Цифровая тьма. Пара слов о будущих MVP
По поводу того, кто же в нынешнем сезоне получит титул MVP, высказались, кажется, уже все более-менее постоянные авторы (и читатели!) баскетбольного раздела. Сломано немало копий, тарелок и человеческих судеб. Десятки семейных пар расстались на почве ненависти к одному из кандидатов, а десятки — сошлись на почве любви к нему же. Возбуждено два уголовных дела и множество административных. Накал страстей не спадает: кто-то грозит вторым годом, кто-то, словно вынырнув из романтических восьмидесятых, напирает на некую «баскетбольную магию» (понятие трансцендентное, ну да когда это кого смущало?), а кто-то и вовсе вспоминает Уэстбрука, требуя дать ему хоть утешительный приз.
Все это лихорадочное бурление никак не может стихнуть – и вряд ли уляжется раньше середины следующей регулярки, когда сталкивание Карри и Хардена надоест всем, кроме самых упертых спорщиков. Безусловно, эмвипизм — одна из самых веселых дисциплин Специальной Олимпиады, очень похожая на знаменитый спор «остроконечников» и «тупоконечников» у Свифта. Но за баталиями по поводу личностей как-то забываются другие, более фундаментальные вещи. За деревьями мы не видим леса, за личностями — тенденций.
Что ж, давайте немного о тенденциях.
Легко понять людей, воспевающих нынешних «Уорриорз» и Стефа Карри как главного игрока этой команды. Игра «Голден Стейта» – это даже не феерия, это бразильский карнавал, пир красок, больше всего напоминающий старый клип «Tic Tic Tac» (у нас – незабвенное «Мальчик хочет в Тамбов»), где красивые загорелые люди плывут по Амазонке на пароходе, танцуют, поют, любят друг друга и радуются жизни. Потом, анализируя, начинаешь понимать, что бразильский карнавал – не такая уж лучезарная штука: и в фавелы лучше не заходить без парочки сопровождающих, а уж в амазонскую сельву и вовсе не стоит соваться, если на то нет очень веских причин.
Так и «Уорриорз». Быстрое и инстинктивное нападение – велика хитрость, такое, при наличии хороших исполнителей, мог поставить даже... Майк Д’Энтони! (Хохот, бурные аплодисменты). Но стоит вглядеться, и увидишь, что за всем этим фруктовым взрывом припрятана жестко-расчетливая оборона, об которую ломают зубы те, кто отнесся к «ран-н-ганщикам» Керра с недопустимым пренебрежением. Увидишь, что мешковатый Богут с внешностью деревенского недотепы на поверку оказывается хладнокровным оборонительным монстром, который видит площадку получше многих разыгрывающих. А нахально-понтовый Дрэймонд Грин ничем не уступает кавайному Каваю, про которого дурного слова не скажи – заклюют.
Калифорнийцы так ловко провернули эту метаморфозу, что в сознании многих людей так и остались стереотипными пулялками без ума, но с очень горячим сердцем. Ну, вы понимаете: если человек прославился лихими боевиками про Конана, то от него не будешь ожидать сложной и глубокой мейнстримовой книги. Перестроиться действительно непросто. И все же «Воинов» преимущественно любят даже те, кто не очень понимает, в чем состоит их гармоничность, как любили ведомый солнечным канадским гением «Финикс» середины нулевых. Потому что – «во-первых, это красиво». Признаваться в нелюбви к няшным «Голден Стейт» нынче так же опасно, как говорить, что не любишь Пушкина: неучем и мерзавцем заклеймят все – вплоть до тех людей, кто из наследия Александра Сергеича помнит только строчку про дядю самых честных правил. Так что мы и не станем играть с огнем, а поговорим о тех, кого любить намного сложнее.
Самое забавное, что может быть на белом свете — это воспевать баскетбольную магию, няшность и мимимишность в разговоре с человеком, который смотрит на баскетбол через призму ранних «Сперс». Ну, вы помните: «забиваем два очка и сушим игру», «Брюси крушить», веселый эпизод раз, веселый эпизод два и так далее (если не помните — вам же лучше). Да и сейчас Попович, обласканный гурманами за изысканный баскетбол, нет-нет, да и вспоминает времена «nasty» со всеми этими хак-э-центр-с-хреновыми-штрафными: говорят, это возрастное, да и приятно же посмотреть на такой олдскул! Ну, или спуститься еще дальше, в девяностые: для того, кто постигал азы НБА, наблюдая за автоматическими пик-н-роллами Мэлоуна и Стоктона, все разговоры о красоте и артистизме выглядят беседами толкиновских эльфов.
Все подчинено результату. Результат – это альфа и омега, начало и конец. Остап Бендер мог петь – «Вы оцените красоту игры!», но уехать в Рио-де-Жанейро в белых штанах у него все-таки не вышло – пришлось переквалифицироваться в управдомы. Это, может быть, не слишком гнетет болельщиков, которые свое метафизическое «баскетбольное волшебство» ставят выше пресловутых «гаек». Самих же волшебников отсутствие результата гнетет безусловно, и на старости лет они все же уходят в «Лэйкерс» с понурой головой, фальшиво-бодрой улыбкой и табличкой «Это нормально, так все делают, почему вы на меня так смотрите».
Это столкновение не просто игроков, но двух баскетбольных философий. Игроки для болельщиков – или болельщики для игроков? Можно ли в нынешних реалиях сопрячь баскетбольную эстетику с достижением результата, или примеры вроде «Сперс»-2014 будут оставаться единичными? С этой точки зрения «Голден Стейт» – конечно, белые волшебники, баскетбольные Гэндальфы и Дамблдоры. «Хьюстон» – черные колдуны, Сауроны и Волдеморты.
Цель оправдывает средства.
Я болельщик «Сперс», и не слишком удивительно, что я смотрю на Джеймса Хардена через призму тренерских методик Грегга Поповича. Так вот, Харден – идеальный игрок для... ладно, не только Поповича, но любого тренера, достаточно гибкого, чтобы отступиться от ожидаемых шаблонов в пользу результата. Харден – игрок Поп-формата: человек, который с деревянным однообразием, без блеска и лоска, обеспечивает результат, позволяя специфическому тренеру Кевину МакХэйлу выиграть свирепый Юго-Западный дивизион. Этот Харден уместно смотрелся бы и в болотных, тягучих «Сперс» середины нулевых, и в прошлогодней гиператакующей команде. Конечно, Попович далеко ушел от простецких наработок Джорджа Карла, добавив к ним и элементы «принстона», и кусочки «неллибола», и «пик-н-слоун» и черт знает что с кисточкой. Но главную мысль вы понимаете: триада «штрафной-треха-инсайдшот» – именно то, на что Поп ориентирует своих парней все последние годы (когда у Паркера с инсайдом возникли трудности – сразу ощутимо просело все командное нападение, построенное на драйв-н-киках). И именно это, вот именно эти три элемента, Хардену даются лучше всего. Вот такой пердимонокль: выпьем же за то, чтоб наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!
Нравится ли это мне? Так-так, минутку. Я сказал, что болельщик «Сперс» не имеет морального права осуждать Хардена за его стиль игры, за примат эффективности над эстетикой. Но кто сказал, что мне, здесь и сейчас, это должно нравиться? Я не случайно поставил в пресловутой триаде штрафные на первое место. Харден сам вогнал себя в эти рамки: хотя он бросает с игры ничуть не меньше, чем остальные топовые АЗ, но в глазах баскетбольной общественности он остается и, возможно, так и останется читером, MVP чемпионата по штрафным броскам, набирающим очки исключительно с линии.
Не поймите меня превратно: мне очень нравится Харден как таковой. Мне, как бы то ни было, симпатичен его стиль игры, напоминающий Ману в его лучшие годы, только атлетичного и, страшно сказать, лучше защищающегося. Я убежден в блестящем будущем Джеймса и в том, что он, если не сбавит обороты, обязательно станет MVP – не сегодня, так через год, два, три. Важно повторить еще раз: к самому Хардену у меня нет решительно никаких претензий.
Боюсь я другого. «Хьюстон» даже в нынешнем составе (при условии, что все здоровы) – какой-никакой, а контендер. Если же его усилить кем-то помимо Дорси и Терри, то это будет контендер безусловный и безоговорочный. И делает его таковым именно беспощадная в своей эффективности игра Джеймса Хардена. А если это эффективно, то у этого непременно найдутся последователи. Так было и раньше, в век стихийного, романтического баскетбола, когда люди по всей лиге внезапно начинали копировать слоуновские двоечки или сумасшедший нельсоновский смоллбол. Теперь же, в цифровую, статистическую, аналитическую эру, когда каждое движение игрока просчитывается и моделируется в десятке вариантов, у Хардена тем более появятся подражатели, которым с каждым годом будут даваться все большие поблажки. НБА – это уникально сложная и саморегулируемая система, и все, что дает результат, немедленно берется на карандаш сотнями людей и начинает приводиться к общему знаменателю. Совершенно не имеет значения, кто получит награду в этом, да и каком бы то ни было году. Харден – уже MVP, как зеркало, отражающее в себе век аналитического баскетбола, как маркер того, куда может двинуться лига в ближайшие сезоны. И от этого у меня идет мороз по коже.
Как-то раз у меня с Павлом Хрусталевым возник... спор не спор, а столкновение мнений. Я, как человек, открывший для себя НБА в девяностые, и страшный ретроград, сокрушался: мол, баскетбол «от больших» отмирает, и теперь центровые все чаще даже не успевают добежать до зоны соперника, прежде чем завершится атака – какие уж тут дримшейки и постмувы. Павел, влюбившийся в игру благодаря тому самому «Финиксу», злорадствовал: вот и славно, вместо тягомотных пиханий задницей в лоу-посте баскетбол будет развиваться в веселом, фееричном ключе нэшей и айверсонов, а старикам вроде меня придется терпеть и морщиться. Так вот, Паша. Мы с тобой как Персия и Византия. Несколько сотен лет они бодались между собой за обладание Передней Азией и гегемонию в регионе, и бодались так увлеченно, что и не заметили, как из аравийских пустынь пришли несокрушимые армии под знаменем Пророка и вежливо выставили обоих игроков на свалку истории. Вот так, Паша. Боюсь, мы оба проиграли. Ты не получишь своих нэшей и брайантов, а я – своих хакимов и адмиралов. Надвигается цифровая тьма, и вместо них мы через несколько лет увидим в каждой команде одинаковых бородатых роботов, которые будут совершать сверхэффективные механические действия и приносить своим командам механические победы. С линии штрафных, ха-ха-ха.
Впрочем, есть у меня еще одна надежда.
У этой надежды – одна бровь.
Фото: REUTERS/Kyle Terada/USA Today Sports; globallookpress.com/Imago/Sebastian Wells; REUTERS/Thomas B. Shea/USA Today Sports
________________________________------
Заплюсую, кто так рвется в Бразилию, хоть фильм Turistas посмотрите что ли.)
Так и многочисленные появившиеся фаны ГС, попади они в раздевалку любимой команды, выйдут оттуда другими людьми (если вообще выйдут).
Но Харден... черт возьми Харден, ну нельзя выбрать МВП человека, который первым в лиге искусство выпрашивания штрафных поставил выше Игры. Пацаны с улиц ищут героев, на кого хотят стать похожими - мечтали стать как Джордан и летать, мечтали доминировать как Шак и быть невозмутимыми воинами как Данкан. А чему научит их герой поколения Харден? Кривляться, заглядывая с пола в глаза судей?
Представляю себе игру команд лет через десять - кто раньше успеет заорать и упасть, тот и получает право на штрафные, 90 процентов очков набирается с линии штрафных, при выборе игрока с драфта будет цениться не умение проходить к кольцу, поставленный бросок и дифенс, а умение кривляться и лицедействовать на публику.
Будь проклята такая лига и такой МВП. И никакие цифры не убедят меня в обратном
На хардена всем бы было насрать, если бы не хейт к панченку на трибуне, который по стечению обстоятельств топит за рокетс. Вот единственно верный факт, и никакой цифровой аналитики не надо.
Слава богу что мвп нба вручается не спортсом, любой его результат (стэф или харден) все равно прийдется принять, хотите этого или нет.
Я бы на месте Попа подумал вот над какой штукой. У Клипперс центровой, Джордан, очень хреново бросает штрафные. Можно было бы, например, фолить на нем каждый раз, когда он получает мяч, и пускай себе хоть забросается с линии! Вот и ключ к победе.
Не знаю, по-моему, очевидная вещь. Додумается ли Поп?.
Больше меня удивляет то, что являясь не самым ограниченным баскетболистом, из которого вполне мог бы стать очень разносторонний шутер, он идет по пути наименьшего сопротивления. Он вообще не играет из поста/спиной к кольцу, его дриблинг сводится к скорости и он действительно ставит во главу заработать фол, чем попасть с фолом.
Мое субъективное мнение, что баскетбол и НБА штука такая, что к очень многим вещам со временем находят противоядие. "Штучки", которые одни и те же игроки могли проделывать на протяжении почти всей карьеры на высоком уровне(%), требовали от их авторов либо выдающихся антропометрических данных(крюк Джаббара был актуален почти 20 лет), либо потрясающей шлифовки/калибровки/обработки, приданию элементу эффекта неожиданности, который в последствии становился и мощным психологическим оружием, что получая мяч или начиная делать то или иное движение, соперник хоть и знает, что будет, но не может предотвратить попадание (Дримшейк Хакима, фэйдэуэй Джордана/Брайанта, евростэп Ману и.т.д.). Это элементы "ультра-си", они не только в умах обычных людей, они и в умах соперника.
В этой связи(и в очередной раз слава богу), я не могу припомнить никого, кто своей штучкой делал бы набор 20 штрафных за игру. Панченко, когда пишет про мозги моллюсков и одноклеточных, ставит на то, что умение зарабатывать штрафной было всегда очень ценным. Этот факт можно принять лишь в 2 интерпретации: у лидера не идет бросок, но являясь сильным индивидуально игроком он провоцирует соперника на фолы->штрафные броски, что может позволить ему обрести уверенность в броске по ходу игры. Вторая же, что такой же лидер выводит из игры лучшего персональщика соперника. Всё. Баста. Остановитесь. Довольно. Собственно, действительно крутые и элитные SG лишь иногда прибегали к такому элементу, стараясь решать вопросы 1 на 1, забивая с отклонением через руки с 5 метров. Харден же предпочитает решать этот вопрос на линии штрафных. Удачи. И не надо называть эту "х*?ень" умной игрой.
P.S. Кто-то верно на днях написал, что лет через 5 хайлайты Хардена будут составлять лишь штрафные броски.
P.P.S Сколько лет Харден собирается протянуть в таком режиме игры, когда по 10-12 раз за игру влетает под больших игроков соперника в поисках физ.контакта?