8 мин.

БОТВИННИК и ВРЕМЯ

Оригинал на странице вк международного гроссмейстера Евгения Соложенкина

В декабре 1994 года, за полгода до своей смерти Михаил Моисеевич Ботвинник опубликовал в журнале 64, NN 23-24, статью, которая называлась «Шахматы и время». Статья была посвящена 70-летию образования международной шахматной федерации.

Спустя год после раскола в шахматах, вызванным выходом Каспарова и Шорта из ФИДЕ и созданием параллельной организации «Профессиональной Шахматной Ассоциации» (PCA), Патриарх советских шахмат даёт свою оценку текущему моменту:

«Кампоманес и Каспаров подобны ямщикам, которые собираются мир запрячь в коммерческую коляску, повесив перед лошадкой мешок с овсом (то бишь деньгами) — дабы быстрее бежала. Но не получится ли так, что лошадку распрягут, вместо овса ей кинут охапку сена? …. Итак, в 1946 году шестеро гроссмейстеров добровольно отказались от права собственности на звание чемпиона мира, передав титул во владение ФИДЕ. Спустя 48 лет ФИДЕ фактически передаёт это звание частной коммерческой фирме... О времена, о нравы!»

Договорняк не случился, Кампоманес был заменён на посту президента международной шахматной федерации Кирсаном Илюмжиновым. Были проведены нокаут-чемпионаты мира, к которым сикофанты от фан-клуба Каспарова всегда добавляли окончание «ФИДЕ», намекая на «истинность» во времени исключительно их гуру, разрушившего систему розыгрыша первенства мира, к созданию которой Ботвинник был причастен.

Шахматный мир изменился.

Тогда, в 1993-м году, произошла смена эпох в истории шахмат. Золотой век игры, длившийся с 1949 по 1996 год (об этом ниже) ушёл в прошлое. Новая эпоха в своём движении постоянно заряжалась отрицательной энергетикой разрушителя Каспарова, и для меня совершенно ясно, что эта метафизическая причина является истоком истоков той реальности, в которой шахматный мир пребывает в настоящее время.

Несколько дней назад на канале levitovchess я прочитал «очередную» новость:

«***** шахматист совершил скачок с 2000 до 2600 за два месяца

Поразительная новость пришла из **** – 16-летний шахматист ***** ******* в июньском рейтинг-листе находился в районе 2000, а по состоянию на август 2023 года имеет классический рейтинг выше 2600 и звание международного мастера. Такой скачок удался ****** шахматисту за счет уверенного выступления в ******, а также благодаря повышенному коэффициенту увеличения рейтинга для шахматистов до 18 лет.

«Я хотел получить звание мастера в школьные годы. Считаю, что ключом к успеху является объемная самостоятельная подготовка под чутким руководством тренеров» – прокомментировал свой удивительный взлет шахматист.

Для сравнения, Алирезе Фирудже для такого скачка потребовалось чуть больше четырех лет, а Карлсену и Каруане вовсе около шести.

В ***** подрастает новый шахматный гений?»

Разве могут быть сомнения, что подрастает очередной 16-летний гений под чутким руководством тренеров? Вполне можно вместо стран и имени в подобных статьях ставить звёздочки.

Мне не довелось лично общаться с Ботвинником, поэтому я по своим принципам не могу рассуждать о его человеческих качествах, как это любят делать также не знавшие его носители определённых политических взглядов, регулярно употребляя по их мнению оскорбительный, но по сути пустой для понимания сущности человека эпитет «сталинист». При жизни Патриарха они бы ему лично попробовали предъявить. Нет, только после смерти. Один раз я присутствовал на лекции Ботвинника в Ленинграде в конце 1985 или в начале 1986 года. Она проходила в здании Шведской церкви св. Екатерины на улице Малой Конюшенной, в то время Софьи Перовской, рядом с шахматным клубом «Буревестник», в помещении которого сейчас находится шведское консульство.

Детали уже стерлись в памяти, я запомнил рассказчика, который не боится откровенно говорить на разные «сложные» темы, и интересного аналитика: Михаил Моисеевич разбирал решающую партию матча Карпов - Каспаров 1985 года.

Еще одно «соприкосновение», в данном случае заочное, с Ботвинником у меня произошло в апреле 1986 года, когда я первый раз выиграл чемпионат Ленинграда. В ту пору это был довольно сильный по составу турнир. На тот момент в 19 лет я стал самым молодым чемпионом города в истории, на несколько месяцев «улучшив» предыдущий «рекорд» Ботвинника, ставшего чемпионом в том же возрасте в 1931 году. Акселерация в шахматах начнётся десятилетие спустя, а в 1986-м это моё чемпионство стало некоторым медийным событием. В том же году Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина), на третьем курсе которого я учился, отмечал свое столетие. И мой «рекорд» нашел свое место в изданном к юбилею института альманахе как одно из значительных спортивных достижений студентов вуза за всю его историю.

В нашей детской памяти всегда откладываются яркие эпизоды шахматного творчества корифеев прошлого. Первые такие впечатления помнишь всю жизнь.

Стейниц-Барделебен (Хэстингс, 1895) с сумасшедшей ладьёй по седьмому ряду.

Ласкер-Бауэр (Амстердам 1889) с жертвой двух слонов на h7 и g7.

Яновский-Капабланка (Нью-Йорк, 1916) с удивительным манёвром обратно развитой фигурой 10...Сf5-d7 в разменной славянке, затем е7-е6 вроде бы запирающим белопольного слона , и все потому, что слон на другой диагонали будет полезнее.

Невероятный цугцванг при полной доске фигур в партии Алехин-Нимцович (Сан Ремо, 1930).

Самым сильным детским впечатлением творчества Михаила Моисеевича у меня была не общеизвестная комбинация против Капабланки, начинающаяся ходом 30.Са3!! в АВРО турнире (Роттердам, 1938), а ход 20.Фе3!, добровольно сдваивающий пешки, сделанный 20-летним Ботвинником в партии с Николаем Сорокиным, 7-й чемпионат СССР, Москва, 1931 год.

В интернете можно найти многочисленные тексты и видео, повествующие о жизненном и творческом пути Патриарха советских шахмат, его вкладе в дебютную теорию, систему подготовки шахматиста.

Повторяться не интересно. Интереснее попытаться ответить самим себе на два вопроса:

1. Какую оценку дал бы Михаил Моисеевич сегодня шахматному миру, в частности, что он сказал бы о формуле розыгрыша звания чемпиона?

Ведь Ботвинник считается одним из основателей системы, существовавшей во второй половине ХХ века. В 1949 году на конгрессе ФИДЕ в Париже была утверждена конституция борьбы за звания чемпиона, в которой безукоризненно был прописан спортивный отбор по шахматным зонам. Матч Карпова с Камским в Элисте в 1996 году наверное можно считать окончанием циклов розыгрыша первенства мира по системе Ботвинника. Сам Ботвинник, к слову, всегда упоминал имя тогдашнего президента ФИДЕ Александра Рюба как человека, благодаря которому эта формула была разработана и проведена в жизнь.

2. Как бы сегодня Патриарх оценил собственные усилия при работе над шахматной программой Пионер, впоследствии переименованной в Chess Computer Sapiens, в контексте сегодняшнего торжества умных читеров и читерских приспособлений?....

Многочисленные статьи самого Михаила Моисеевича на эту тему довольно часто появлялись в журнале «64» даже в последние годы его жизни.

.... Согласился бы Михаил Моисеевич, наблюдая скандалы последних лет и видя цифру «ноль» на табло пойманных «умных читеров», с моей логикой, что международная шахматная федерация никого не разоблачила не столько, потому что «не может», а вероятнее, потому что «не хочет»?

Каспаров и Шорт провели свой матч под эгидой новой организации Каспарова, а ФИДЕ провела свой матч на первенство мира Карпов - Тимман, и в шахматном мире наступил раскол и хаос.

Кто-то во времена моей молодости подсчитал: ты можешь стать чемпионом мира по шахматам, если выиграешь (при условии, что не проиграешь ни одной) около сорока партий, начиная от первого этапа отбора до матча за звание. Выиграть матчи претендентов достаточно с результатом +1 каждый, отобраться из межзонального — с результатом +4, и так далее вниз для каждого отборочного этапа. Начиная с условно самого первого — чемпионата союзной республики или Москвы и Ленинграда.

Важная для памяти Михаила Моисеевича мысль: ни у кого из мастеров советского времени «второго», «третьего» и любого «эшелонов» не было ни малейшего сомнения в тогдашней табели о рангах. Именно потому, что справедливость системы отбора никем не подвергалась сомнению. Потому что в той системе была исключена ситуация зависимости от залоговых денег для претендента, которая не позволила сыграть матч на первенство мира, например, Акибе Рубинштейну в начале ХХ века.

Поэтому, период с 1949 по 1996 год — это Золотой век шахмат.

Тогда, в 1993 году система отбора к матчу за звание чемпиона мира нуждалась лишь в небольшом усовершенствовании, а именно в сокращении цикла с трёх до двух лет, чтобы привести цикл к реалиям ускорившихся во времени процессов. Но никак не в сломе.

Отборочный турнир в ПША Каспарова предполагался для первых 50 игроков по рейтингу. Почему 51-й уже «не профессионал» и не имеет права на отбор за звание чемпиона (пусть и по версии ПША), разумеется, никто особо не объяснял.

Ботвинник выразил своё отношение к происходящему слому существующей системы не только в статье «Шахматы и время». В начале декабря 1994 года он направил открытое письмо Конгрессу ФИДЕ, в котором писал:

«Первенство мира сейчас в развале. Нет признанного чемпиона, нет справедливого отбора, свободного от случайностей».

Кто-то также бескомпромиссно и публично разделял тогда взгляды Патриарха на происходящее? Я особо не припоминаю.

Гроссмейстеру Валерию Салову необходимо отдать должное за принципиальную в те годы критику — как ПША, так и Каспарова персонально, как в русскоязычных шахматных изданиях, так и в англоязычном «New in Chess».

В статье «О мировом шахматном первенстве» («64» №№ 9/10 за тот же 1994 год) Валерий Борисович предлагал «провести решительную демократическую реформу мирового чемпионского цикла, немыслимую еще в недавнем прошлом», шансом на успех которой, по мнению будущего президента ВСИ, являлась именно «полная анархия, царившая в мире шахмат». Хотя в те времена топ-игрок мирового рейтинг-листа ещё «не знал» о существовании «ритуальных сплавов» и не обновлял миллиардные штрафные санкции в отношении лиц, которых он виртуально дисквалифицировал, тем не менее, навыки распределителя бюджета уже уверенно демонстрировал:

«Уменьшить управленческие расходы на 260.000$; оставшиеся 6.000.000$ пойдут на организацию ежегодного чемпионата мира с годовым бюджетом 3.000.000$...»

До появления интернета оставалось ещё некоторое количество лет. Список лиц, которым было позволено выразить своё мнение публично в том же «64» по вопросам шахматной политики, был строго регламентирован главным редактором издания. Места игрокам моего уровня в том списке, разумеется, не было.

В конце мая 1998 года как чемпиона города (во второй раз) меня пригласили на Санкт-Петербургское телевидение. Это была спортивная передача, ежедневно выходившая тогда в прямом эфире в позднее вечернее время. У меня случайно появилась возможность хотя бы кратко высказать свою оценку персонажа, ответственного за разрушение Золотого века шахмат (видео, 8:50).

(окончание следует)