Виши Ананд. Человек, у которого есть всё!
В феврале 2005 года, когда Гарри Каспаров уже принял решение об уходе из шахмат, на закрытии победного для него турнира в Линаресе он подошел к 36-летнему Ананду, и то ли в шутку, то ли всерьез сказал ему: «Ну что, Виши, оставляю тебя за старшего...»
Через два года индиец, к тому моменту дважды чемпион ФИДЕ и соперник Каспарова по матчу-1995, выстрелил «дуплетом» – сперва выиграл в Мехико-2007 круговой чемпионат мира с участием всех лучших шахматистов мира, а затем закрепил свой успех в матче с Крамником, – и стал 15-м чемпионом мира по шахматам. Он носил титул пять лет.
Ананд появился на свет 11 декабря 1969 года в Мадрасе в обеспеченной семье – его отец был директором южных железных дорог Индии, мать домохозяйкой. Чтобы лучше понять характер будущего чемпиона, достаточно сказать, что Ананд – это его имя, Вишванатан – фамилия. Но поскольку никто из его друзей-европейцев не мог выговорить такое длинное мудреное имя, – он превратился для них в Виши. Так его величают до сих пор шахматисты всего мира. Какая, в конце конов, разница?! К слову, даже жену Аруну, с которой он живет в счастливом браке уже четверть века, выбрали родители. И вегетарианство от них.
Да и в шахматы Ананда научила играть именно мама. Ему, младшему из троих детей, шел тогда седьмой год. В девять, когда семья на несколько лет переехала в Манилу, он увлекся ими уже всерьез. В начале 1980-х в Индии младенцев еще не усаживали за доски, так что своего первого успеха Виши добился только в 14 лет – выиграл национальный чемпионат с результатом 9 из 9. Год спустя он уже чемпион Азии среди юношей и… полноправный член сборной Индии на олимпиаде в Салониках-1984! Он набрал 7,5 из 11, и стал мастером.
Но поразил всех не столько его результат, сколько стиль и скорость игры. Ананд тратил на серьезную партию по 15-20 минут! Все остальное время он проводил в прогулках по залу, изучении позиций на других досках и общении с игроками. И это не значило, что он играл при этом плохо или поверхностно, просто он сходу всё видел, моментально и точно считал длинные варианты. Да Виши просто незачем было просиживать за своим столиком.
Через год Ананд уже чемпион Индии (позже выиграет еще два таких титула), а в 1987-м – чемпион мира «до 18». Он стал первым азиатом, который выиграл этот почетный титул. А его основными конкурентами в борьбе на победу были Иванчук и Гельфанд, – в отличие от него получившие «классическое шахматное образование». Виши немало страдал от того, что у него не было наставника, который помог бы ему перепрыгнуть в профессиональные шахматы. Ведь он не раз бывал в Союзе, где играл в небольших турнирчиках, и видел как это происходит у в стране советов. Как он со смехом вспоминал потом, у него была тесная связь с СССР – даже шахматный клуб, в котором он делал первые шаги в Мадрасе, носил имя Михаила Таля. Его, кстати, успели познакомить с восьмым чемпионом мира.
За «огранку» Ананда взялся Михаил Гуревич, который и сам в 1990-м входил в топ-10. Его поражали поистине безграничные возможности индийца вкупе с огромными провалами в шахматном образовании. Он даже, по заветам Ботвинника, заставлял его сидеть на руках, чтобы тот ни в коем случае не делал ход моментально, а успевал обдумать его. Но в этом плане Виши было никак не переделать, – и он «выстреливал» ходами даже против лучших игроков мира. Потом его долго, почти 20 лет, учил уму-разуму мудрый Элисбар Убилава – ради него Ананд даже перебрался жить в Испанию. Позже с ним провел «экспресс-курс» и Марк Дворецкий, вместе с Артуром Юсуповым помогавший ему на матче в 1995-м.
У Ананда было много учителей. Он всегда фантастически быстро впитывал информацию и был на крайнем краю науки. Как когда-то заметил Крамник, говоря о дебютных новинках: «Каждая вторая партия в любом “горячем” варианте была сыграна Виши!» Он все видел и ничего не упускал, играя самые острые и принципиальные дебюты. Да в свое время по его дебютному репертуару даже выпустили 14-томное издание: «Белыми по Ананду»!
Взлет результатов Ананда начался в 1990 году. Тогда он неожиданно для многих пробился в претенденты через межзональный в Маниле. Никто ставил на необстрелянного индуса и в его первом матче с Дреевым, а он в одну калитку обыграл Алексея, и вышел на Карпова. Казалось, сколь серьезной борьбы можно было ожидать от матча, в котором его противник – экс-чемпион мира, который только закончил свой пятый матч за корону с Каспаровым, и был недалек от своего пика. Но… их поединок в Брюсселе (1991) стал самым напряженным из всех матчей в 1/4 финала, – и Карпов выиграл его буквально «на зубах» – 4,5:3,5.
Ананд тут же подтвердил свой статус: стал третьим в Тилбурге, ну а под Новый год обошел всех – и Каспарова, и Карпова, и Иванчука – в Реджо-Эмилии. С Василием, которого тогда видели будущим чемпионом мира, они по инициативе организатора Линаресе Рентеро, на сцене знаменитого отеля Anibal сыграли целый «матч надежд». И в нем индиец уже раз и навсегда поставил себя выше Иванчука – 5:3. А затем поделил 1-е места в Москве в самом сильном турнире 1992 года, и на тоненького уступил Каспарову в финале рапид-турнира в Париже. Все это закрепило за индийским гением титул «шахматного принца».
И следующие два года Виши пытался стать королем. Причем – дважды! Расколовшийся на «линию ФИДЕ» и «линию Каспарова» мир предоставлял такую возможность и в каждой из них Ананд считался фаворитом. Даже смело сказал в интервью, что его цель – объединить шахматный мир. Как? Да очень просто: выиграть оба цикла и два матча за корону.
Увы, в реальности все оказалась чуть сложнее. Он с трудом прошел через межзональные, но чем ближе была цель, тем сильней становился индиец. Правда, по линии ФИДЕ вышла осечка – он обыграл Юсупова и почти обыграл Камского, но при счете 4:2 за две партии до конца сначала дал Гате сравнять счет, а потом и проиграл на тай-брейке – 0-2. Дорога к Каспарову оказался ровнее: пали Романишин, Адамс и снова Камский, теперь уже без сюрпризов – 6,5:4,5. Так 26-летний Ананд добрался до матча с Великим и Ужасным.
Первые девять партий их поединка в Нью-Йорке сложились для него великолепно: победа и восемь ничьих. Но в 10-й партии Ананд на собственной шкуре ощутил точность «имени» своего соперника. Каспаров применил против него фантастическую новинку – и выиграл в разгромном стиле, не сделав за доской ни одного «своего» хода. Шок был столь сильным, что Виши после той партии откровенно «поплыл», и в четырех следующих партиях набрал лишь пол-очка. Каспаров закономерно победил – 10,5:7,5. Тень этого поражения затем еще много лет преследовала его, а Гарри с удовольствием рассуждал о «стеклянной челюсти» индийца, считая, что тот не держит удар, – и всегда уступит в решающий момент.
Ему и правда потребовалось время, чтобы восстановить психологическое равновесие – не каждый день тебя рвут на части в матче на первенство мира. Впрочем, через какой-то год на турнире шести в Лас-Пальмасе (1996), когда в шахматном мире решили расставить все точки над «i», Ананд стал вторым вслед за Каспаровым (а Карпов – только шестым). Такой исход окончательно похоронило планы на шестой матч двух «К», подтвердило: именно он, Ананд – первый претендент на трон. Хотя желанием сыграть с Гарри он и не горел.
В тот момент, кажется, индиец выбрал для себя «сторону» ФИДЕ. В последующие три года он, как минимум, дважды отклонил предложения Каспарова сыграть за «корону».
Впрочем, «корона» от Илюмжинова досталась ему только с третьей попытки. Так, в самом первом нокаут-чемпионате в 1997-м он, обыграв всех, кто оказался на его пути: Николина, Халифмана, Алмаши, Широва, Гельфанда, Адамса, после чего, после месяца непрерывной игры, без всякой передышки, был вынужден сразиться еще и против свеженького Карпова. В основное время Ананд еще выстоял – 3:3, но вот на рапид его уже не хватило. Пропустил турнир-1999, в котором победил Халифман, и только в Дели-2000, наконец, получил давно заслуженный титул. На пути Виши к успеху оказались: Бологан, Лпутян, Мачея, Халифман, Адамс, а в финале – Широв. Индиец так сильно хотел победить, что закончил этот матч из шести партий в максимально короткий срок – 3,5:0,5, и вернулся на родину героем!
Поэтому когда через год в Москве Ананд с рук на руки сдал чемпионскую ленту Иванчуку, индиец отнюдь не выглядел человеком, убитым горем… Казалось, он уже реализовал свою жизненную программу – на родине его буквально носили на руках и называли его именем детей, шахматные клубы и разве что не воздвигали прижизненных памятников. Он поднял среди соотечественников такую волну интереса к шахматам, какой, наверное, не было и в Советском Союзе времен «шахматной горячки». Тысячи, даже десятки тысяч талантливых, но нищих индусов увидели в этой игре, родившейся в их стране, мощный социальный лифт, который может дать им шанс подняться из ниоткуда вывести – к славе и к деньгам.
Кто бы мог тогда подумать, что для Ананда все еще только начинается! 30 лет – совсем не тот возраст, когда пора начинать жить воспоминаниями. На какое-то время он точно ушел в тень. Хотя… как сказать. Это не помешало ему выиграть два Кубка мира (2000 и 2002) и быть победителем в супертурнирах в Мериде (2001), Вейк-ан-Зее (2003, 2004), Дортмунде (2004) и получить то самое напутствие от Гарри Кимовича в Линаресе 2005 года.
Крамник, носивший тогда чемпионский титул, не блистал, первым номером рейтинга стал Топалов. В том же 2005-м Веселин завоевал титул ФИДЕ в круговом турнире в Сан-Луисе, а Ананд, как водится, стал вторым. Виши понимал: надо лишь немного перетерпеть.
И, да – следующий чемпионат мира ФИДЕ в 2007 году, в Мехико стал его! Ананд подошел к тому турниру в лучшем виде. Физически и ментально заряженным только на победу. И она пришла: четыре смачных победы, ни одного поражения и отрыв в очко от Крамника.
Впрочем, Владимир потребовал формально прописанный в контракте матч. И получил его, в Бонне-2008. Но знай он, что окажется в такой же противофазе с Виши, как в свое время Каспаров против него в Лондоне-2000, может быть, он не настаивал бы! Индиец воистину сыграл свой «матч жизни». Он выиграл две партии черными в одном и том же варианте, и добавил к ним одну белыми – фактически после шести партий все было кончено. После 11-й встрече (из 14) зафиксировали окончательный результат – 6,5:4,5 в пользу Ананда. Виши буквально сиял на церемонии награждения, когда на него надели лавровый венок!
Тут, наверное, и поставить точку, но Виши, которому через год стукнуло 40, успел сыграть за корону еще четыре раза… Чувствуя свою ответственность перед шахматным миром, он особенно концентрировался на них, при этом не выкладывался в обычных турнирах на все сто. Только в быстрых шахматах «самый быстрый игрок мира» оставался королем.
Первая защита классического титула против Топалова в Софии в 2010-м вышла не самой эффектной… Перед решающей встречей счет был равным – соперники обменялись двумя победами, но Ананду не пришлось подтверждать свой класс в рапиде: Веселин настолько этого опасался, что фактически совершил харакири, и проиграл в матче – 6,5:5,5.
В Москве-2012 противником был уже Борис Гельфанд, в 44 года поймавший невероятный кураж. Израильтянин давил весь матч, едва не взяв верх в основное время. На тай-брейке же Ананд напомнил всем собравшимся, кто здесь самый быстрый шахматист мира.
Но через год в Ченнаи в поединке с рвавшимся с титулу чемпиона Карлсена, ему было не отвертеться, да и мотивация у него была уже не та. Виши бился, но… все вокруг понимали: шансов против Магнуса у него немного. Он проиграл дважды в середине матча, когда же счет стал 3-0 в пользу норвежца, признал поражение. Ананд ценил символизм, и когда на заключительной пресс-конференции поднялся со своего места, сказав, что у журналистов теперь есть новый герой, собравшиеся проводили его долгой, искренней овацией.
Кто бы мог подумать в тот момент, что эти двое встретятся в поединке за корону еще раз! Но Ананд как поверженный чемпион имел право сыграть в турнире претендентов, – и… по полной воспользовался ситуацией. Он совсем не напоминал игрока с приставкой «экс» – был бодр, свеж, скинул несколько килограммов. И его гораздо более молодые соперники не выдержали бешенного темпа, заданного индийцем в Ханты-Мансийске-2014.
Гораздо бодрей выглядел индиец и во втором матче в Сочи. Карлсен и Ананд обменялись ударами на старте, в 6-й же партии произошла настоящая трагедия… В примерно равной позиции на Магнуса нашло какое-то затмение – он одним ходом подставил аж две пешки, но Ананд его ошибки не заметил! Вместо этого ошибся сам, и партию проиграл. Выиграй он, – кто знает, чем мог бы закончиться матч? А так после серии ничьих Карлсен победил еще в 11-й, и отстоял титул... И если в Ченнаи Ананд не выглядел сильно расстроенным, то здесь он уже всё понимал: это был его последний шанс, другого больше не будет.
Боец до мозга костей он отправился и на следующий турнир претендентов, в Москву, но на этот раз «хантийского чуда» не произошло, – к Карлсену отправился Карякин.
Вы думаете, Ананд после этого повесил «бутсы на гвоздь»? А вот и нет! Несмотря на свой возраст он по-прежнему продолжает играть в турнирах, причем, в отличие от сверстников Иванчука и Гельфанда, давно покинувших верхние строчки рейтинга, уверенно держится в топе. Виши не провалил ни одного турнира, ни в классике, ни в быстрые шахматы.
Пару лет назад его спросили, чувствует ли он свой возраст? Чемпион задумался: «Иногда да, чувствую! – ответил Виши. – Но это пока не мешает принимать правильные решения за доской. Как это не покажется странным, мне все еще нравится играть в шахматы. Но… как только я почувствую, что перестал получать от них удовольствие, то завершу карьеру». И с широкой улыбкой добавил: «В конце концов, мне есть чем заняться в этой жизни!»
Еще бы. Как и мечтал, – он построил дом в родном Мадрасе. Он посадил в Индии «дерево шахмат», которое дало такие мощные плоды, что это трудно себе даже вообразить. И он… растит сына, Ахила, фото и историями из жизни которого готов делиться бесконечно.
Вы искали человека, которого шахматы сделали счастливым? Его зовут Виши Ананд.
«Чтобы лучше понять характер будущего чемпиона, достаточно сказать, что Ананд – это его имя, Вишванатан – фамилия.»
вообще-то Вишванатан не фамилия, а имя его отца. То есть это патроним или если угодно отчество.
------------------------------------------------------------------------------------
Ананд такое уж длинное мудреное имя?