4 мин.

Фредерик Олафссон. Дипломат от шахмат

Исландский адвокат и гроссмейстер Фредерик Олафссон – лучший, по мнению многих, президент ФИДЕ, после которого в шахматной политике начался форменный цирк. Ему помешали удержаться на должности внутренняя интеллигентность, образование и такт. То, о чем его сменщики на этом посту, увы, имели лишь отдаленное представление.

А «историческую роль» Олафссона можно описать одной строчкой. Фредерик стал тем самым человеком, который, выйдя на замену и уступив Смыслову в решающей партии в «Матче века» 1970 года, позволил сборной СССР побить сборную мира – 20,5:19,5.

Фредерик родился в Рейкьявике, столице маленького островного государства 26 января 1935 года, став одним из тех интеллектуальных молодых людей которые спустя каких-то 30 лет сделали Исландию самой густонаселенной шахматистами страной в мире. А в те годы игра была не столь популярна, и Олафссон научился играть в шахматы лишь в школе. Но зато быстро достиг мастерского уровня, – и уже в 17 лет стал чемпионом страны!

Несмотря на столь быстрый успех, шахматы не вскружили ему голову. В первую очередь будущий гроссмейстер заботился о своем образовании, в том же 1952 году он поступил и с отличием окончил юридический факультет, после чего многие годы успешно работал сначала в министерстве юстиции, а позже стал секретарем Парламента Исландии.

Играл в шахматы Олафссон исключительно во время каникул, а уж когда он успевал ими заниматься, одному богу известно. Тем не менее, он продолжал прогрессировать. Так, в 1953 году он стал чемпионом Северных стран, в 1955-м в Гастингсе, разделил 1-е место с Виктором Корчным и лишь из-за большого желания победить (проигрыш белыми в 8-й партии поединка) уступил в Рейкьявике в матче Бенту Ларсену – 3,5:4,5 (полвека спустя, в 2003 году, Фредерик переиграл датчанина в «матче-реванше», со счетом 5:3).

То, что Олафссон «созрел» для больших свершений показал зональный турнир-1957 в Вагенингене, в котором он занял 2-е место, а затем межзональный в Портороже-1958, в котором Фредерик разделил 5-6-е места, и был катапультирован его в святая-святых – турнир претендентов. Очевидно, что не имевший серьезной практики исландец вряд ли мог претендовать на успех в компании Таля, Кереса, Петросяна, Смыслова, Глигорича и Фишера, но он все-таки не взял «послед», обойдя на два очка американца Бенко.

Фредерик Олафссон, Макс Эйве и Михаил Таль

Кто бы мог подумать, что этот успех так и останется самым значительным в его карьере, но… все дело в том, что «профессиональная шахматная карьера» Олафссона началась в в 1974 году, когда Фредерику стукнуло 39 лет! А до тех пор он был совместителем.

При этом практикующий юрист собрал весьма солидный набор «скальпов» сильнейших игроков мира. Олафссон обыгрывал четырех чемпионов мира – кроме Таля, Петросяна и Фишера еще Карпова. Делил очки еще с тремя – Эйве, Ботвинником и Смысловым.

Анатолий Карпов и Фредерик Олафссон, 1976 год

Начиная с 1952 года, исландец чуть ли не полвека вел вперед сборную своей страны на олимпиадах. Однажды, в 1962-м, показал лучший результат на 1-й доске – 14 из 18!

В 1963 году Олафссона позвали в крупнейший тогда турнир мира, в Кубок Пятигорского – и он не ударил в грязь лицом, разделив с Найдорфом 3-4-е места, уступив лишь двум советским гроссмейстерам Кересу и Петросяну. Он регулярно был первым себя дома, в Рейкьявике, хотя там собирались совсем не слабые составы. Побеждал в Вейк-ан-Зее в 1976 (вместе с Любоевичем). Так что в состав сборной избранных шахматистов мира в 1970 году на «Матч века» исландский гроссмейстер попал отнюдь не случайно.

Фредерик Олафссон и девятый чемпион мира Тигран Петросян

А на Конгрессе ФИДЕ-1978 в Буэнос-Айресе он был практически единогласно избран на должность президента, четвертого в истории. Его рекомендовал сам Макс Эйве, а поддержали все за исключением советских, которых явно не устраивало, что во главе их вотчины окажется независимый и неподконтрольный им человек. И четыре года спустя в Люцерне 1982 года они немало сделали, чтобы Олафссон лишился своего поста.

Но если Кампоманес или Илюмжинов, задержавшиеся в этой должности на десятки лет, не представляли себе жизни вне высоких кабинетов ФИДЕ, Фредерик спокойно уступил свое место. И, кто знает, по какому пути могла бы пойти шахматная история, останься у руля международной шахматной организации такой авторитетный человек, скольких недоразумений и откровенных глупостей удалось бы избежать.