Что за магическая голубая дымка на всех ретрофото?
В современных телефонах есть уйма функций, позволяющих придать снимку самый разный цвет, фокус и форму. Но, когда смотришь на фото, сделанные много лет назад, разница во впечатлениях между ними и сегодняшними примерно такая же, как между эффектом от продукции «Blue Sky» Уолтера Уайта и ментоловыми леденцами «Halls». И дело вовсе не в ностальгии, а в духе времени. Точнее в том, чем он был наполнен.
Голубоватая дымка – важная составляющая ретрофото и одна из неотъемлемых примет своего времени.

Особенно это касается снимков, которые запечатлевают движение, в частности, спорт.
«Этот эффект был особенно в ходу в 60-е и 70-е. Голубоватый оттенок позволял наполнить воздух или пространство вокруг основного объекта на фото, тем самым подчеркивая его, – вспоминал в своей книге «Безжалостный: истории за фотографиями» легендарный фотограф Нил Лейфер. – Вы будто бы сгущали краски на картине, замораживая центр композиции. Факторов, влияющих на получение такого эффекта, было множество: определенные типы пленки или фотобумаги, которые обладают чувствительностью к цвету. Специальные техники засвечивания фото. У каждого были свои приемы, ну и, конечно же, нельзя исключать особенностей условий, в которых делался снимок. Одного универсального и идеального для всех метода не было».
Метода, может, и не было, но было одна особенность, которая добавляла шарма любому умелому фото и определенно стала знаком своего времени.

Это фотография Карима Абдул-Джаббара, тогда еще Лью Алсиндора, сделанная Ричем Кларксоном во время полуфинального матча «Финала четырех» NCAA 1968 года в Лос-Анджелесе. По мнению множества профессионалов, это фото является шедевром по многим параметрам: композиция, чувство момента, план. Квадратный формат – результат съемки игрового процесса с помощью фотоаппарата Hasselblad, который продолжали использовать вплоть до начала 2000-х годов.
Но не только это делает эту фотографию исторически интересной. Не менее важной составляющей становится и дым сигарет (без ментола).
Голубая дымка, клубящаяся над ареной и игроками – прямое следствие сигаретного дыма, источаемого тысячами зрителей. Закон о чистом воздухе в помещениях, призванный бороться с курением в общественных местах, был принят в Калифорнии только в 1976 году, а до того болельщики (да и игроки в перерывах) дымили напропалую, чтобы справиться с нервами, да и просто в силу пагубной привычки.
Та же голубая дымка видна на многих исторических боксерских фотографиях, сделанных Нилом Лейфером. В частности, пожалуй, на самом известном спортивном фото в истории – снимке нокаута Мухаммеда Али, стоящего над Сонни Листоном после того, как он отправил его в нокаут во время их второго боя в 1965 году.

Лейферу удалось идеально запечатлеть момент, когда Али стоял над Листоном, глядя на него сверху вниз и демонстрируя свое превосходство. В этом фото и скрупулезная подготовка, и мастерство, и выбор времени, и удача.
Лейфер рассказывал, что на протяжении трех дней до боя развешивал осветительные приборы и боролся за достаточное электроснабжение, чтобы создать атмосферу, похожую на студийную. По предыдущему опыту фотограф знал, что зрители будут в основном мужского пола, и к тому времени, когда начнется главный бой вечера, арена будет заполнена дымом от сигарет и сигар. Понимая это, он стратегически расположил освещение и самого себя так, чтобы запечатлеть происходящее, но при этом создать кадр на самом темном фоне арены так, чтобы свет проникал сквозь сигаретный дым, тем самым создавая эффектную дымку и синий оттенок в верхней части изображения. Ключевое решение – то, что Лейфер решил снимать в цвете, понимая, что для воплощения его замысла цвет будет иметь решающее значение.

Что любопытно, другой фотограф Джон Руни, сидевший слева от Нила, сделал практически аналогичный снимок, но в черно-белом варианте. Именно он и красовался в последующие дни на первых полосах газет, а после удостоился награды за лучшее спортивное фото 1965 года. Но со временем драматическая атмосфера, четкость, выразительность и глубина цветной фотографии Лейфера утвердились в качестве культового изображения одного из величайших боксерских поединков в истории.
Ну, а что же современность против старины глубокой? А ничего. В 2006 году владелец «Лейкерс» доктор Джерри Басс захотел придать атмосфере домашнего стадионы команды эдакий ретрофлер. По такому случаю освещение внутри чаши «Стейплс-Центра» было сосредоточено на корте, а трибуны наоборот погрузились в полумрак. Доктор Басс всегда был горазд на эксперименты, а потому любил и умел искать мякотку там, где другим не приходило в голову. Но на этот раз эксперимент вышел удачным не до конца. Корреспондент USA Today Роберт Ханаширо запечатлел сцену внутри «Стейплс-Центра».

А позже повторил эксперимент на домашней площадке команды Калифорнийского университета «Поли Павильон».

Снимки вышли более камерными и самобытными, чем на полностью освещенной арене, но, безусловно, не хватало дымной ауры прошлых лет. Сожалеть об этом, конечно же, не стоит. Лучше поберечь здоровье и легкие, а за усладой для глаз обратиться к шедеврам прошлого.






Фото: Gettyimages.ru/Mike Powell, Stephen Dunn, Tim DeFrisco, Focus On Sport
нужно более подробное изучение вопроса
Статья приятная!