MasterCard Lola T97/30. Поспешишь - людей насмешишь!
Всем привет! С Вами вновь Призраки Формулы-1, и сегодня после очень долгого затишься мы с Вами вернёмся к интересным историям катастрофичных провалов Больших Призов, каких ещё остаётся очень и очень много! И сегодня на рассмотрении будет MasterCard Lola....
У компании Эрика Бродли (на фото справа) отношения с Формулой-1, мягко говоря, не складывались. Несмотря на серьёзные успехи в других сериях , в основном в младних формулах, в Больших Призах компания практически не задерживалась больше трёх сезонов. Правда стоит сказать, что в качестве заводской команды Lola не выступала, а создавала шасси для сторонних команд. Но редкие очки и даже подиумы позже оборачивались необъяснимыми провалами. И после провала со Scuderia Italia в 1993 году, когда команда даже не закончила сезон, англичане решили действовать.
В 1994-95 годах компания создала прототипы для Формулы-1, которые тестировал Алан Макниш, но ввиду того, что прототипы не подходили по техническим требованиям, и регламент в середине 90-х годов постоянно изменялся, тесты носили показательный характер.
А вот в 1996 году буквально прогремела новость о том, что Lola получила финансовое покровительство банковского гиганта MasterCard и анонсировала свой дебют в Больших Призах в 1998 году! При этом планировалось создать свой двигатель V10 к тому времени, а шасси будут разрабатываться с применением технологий Indycar/CART. Сумма сделки оценивалась в районе 35 миллионов долларов, что на тот момент не было огромной суммой, но для старта вполне достаточной.
И всё бы шло хорошо, но какой-то светлой голове в Mastercard пришла "гениальная" идея в голову - перенести дебют на 1997 год! И всё бы ничего, но на дворе стоял ноябрь 1996 года, и времени до дебюта оставалось совсем ничего. Мало того, что шасси пришлось в спешке собирать, так ещё и пришлось временно отказаться от собственных двигателей V10 в пользу Ford Cosworth ED V8, которые устанавливаись на Forti в том году.
В результате свет увидело детище Бродли, весьма и весьма недоработанное. На тот момент команда не провела ни одного теста на трассе, и провела минимум времени в аэродинамическом трубе. При этом Эрик Бродли заявил следующее: "У нас есть опыт, приверженность и желание добиться успеха в Формуле-1. У нас есть знания нашего завода композитных материалов, наши инженеры работают параллельно по двум программам, и работа, проведенная в аэродинамической трубе, которую мы сделали в Крэнсфилде для Индикара, напрямую применима для Формулы-1. Мы взяли лучшие идеи от специалистов в аэродинамической трубе, аэродинамике, динамике транспортных средств и других талантов для производства конечной машины."
Пилотами стали чемпион и вице-чемпион Formula 3000 1995 года Винчензо Соспири и Рикардо Россет, а тест-пилотом был заявлен Андреа Монтермини, потерявший место в Формуле-1 после развала коллектива Forti. Ввиду небольшого времени до первой гонки, команда не успела провести ни одних тестов на трассе, и отправилась сразу в Австралию, где их ждали неминуемые сравнения с другими новичками из Stewart.
Эрик Бродли перед Гран-При громогласно заявил, что его команда должна оказаться лучше Stewart GP: " Если мы их не сможем победить, можете нам дать хорошего пинка под зад. С нашим опытом и знаниями, победа над ними не должна стать серьёзной проблемой." А про правило 107% он заявил следующее: "Это правило достаточно большое. Если мы не сможем в него вписаться, то нам нечего делать в Больших Призах".
Но первая же тренировка обернулась холодным душем.... Огромные проблемы с балансом у обоих пилотов по ходу практики, огромный недостаток прижимной силы и чудовищные проблемы с прогревом шин привели к тому, что в пятницу пилоты замкнули протокол, со временами в 1.41.6 у Россета и 1.42.5 у Соспири! Такие ужасные времена не оставляли ни одного шанса, но команды попыталась в субботу прибавить и искала это изменяя баланс.
Но в утренней сессии вышло всё намного хуже, если Россет показал почти такое же время, то Соспири потерял почти две секунды, с трудом преодолев отметку в 1.44.3, при том что все болиды значительно улучшили время! Квалификационная сессия в субботу привела к шокирующему поулу Жака Вильнёва на Williams, который опередил напарника почти на две секунды! Стоит ли говорить, что ни Соспири, ни Россет на старт не попали?
11.6 и 12.7, такими были отставания у итальянца и бразильца по итогам сессии. Даже в самых смелых мечтах Бродли стюарты не допустили бы столь медленные болиды на старт. Со слов Винчензо Соспири, команде просто нужно было больше времени на трассе, и тогда они могли бы побороться за старт в гонке. А Рикардо Россет надеялся, что на домашнем этапе в Бразилии он сможет показать серьёзный прогресс, вместе с командой. Но перед Гран-При Бразилии состоялись тесты в Сильверстоуне.
Несмотря на некоторые изменения в болиде (в частности был переработан кожух двигателя), времена всё-равно оставались хуже лидеров на десять секунд, но команда не отчаивалась, и готовилась к путешествию в Бразилию.
Слабый дебют настолько сильно ударил по самолюбию руководителей MasterCard, что те открестились от команды уже перед вторым этапом, при этом стало известно только в четверг, когда уже вся команда была на трассе, из выпусков газет! Столь сокрушительный удар вынудил команду сняться с гонки и полностью прекратить свои выступления в Больших Призах....
Этот провал не только разрушил карьеры Россета и Соспири (который больше не получил ни одного шанса), но и больно ударил как по репутации, так и по финансовому состоянию.... В апреле 2009 года британский конструктор объявил о своих планах вернуться в Формулу-1, но об этом мы с Вами поговорим в следующих выпусках!
С Вами были Призраки Формулы-1, до новых встреч! Присоединяйтесь к нам в сообществе в Контакте!
Как же всё-таки они оторваны от производственников в лице коллектива команды и от реальности.