Забытые в трубе. Болиды, оставшиеся в стадии аэродинамических моделей
Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим несколько аэродинамических моделей, которые должны были стать полноразмерными болидами, но в силу разных причин до полноценной реализации дело так и не дошло.
Lotus 112, 1995 год.
Сезон 1994 года для славной команды Колина Чепмена прошёл откровенно ужасно: поздний дебют модели 109, бесчисленные поломки, две травмы пилотов, чехарда в пилотском составе... Можно очень долго перечислять всё. Но команда готовилась к сезону 1995 года. Пилотами должны были стать Алекс Дзанарди и Мика Сало, а выступать они должны были на Lotus 112 с двигателем Mugen-Honda.
В целом, болид, разработанный конструктором Крисом Мёрфи, получился схожим с предшественником, но имел стреловидный нос и необычное расположение толкателей в передней подвеске. Команда даже начала производство деталей, но 17 января 1995 года новый руководитель команды Дэвид Хант (младший брат чемпиона 1976 года Джеймса Ханта) закрыл команду с богатой историей. Чуть позже произошло позорное слияние с Pacific Grand Prix, но они вывели на старт Pacific PR02, а Lotus 112 так и остался лишь в истории.
Reynard - Yamaha, 1992 год
Адриан Рейнард несколько раз пытался попасть в большие призы, и попытка, датируемая 1992-м годом была, пожалуй, самая близкая. В соавторстве с Малкольмом Остером, компания готовилась к дебюту аж с 1989 года (тестовый мул Reynard 89M на базе болида серии F3000). Reynard даже заручилась средненькими, но дешёвыми двигателями Yamaha, но долгая разработка и отсутствие интереса со стороны потенциальных спонсоров вынудило компанию свернуть программу и переключиться на серию CART, где завоевала немало титулов. Часть разработок ушла в Pacific Grand Prix, но все мы знаем, каким провалом было шасси PR01... При этом, компания грезила Формулой-1 и в 1995 году вместе с DAMS разработали болид GD01, но он также не попал на старт. Кроме этого, компания разрабатывала болиды для команды British American Racing, пока не обанкротилась в начале 2002 года.
TOM`S, 1993-94 года.
Японская компания TOM`S, известная успехами в национальных первенствах, также пыталась попытать счастья в Формуле. Наняв Гордона Коппака, японцы готовились к дебюту к 1995 году, но дальше модели работа не ушла.
Prost AP05, 2002 год.
Команда Алена Проста с начала постройки собственных шасси (JS45 не считаем, т.к. разработку начинали ещё в Ligier) катилась в низы гоночных протоколов, отчасти из-за слабеньких моторов Peugeot, но в 2001 команда получила брендированные двигатели Acer (прошлогодние Ferrari), и дела пошли на лад. Но потеря основного спонсора, табачной компании Gauloises, больно ударила по финансовой составляющей команды, и в начале 2002 года команда была объявлена банкротом. Модель в масштабе 1:2 и созданные детали, как и вся команда отошла консорциуму Phoenix Finance, но из этой затеи ничего не вышло, т.к. FIA просто запретила команде участвовать в Формуле-1.
AsiaTech A001, 2002 год.
Азиатские моторостроители (использовавшие наработки свернувшей поставки моторов в 2001 году Peugeot) в 2002 году замахнулись на полноценный дебют в Больших Призах! Руководителями была предоставлена весьма серьёзная программа, планы по строительству полноценной базы, а шасси должен был разрабатывать весьма опытный Энрике Скалаброни. Был даже показан макет первого шасси с индексом A001, но всё закончилось в конце 2002 года, когда компания была объявлена банкротом.
BRM P142, 1969 год.
Проект, опередивший своё время. Тони Радд и Петер Райт задолго до Колина Чепмена пытались реальзовать идею граунд-эффекта. Модель 1:4 продували в Имперском колледже в Лондоне, но результаты были не совсем понятными для инженеров, и команда не стала рисковать. В 1983 году Тони Радд рассказал о том, что дебют мог состояться на Гран-При Италии 1969 года, и даже было произведено порядка 65-75% деталей, но всё так и осталось на бумаге.
Manor MRT07, 2017 год.
Самый свежий подобный пример, который наверняка у каждого в памяти. Можно долго размышлять, а что если бы Фелипе Наср не стал бы 9м на Гран-При Бразилии, что если бы Manor получила бы призовые за 10 место, но реальность оказалась весьма печальной. Остаётся лишь вспоминать, что по этому поводу сказал конструктор болида, Николас Томбасис: "В 2017-м мы могли бы прыгнуть выше головы, добившись результатов, способных обеспечить жизнеспособность команды в будущем. Все в Manor напряженно работали и с надеждой ждали результатов. Я считаю, что при разработке машины нам удалось найти оптимальный подход к новому регламенту. Многое ещё предстояло сделать, но мы были на верном пути. Команда могла серьёзно приблизиться к средней группе, но сейчас об этом можно рассуждать лишь гипотетически."
Это лишь небольшая часть подобных примеров, и мы обязательно вернёмся к этой теме в будущем. С Вами был Никита Голосов, до новых встреч! P.S.: Мы так же есть в сети ВКонтакте, присоединяйтесь к нам Призраки Формулы-1 в ВК! Стараюсь по возможности публиковать там интересный материал, который по разным причинам не попадает сюда.