Драфтокатастрофа. Драфт НБА-2000
Когда-нибудь это должно было случиться.
Пассионарную теорию этногенеза создал историк Лев Гумилев. Теория эта крайне спорная, но в применении к баскетболу выглядит очень логичной и обоснованной. Один из ее центральных тезисов, если разложить на пальцах, формулируется так: чем больше в этносе пассионариев, то есть людей, спрособных своей деятельностью менять окружающий мир, – тем выше потенциал и жизнеспособность этноса. В принципе, ничего удивительного и богоборческого здесь нет: на языке аналогий это значит, что команда, в которой играют праймовые Шак и Кобе, гораздо перспективней команды с Ченнингом Фраем и Арроном Аффлало.
Проблема заключается в том, что возникновение пассионариев в теории Гумилева зависит от всяких метафизических факторов из репертуара канала «Ren-TV» – вроде вспышек на Солнце. И когда этих вспышек меньше, чем обычно, то пассионарии перестают появляться, двигать этнос вперёд, и он в конечном итоге вырождается. Происходит это циклично: пассионарий – штука редкая, много их не бывает, и если в одну эпоху с гениями густо, то в другую – пусто. Ручеек пересох.
Подтверждение идей Гумилева мы можем видеть на примере драфта НБА 2000-го года.
Когда-нибудь это должно было случиться.
Драфты предыдущих лет мелким гребнем выловили из школ рабочей молодежи всех подходящих по возрасту талантов. Было дело: в 1999-м году с ужасом ожидали наступления нового года и пресловутой «Проблемы-2000» (сейчас уже и не вспомнить, в чём она заключалась – что-то там с компьютерами и бунтом машин). Оказалось, однако, что с проблемой-2000 столкнулись только клубы НБА, которые уже привыкли жрать мраморную говядину с бобами – а тут перед ними вывалили сосиски свиные «Деликатесные», состав: мясо птицы механической обвалки, соль, ароматизатор свиной, идентичный натуральному.
Драфт-00 очень трудно с чем-то сравнить. Даже проклятый выпуск 1986-го давал лиге нескольких потенциальных олл-старов на годы вперед, и если бы карьеру Догерти не сгубили травмы, Байаса не убили наркотики, Петрович остался бы жив, а Сабонис сразу выбрал НБА вместо Европы, – вряд ли драфт-86 сейчас называли бы неудачным. Два нуля – совсем другое дело: этот драфт подкосила не цепочка роковых обстоятельств, а катастрофический недостаток таланта.
(А знаете, что самое поразительное? Из супового набора-2000 в НБА поиграло 50 человек, а из набитого талантами драфта-99 – 46. Жизнь полна парадоксов, да. Впрочем, если сравнить общее количество проведенных этими людьми игр – все мигом становится на свои места).
- Первый пик драфта: Кеньон Мартин
Здесь я позволю себе привести довольно пространную цитату из «Спорт-Экспресса» тех суровых лет:
«Сегодня в Миннеаполисе состоится очередной драфт НБА. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нынешний «набор» молодых игроков не подарит профессиональному баскетболу нового Шакила 0’Нила. 35 процентов болельщиков, принявших участие в опросе CNN, прочат первый номер Джоэлу Пржибилле из университета Миннесота, 30 процентов – еще одному центровому Крису Миму («Техас»). А вот 61% зрителей телеканала NBC отдают предпочтение форварду «Цинциннати» Кеньону Мартину. Такого же мнения придерживаются эксперты The Sporting News, CBS и ESPN. Напомним, что первым на драфте-2000 будет выбирать клуб «Нью-Джерси Нетс».
Насколько прозорлив оказался безвестный автор рубрики «Ку-ка-ре-ку»! Каким мудрым предвиденьем исполнена его заметка! (Это уже не говоря о том, что он подарил мне новый синоним для слова «драфт» – «набор»). С одной стороны, очевидно, что среди респондентов опроса CNN необычайно велик процент (65!) героиновых наркоманов. С другой стороны: если бы первый пик достался «Клипперс» – не вызывает сомнений... ну, вы поняли. Но характерна сама ситуация, что выбор Мима или Пржибиллы под первым пиком обсуждался на полном серьезе; когда, в какой ещё год такое могло бы произойти?!
Впрочем, право первой ночи на драфте-00 принадлежало не «Парусникам». «Нью-Джерси» тоже были не бог весть какой организацией, но пиком своим распорядились более дальновидно. Правда, высокий выбор не помог Кеньону Мартину стать лучшим новичком. Дебютировал он средне, но трудно было ожидать чего-то иного в команде, где властвовали: а) взрывными темпами теряющий интерес к баскетболу Кит Ван Хорн, и б) Стефон Марбери, автор докторской диссертации на тему «Особенности развала перспективной команды за один сезон». К счастью для Мартина, уже через год в «Нетс» переехал Джейсон Кидд – его гению оказалось под силу сделать Кей-Марта почти легитимной звездой (правда, ненадолго, но этого хватило, чтобы боссы «Денвера» выписали форварду потрясающую воображение семилетнюю максималку; вот как важны в Америке правильные знакомства!). Конечно, Кей-Март оказался сильно переоценен, но все же я считаю возможным применить к нему «Поправку Маркуса Кэмби» для игроков хороших, но выбранных под неоправданно высоким пиком: дело в том, что в том году почти все пики были неоправданно высокими, и выбор Кеньона Мартина оказался наименее неоправданно высоким из всех. Ф-фух.
- Альтернативный первый пик драфта: Майкл Редд (43)
В тот день, когда я пишу эти строки, день рождения празднует одна из знаковых персон «нулевых» – Бен Уоллес. Уоллеса проглядели абсолютно все; но это хотя бы как-то можно понять – он выходил на драфт в 1996-м, когда выпуск был набит звездами, как поросенок гречневой кашей. Но в ситуации с Реддом остается лишь растерянно разводить руками и ковырять в ухе – что это было вообще? Я понимаю: Редд – это не уровень MVP, это узкоспециализированный снайпер, он всю жизнь просидел в Медвежьем Углу, штат Висконсин... ну, придумайте сами еще аргументы. Но давайте посмотрим: 42-й пик – Олумиде Ойедеджи. 41-й – Крис Каррэуэлл. 36-й – Сумайла Самаке. 31 – Эй Джей Гайтон... КТО ЭТО, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ТАКИЕ?!
Простите. У моего компьютера случился инфаркт монитора из-за того, что на нем появились эти имена. Мне нужно сделать паузу.
В общем, с Реддом вышел цирк дю Солей: ярчайшего снайпера нулевых зачем-то взяли «Милуоки», которые сами вряд ли понимали, на что он им нужен при живом супертрио шутеров Робинсон-Аллен-Кассэлл (кстати, в первом раунде «Бакс» взяли и сразу же обменяли Кортни Александера и Джейсона Колльера... господи ты боже мой). Уже через пять лет в Висконсине выписывали Редду контракт на 93 миллиона, причем самые большие суммы он получил за те сезоны, когда уже практически не играл. Два обстоятельства не позволили Редду добиться больших успехов: колени и собственно «Милуоки». Неплохое резюме для 43-го пика! (А вы пока расскажите мне еще парочку интересных историй, что в НБА все логично и продуманно).
- Более-менее драфта: Майк Миллер (5-й пик), Джамал Кроуфорд (8), Хидайет Туркоглу (16), Десмонд Мэйсон (17), Квентин Ричардсон (18) и так далее
Ладно-ладно. Можно закопаться и поглубже, собирая крошки: вспомнить чемпиона-03 Спиди Клэксона или чемпиона-08 Эдди Хауса. Или вот есть еще Дешон «Банкомат» Стивенсон. Или Джамал Маглойр, который лучше того же Пржибиллы только фактом попадания на Матч всех звезд. Люди это тоже достойные... слушайте, а ведь какой мощный получается драфт! В этой фантасмагории все настолько перевернуто с ног на голову, что мои традиционные рубрики с «лидерами» и «стилами» уже не работают – как внутри черной дыры не работают стандартные законы физики и механики. По сути дела, это группа вполне равноценных с точки зрения исторической значимости игроков: ну да, Майк Миллер стал лучшим новичком, зато Кроуфорд – лучшим «шестым», а лидером драфта по «win shares» стали не они, не Редд и не Кей-Март, а вообще Хедо Туркоглу. И ЧО?! С другой стороны напирает бессмертный полк в составе Мойзо, Томаса, Александера, Кливза, Колльера... кто они? Басты или обычный для этого драфта средний уровень?
Короче говоря, если мерить глубину драфта по крепким игрокам ротации, то можно прийти к парадоксальным выводам – например, что выпуск-00 глубже выпуска-97 с его эдоналами фойлами и остинами кроширами. Избавиться от этого наваждения легко – просто задумайтесь: три участника МВЗ на 58 человек; по одному Матчу звезд на брата; два обладателя индивидуальных наград, не считая «Лучшего новичка», которого в любом случае кому-нибудь вручили бы. Нет, это все-таки не лидеры и не звезды драфта. Это именно что более-менее.
- Лотерейные ошибки драфта: три четверти лотереи
В том году в лигу пришло много эффектнейших данкеров: эскадрон гусар летучих в лице Кей-Марта, Десмонда Мэйсона, Стромайла Свифта, Дариуса Майлза... Внезапно выяснилось, что собственно играть в баскетбол умеют далеко не все из них. Свифт мог прыгать выше всех; видимо, потому его и взяли под вторым пиком (не обошлось и без сравнений с молодым Гарнеттом, куда же без этого). Как показал пример Джеральда Грина, перевоспитать можно и таких игроков, но Стромайл, вероятно, был из неподдающихся. Без особого успеха пропрыгав в НБА целых 547 матчей, Свифт пополнил собой череду провальных вторых пиков. Но зато хоть скакал красиво:
С Дариусом Майлзом (3-й пик) произошла похожая история: пример Джонатана Бендера был еще слишком свежим, чтобы стать поучительным, и поэтому руководство «Клипперс» (ну а чье ж еще) радостно потратило свой выбор на атлетичного и абсолютно сырого тинейджера. Майлз кое-что показывал в Лос-Анджелесе, кое-что в Кливленде, а потом перешел в «Портленд», где в самом расцвете была счастливая маленькая банда «Джейл Блейзерс». Майлз с ходу стал ее почетным членом – попадался с наркотой, возил незаконные «стволы» и наконец набросился на Мориса Чикса. До «Зловещего Захвата Сприуэлла» дело не дошло, но скандал вышел знатный, а через год Майлз получил травму колена, перечеркнувшую всю его сумбурную карьеру. Впрочем, главное достижение Майлза было еще впереди: «Портленд» с большим облегчением списал было непомерный контракт Дариуса из платежки – а тот возьми да и вернись на полсезона в НБА! Поставьте ему плюсик; заслужил.
Остальные лотерейные ошибки безынтересны; Маркус Файзер – стандартный «косяк» ужасного чикагского менеджмента начала нулевых; Крис Мим – обычный бестолковый белый центр вроде Майкла Долеака или Джеффа Фостера; Дермарр Джонсон... кто? Их незатейливые истории вместе взятые не сравнятся с тончайшим троллингом Дариуса Майлза из предыдущего абзаца; они – просто честные работяги с честного мозолистого драфта-2000, о котором хочется забыть и никогда не вспоминать.
- УНИКС драфта: Мэйтин Кливз (14)
Любимая рубрика казанских товарищей возвращается, правда, в довольно куцем виде: за УНИКС из выпускников-00 поиграл только Мэйтин Кливз, который глубокого следа в истории команды не оставил. Зато Кливз – менеджер рэппера по имени Джон Коннор (!); помните, я упоминал в начале текста восстание машин? Похоже, все взаимосвязано.
- МВЗ драфта: Мартин, Редд, Маглойр
Вся троица сыграла в составе команды Востока на МВЗ-2004. Для каждого это был первый и последний Матч звезд. Но вы еще не знаете главного. Как бы вам сказать... Джамал Маглойр стал самым результативным игроком команды Востока.
(Что там произошло в 2004-м? Тяжелая бомбардировка солнечной радиацией? Юпитер вошел в Пятый дом? Какая-то темная история, честное слово).
- Имя драфта: Эдуардо Зачем (38)
При всей своей несуразности, драфт-00 все-таки отмечен благодатью: он на добрые пятнадцать лет подарил сайту sports.ru материал для искрометных острот. В начале нулевых комментаторы канала «7ТВ» политкорректно называли мексиканца «Наджера», но уже в ту пору это казалось ерундой. Некогда достаточно было написать в комментариях слово «Зачем» и получить миллион читерских плюсов. Но что поражает сильней всего – это по-прежнему актуально. См. рис. 1. Эдуардо Нахера: отсюда – в вечность.
- Факты драфта:
Место проведения: Миннеаполис, США
Дата: 28 июня 2000-го
Играли в НБА: 50 игроков из 58 выбранных
Участники Матчей всех звезд: три игрока (Кеньон Мартин, Майкл Редд и... ТЫ-ДЫМ! – Джамал «Вы шутите» Маглойр)
Топовое фото: Gettyimages.ru/Harry How
en.wikipedia.org/wiki/Olumide_Oyedeji
42-й пик - Олумиде Ойедеджи. ... КТО ЭТО, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ТАКИЕ?!
Я помню Олумиде!! Я помню!!))