Сергей Долматов. Ведущий на бой
Есть такая роль – быть вторым. Одного, страдающего избыточным честолюбием, она в состоянии свести с ума, другого, менее подверженного рефлексии, – ничуть не пугает. Сергей Долматов из числа последних. Он всю жизнь провел в тени своего сверстника, друга и в один момент – соперника Артура Юсупова. Но… кажется, не чувствовал себя несчастным, прожив полноценную и интересную жизнь в шахматах.
Сергей родился 20 февраля 1959 года в Киселёвске, маленьком городке в Кемеровской области. Довольно рано проявил свои шахматные способности, – и как тогда случалось с талантами, вскоре оказался в Москве. А дворец пионеров и экономический факультет университета, на который он поступил, вскоре привели его и к историческим встречам, которые предопределили всю его дальнейшую судьбу… Попав в 1974-м на одну сессию элитной школы Ботвинника, Долматов познакомился с Марком Дворецким и сошелся с Юсуповым – тот уже начал совместные занятия с будущим известным тренером.
Дворецкий увидел в работе одновременно с двумя молодыми талантливыми игроками отличную возможность через их прямую конкуренцию стимулировать взаимный рост, и не прогадал. Сначала Юсупов в 1977-м, а через год Долматов, стали чемпионами мира среди юношей. Сергей дважды брал «серебро» на Европе в 1978 и 1979 годов, а потом трижды, возглавляя сборную СССР, выигрывал молодежные чемпионаты мира…
Впрочем, несмотря на все чисто шахматные плюсы такого «тандема» – взаимный рост, обмен идеями, помощь при подготовке, анализе отложенных позиций, – он имел и свои недостатки… Юсупов оказался гораздо более спортивным, амбициозным, и сколько бы Долматов ни работал, его результаты всегда уступали конкуренту. Кстати, не обошлось у них без конкуренции и на личном фронте. Но здесь победа осталась за Сергеем!
Юсупов сходу взял «серебро» на чемпионате СССР 1979 года, чуть не стал чемпионом в 1980-м – Долматов занял в тех турнирах 14-е и 6-е места… Место во второй половине таблицы, увы, стало привычным для Сергея. Оказаться же выше Артура ему так ни разу не удалось… А самый большой успех Долматова пришелся на 1987 год, когда он вместе с Белявским, Гельфандом и Эйнгорном на пол-очка отстал от чемпиона Ваганяна.
В его индивидуальной карьере была парочка ярких выступлений, но в целом он звезд с неба не хватал, в супертурнирах не играл, и коллекции «скальпов» чемпионов мира не имел. В 1982 году 22-летний Долматов с рейтингом 2590 «подпирал» топ-20, а в 1993-м, уже в 34, достиг своего пика – 2630, и был с ним тогда 25-м шахматистом мира.
Зато он обрел славу незаменимого командного игрока. Стал в составе «Буревестника» чемпионом Европы (1979), чемпионом Кубка СССР (1980), со сборной Москвы – первым в Спартакиаде народов СССР (1983), со сборной РСФСР – командном чемпионата СССР (1985). Имея Сергея в составе, всегда можно было быть уверенным в качестве анализа отложенных позиций, его вотчиной стала еще и подготовка товарищей в дебюте…
Неудивительно поэтому, что в 1987 году Долматова пригласил в свой «штаб» чемпион мира Каспаров. Три грандиозных матча с Карповым выхолостили его помощников, и он срочно нуждался в «свежей крови». И Сергей ее дал, сыграв одну из ключевых ролей в четвертой победе. «С появлением Долматова качество домашнего анализа улучшилось у нас на порядок», – дал короткую, но емкую характеристику помощнику Каспаров.
Однако роль Долматова не свелась к одному только анализу отложенных, хотя Каспаров и набрал в них 4,5 очка из 7 (должен был и больше, не пойди на ошибочную комбинацию в 23-й). Не надо забывать, что в последней, 24-й Гарри была нужна только победа. И он ее, в том числе и благодаря выверенному анализу, добился! «Мне повезло, я оказаться участником исторического события, – вспоминал Долматов. – Я не был игроком, но был в самой гуще событий, принимал активное участие. Так распорядилась судьба…»
После столь успешного опыта, причем на самом высоком уровне «участь» Долматова в будущем, казалось, предрешена: с его-то знаниями и опытом лучшие шахматисты мира должны были просто рвать его на части! Но он так и остался в тени… Его приглашала на сборы лучшая шахматистка России Галлямова, да и то – пару раз. А единственный, кто в полной мере вобрал в себя его опыт – Крамник, который на протяжении нескольких лет брал у Сергея уроки мастерства. «Вкус к игре от обороны и к профилактике мне привил Долматов где-то в середине 1990-х, когда мы довольно много работали, – рассказывал Владимир. – У него тоже такой, весьма оборонительный, профилактический стиль игры, свойственный больше Петросяну. Он помог мне почувствовать вкус к такой игре».
К слову, именно в совместной работе с Долматовым родился «Берлинский эндшпиль», который принес Крамнику титул чемпиона мира в матче-2000 с Каспаровым. Владимир оттачивал его с ним несколько месяцев, пока кончиками пальцев не начал чувствовать его нюансы, и научился удерживать против лучшего атакующего игрока мира тяжелые на первый взгляд позиции. Вряд ли это получилось без тонкого понимания Сергея.
Разумеется, нельзя не сказать о роли Долматова в претендентском взлете Юсупова – на протяжении пяти лет, начиная с середины 1980-х, Артур считался третьим шахматистом мира, уступая только двум «К», сражаясь за место под троном с Соколовым, Тимманом и Ко. И вот – ирония судьбы! – единственный раз в жизни попав в претенденты, в 1990-м в Маниле, в соперники по матчу 1/8 финала Сергей получил, конечно же, Юсупова.
И чуть не выиграл! Победив в 5-й партии в матче из восьми, Долматов вышел вперед, но в заключительном поединке Юсупов сумел сравнять счет. И они играли тай-брейк. «По-моему, в таких случаях надо бросать жребий – съязвил Артур. – Это же чистая лотерея и рассказывать особенно не о чем… Сначала мы обменялись победами, на следующий же день я выиграл черными и устоял белыми. А могло быть с точностью до наоборот!»
«На волне» Долматов попал и в первую сборную России, которая, ведомая Каспаровым, в 1992-м разнесла всех в олимпийской Маниле. Всего через несколько лет закономерно оказался уже в качестве ее главного тренера… Самым ярким достижением его сборной стала победа в командном чемпионате мира-2005. Ее Сергей ставит в один рад с 24-й партией матча в Севилье! В обоих случаях на кону стоял титул чемпионов мира, и тогда в Беер-Шеве от его подопечных требовалось совершить почти невозможное – выиграть под ноль в заключительном туре у сборной Китая, шедшей в том турнире третьей.
«Я сказал ребятам на собрании те же слова, что когда-то Каспарову. Никогда в истории чемпионатов мира последняя партия не выигрывалась по заказу. И у вас это сегодня не получится! Но… вы должны играть так, чтобы сохранить честь. Создать такие проблемы, чтобы соперники задрожали. Да, может быть, вам не повезет, но все равно – вы должны биться до конца. Сегодня должны показать, что вы – сильнейшая команда мира!»
И они выиграли, сотворив настоящее чудо. При этом Долматова сильно расстроило, что это уникальное спортивное событие прошло почти незамеченным в стране… «Нас даже никто не встретил в аэропорту, – с горечью говорил он. – А ведь Россия в тот момент так нуждалась в победе, а мы ее принесли». И вскоре он покинул свой пост в сборной.
В последние годы он работает с молодыми талантливыми шахматистами, но… пока ему ни разу не попался в руки настоящий алмаз, который блестящий педагог Долматов мог бы как следует огранить, – и уже запустить «в космос». Впрочем, какие его годы!
Возможно, что спокойный и рассудительный Долматов не полностью реализовал себя в практической игре, но вряд ли он сильно переживает по этому поводу. Сергей прошел в шахматах длинный и интересный путь, – и этот путь еще не закончен…