Улыбайтесь, это всех раздражает. Драфт НБА-2004
Больше года назад я начал писать мини-летопись драфтов НБА с 1995-го года, написал девять статей и лишь сейчас, собирая материал для юбилейной десятой, понял, насколько несистемно я подошел к этому циклу. Ради бога, десять статей – а я так и не предложил простой и понятной классификации драфтов, не разработал типологию, позволяющую выявлять общие и различные черты, знаковые элементы и тенденции. Подход антинаучный, что и говорить. Поэтому начнем вырабатывать понятийный аппарат прямо сейчас.
Так вот: класс-2004 – это типичный драфт-суп. Вы когда-нибудь варили мясной суп? Видели, как плавает на поверхности пена, которую нужно снимать, и бултыхается несколько, совсем чуть-чуть, всплывших кусочков мяса? Но большинство самых лакомых кусков оседает где-то в глубине кастрюли, и их оттуда надо вылавливать. То же самое можно сказать и про драфт-2004. Что ж, давайте разложим этот суп на исходные ингредиенты и посмотрим, из чего он состоял и можно ли было из этого супового набора сварганить что-нибудь вкусное.
- Первый пик драфта: Дуайт Ховард
Главный из всплывших кусков мяса, Дуайт Ховард – это, по сути, отражение всего, что есть в НБА, но отражение карикатурное, как в кривом зеркале. Если в НБА существует свое потерянное поколение, то Ховард – один из главных его знаменосцев, затерявшийся между эпохами чудак, трагикомическая по сути персона. Дуайт Ховард – это:
– второй школьник, выбранный под первым пиком, но недостаточно крутой, чтобы стать лучшим новичком;
– провозвестник эры центровых новой формации – подавляющих своим атлетизмом в защите и древовидных в нападении, обладающих основным скиллом «Я продавил, а потом перепрыгнул»; что характерно, игроком калибра MVP из генерации деревяндров как раз только Дуайт и стал;
– игрок, которого Билл Симмонс в 2010-м году называл одной из немногих настоящих суперзвезд лиги – в отличие от Дирка или Стива Нэша, которые как бы почти суперзвезды, но не совсем;
– и все такое прочее. Если Брайант черпал силы и ярость из вечной погони за Джорданом, то у Дуайта даже погоня за Шакилом вышла карикатурной – претензии на лавры лучшего центрового поколения вылились преимущественно в кражу прозвища «Супермен» и бесславную поездку в Лос-Анджелес, где страшный Кобе и не таких перцев ел на завтрак.
Симмонс как-то заметил, что дай Ховарду мозги и волю Билла Расселла – и титул MVP был бы забронирован на годы вперед. К сожалению, никто не сказал Дуайту, что тот же Шакил был «Вечным Дитятей» только вне паркета – на площадке он превращался в ходячий броневик со спокойным и сосредоточенным лицом. Дуайт оказался не ровней великим центрам прошлого с ментальной точки зрения – помешало его истерическое стремлением быть самым славным парнем в лиге. Великим центром будущего он не стал уже с точки зрения игровой: в эпоху, которая начала предъявлять к «большим» совсем другие требования, Дуайт все пытался играть на старом багаже зашкаливающего атлетизма. Попытки же научить его новым трюкам привели лишь к тому, что одно из самых совершенных тел в истории баскетбола начало стремительно разрушаться. Резюме – к тридцати годам у Дуайта есть:
– мощный и скоротечный прайм;
– три титула лучшего защищающегося в НБА (и легкая девальвация награды из-за этого);
– вечная улыбка, из-за которой постепенно начинает проглядывать отчаянный оскал;
– все больший крен из сферы игровой в сферу медийную – казалось бы, в духе Шакила, только когда Шаку окончательно опротивели дурацкие тренировки, он уже был четырежды чемпионом;
– неясные перспективы;
– максимальный контракт в недалеком будущем.
В общем, все хорошо, все как у людей: карьера одновременно нелепая и блистательная, как костюм Дуайта в день драфта, и – через двадцать лет – печально-ностальгическая статья нового Билла Симмонса о том, как могло бы «Орландо» всех поставить на колени, если бы не...
(Бесполезный факт: в 2007-м году Тим Данкан заявил примерно следующее: «Очень развитый парень. Не выглядит на свои годы. Очень многообещающий. Хорошо, что меня уже не будет в лиге, когда он выйдет на пик». Вот так).
- Лидеры драфта: Эмека Окафор (2), Бен Гордон (3), Шон Ливингстон (4), Девин Харрис (5), Андре Игудала (9)
Продолжаем наш разбор ингредиентов и смотрим на очередные всплывшие куски мяса – хорошие, вкусные, но уж больно скромные. Кусочки. Эмека Окафор открывает странный хит-парад участников набора-04, для которых дебютный сезон оказался пиковым. Матерый и мощный новичок, проведший три года в колледже, на фоне худосочного Ховарда мог показаться (да и был) настоящей машиной – 15,1+10,9+1,7 говорят сами за себя. Как это обычно бывает с лучшими новичками, никто не заострял внимания на том, что своих превосходных показателей Окафор добивался в новосозданной «Шарлотте» с 18 победами в том сезоне, где из него, как Колобка, лепили франчайза. Дальнейшая карьера Эмеки оказалась вполне заурядной – впрочем, едва ли в этом есть его вина. Если кто играл в NBA 2K13 на компьютере – возможно, видел отвратительный графический баг, когда спина игрока оказывается вывернута наизнанку. Бедного Окафора этот баг преследовал на протяжении всей его карьеры. Не помог реанимировать ее даже переход из бывших «Хорнетс» в действующие. Возможно, Эмеке стоило перейти в «Хорнетс», когда они уже вновь стали «Хорнетс», и цикл замкнулся бы, но вот не вышло – и чем сейчас занимается лучший новичок сезона-04/05, знают только самые преданные его фанаты. (Если найдете хоть одного такого – покажите мне, пожалуйста).
Товарищу Окафора по чемпионским «Хаскис» Бену Гордону повезло больше – он, вместе с еще одним новичком Луолом Денгом (тоже британцем, но другим – см. ниже), попал в «Чикаго», где к тому времени собралась как будто перспективная компания молодежи – Тайсон Чендлер, Эдди Карри (тогда еще не «Пончик»), Кирк Хайнрик и прочие Крисы Дюхоны. «Быки» провели сезон относительно триумфальный, впервые в постждордановскую эру попали в плей-офф, а сам Гордон стал лучшим «шестым» – первый новичок в истории, между прочим. Со своим первым тренером в НБА Скоттом Скайлзом Гордон совсем чуть-чуть не успел пересечься в «Орландо» год назад, но вряд ли эта поздняя встреча могла бы кому из них принести особой славы. А в промежутке между этим были статистически прекрасные сезоны в «Чикаго», погоня за золотым теленком в бессмысленном «Детройте» времен упадка, и теперь уже едва ли кто вспоминает, что Гордон был очередным, как бы нелепо это ни звучало, наследником Джордана. Ну, впрочем, не более нелепо, чем Харольд Майнер.
Шон Ливингстон и Андре Игудала встретились в «Голден Стейт» в примерно похожем статусе, но шли они к нему совершенно разными путями. Ливингстона в «Клипперс» подпускали к основе очень осторожно, а когда он начал-таки выбираться из-за согбенной стариковской спины Сэма Касселла – произошел тот самый инцидент с коленом, смотреть который и сейчас строго не рекомендуется. Зачем я это написал, вы же сейчас сразу полезете смотреть. Я серьезно: не нужно этого делать. Карьера Ливингстона казалась законченной – тем поразительней его поздний ренессанс, который начался еще в «Бруклине», но очевидным стал лишь в «Голден Стейт».
У Игудалы тоже случился ренессанс, но какой-то очень странный – транзитом через звание полуфранчайза в «Филадельфии» (позже этим же путем пытался идти Эван Тернер, следующим будет Бен Симмонс). То, что своего главного карьерного взлета Игудала добился в качестве толстого ролевика, – факт довольно удивительный, но в чем-то и логичный: для полноценного франчайза он не вышел талантом, для простого ролевика – избыточно талантлив, так что звание MVP финала – это его главный карьерный компромисс, так сказать, брэнд-эссенция. (Впрочем, был еще 2012-й год, с вырубленной топором «Филадельфией» и золотом Олимпиады, и вот там-то Игудала был монструозен без всяких компромиссов). Впрочем, даже если бы старик Игуаныч не добился никаких титулов и высот – он в любом случае попал в рейтинг самых горяченьких баскетболистов по версии Карины Истоминой, а это, согласитесь, почетней любых медалей.
Ах да. Под пятым пиком в том году «Вашингтон» выбрал Девина Харриса, который, впрочем, за «Уизардс» не сыграл ни одного матча. Что-то сказать про Харриса нужно (например, в свой второй сезон в НБА он уже доехал до финала), но не очень понятно – что. В какой-то мере Харрис был мясо того же сорта, что Игудала, но сравнивать их некорректно – хотя бы потому, что в свои звездные годы Харрис так ни разу и не вытащил катастрофу под названием «Нью-Джерси» в плей-офф. Он скатался на Матч всех звезд, но и у этого достижения странный привкус: в том году дошло до того, что на МВЗ отправился Мо Уильямс и чуть было не поехал товарищ Харриса по драфту Джамир Нельсон. В общем, применим к Девину мою любимую Поправку Маркуса Кэмби и оставим парня в покое – ему в этом сезоне и без того было несладко в окружении других двадцати разыгрывающих «Далласа».
- Стилы драфта: Эл Джефферсон (15), Джош Смит (17), Джей Ар Смит (18), Джамир Нельсон (20), Тони Аллен (25), Кевин Мартин (26), Андерсон Варежао (30), Крис Дюхон (38), Тревор Ариза (43)
С первого взгляда драфтовый суп-04 оказался как будто пустоват – но те, кто зачерпнул половником со дна, в полной мере оценили всю его густоту и наваристость. Не попавших в лотерею, но ставших заметными игроками деятелей, кстати, очень удобно объединять в смысловые пары по произвольным критериям. Джефферсон и Джош Смит демонстрировали выдающуюся статистику в посредственных командах и ужасно хотели поехать на МВЗ – вотще. Джош стал самым молодым игроком НБА, начитерившим тысячу блок-шотов, Крис Дюхон сделал двадцать два ассиста в одной игре. Тони Аллена выбрали низко, потому что он не умел пулять – Кевина Мартина выбрали еще ниже, потому что он умел только пулять. Ариза и оба Смита – вынырнувшие из одного котла мрачно-веселые урукхаи с явным превалированием спинного мозга над головным. Чемпионами НБА стали только защитные тафгаи в относительно похожих системах – Аллен в «Бостоне»-08 и Варежао в «Голден Стейт»-16 (не уверен, шутка ли это). Ах да, чемпионом стал еще и Ариза, но это легко укладывается в статистическую погрешность, да и, если факты противоречат теории – тем хуже для фактов. В общем, самое интересное на свете занятие – представлять, как все эти люди, объединившись в одну команду под началом Джеффа Ван Ганди, бодались бы в семи матчах первого раунда с победителем Западной конференции. Ну или выходили бы в финал Восточной – тоже ничего.
- Лотерейные ошибки драфта: Джош Чилдресс (6), Рафаэль Арауджо (8), Люк Джексон (10), Роберт Свифт (12)
С лотерейными ошибками на драфте получился некий дуализм: с одной стороны их и немало, учитывая уровень игроков, ушедших позже, с другой – тотальных супербастов, выбранных под топ-пиками, в кои-то веки на драфте не оказалось. Вот, скажем, Чилдресс. Не знаешь, что и сказать о нем: на совсем уж бездаря он не тянет, в Европе играл прилично, но для Поправки Маркуса Кэмби откровенно жидковат. В итоге самое большое достижение Чилдресса в НБА – это то, что он стал ролевой моделью для Люка Риднаура как игрок, который за сезон подписывается с половиной команд лиги и его сразу же вслед за этим отчисляют. Согласитесь, для шестого пика не самого сильного драфта – и правда недурной венец карьеры!
С Арауджо все получилось совсем просто. Перманентно пребывавшему на дне «Торонто» позарез нужен был хороший защитный бигмен в пару к Крису Бошу. Пришедший в межсезонье на должность генменеджера Роб Бэбкок сразу попал в цейтнот, и, когда ему принесли досье на перспективного бразильца Андерсона Варежао, пребывал в угнетенном умственном состоянии. Когда на драфте подошел черед выбирать «Рэпторам» – Бэбкок банально растерялся: «Арауджо... Вареджо... сольфеджо... да пошли они все в жо, какая разница?». Так что два бразильца, как и положено в бразильском сериале, поменялись местами: один из подвалов и фавел прорвался в свиту Королю – второй был низвергнут даже в санкт-петербургский «Спартак».
(Это самое. Возможно, моя версия не имеет ничего общего с истинной причиной выбора Арауджо в топ-8, но согласитесь – звучит она более чем логично).
Совсем мало можно сказать про Люка Джексона: его карьера в НБА не задалась настолько, что даже всемогущий гугл по запросу «Люк Джексон» преимущественно показывает фотки Люка Уолтона. Роберт Свифт был, пожалуй, небезнадежен, но карьеру его оборвала тяжелая травма – зато он начинал в «Сиэтле», а закончил уже в «Оклахоме». По запросу «Роберт Свифт» гугл и вовсе находит фото каких-то длинноногих моделей, зато в «Википедии» на его страничке есть перечень интересных фактов, которые, впрочем, не особенно интересные.
- Африканское драфта: Луол Денг (7)
Странное дело: на драфте, который дал НБА Чуквуэмеку Ноубуиси Окафора и человека с чудесным именем Поп Сью, главным африканцем стал чопорный британский джентльмен Луол Денг. На первый взгляд, ничего такого особенно африканского в Денге и не было... пока, на свою беду, ЭТО не вытащил на поверхность бедолага Дэнни Ферри. Дремавшее в глубине АФРИКАНСКОЕ оказалось настолько мощным, что, для начала, разрушило Ферри перспективнейшую карьеру, а затем, как древний Ктулху, стало катализатором продажи «Атланты». Самому же Денгу не позавидуешь. Мало того что он африканский вершитель судеб – так Луол еще и ничего, по сути, не добился в идеально заточенной под него системе Тибодо, а его фамилия стала неиссякаемым источником для безнадежных каламбуров вроде этого или этого. В общем, сплошная выжженная африканская саванна... а ведь так хорошо все начиналось.
- Русское драфта: Павел Подкользин (21), Виктор Хряпа (22), Сергей Моня (23)
Класс-2004 был ознаменован одним из мощнейших в истории США проявлений антирусского заговора: аккуратной троечкой, один вслед за другим, в подвале первого раунда были выбраны трое наших соотечественников. Судьба неразлучной пары «Хряпомоня» вызывает, конечно, некую... не горечь, конечно, но явное ощущение недосказаности – не оставляет ощущение, что и Моня, и особенно Хряпа могли бы добиться в НБА большего, тем паче, что и попали-то они опять в одну команду. Однако в «Портленде» Моня не пригодился, а уж в «Сакраменто» – и тем более. Хряпа же оставил в Орегоне след поглубже, но и его в основном помнят не как «прото-Батюма», а как соучастника одного из самых дерзких ограблений в истории Лиги – обмена не глядя Тайруса Томаса на ЛаМаркуса Олдриджа.
Что же до Павла Подкользина, то это, во-первых, земляк автора этих строк, во-вторых, легенда новосибирского баскетбола, а в-третьих – единственная суперзвезда НБА, с которой я смог сфотографироваться. (Что поделать, звезды НБА – люди заносчивые; это вам не Алмаз Гарифуллин, который после матча «Сибирь» – «Ак Барс» сам подходил к людям на улице и дарил им хоккейные карточки со своим изображением... впрочем, ладно).
Вообще, на самом деле впору говорить даже не о «русском драфта», а в целом о постсоветском – помимо нашей троицы на драфте были выбраны и лучший в мире исполнитель штрафных Андрис Биедриньш, и Сергей Лищук, и Сергей Караулов (кстати, возможно, это первый и последний в истории человечества драфт НБА, на котором были выбраны сразу три Сергея). Ну и, разумеется, герой нашей традиционной рубрики.
- УНИКС драфта: Виктор Саникидзе (42), Рикки Минард (48)
Пожалуйста, впишите сюда текст сами. Пожалуйста. Пожалуйста. Я согласен на любой.
- Женихи драфта: Крис Хамфрис (14), Саша Вуячич (27)
Ох.
Оооооох.
- Отец драфта: Делонте Уэст
Да, это одна из самых низкопробных шуток в мире. Но по-прежнему смешная. Извините.
- Факты драфта
Место проведения: Нью-Йорк, США
Дата: 24 июня 2004-го года
Играли в НБА: 46 игроков из 59 выбранных («Миннесота» была лишена пика первого раунда из-за очередных хитрых манипуляций с потолком зарплат)
Участники Матчей Всех Звезд: 5 игроков (Луол Денг, Девин Харрис, Андре Игудала, Дуайт Ховард. Джамир Нельсон – выбран, но пропустил из-за травмы)
Фото: REUTERS/Ray Stubblebine
Ховард времен Орландо выдал феноменальные шесть сезонов, в том числе в памяти остался и сожранный краб в 09 году. После яростных споров соглашались, что вот де Олаувон и Робинсон на пике его бы порвали, а вот Моурнинг и Мутомбо уже не факт, горячие головы даже предполагаемую битву его с Юингом описывали, было и такое.
Смотреть на травму Ливингстона действительно тяжело. Выдай ты эту статью всего то на недельку пораньше, я б хорошо так написал про возродившийся талант, но после последних игр - не могу, стоит перед глазами напрочь убитая Оклой скамейка ГС.
И опять же Уникс драфта. Первым делом не статью читаю, а лезу проверять, жив ли курилка.)
А статья шик...
благодарю, Вася!