Ричард Раппорт. Человек-загадка
Это кажется удивительным в наш век информации. Оказывается, можно пройти большой путь и находится у самой верхушки шахматного мира, при этом оставаясь практически неизвестным для широкой аудитории! Ответьте себе честно, а что вы знаете о Раппорте, сегодня занимающем 6-ю строчку рейтинга и готового замахнуться на главный титул? Вряд ли больше того, что можно узнать из таблички на столе игрока: Венгрия, GM, 2776 и еще то, что несколько лет назад он неожиданно обыграл Карлсена в Вейк-ан-Зее!
За ним не числится громких побед в крупных турнирах – его начали звать в них только в последний год. Нет перевязи из скальпов ведущих игроков мира – он встречался с ними лишь время от времени, пока сам не стал им. Он не является законодателем шахматных мод, его партии наполнены какой-то умопомрачительной тактикой, больше уместной для партий компьютеров, чем людей, и где результаты может качнуться в любую сторону. Но «качаются» они как правило в его сторону. Кажется, на фоне других шахматистов, вечно озабоченных своим имиджем, положением, приглашениями, – и стараются понравиться организаторам или спонсорам, – Раппорту это как-то совершенно до лампочки.
Удивлены? Давайте разбираться и знакомиться с новым шахматным феноменом!
Риччи родился в городке Сомбатхей, что на самом западе Венгрии 25 марта 1996 года в обеспеченной семье. Парень рос смышленым, с быстрым умом, – и познакомился с шахматами уже в четыре года. Но по-настоящему он начал играть только в девять. Да так лихо, что буквально за год выучился и обскакал всех на чемпионате Европы «до 10». В ту пору он активно работал под руководством другого венгра, считавшегося в свое время вундеркиндом, но так и не достигшим мировых высот, Роберта Рука. Наставник учил его не только прописным истинам, но приучал его всякий раз думать самостоятельно, искать свой путь, делать то, чего от него не ждут соперники. И он следовал этому совету.
Раппорт выигрывал почти все турниры, в которых участвовал – как детские соревнования, в которых давал приличную фору в возрасте соперниками, так и обычные швейцарки, как в Венгрии, так и в соседних Чехии, Германии и Австрии. Крепкий, спортивный, он буквально не знал усталости: мог за месяц легко сыграть 25-30 классических партий. Это, не считая горы блицпартий – живьем и в сети, блиц Ричард мог играть круглыми сутками.
Такая «артподготовка» быстро приносила плоды. Раппорт стал гроссмейстером в 13 лет, 11 месяцев и 6 дней, оставив позади национальные рекорды Юдит Полгар, и Петера Леко, которые в свое время были первыми в мире. Ричард не сумел стать рекордсменом, у него в итоге только 5-я строчка в истории, но… он и не ставил перед собой такой цели. Зато за ним закрепился другой рекорд, многое говорящий о его стабильности – с 17 и до 20 лет он возглавлял рейтинг-лист ФИДЕ шахматистов соответствующей возрастной группы.
Интересно, что при всех своих способностях и то, что он стоял во главе стартового листа в большинстве детских и юношеских форумов, Раппорт так и не стал чемпионом мира «до 20». Более того, по словам его сверстника Дубова, венгр считался для россиян «сладкой булочкой», которого хочется получить в соперники, ведь он регулярно отдавал решающие партии! Его главный успех в детях – дележ 1-2-го мест на чемпионате «до 20» в Афинах в 2012-м. По коэффициенту его опередил Ипатов, который вскоре бросил шахматы.
Но, как бы то ни было, его светлую голову заметили, и Раппорта пригласили в Вейк-ан-Зее. Конечно же, не в главный турнир, всего лишь в секцию «B». И, как оказалось, не зря. Венгр вместе с Найдичем набрали по 9 из 13, – и они оба пошли на повышение. Забавно, что на следующий год, в 2014-й они точно так же, парочкой, финишировали на последнем месте, набрав лишь по 3,5 и 11. Раппорт, правда, зацепил Гельфанда и Харикришну, но смотрелся в столь солидной компании пока инородным телом. Силенок ему еще не хватало.
Зато в опенах Раппорт продолжал наводить шорох, выигрывая некоторые из них буквально под ноль, и стремительно накручивал свой и без того немаленький рейтинг. Парню едва стукнуло 17, когда он поднялся до отметки 2693. В 18 он взял планку 2700, ну а к 20 годам, к июлю 2016, забрался на 2750 – это была уже 17-я строчка в мире! Раппорт играл везде и всюду: на «Аэрофлот-опене», в Биле, Абу-Даби, Баре, Рейкьявике, Гибралтаре, Карлсруэ, Баку, Праге, Гамбурге, Шенжене, Гуанчжоу… В половине партий соперники уступали ему в рейтинге по 200-300 пунктов, но ему было все равно. Он много проигрывал – тем, кто был на тот момент сильнее его, но зато выигрывал у всех остальных без сожалений.
В 2016 году в жизни Риччи произошло существенное событие: он встретил свою будущую жену, Йованну Войнович, – и стал жить уже полностью самостоятельной жизнью.
Только в 2017 году, если сложить чемпионаты по быстрым и блицу, он сыграл 169 партий – у семисотников так не принято! И в Вейк-ан-Зее того года, несмотря на статус турнира, он играл точно так же, как и везде. Ярко, творчески, невзирая на результат партии… «Риччи в ту пору был таким рок-н-ролльным игроком, который мог в любой партии разыграть любой дебют, сделать практически любой первый ход, – вспоминал Дубов. – Играл он бредово, но очень талантливо!» К 8-му туру, когда турнирная сетка свела их с Карлсеном, Магнус шел на первом месте, а Ричард – на последнем. У венгра были белые, он постарался сыграть с чемпионом максимально сдержано, но тот, конечно, не хотел чтобы его отсушили.
К 22-му ходу позиция на доске была кристально чистой: хоть сразу соглашайся на ничью. И тут – норвежца понесло! Он каждым ходом стал делать себе хуже, – и вдруг, буквально на ровном месте, пожертвовал коня, потом поставил под мертвую связку второго, а уже на 33-м остановил часы. Что с ним стряслось в тот вечер, Карлсен объяснить не смог.
Для Раппорта эта победа так и осталась единственной, в турнире и он занял второе место с конца. Но не унывал. В том году в первый и единственный раз стал чемпионом в Венгрии, а потом остановился в двух шагах от выхода в турнир претендентов – на Кубке мира. Там, в Тбилиси, Ричард прошел Кордову, Вей И, Ли Чао, Наера, но уступил Дин Лижэню.
Он попал в состав «Гран-при» ФИДЕ, а потом дошла очередь и до Сент-Луиса, этой мекки американских, а теперь и мировых шахмат. А кроме него: Шенжень, Гуанчжоу, Дортмунд, Гибралтар, далее – везде. Трудно себе даже представить, как он жил весь следующий год, когда коронавирус практически остановил шахматную жизнь? Судя по успехам, которые в 2021 году посыпались на венгра со всех сторон, времени даром он точно не терял.
Как рассказывал тот же Дубов, который внимательно следит за карьерой своего друга, тот в довольно быстрый срок, за какие-то несколько лет, превратился из шахматиста, который сеет вокруг себя хаос, в серьезного позиционного игрока, способного принимать решения, доступные только лучшим из лучших. Складывается такое чувство, что Раппорт чуть ли не специально рисковал сверх меры, определяя себе границы допустимого, и грань, которую лучше не переступать. А как определил ее, – подтянул до самого ее краешка позиционное понимание. Получалось, что соперники просто боялись заглядывать в эту бездну, а Риччи при этом спокойно прохаживался по краю обрыва, – и у него не кружилась голова.
В 2021 году он был приглашен и достойно отыграл Grand Chess Tour. Первым в серии он не стал, но и мальчиком для битья не оказался, что позволило ему закрепиться в топ-10. Плюс все эксперты отмечали партии Раппорта, – содержания в них было хоть отбавляй.
Удивительным было и то, что Раппорт чуть ли не демонстративно не обращал внимание на проходивший параллельным курсом цикл первенства мира-2022/23. Венгр не поехал ни на Кубок мира в Сочи, ни на «Большую швейцарку», и лишь благодаря рейтингу был включен в окончательный состав серии «Гран-при» ФИДЕ, прошедший зимой 2022 года.
Перед стартом первого из двух турниров Раппорт ни словом ни полусловом не обмолвился о своих ожиданиях от серии. Когда чудом попал в плей-офф первого турнира, но остался в итоге третьим, честно сказал, что что ни на что не рассчитывал, и думал больше о покупке подарков ко «дню всех влюбленных», чем о своих претенденстских перспективах. А когда через месяц в таком же «безразличном» стиле выиграл второй турнир и гарантировал для себя место в цикле, на спокойном лице венгра, кажется, не дрогнул ни один мускул.
Кажется, что Риччи живет по хорошо отрепетированном правиле Смыслова, которое того в итоге привело к матчу на первенство мира и шахматной короне, «делай что должно и будь что будет». Он не живет шахматной тусовкой, почти ни с кем не общается, не жаждет того, чтобы о нем говорили и он был центром внимания, он просто играет в шахматы. А куда это выведет – станет ли Раппорт, например, чемпионом, его по-настоящему не волнует.
Волнует всех нас и его многочисленных болельщиков как в родной Венгрии, так и в других странах. Кто знает, может, успех или внезапно нагрянувшая слава изменят этого парня, но пока он остается настоящим человеком-загадкой, о котором мы ничего не знаем!
Сами вы загадка.
Если будите смотреть на рейтинг шахматистов долгое время https://2700chess.com/
то увидите что Рапорт там давно в элите, постоянно в турнирах участвует.
Всякие Ананды и Топаловы как бы в рейтинге элит по рейтингу, но они давно закончили с топ уровнем, по сути на пенсии, раз в год в минитурнире сыграют для поддержки рейтинга и все.
Все кто имеет >2700 это топы на данный момент, все кто выше >2730 и постоянно в турнирах участвуют, это элита шахмат.
Рапорт как раз элита щас.