Почему Непомнящий так развалился перед Карлсеном? Объясняем максимально доступно
Кажется, в матче за шахматную корону с Карлсеном Ян Непомнящий обыграл себя сам.
После заключительной партии в Дубае наш претендент, разгромно проигравший 3,5 – 7,5, сказал: «Хорошая новость для меня в том, что все происходящее не имеет отношения к шахматам». И это правда.
1. Непомнящий был гораздо лучше готов в дебюте – получал преимущество не только белыми, но и черными, что заставило Карлсена весь матч бегать по вариантам.
2. Непомнящий владел инициативой, определял течение игры в большинстве партий, регулярно навязывая сопернику свою волю – заставлял того страдать, подолгу в одиночестве сидеть за доской, забираться в цейтноты.
3. Непомнящий был не в пример себе прежнему хорош в окончаниях, над которыми (и это прослеживалось) провел серьезную работу.
Он все делал правильно. И окажись на его месте другой игрок элиты, не склонный к рефлексии, не корящий себя за ошибки и упущения по ходу игры – Каруана, Со или Раджабов – в исходе такого матча было бы мало сомнений. Раз уж Карлсен давал так много возможностей, соперники рано или поздно дождались и использовали бы шанс, как это чуть не сделал Карякин в 2016-м. Но Ян…
Ян и его команда проделали классную работу, но все эти достижения раз за разом разбивались о стену уверенности Карлсена. А Непомнящий то ли не желал, то ли не мог потерпеть, дождаться. Он хотел всего и сразу – худшее, что может случиться с игроком в матче на первенство мира.
У гроссмейстера Бареева, который в 2000-м помог Крамнику отнять трон у Каспарова, возникла стойкая боксерская ассоциация.
Карлсен представлялся ему в защитной стойке, прижатый к канатам, укрывающийся от мощных ударов Непомнящего. Но все они приходились на его плечи или перчатки. А стоило Яну вымахаться и на секунду потерять концентрацию, опустить руки, перестать думать про опасность, как в его сторону летел разящий удар.
Это как в бою Али с Форманом, где Мохаммеда не смущало, что он все время проводит в глухой защите. Так и Магнуса, кажется, в Дубае-2021 ничуть не мучил вопрос, насколько хорошо он смотрится. Главное – счет на табло.
Все роковые ходы в 8-й, 9-й или 11-й партиях не были для Яна вынужденными, никак не вытекали из игры. Да они вообще не должны были случиться, если бы он, как чемпион мира, просто плыл по течению. Все эти партии шли к ничьей, что признавал и Магнус. Не перегибай Ян в своем нетерпении – матч продолжался бы до сих пор, и кто его знает, чем все могло закончится.
Реакция Карлсена на зевок Непомнящего – уже мем: не верил глазам, мотал головой и хмурился на фигуры
И самое главное: во всех трех случаях, совершая ключевые ошибки, Непомнящий тратил категорически мало времени – от четырех до пяти минут! Да и в 6-й партии, с поражения в которой все началось, Ян не зависал за столиком: быстро делал ход и убегал в комнату отдыха – а его соперник сидел не поднимая головы от доски.
Глядя на эту спешку, Владимир Крамник, за плечами которого четыре матча на первенство мира, сердился: «Для чего так торопиться? Сядь, подумай, углубись в позицию! Ян постоянно получал преимущество, но… Чтобы превратить его в победу, нужны нестандартные решения, иначе Магнус все посчитает и уравняет позицию».
Но Непомнящий торопился и допускал ошибки.
В каждой из партий (начиная с 6-й) возникал момент, когда Непомнящий выключался – уставал и делал чуть ли не первый попавшийся ход. Ни одно из принятых им решений – ни 25…Rac8 (6-я партия), ни 21…b5? (8-я), ни 27.с5?? (9-я), ни 23.g3?? (11-я) не имело рационального объяснения. Их словно делал не Непомнящий.
А, может – наоборот, их не мог сделать никто кроме него. Еще до матча считалось, что главный противник для Яна – он сам. И он давно бы стал реальным конкурентом Карлсену, если б не его импульсивность, перепады формы по ходу одной партии и исключительная ломкость после первой неудачи.
Подготовка Яна к матчу продолжалась не менее полугода. При этом говорили, что Ян в последние месяцы был поглощен не столько шахматной подготовкой, сколько исправлением своих системных недостатков. Плюс – работой над физической формой и выносливостью, чтобы не уступить тут Магнусу. На практике же именно они и сыграли ключевую негативную роль: сначала Яна вымотала 136-ходовая 6-я партия, а вслед за ней пошли эпизоды, увы, хорошо знакомые тем, кто следит за Яном.
Действительно, произошедшее в матче не имело отношения к шахматам. Если хотите – это психология, эмоции или недостаточная физическая форма. Если по ходу игры ты не можешь извлечь реальных дивидендов из своей подготовки, то она мало чего стоит.
«Работа над шахматами – постоянный и нескончаемый процесс. Надеюсь, что я смогу извлечь правильные уроки из своего поражения, смогу стать лучше», – философски заметил Непомнящий на финальной пресс-конференции. Кто-то видит в нем соперника Карлсена и в следующем матче за корону. Очень может быть, потенциал у Яна есть.
Ну а пока Магнус – чемпион мира. В пятый раз с 2013 года! Чаще него титул в истории шахмат защищали только двое – Ласкер и Каспаров.
Автор: Евгений Атаров (Levitov Chess)
Фото: East News/AP Photo/Jon Gambrell, Giuseppe CACACE / AFP
Ахахаха, афтар, ты гений! Ян бы победил, но он ошибался, ахахаха.
По факту дебютный микроперевес мало что значит, если Магнус очень быстро его уравнивал к миттельшпилю, а потом просто дожидался ошибки от неспособного долго держать позицию Непомнящего.
Магнус просто лучший шахматист во всех аспектах, вот и все.
Ясно, понятно.