«Формула-1» возвращается к «гало»
19 июля 2017 года на заседании Стратегической рабочей группы было принято решение внедрить в 2018 году систему «гало» с небольшими изменениями в конструкции.
На этом настояла Международная автомобильная федерация (ФИА) – 9 из 10 команд были против.
Как сейчас защищен пилот?
«Формула-1» относится к виду гонок, в которых участвуют автомобили с открытыми колесами и кокпитом – это традиция, от которой сложно отказаться (тем более, когда многие болельщики и пилоты не хотят перемен). Однако подобная «открытость» опасна – посторонние предметы, летящие на высокой скорости в сторону машины, могут привести к травме или гибели спортсмена.
В течение многих десятилетий Международная автомобильная федерация (ФИА) последовательно повышала уровень защиты гонщиков – улучшала качество экипировки (появились огнестойкие комбинезоны и высокопрочные шлемы), а также изменила внешний облик автомобилей. Болиды обзавелись дугой безопасности, практически не отрываемыми колесами и прочнейшим кокпитом, а пилоты получили в свое распоряжение систему защиты головы и шеи HANS, но все эти новшества не смогли полностью исключить фактор смертельной опасности. Самой уязвимой областью остается голова.
Разве шлема недостаточно?
Нет. После гибели Айртона Сенны в 1994 году ФИА совместно с производителями шлемов добилась заметного прогресса в области защиты головы гонщика – углепластиковая конструкция способна выдержать перегрузку в 300g и остаться целой, – однако она не может полностью поглотить энергию удара, и это значит, что спортсмен не застрахован от тяжелой травмы.
Какие варианты предлагаются для защиты головы?
Летом 2009 года в автоспорте произошло два трагических события, которые вынудили ФИА быстрее соображать на тему безопасности: сначала в шлем гонщика «Формулы-2» Генри Сертиза попало колесо (юноша получил травму, не совместимую с жизнью), а затем в голову Фелипе Массы угодила пружина (бразилец получил тяжелые повреждения и чудом остался жив).
Вскоре после этих событий Федерация сконцентрировалась на следующих вариантах защиты: прозрачных экранах (один из них закрывает кокпит полностью, а другой – лишь частично) и специальной раме (ее назвали «гало»), которая крепится к носовому обтекателю и легко отстегивается в случае необходимости.
Болид будущего с закрытым кокпитом по версии команды «Макларен»
Версия «гало», предложенная командой «Мерседес»
В чем минусы этих вариантов?
На первый взгляд кажется, что экран, закрывающий кокпит, работает эффективнее. Однако после многочисленных испытаний выяснилось, что обломки высоко и далеко отскакивают от экрана, тем самым угрожая другим участникам соревнований, а также зрителям. Кроме того, в случае аварии болида добраться до попавшего в беду спортсмена значительно сложнее.
В свою очередь «гало» может предотвратить попадание в голову крупных обломков, но не спасет от мелких (как в истории с пружиной и Массой). Кроме того, подобная конструкция может мешать обзору гонщика, который в лежачем положении и так не слишком хорошо видит. Тем не менее, в целом у «гало» недостатков меньше, чем у экрана, а главное – оно не лишает болиды «Формулы-1» их главной особенности – открытого кокпита.
Появление «гало» неизбежно, это так?
Вероятно, ФИА и дальше бы занималась исследованиями и испытаниями защитных систем, но в автоспорте возникают новые трагедии: в 2013 году запасная гонщица «Маруси» Мария де Вильота въехала на тестах в грузовик и в результате получила черепно-мозговую травму (от последствий которой умерла через год), в 2014-м на Гран-при Японии Жюль Бьянки вылетел с трассы и врезался в трактор. Последний печальный случай произошел в серии «Индикар» – в голову Джастина Уилсона прилетели обломки от другой машины.
Гибель Уилсона подтолкнула «Формулу-1» к решительным действиям – необходимости как можно быстрее внедрить хоть какую-нибудь защиту. Поскольку с «экранами» слишком много трудностей, команды и ФИА согласились внедрить в конструкцию болида концепцию «гало». Но не сейчас, а в 2017-м – в этот год как раз произойдет смена технических правил.
Хотя в «Ф-1» любят менять правила чуть ли не в последний момент, сейчас решение кажется неизбежным – на проходящих в эти дни тестах в Барселоне команды испытывают первые варианты «гало».
Кими Райкконен сказал, что «все не так уж и плохо»
А что думают сами гонщики?
Мнения разделились. Например, Дженсон Баттон считает, что надо двигаться вперед, к будущему, в котором обязательно наступит эра закрытых кокпитов:
«Семидесятые остались в прошлом. Да, раньше я тоже считал, что кокпиты должны быть открытыми, но хватит уже подобных трагедий».
Даниэль Риккардо с ним согласен: «В настоящее время единственное по-настоящему уязвимое место – это голова гонщика. Если появится подобная защита, то это никак не повлияет на храбрость или мужество спортсмена – всем будет выгодно, а риск станет ниже».
Однако Нико Хюлькенберг, выступавший и за рулем болидов «Формулы-1», и на спортпрототипах, считает иначе:
«Мне не нравится эта идея, это мое личное мнение, но в гонках болидов кабина пилота должна оставаться открытой, как и раньше.
В гонках спортпрототипов все по-другому. Спорткары изначально задуманы такими, и для меня не проблема пилотировать автомобиль с лобовым стеклом».
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,4,5); facebook.com/McLaren.Racing; Gettyimages.ru/Mark Thompson; twitter.com/scuderiaferrari
Текст впервые опубликован 4 марта 2016 года
Да, есть риск, но пилоты о нем знают и получают кучу денег. Все.
Комбинезоны, шлемы, кокпиты - пожалуйста, совершенствуйте. Но никаких стекол-гало.
Горнолыжники вон тоже опасным спортом занимаются (выздоравливай, Михаэль) - никто же не собирается трассы пологими делать или скорость ограничивать?