UFC, не пора ли взяться за голову?
Смешанными единоборствами я «заболел» в 2015-м. Как раз в тот момент, когда Конор МакГрегор штурмовал вершины. Когда Ронда Раузи казалась чуть ли не совершенным бойцом. Когда ярких событий в UFC было больше, чем скучных. А впереди маячил 2016-й год, который подарил еще больше удивительных эмоций: начиная с сенсационного поражения Конора и заканчивая его грандиозным триумфом на Мэдисон-Сквер-Гарднер в Нью-Йорке.
Тогда будущее сильнейшей лиги мира казалось мне безоблачным. UFC полностью доминировала. Bellator плелся где-то далеко позади, подбирая за UFC тех бойцов, которых Уайт и компания сочли «отработанным материалом».
Однако с течением времени я начал замечать, что у UFC копятся проблемы. Не то, чтобы они носили глобальный характер или угрожали доминации на рынке смешанных единоборств, но не замечать их с каждым годом становилось все труднее. А в последние годы – особенно. И тогда я решил «набросать» несколько пунктов, над которыми UFC нужно работать здесь и сейчас. Повторю, это не критика UFC. И не прогноз, что завтра компания развалится. Любой ММА-промоушен был бы только рад, будь у них только те проблемы, с которыми сталкивается UFC. Но все же и лучшие компании рушатся от того, что не успевают адаптироваться к меняющемуся рынку. И в условиях намечающейся конкуренции с PFL, UFC необходимо внести некоторые коррективы в свой подход к делу.
1. Креатив, а, точнее, его отсутствие
Одной из отличительных черт нынешнего UFC является отсутствие креативных решений, способных привлекать зрительский интерес.
Одним из лучших решений Уайта, спасших промоушен в тот момент, когда он стоял на краю гибели, был запуск шоу The Ultimate Fighter. Изначально рискованный проект, принес колоссальные дивиденды и превратил UFC в крупнейшего игрока на рынке единоборств. С тех пор UFC пробовали запускать другие телевизионные проекты, как, например, шоу Dana White Lookin for a Fight» (в нашей локализации: «Дана Уайт ищет таланты») и «Dana White’s Contender Series» («Претендентская серия Даны Уайта»), но они и близко не снискали успеха «The Ultimate Fighter». Вероятно, поэтому TUF продолжает выходить каждый год, хотя рейтинги этого шоу опускаются все ниже и ниже. Почему так происходит можете прочесть здесь, а я лишь констатирую – ни один телевизионный проект, запущенный после TUF, не смог привлечь внимание значимой части аудитории
Что касается других креативных решений, то и они едва ли работают. Так, например, после UFC 306 стало известно, что идея провести турнир в «Сфере» принадлежала Дане Уайту. Вскоре после открытия арены (которая была построена для проведения концертов и вообще-то не предназначена для проведения спортивных мероприятий), Дана посетил концерт группы U2 и был так впечатлен увиденным, что связался с Крэйгом Борсари (один из продюсеров UFC, отвечающий за продакшен), и предложил организовать грандиозное событие в «Сфере». Со слов представителей UFC, на организацию одного турнира было потрачено более 20 млн. долларов (при том, что еще никогда компания не вкладывала в один турнир больше 2 млн). Окупились ли столь колоссальные затраты? Технически: да, учитывая, что часть расходов покрыли инвесторы из Саудовской Аравии. Но стоило ли оно того? Один из топ-менеджеров компании TKO, которой принадлежит UFC, Марк Шапиро уверен, что это долгосрочные инвестиции, которые работают на «расширение возможностей». Инсайдеры предполагают, что под «возможностями» Шапиро понимает новую телевизионную сделку с ESPN, контракт с которой истекает в конце 2025 года. Просто поразительно, что для повышения привлекательности промоушена в глазах бродкастера, не придумали ничего лучше, чем ввалить несколько десятков миллионов в один турнир. Смотрелось впечатляюще, но, надо полагать, руководство Disney, которой принадлежит ESPN, оценивая привлекательность новой сделки с UFC, будет опираться на цифры, а не разовые эмоции зрителей.
Можно возразить, что UFC – это надежный отлаженный механизм, который не требует изобретательных решений. Однако история знает немало компаний, которые долгое время доминировали на рынке, а затем, в отсутствии «свежих» идей, быстро опускались на дно. Пока UFC ничего не грозит, однако пара-тройка нововведений – будь то популярное тв-шоу или новый подход к организации турниров – бы не помешала.
2. Застопорившаяся экспансия
После образования TKO, топ-менеджеры компании делали акцент на расширении за счет рынков, еще не охваченных UFC. В своем интервью, данном после того, как Endeavor, которой в то время принадлежал UFC, стала публичной компанией, ее президент Марк Шапиро заявил, что приоритетная цель – расширение за счет выхода на рынки Китая, России, Франции (с самим интервью вы можете ознакомиться по этой ссылке. Было это в апреле 2021 году. Каких же успехов UFC достигли за три года?
Весьма скромных. Достаточно пробежаться взглядом по списку турниров, чтобы понять: 90 процентов по-прежнему проходят в США. В Россию UFC не заглядывали с 2019-го года (и, вероятно, ждать их в ближайшем будущем не стоит), в Китае так и не было проведено ни одного турнира, а Францию UFC посещают раз в год с дежурным визитом. С другими регионами тоже не все просто. Периодически UFC проводят турниры в Австралии, Англии и Сингапуре, Бразилии и Канаде, однако таких «гастролей» от силы 3-4 в год. ОАЭ и Саудовскую Аравию я выношу за скобки, поскольку эти «гастроли» полностью оплачивают местные власти. Вот и получается, что программа экспансии, о которой объявил Шапиро в интервью, провалена чуть менее чем полностью. Никакого интенсивного роста в Китае не вышло. UFC туда даже не доехали. Едва ли в этом можно винить TKO, тут скорее местные власти постарались, но факт остается фактом: цели не выполнены, никаким расширением и не пахнет.
3. Ощущение застоя
С 2005 по 2018-й год UFC планомерно развивалсиь. Начальной точкой стал финал TUF, после которого интерес к смешанным единоборствам пережил бурный рост, а конечной – подписание контракта с ESPN, который позволил промоушену следующие семь лет уверенно смотреть в будущее. В этот промежуток уместились такие значимые события, как восхождения ЖСП и Андерсона Силвы, приход, взлет и крах Брока Леснара, UFC 100, ставший вехой в истории промоушена, становление Джона Джонса, невероятный успех Ронды Раузи и Конора МакГрегора, UFC 200, продажа промоушена за 3,5 млрд. долларов и, наконец, грандиозный турнир в Нью-Йорке.
А что произошло за последние 7 лет? Можно вспомнить бой МакГрегора с Хабибом и два боя с Порье. Или приход и головокружительный взлет Алекса Перейры. Доминацию Аманды Нуньес. Яркую вспышку в лице Хорхе Масвидаля.
В общем-то событий достаточно. Проблема в том, что лишь немногие из них способствовали популяризации UFC и смешанных единоборств в целом. Можно как угодно относиться к МакГрегору, но бесполезно спорить, что он привел армию фанатов. То же, пусть и в меньшей степени, можно сказать про Ронду Раузи. А вот много ли фанатов привели нынешние «звезды» – Перейра, Махачев, тот же Адесанья? Насколько ли велик от них профит для UFC? Учитывая, что UFC больше не публикуют цифры проданных платных трансляций, судить сложно. Можно ли верить на слово Дане Уайту, который каждый декабрь заявляет, что прошедший год был лучшим в истории UFC? Смотря как оценивать. Но я не представляю, как 2022 год, в котором, по слухам, лучший результат по проданным PPV составил 400к, мог быть более успешным, чем 2016-й, когда МакГрегор несколько раз обновил рекорды. Скорее всего, Дана немного лукавит. Контракт с ESPN очень выгоден промоушену, но не настолько же. К тому же, минусы может ощутить каждый, кто внимательно следит за UFC последние годы. Подробности контракта нам неизвестны, но то, что UFC явно «забили» на Fight Night – факт. Если не верите, просто посмотрите, чем нас «потчуют» UFC весной-летом уже несколько лет подряд. Днем с огнем не найдешь турнира, в котором было бы хотя бы три-четыре интересных поединка. Да и мэйн-ивенты часто подводят. Я уже разбирал эту проблему год назад. Тогда я вывел формулу, по которой оценивал качество турниров. Кому интересно, можете заглянуть сюда.
Ну да бог с ними с турнирами. В конце концов, организация не виновата, что нынешнее поколение бойцов в яркости уступает предыдущему. Да и в такой оценке многое зависит от восприятия. Встречал я оценки, что, дескать, прошедший чемпионат Европы не ровня Евро-2000. Так и играли ярче, и звезд было больше, и трава была зеленее. В серьезной аналитике нельзя опираться на собственные ощущения, только на факты. И фактом является то, что в последние годы количество турниров значительно выросло. А раз растет количество, значит, снижается плотность известных имен в каждом конкретном карде. Это данность, с этим ничего не поделаешь. А раз это происходит, то и зрительский интерес падает. Одно тянет за собой другое. Возможно, от того и есть ощущение, что UFC застыли во времени. И оно лишь усугубляется, если проанализировать следующую причину.
4. Перспективы развития
Вы еще помните, как несколько лет назад журналисты всерьез обсуждали вероятность того, что в ближайшие годы ММА включат в олимпийскую программу? Что мы сможем увидеть противостояния лучших бойцов разных стран не только в рамках UFC, но и на олимпийских стадионах? Больше таких разговоров не слышно. Разве что в недавнем интервью Дана Уайт вновь заикнулся об этом, но ничего, кроме усмешки, такие заявления не вызывают.
Вы помните, как первые лица UFC рассуждали о покорении новых рынков? Об этом я подробно писал выше, но повторю: перспективы покорения Китая и Европы так и остались перспективами. Про Африку лучше и не вспоминать. Правда, после того, как в UFC появился первый африканский чемпион (я про Дрикуса дю Плесси, если что), Дана обещал организовать турнир в ЮАР, но пока никаких конкретных действий в этом направлении предпринято не было. Да и один турнир – не показатель.
Также Уайт много говорил о том, что UFC в скором времени обгонит по популярности хоккей и войдет в четверку самых популярных видов спорта в США. Однако этого и близко не произошло. По популярности смешанные единоборства уступают не только «Большой четверке» (американский футбол, бейсбол, баскетбол, хоккей на льду), но и соккеру с гольфом.
Сейчас у Даны новая «фишка». Он любит порассуждать о том, что UFC станут «самым большим видом спорта в мире». Не совсем понятно, что именно он хочет сказать, ведь как по массовости, так и по популярности, смешанные единоборства едва ли когда-либо приблизятся к футболу, не говоря о том, чтобы его превзойти. Скорее всего, слова так и останутся способом привлечь внимание к яркому заголовку, а не реальными планами на покорение новых вершин.
5. Конкуренция
UFC – монополист на рынке смешанных единоборств. С этим бесполезно спорить. Да, есть PFL. Да, есть региональные промоушены, но примерно 90 процентов рынка принадлежит одной компании. И, как ни парадоксально, это не идет ей на пользу.
Как же так, воскликните вы? Раз UFC монополист, значит, получает львиную долю прибыли. И – да, деньги UFC лопатой гребет. Но теряет в другом.
Конкуренция – двигатель прогресса. Это известно всем. А если у тебя на протяжении целого десятилетия не было ни одного достойного конкурента, который заставил бы тебя становиться лучше, то зачем тебе прогрессировать? В свои лучшие годы UFC выдумывали новые шоу, искали методы продвижения своего продукта и способы извлечения прибыли. А все почему? Из-за жесткой конкуренции со стороны Pride, Strikeforce и т.д. Теперь они почуют на лаврах и не особо торопятся что-то менять.
Приведет ли это компанию к краху? Конечно, нет. Во всяком случае, не в ближайшем будущем. Однако отсутствие конкуренции никому не идет на пользу. И UFC здесь не исключение.
5. Дана Уайт
Наверное, самый спорный из тезисов, приведенных в этой статье.
Дана Уайт – удивительный персонаж. В эпоху, когда западное общество (во всяком случае, та его часть, что живет в медийном пространстве), свихнулось на толерантности, инклюзивности и культуре «отмены», он продолжает жить по своим правилам. В то время, как знаменитостям достаточно один раз оступиться, чтобы угодить под пресс общественной обструкции, Уайт то и дело «влипает» в скандалы с нанесением побоев жене, оскорблениями геев и женщин, но всякий раз выходит «сухим из воды». Кто же этот человек – скользкий тип, которому повезло оказаться на вершине мира смешанных единоборств, или гениальный управленец? Попробуем разобраться.
Давайте сразу разберем несколько тезисов, которые почему-то до сих пор вызывают вопросы. Во-первых, Дана Уайт – не основатель UFC и даже не один из. Он был партнером братьев Фертитта, которые в январе 2001 года профинансировали приобретение UFC у прежнего владельца Боба Мейровица. Во-вторых, Уайт – не босс UFC. Он – наемный менеджер, занимающий пост главного исполнительного директора UFC. Реальный босс – Ари Эмануэль, CEO компании TKO Group Holdings , в состав которой входят UFC и рестлинг-промоушен WWE. В третьих, отнюдь не Уайт принимает решения. Возможно, так было в те времена, когда UFC принадлежали Zuffa, владельцами которой были друзья Даны братья Фертитта. Наверняка у Уайта есть определенная свобода действий, но ключевые решения все же принимают Эммануэль, Шапиро и другие топ-менеджеры, назначенные владельцами TKO Group Holdings.
Не вызывает сомнений, что Уайт – это человек, сделавший для популяризации смешанных единоборств столько же, сколько экс-владелец WWE Винс Макмэн – для рестлинга. Без Даны не было бы глобального бренда UFC. Возможно, не было бы и смешанных единоборств в том виде, в которых мы их знаем сейчас. Фактически, Уайт с нуля создал новый вид спорта, который по популярности уже сравнялся с боксом. Многочисленные бизнес-решения Уайта и его команды позволили UFC фактически монополизировать рынок ММА и собирать с него «сливки».
Однако время идет, Дана стареет, а мир вокруг меняется. Может быть, Ари Эмануэлю пора задуматься о назначении нового топ-менеджера, который поведет UFC к сияющим вершинам? Топ-менеджера, который не будет ссориться со звездами и оскорблять единственную женщину-бойца, которая способна приносить хоть какие-то деньги (привет, Крис Сайборг!), и сможет объективно воспринимать реальность, в которой Джон Джонс – не лучший боец мира, а тормоз в развитии тяжелого дивизиона UFC? Менеджера, который способен креативить?
У Даны очень много важных качеств, которые помогают промоушену. Но масса и тех, что мешают. Пока компания под его руководством генерирует прибыль, на недостатки будут закрывать глаза. Но если вдруг что-то пойдет не так, Дане все припомнят, в этом я не сомневаюсь.
Итоги: Я описал проблемы UFC, которые на текущий момент кажутся мне наиболее существенными. Возможно, я ошибаюсь, и уже в ближайшее время мы увидим активную экспансию на китайский рынок, новое реалити-шоу, которое «порвет» рейтинги, и контракт от бродкастера на сумасшедшую сумму. Тогда мне останется только посыпать голову пеплом. Но пока я буду настаивать на том, что в UFC назрело время перемен. И чем раньше руководство TKO это поймет, тем лучше.
В боксе куча организаций, которые конкурируют друг с другом. Чемпионы по разным версиям порой не могут из-за бюрократических проволочек провести объединительный бой? Помогло это профессиональному боксу? Скорее, наоборот.