Cosworth 4WD. А стоила ли игра свеч?
Всем привет. С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим весьма любопытный эксперимент компании Cosworth, который мог бы изменить Большие Призы, но так и остался одним из конфузов, как например моторы W12 .
Собственно, история началась немного раньше, в 1967 году, когда компания Майка Костина и Кита Дакворта представила широкой публике, ставший в последствии легендарным, мотор Cosworth DFV. Мотор оказался столь удачным, что приносил успехи различным командам на протяжении более 15 лет!
Некоторым конструкторам 380 лошадиных сил показалось слишком большой силой, особенно в условиях мокрой трассы, и в итоге команды Lotus, McLaren и Matra, а также сама компания Cosworth независимо друг от друга пришли к идее полного привода. Тем более, что 1968 год оказался весьма богатым на дождевые гонки, и наличие таких болидов сулило бы хорошие диведенды в споре за победы.
Идея полного привода была не новой для Больших Призов. До этого две британские команды уже пытались продвинуть эту идею в гонки. И если BRM не смогли показать ровным счётом ничего, то Ferguson P99 даже смогла выиграть гонку! Стирлинг Мосс одержал победу на этом чуде техники во время внезачётного International Gold Cup в Оутлон Парке. Но опять же, гонка не шла в зачёт...
Тем временем, Робин Хёрд занялся проектом, который получил название Cosworth F1 4WD Experimental Test Car. Дизайн болида получился опережающим своё время. Очень много угловатых форм и клиновидная форма болида стали привычными лишь к середине 1970-х.
В моторном отсеке тоже было не без сюрпризов. Двигатель был развёрнут на 180 градусов, сцеплением вперёд. От него с помощью нескольких шестерён коробка передач отходила к дифференциалу, который шёл по правой стороне болида, который в свою очередь создавал немного смещённое положение кокпита.
Сам же двигатель также был нестандартным. Это был тот же DFV, только отлитый из магния (металл, который стоил жизни Жо Шлессеру в 1968, когда на Гран-При Франции его Honda превратилась в огненный шар после вылета на втором круге гонки). Коробку передач же Cosworth разработали самостоятельно, в то время как конкуренты покупали детали у Ferguson.
Первые тесты состоялись в 1968, в бой прототип повели Тревор Тэйлор и сам Майк Костин. Первые же результаты стали холодным душем для всего проекта.
Болидом оказалось весьма непросто управлять: в поворотах вся масса болида уходила на перед, перегружая внешнее колесо настолько, что иногда приводило к отрыву от асфальта задних колёс! Небольшие переделки немного улучшили управляемость, но так и не способствовали прогрессу прототипа.
На тестах даже присутствовал Сэр Джеки Стюарт, которого уговорили проехать несколько кругов на болиде, но итогом этого стали весьма неутешительные выводы шотландца: "У болида слишком тяжёлый перед. Ты пытаешься войти в поворот, а болид пытается управлять вами."
После этого проект стал рассыпаться, как карточный домик. Сначала ушли Тэйлор и Костин, а за пару недель до намечавшегося дебюта на Гран-При Великобритании 1969 года не осталось ни одного заинтересованного человека в проекте, и его судьба была предрешена.
Было построено два прототипа. Первый находится в Donington Grand Prix Collection, вместе с другим представителем полноприводного бума, Lotus 63, а второй ушёл в частную коллекцию и выставляется в музее Мельбурна.
Что касается истории развития полного привода, то в 1969 году Джонни Серво-Гавен завоевал единственное официальное очко в зачёт чемпионата мира для полноприводных болидов, а Lotus экспериментировала с газотурбинным двигателем с моделью 56B, но это материал для другой статьи.
С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!
P.S.: По старой традиции, несколько фото с различных мероприятий!
Спасибо автору!