Майя Чибурданидзе. Грузинское чудо
Кто в Советском Союзе не слышал про «грузинское шахматное чудо»? Девушки из этой кавказской республики – с тех пор как в 1962 году Нона Гаприндашвили выиграла титул чемпионки – тридцать лет правили черно-белым миром. А главным бриллиантом в этой короне стала Майя Чибурданидзе, занявшая шахматный трон, едва исполнилось 17.
Ей что называется на роду было написано стать чемпионкой. Эта невероятно одаренная девочка появилась на свет 17 января 1961 года в Кутаиси, и стала четвертым ребенком в большой и веселой семье Григория и Нели Чибурданидзе – агронома и учителя русского языка и литературы. Майя с детства обладала уникальной памятью, легко запоминая все что угодно. В три года она научилась читать, – и учила наизусть длиннющие поэмы. В пять познакомилась с математикой, – и в уме оперировала с трехзначными числами. Тогда же напросилась вольнослушательницей в школу: привыкла, что всюду вокруг нее старшие, и она, малышка, должна быть на голову сильнее всех, чтобы ее принимали всерьез.
Ну а в восемь для нее настала очередь шахмат!
Как и Гаприндашвили, играть ее научили старшие браться. И всего за год Чибурданидзе стала местной достопримечательностью, а в Кутаиси, в котором много лет жил и работал самый известный грузинский педагог Вахтанг Карселадзе, знали толк в шахматах. Уже в девять лет Майя оказалась на своем первом всесоюзном турнире – в Риге, где произвела сильное впечатление на экспертов. Когда известные гроссмейстеры старшего поколения Сало Флор и Андрэ Лилиенталь прибыли в Грузию с «инспекцией», – то они с восторгом и недоумением отмечали шахматные способности 10-летннй чемпионки республики среди школьников: «Сообразительность, ее крайняя решительность, комбинационный и остро-атакующий стиль игры юной Майи производят сильное впечатление», – писал Флор.
Живая и непосредственная Майя была буквально заворожена шахматами, а ее лучшими друзьями стали, смотревшие на нее со страниц книг Керес, Бронштейн, Геллер, Фишер. А слова стихов и песен 1970-х, которые так часто напевала она, переплетались с этюдами знаменитого шахматного композитора Нодареишвили. Чибурданидзе знала наизусть все партии шахматной королевы Ноны Гаприндашвили, портрет которой с подписью: «Майе, будущей чемпионке!» еще в 1969 году вручили ей в редакции газеты «Кутаиси».
Когда ей исполнилось 12 лет, на семейном совете было принято решение, что она должна ради шахматной карьеры переехать в Тбилиси. Они отправились покорять столицу вместе с мамой, и на первых порах жили у родственников. Не прошло и года, как «чудо-девочка» подтвердила правильность столь ответственного выбора. Чибурданидзе включили в состав главной сборной страны, которая в тот год в Тбилиси проводила традиционный матч СССР – Югославия. Так вышло, что ей не сумели подобрать соперницу близкую по возрасту, и ее экзаменатором стала мастер Калхбреннер. Казалось, что та легко разобьет ребенка, но вышло все с точностью до наоборот – девочка выиграла мини-матч со счетом 4-0! Увидев такое чудо, югославский гроссмейстер Ивков, назвал Майю «Фишером в юбке».
В тот же год Чибурданидзе дебютировала в чемпионате СССР да едва не выиграла Кубок страны. На своем же первом женском международном турнире в Брашове заняла первое место, – и в 13 лет, на год раньше положенной нормы, получила звание международного мастера. Дальше – больше. В 15 лет она стала чемпионкой СССР среди девушек, набрав почти 100% очков. Интересно, что чемпионом страны среди юношей в тот же год стал 13-летний Каспаров, и на заключительном банкете гроссмейстер Эдуард Гуфельд, который в тот момент начал заниматься с Майей, поднял тост «за будущих чемпионов мира».
После этого Чибурданидзе начинает вертикальный взлет. Не проходит и полугода, как она становится претенденткой! Майя поделила 2-3-е места на Тбилисском межзональном, – и вошла в восьмерку сильнейших шахматисток мира! Мало кто верил, что столь юная, пусть и невероятно талантливая девушка с первой попытки сможет преодолеть претендентский барьер, там хватало куда более достойных и опытных соперниц. Но… ей – удалось!
В 1/4 финала Чибурданидзе досталась именитая землячка – Нана Александрия, которая за год до этого дошла до матча с Гаприндашвили. Ну и что с того? – решила Майя, и в весьма напряженной борьбе сумела одолеть соперницу – 5,5:4,5. Затем в еще более напряженном матче сломила сопротивление Елены Ахмыловской – 6,5:5,5. Ожидание финального матча претенденток против великой Кушнир, трижды сражавшейся с Ноной, оказалось довольно приятным для нее – грузинка впервые стала чемпионкой СССР, разгромив всех соперниц в Таллине – она одержала девять побед, не проиграла ни разу, и с большим отрывом первой разорвала финишную ленточку. Даже Гаприндашвили не побеждала так уверенно.
Интересно, что соперницы по финальному матчу претенденток до начала матча не только не играли, но даже… не видели друг друга! В 1974 году, когда Майя только начинала свой путь, Алла приняла решение эмигрировать из СССР в Израиль, а вскоре после их матча и вовсе завершила свою карьеру. Их шахматное «знакомство» оказалось весьма удачным для Чибурданидзе. Если два первых матчах она неизменно начинала с поражений, здесь же сразу захватило лидерство – 4:1. И пусть матч завершился с минимальным перевесом, ни в один момент она не рисковала его проиграть. Финальный счет 7,5:6,5 говорил о том, что в женских шахматах грядет смена поколений – ровесницам Гаприндашвили и Кушнир было уже по 37 лет, их юной конкурентке на 20 меньше, и их опыт роли уже не играл.
Однако никто в Грузии не торопился раньше времени объявлять ее шахматной королевой. В 1975-м все ждали, что молодая Александрия даст бой вечной чемпионке, а та выиграла с ошеломляющим счетом 8-3. Хватит ли у Чибурданидзе силы духа, ведь Гаприндашвили правит шахматным миром уже 14 лет и выиграла все пять матчей за корону… А тут еще и выиграла крупный американский мужской опен и стала мужским гроссмейстером.
В успех Чибурданидзе в матче за корону не верили даже самые преданные поклонники и, по правде сказать, не верила даже сама Майя… Все, что произошло с ней до сих пор еще как-то можно было поверить. Но как обыграть такую, «пиковую» Гаприндашвили?
Матч в Пицунде-1978 ответил на этот вопрос. Он с самого начала пошел по необычному сценарию, которого не ждал никто. После трех ничьих Чибурданидзе выиграла две партии подряд. Гаприндашвили, прежде игравшая легко и быстро, сидела в цейтнотах, бегала по дебютам и изо всех силы пыталась вывести молодую конкурентку из равновесия.
Но… Майя стояла как скала, на каждый удар чемпионки отвечая своим. Нона постепенно начала теряла уверенность в своих силах и веру в успех, что было важной составляющей во всех предыдущих поединках. Ей не удавалось переигрывать Чибурданидзе как других соперниц, и кураж постепенно уходил. К 11-й партии ей удалось сократить отставание до минимума, но Майе удалось удержаться в самый тяжелый момент, спастись в 12-й партии в безнадежной позиции, в 13-й нанести четвертый удар, и переломить ход поединка.
Заключительная 15-я партия продолжалась без малого одиннадцать часовНона упорно пыталась пробить оборону черных, и вдруг вместо того чтобы уже во второй раз отложить партию и попробовать найти ускользающий выигрыш, – коротко улыбнулась, и протянула руку своей сопернице, затем… поцеловала ее, – и поздравила 17-летнюю Чибурданидзе с титулом чемпионки мира! Столь красивой передачи короны еще не было никогда.
Но в чем же Майя превзошла свою великую предшественницу? Все эксперты отмечали у новой чемпионки «быстрый и точный счет, предельную практичность в решении проблем, безупречную технику и отсутствие грубых ошибок». Чибурданидзе попросту, в отличие от Ноны, частенько пренебрегавшей дебютными тонкостями в пользу игры в миттельшпиле, «включалась» с первого же хода и не выключалась, пока цель не была достигнута.
Все подмечали невероятную интуицию Майи, часто она, точно Василий Смыслов, делала ход «рукой». Иногда ей даже не надо было считать варианты, она все знала и так!
Надо сказать, что свалившаяся в одночасье слава ничуть не изменили Майю, – и она по-прежнему оставалась все такой же живой и непосредственной. И искренне влюбленной в шахматы. А единственным изменением после завоевания титула чемпионки стало то, что она по примеру своей предшественницы практически перестала играть в соревнованиях среди женщин. Откровенно говоря, она вообще не горела желанием постоянно садиться за доску или мотаться по сборам. И если к 17 годам Чибурданидзе успела сыграть в пяти чемпионатах СССР, то после 1977 года не вышла на старт ни разу. Да и ее международные-то турниры можно пересчитать по пальцам одной руки: Будапешт (1978), Белград и Бад-Киссинген (1979), Белград и Паланка (1983), Тбилиси (1984), Яйтсе (1986) и т.д.
Зато она часто и довольно успешно играла с мужчинами – чемпионку мира часто и не без удовольствия зазывали в международные турниры средней руки. Чибурданидзе не была в них чисто декоративным элементом. Победила в Барселоне (1979), Афинах и Дели (1984), Баня-Луке (1985), Бильбао (1987), Белграде (1992), Вене (1983). А в 1986 году она сыграла вничью – 4:4 серьезный матч с югославским гроссмейстером Петаром Поповичем.
Не то чтобы Майя ленилась, но ей гораздо больше нравилась роль «посланника шахмат», – и в хлебосольной Грузии совмещать ее с активной игрой было не так-то просто… Новая чемпионка оказалась не настолько спортивной и жадной до успеха как Гаприндашвили. Та, с годами потеряв в практической силе, вернулась в женские шахматы, и еще трижды во время царствования Чибурданидзе, была чемпионкой Союза и вместе с ней играла за сборную СССР, неизменно побеждавшую во всех командных соревнованиях мира.
Чем же занималась Чибурданидзе, когда не играла, не готовилась? Много времени и сил она уделяла своей большой семье, – маме, отцу, братьям и сестрам, их детям и внукам… Хоть сама она так и не вышла замуж, хотя по слухам у нее был жених – итальянец.
Каждые три года, как и положено, Чибурданидзе защищала свой титул чемпионки мира. Нельзя сказать, что эти матчи они проходили с ее большим перевесом, но в целом ни у кого не вызывало сомнений, что Майя владеет своим титулом по праву. И она защитила его в четырех сложных поединках – против Наны Александрии – 8:8, Ирины Левитиной – 8,5:5,5, Елены Ахмыловской – 8,5:5,5, а также Наны Иоселиани – 8,5:7,5. Лишь появление «угрозы с Востока», из Китая, изменило благостную для чемпионки мира картину.
Чибурданидзе, которая до этого играла матчи за корону только в пределах СССР, в 1991 году встретилась с 21-летней Се Цзюнь на Филиппинах. Китаянка уверенно прошла весь претендентский цикл, и оказалась неразгаданной загадкой для чемпионки мира.
Се Цзюнь в каждой партии навязывала Майе жесткую счетную игру, и та раз за разом не справлялась с проблемами. Если после поражения в 3-й партии она нашла в себе силы, и перехватила инициативу, выиграв 4-ю и 5-ю партии, то в дальнейшем молодая соперница полностью завладела инициативой. Ключевой стала 8-я партия, в которой Чибурданидзе ничего не смогла противопоставить бойкой игре черных, и стала безучастным свидетелем гибели своего войска. Счет сравнялся, но… дальше чемпионка только отбивалась.
Претендентка выиграла еще 11-ю и 13-ю партии, а с ними – и весь мачт. Между приходом за титулом и его потерей Майя Чибурданидзе 13 лет была чемпионкой мира. Она уступила по этому показателю лишь первой чемпионке Вере Менчик (17) и Ноне Гаприндашвили (14).
Спустя четыре года, в 1995 году Чибурданидзе предприняла попытку вернуться на трон, сразившись с Жужей, старшей из сестер Полгар, в финальном матче претенденток. Но – время Майи, увы, ушло: после двух стартовых ничьих она набрала лишь пол-очка в пяти следующих партиях. Та на следующий год благополучно обыграла Се Цзюнь (8,5:4,5) и… отказалась защищать титул чемпионки, который благополучно вернулся в Китай.
В удел Чибурданидзе остались ее любимые командные турниры, в которых она никогда не знала поражений. Удивительно: на долю Майи пришлось целых 9 золотых медалей – 5 еще в составе сборной СССР, а потом и Грузии, когда команда, ведомая ей, 4 раза побеждала на всемирных шахматных олимпиадах в 1992, 1994, 1996 и 2008 годах. Больше только у неутомимой Гаприндашвили, которая завоевала 10 золотых наград (все – в СССР).
Играла Майя и в нокаут-чемпионатах мира ФИДЕ, но до финального матча так ни разу и не добралась. Тем не менее ей нравилась атмосфера шахмат, она продолжала ездить на крупнейшие форумы, если уже не в качестве игрока, то почетного гостя… И одна из таких поездок едва не закончилась трагедией. Как-то раз, возвращаясь из Элисты, на машине вместе с гроссмейстером Азмайпарашвили, Чибурданидзе попала в страшную аварию и получила серьезные травмы головы. Операция прошла успешно, но… с тех пор она ездит гораздо меньше, предпочитая проводить время в Тбилиси или в родном Кутаиси.
Сейчас в планах экс-чемпионки мира, в последний раз садившейся за доску в 2011 году, создание собственной шахматной школы. «Хочется, чтобы мой опыт не пропал зря, – не без ностальгии говорит Чибурданидзе. – Наши девочки в последние несколько лет чуть-чуть сдали свои позиции, надо восстанавливать былую славу страны…» Нет сомнений, у Майи Григорьевны обязательно получится, как всё, к чему бы она ни прикасалась.
Гугл-переводчик написал бы лучше.