Страны Формулы-1. Австралия. Вечно зелёный континент
Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы открываем цикл географических зарисовок, связанных со странами, которые принимали участие тем или иным образом в Больших Призах. Задумка родилась наверное полгода назад, но никак не доходили руки до данного проекта, поэтому сегодня исправляю сей конфуз. Так как это пилотный выпуск, критика приветствуется!
Австралия... Да-да, именно та страна, в которой люди ходят кверх ногами, да и всё там вверх дном. Конечно же это не так, но ввиду того, что континент находится в другом полушарии, да и достаточно отдалён от остальных, этот детский миф до сих пор живёт. Тем не менее, в плане автоспорта страна кенгуру и страусов эму очень развита и имеет очень грубокие корни, которые уходят аж в двадцатые годы двадцатого века.
Большой Приз Австралии существовал аж с 1928 года, и весьма долгое время не входил в рамки Формулы-1. Тем не менее, даже чемпионы Больших Призов принимали участие в данной гонке, так в 1956 году победителем стал Стирлинг Мосс на трассе Альберт Парк (да-да, об этом чуть позже), а в 60-х годах в разное время победителями становились Брюс МакЛарен, Джек Брэбем, Джим Кларк, Грэм Хилл и Джеки Стюарт! Но если Австралия не входила в рамки чемпионата аж до 1985 года (последнюю внезачётную победу одержал талантливый Роберто Морено), то пилоты Зелёного Континента с первых лет штурмовали Формулу-1.
Энтони "Тони" Гейз стал первым представителем Зелёного Континента в Больших Призах. И пусть 4 Гран-При это немного, но это человек с весьма интересным прошлым. Во время Второй Мировой Войны Тони был лётчиком истребителя Королевских ВВС, одержал 11 побед в воздухе (и ещё 3 разделенных с другими участниками), умудрился сбить реактивный Me-262, и три раза получил авианаграду Distinguished Flying Cross (единственный трехкратный обладатель подобного звания). После войны Гейз ушёл в автоспорт и больше десяти лет достаточно успешно выступал на разном уровне, вот только на зачётных Гран-При успеха не имел. Но в 1955 году созданная им и другими энтузиастами из Австралии помогла пробиться на вершину автоспорта другому земляку...
Да, "Чёрный Джек" Джон Артур Брэбем начинал в команде Kangaroo Stable. Но после Ле-Мана 1955 года команда была расформирована, но Брэбем присоединился к Cooper, и ковал с ними успехи сначала в Формуле-2 и спорткарах, а с 1957 присоединился к заводскому коллективу в Больших Призах. И пусть первые два года прошли весьма тяжело, но в 1959 он одержал сначала первую победу ни много ни мало в Монако, а в конце года выиграл первый титул после сумасшедшей гонке на Себринге! А в 1960 году он был просто неудержим, и к пяти победам подряд (с этапа в Голландии по Португалию) взял и вторую корону.
Ну а после неудачного сзеона 1961 года Джон вместе с конструктором Роном Торанаком основали команду Brabham (сразу оговорюсь, команда имела британскую лицензию). И пусть первую победу одержал американец Ден Герни, но первый титул взял именно Черный Джек, ставший единственным пилотом-чемпионом выступая в своей команде! Но после этого звезда трёхкратного чемпиона стала закатываться, и в конце тяжёлого для Формулы-1 1970 года Джек Брэбем покинул Большие Призы, став самым успешным австралийцем на данный момент. За 16 лет в Больших Призах выступали и другие представители Зелёного Континента, но ни Полу Хокинсу, ни Френку Гарднеру, ни Кену Кавано и Полу Ингленду не удалось даже приблизиться к результатам великого чемпиона.
В начале 1970-х в Больших Призах появились весьма талантливые австралийцы, но побед ждать пришлось до конца десятилетия. Тим Шенкен заехал на нижнюю ступень пьедестала в Остеррайхринге в 1971 году за рулём Brabham, но после этого заработал лишь два очка за Surtees, а сезон на слабом Trojan стал для Шенкена финальным, и он с новозеландцем Хоуденом Генли соосновал компанию Tiga Race Cars. И если Шенкен завоевал один подиум, то Дэйв Уокер, Верн Шуппан и Ларри Перкинс не добрались даже до очковой зоны, хоть и не обладали серьёзной техникой, кроме, пожалуй Уокера, который выступал на чемпионском Lotus 72D. Но если его партнёр, Эмерсон Фиттипальди на этом болиде стал самым молодым чемпионом своего времени, то Дэйв лишь два раза закончил гонку в десятке сильнейших!
Но что не смогли сделать вышеперечисленные пилоты, смог сделать Алан Джонс. Дебютировав ещё в 1975 году, Джонс удачно перебрался в Shadow и одержал для них единственную победу на этапе в Австрии в 1977 году! И тут ему предложил контракт коллектив Фрэнка Вильямса. Надо сказать, что это был кот в мешке: Патрик Нев на арендованном March 761 не заработал ни одного очка, но Алан в итоге согласился перейти в этот коллектив, и не прогадал. Заработав лишь один подиум в 1978 году, в 1979 на пару с Клеем Регаццони одержали пять побед (четыре на счету Алана) и привезли Williams на второе место в Кубке Конструкторов. А на следующий год Джонс стал триумфатором чемпионата, одолев в схватке молодого Нельсона Пике и своего напарника, Карлоса Рейтеманна! Но именно сложные взаимоотношения с напарником не позволили удвоить количество титулов. В конце сезона он неожиданно завершил карьеру, при этом одержал свою заключительную, двенадцатую победу. На самом деле то их было тринадцать, но вот гонка в Испании 1980 года была постфактом вычеркнута из зачёта чемпионата.
Но вот Джонс ушёл, и в чемпионате ни осталось ни одного австралийца. Правда в 1983 чемпион попытался вернуться за рулём Arrows, но эта авантюра закончилась неудачей. А в 1985 году он ввязался в другую. Алана Джонса пригласила к себе команда Карла Хааса (нет, не связан с Джином Хаасом), и в 1985 году чемпион выступил в конце сезона на шасси THL1. В этом же году должен был пройти пятидесятый Гран-При Австралли, но он же стал первым в рамках Формулы-1! Приняла этап у себя городская трасса Аделаида, которая стала финальным этапом того сезона, и подарила красивую гонку, победителем которой стал финн Кейо "Кеке" Росберг. Джонс же сошёл из-за отказа электрики, но у него был шанс показать себя в следующем году. Но вот пока титул между собой разыгрывали дуэт Williams в лице Нельсона Пике и Найджела Мэнселла, и пилота McLaren Алена Проста, Джонс сошёл из-за отказа двигателя, и после тяжёлого сезона покинул Большие Призы навсегда.
Аделаида же закрепилась на долгих десять лет и не раз дарила красивые гонки. Так в 1987 году единственный в карьере Большой Шлем завоевал австриец Герхард Бергер за рулём Ferrari, в 1989 в тяжёлой дождевой гонке успех отпраздновал бельгиец Тьери Бутсен, а в 1990-м на финальных кругах победу у Найджела Мэнселла вырвал его давний соперник, Нельсон Пике!
В том же 1990 году в Формулу пришли два сына легендарного Джека Брэбема - Гэри и Дэвид. Карьера Гэри продлилась до обидного мало, но этому поспособствовала отвратительная техника команды Life Racing Engines. Уже после второго этапа, где механики просто не залили масло в двигатель, и машина замертво встала на выезде из пит-лейн, Гэри ушёл из команды. Младший же сын, Дэвид, выступал за команду, которую когда-то основа его отец! Правда техника была немногим лучше, и чередуя сходы с непройденными квалификациями, Дэвид ушёл из команды в конце года, после схода в домашней гонке, и Австралия опять потеряла представительство в составе пилотов, на этот раз до 1994 года, но попытка выстрелить за рулём Simtek провалилась, и Брэбем окончательно покинул большие призы.
Шло время, в 1991 году прошла самая короткая гонка в истории Формулы-1, когда ливень буквально сметал пилотов с трассы. В 1993 году свою последнюю победу одержал легендарный бразилец, Айртон Сенна. А в 1994 году произошло одно из самых известных столкновений в истории Больших Призов. В борьбе за титул Дэймон Хилл попробовал пройти Михаэля Шумахера, но манёвр был весьма оптимистичным, и всё закончилось столкновением. И как ни пытался Хилл продолжить борьбу, но поврежденная подвеска поставила на этом крест, и свой первй титул завоевал молодой немец на Benetton. Победу же в гонке одержал Найджел Мэнселл, для которого эта виктория стала последней. В 1995 году Аделаида приняла у себя в последний раз гонку, и победу в ней одержал Дэймон Хилл, который завоевал вдобавок свой единственный титул, но в следующем году пришла очередь другой трассы...
На этот раз, Гран-При принимала у себя трасса Альберт Парк в Мельбурне, та самая, на которой побеждал Стирлинг Мосс! Конфигурация была почти такой же, что и 40 лет назад, только теперь пилотам предстояло ехать не против часовой стрелки, а по часовой. На этот раз этап был первым в календаре, и на ней состоялось два события. Первым было столкновение Мартина Брандла за рулём Jordan, когда его болид разломило пополам, но пилот отделался лишь испугом и вышел на повторный старт! Второе же, это дебют Жака Вильнёва. Канадец только перешёл из серии CART, но тут же завоевал поул за рулём Williams, и едва не выиграл гонку, если бы не утечка масла. Но и второе место было весьма успешным дебютом. В следующем году первую победу для мотористов Mercedes одержала команда McLaren, и в последующие годы между собой делили победы пилоты двух команд: Mclaren и Ferrari.
За это время также произошло немало интересного. Например дебют команд Stewart, Prost и Lola в том же 1997 году. И если Lola развалилась уже после первого этапа, а Prost продержался всего 5 лет, то Stewart выступает до сих пор, пусть и под маркой Red Bull. В 1998 году первую победу для шинников Bridgestone одержал Мика Хаккинен на McLaren, а в следующем году дебютировала команда BAR, которая выкупила Tyrrell и пережила трансформацию в нынешний Mercedes, а также первую победу одержал харизматичный ирландец Эдди Ирвайн! Однако за всё это время среди пилотов не было представителя Зелёного Континента, пока не наступил 2002 год...
Австралийский бизнесмен Пол Стоддарт сначала дал шанс дебютировать будущему двухкратному чемпиону Фернандо Алонсо, а затем и своему земляку - Марку Уэбберу. Дебют за рулём Minardi, дело скверное, но стартовое массовое столкновение и сходы конкурентов позволили пилоту финишировать пятым. Вдохновлённые успехом земляка, организаторы даже разрешили подняться Марку и Полу подняться на подиум после официальной церемонии! Но видимо в этот момент Марк прогневал судьбу, и о ни разу за долгую карьеру так и не поднялся хотя бы на нижнюю ступень пьедестала. К слову, в той же гонке дебютировала команда Toyota после года подготовки, но именно результат Марка не позволил при равном количестве очков сдвинуться с последнего места в Кубке Конструкторов в том году японцам.
С ходом времени ФИА пыталась остановить доминирование одного пилота, чьё имя уже давно стало синонимом скорости, но до 2005 года мало что получалось. Менялись регламенты, квалификационные правила, но ничего не помогало. И лишь в 2005 году сменился лидер. Точнее, за титул боролись две команды - Renault и McLaren, но в Мельбурне первенствовали французы, победу для них тогда принёс Джанкарло Физикелла. А в следующем году уже первенствовал другой пилот команды, Фернандо Алонсо.
Тем временем Марк Уэббер успел сменить два коллектива, и если в Jaguar сильные квалификации не удавалось конвертировать в хороший результат, то уже в Williams удалось завоевать первый подиум в карьере, причём где... в Монако! Но после неудач в 2006 году Марк перешёл в команду, с которой его ждали основные успехи - Red Bull.
Но бал правили другие команды в то время, и в 2007 году дебютную победу в составе Феррари одержал хладнокровный финн Кими Райкконен, несмотря на то, что пилоты McLaren, а в особенности дебютант Льюис Хэмильтон были весьма быстры. И именно он одержал победу в следующем году, в весьма напряжённой гонке, увенчаной множеством столкновений, в том числе стартовой аварией, с участием пяти пилотов. А в 2009 году сенсацию сотворил Дженсон Баттон и Росс Браун. Британский дуэт пилота и конструктора привезли к победе в дебютной гонке шасси Brawn 001, которое готовилось изначально для коллектива Honda, но кризис вынудил их уйти из Больших Призов и продать за бесценок команду Брауну.
В том же сезоне первую, и долгожданную, победу одержал Марк Уэббер, и он стал всего лишь третьим австралийцем, поднявшимся на верхнюю ступень пьедестала. За ними последовали ещё восемь, и Марк мог выиграть титул в 2010 году, но на финальных этапах проворнее оказался его напарник, Себастьян Феттель. После были и Мульти-21, и скандал на Гран-При Великобритании 2011 года, когда команда сняла с его болида новое крыло и установила на болид Феттеля, но по окончании сезона 2013 года Уэббер ушёл из Формулы-1 в спортпрототипы и оставил о себе хорошие воспоминания, в частности своими удачными фотографиями.
Ну а в 2012 году произошло знаковое событие: впервые два австралиёца вышли на старт домашней гонки! Даниель Риккардо успел провести в 2011 году с десяток гонок за рулём слабенькой HRT, а в 2012 дебютировал уже в Toro Rosso. Два года с Жан-Эриком Вернем помогли набраться опыта, и именно молодой австралиец сменил своего земляка за рулём Red Bull. Первую победу пришлось ждать не так долго, до этапа в Канаде, а затем последовали ещё три, и прошлогодняя победа в Малайзии стала 39 для представителей Зелёного Континента, опередив в статистике Аргентину, у которой 38 викторий. В этом году Red Bull пока не позволяет бороться за победы, но на данный момент мало сомнений, что Даниель в будущем не сможет увеличить количество своих побед.
А для Гран-При Австралии опять настало время первых: в 2014 году произошла первая победа в новой турбоэпохе Формулы-1, первый домашний подиум для Даниеля Риккардо и для австралийцев (да, его после дисквалифицировали, но на подиуме пилот Red Bull`а успел покрасоваться), первый подиум для Кевина Магнуссена в дебютной гонке. А кто помнит "банзай" от Камуи Кобаяши? Ну и само собой первые очки в карьере у Даниила Квята. Следующий год запомнился в частности скандалом у команды Sauber, когда оказалось, что чуть ли не у шестерых пилотов были контракты боевых пилотов, и рекордно низким количеством стартовавших машин - всего лишь 15! Но неизменным оставалось одно, победителем становился пилот команды Mercedes. Но вот опять произошла смена регламента, и в этом году сильнейшим уже стал Себастьян Феттель на Ferrari!
Кто будет победителем в следующем году предсказать невозможно, но можно точно сказать, что мы увидим в 2018 году замечательные пейзажи Альберт Парка, и будем наблюдать интересные баталии вплоть до 2023 года, но будут ли продлевать власти контракт с Формулой-1, неизвестно. С перспективными пилотами у Зелёного Континента достаточно напряжённая ситуация. В этом году в достаточно крупных молодёжных сериях честь Австралии отстаивает только чемпион ADAC Формула-4 прошлого года Джоуи Моусон, который проводит дебютный сезон в Европейской Формуле-3. Если копнуть поглубже, то в Британской Формуле-4 выступает Оскар Пиастри, который после двух этапов занимает второе место в чемпионате, но на этом пожалуй всё. Может кто-то из Австралийской Формулы-4 сможет перейти в старшие молодёжные серии и показать себя, но это покажет лишь время.
С Вами были Призраки Формулы-1, до новых встреч!