фигуристов) есть дар тонко выражать трагедию человеческой души. И потому в нашей классике и народном искусстве так много драматичного и надломленного. Выражать тоску, грусть, смятение мы умеем действительно хорошо, потому что мы так чувствуем. И не нужно стирать свои умения и свои чувства в угоду правилам.
Il est un art.
и такой трогательный,к которому и "эпиграф" (слова замечательной Л.И.Власовой) подобран
очень точно. Спасибо за добрые и искренние слова в адрес Катюши с Димой.
Они восхитительны. Да, права Т.А.Тарасова: " Я хочу это смотреть, я хочу всю энергию отдать им..."
Действительно, их души слились , и эта единая душа жила на льду...
А когда эту программу видишь вживую, это ещё более непередаваемые ощущения.
Так было на этапе Гран-При в "Мегаспорте " месяц назад.
Боброва-Соловьев выдали тогда сумасшедший прокат, до мурашек, до оцепенения.
Мы их услышали. Мы с ними дышали...
P.S. Ксюша, пишите, по-возможности, почаще.
Часто вспоминаю нашу встречу на ЧЕ-2014 в Будапеште.
Как мы с Вами болели на трибунах и делились впечатлениями...
Не пропадайте, пожалуйста.
Так или иначе я всегда болею за своих во время соревнований и слежу за тех.оценкой. В ПТ БС я посмотрела на оценку только тогда, когда их танец уже закончился. Все потому, что в танце я увидела нечто, что оценкой вряд ли можно измерить. Об этом я и старалась написать, а не о медальных перспективах и лидерстве.
То же касается и ПС. Они могут один образ хоть всю карьеру катать, и это будет прекрасно. И ведь почему расплакалась Габриэлла на льду после окончания ПТ? Не потому же, что они ВМ обыграли этим прокатом.
Если именно о моем впечатлении от прокатов ВМ говорить, то за всю их карьеру я пересматривала у них только одну программу - "Кармен" на ЧМ. Они гениальные танцоры, прекрасные исполнители, талантливы, и это заставляет меня уважать их и их работу, но до наслаждения от их программами мне всегда не хватает "одного грамма", хотя, безусловно, они уникальны и вообще большие молодцы. Возвращаться сложно, они это делают с блеском.
В общем, все это вопрос вкуса, а вкус - штука такая, где каждый останется при своем, но обсудить все равно можно)
Я люблю эту пару очень и очень.
И все равно для меня их произвольный никак не соединяется в целое. Именно в целое! Композиционно в нем не хватает какого-то толчка, точки перехода от одной хореографии к другой, от одной "музыки" к другой..
Вот Каренина в этом смысле была идеальна.
Но, несмотря на мои личные ощущения, спасибо вам за любовь к этой прекрасной паре!
Пысы. Для меня самым лучшим танцем Бобрят (не сразу я к этому пришла) является их короткий танец сезона 2012-2013. Идеальная постановка.