Ferrari Sigma. Самый инновационный «призрак».
Добрый вечер. С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня рассмотрим историю проекта, который оказал влияние на многие годы вперёд, несмотря на то, что данный проект никогда не выходил на старт чемпионата.
Конец 60-х годов выдался очень тяжёлым для Больших Призов. Гибель в Монако Лоренцо Бандини, чудовищная авария Жо Шлессера во Франции свидетельствовали о том, что стандарты безопасности уже успевают за возросшими скоростями болидов. Я не стану утверждать, что именно в Феррари первыми обратили на это внимание, но именно их прототип позволил значительно улучшить безопасность пилотов в болиде.
В 1968 году, итальянская автомобильная компания Пининфарина, в сотрудничестве со швейцарским журналом Automobile Reuve (который был основан в 1906 году), при содействии Эрнста Фиалы из Берлинского Технического Университета, и при полной поддержке Энцо Феррари стали разрабатывать по-настоящему революционный болид.
Разработку дизайна поручили сотруднику компании Пининфарина, известному специалисту в этой области Паоло Мартину. В качестве основы, Энцо Феррари выделил один из своих болидов, Ferrari 312, который оснастили двигателем V12, объёмом три литра. Помимо этого, к разработке прототипа подключились специалисты из Фиата и Мерседес-Бенца.
Данный проект получил название «Сигма». Такое название не было случайным, Пининфарина представила за несколько лет до этого проект безопасного седана, который носил такое же имя.
13 марта 1969 года прототип был показан широкой публике на Женевском автосалоне. Этот проект прозвали «Автомобилем будущего», и вполне заслуженно. Что же нового смогли преподнести специалисты Пининфарины?
Начнём с того, что шасси по сути состояло из двух частей, кокпит и двигатель были разделены. Монокок не был чем-то новым , тот же Лотус 25 имел подобную конструкцию в 1962 году, но в данном прототипе он был заметно усилен.
Многослойные топливные баки из пластика, двухконтурная автоматическая система пожаротушения, семь ремней безопасности, один из них которых был закреплён на каркасе безопасности и удерживал шлем пилота! Последняя идея не прижилась, но по факту её можно назвать «дедушкой» системы HANS (система защиты шеи и головы).
Заднее антикрыло было установлено на необычном месте, сразу за пилотом. Почему именно так, остаётся только гадать. Но если учесть, что антикрылья только-только появились на болидах Больших Призов, и их форма и местоположение было различным у каждой команды, то можно предположить, что Паоло Мартин считал именно такое положение крыла наиболее оптимальным. Вдобавок, крыло имело функции дуги безопасности и в зависимости от скорости изменяло угол атаки (привет DRS!).
Также можно обратить внимание на заднюю часть, где располагался бампер. По некоторой информации, он служил для исключения шансов пробуксовки задней части (как-никак, двигатель развивал 436 сил), но скорее он служил для исключения шанса взлёта болида при аварии. Данная технология не применялась в Формуле-1, но в серии IndyCar болиды текущего поколения имеют подобную защиту.
Разработки на этом не закончились, и в последствие прототип получил телескопическую рулевую колонку, автоматический выключатель электрики и усиленные топливные магистрали.
Данный прототип был протестирован бельгийским гонщиком, и журналистом того самого швейцарского журнала Полем Фрером. Сначала, многие пилоты восприняли в штыки данные разработки. Но как покажет время, многие из этих нововведений, которые стали стандартными при разработке новых правил безопасности в Формуле-1, помогли спасти немало жизней.
Единственный прототип остался во владении у Пининфарины, но также было два макета. Первый макет находится в штаб-квартире Феррари, а второй во владении журнала Automobile Reuve.
P.S.: Модель масштабом 1:5 в издательстве журнала Autosport Reuve.
P.P.S: Несколько сочных фотографий оригинального прототипа!
К сожалению, я вынужден прервать свою рубрику, ввиду того, что через пару дней ухожу в армию. Надеюсь вам понравился тот материал, который я выкладывал в рамках данной колонки. Не знаю, смогу ли во время службы продолжать творчество, но в любом случае встретимся с вами через год.
С вами был Никита Голосов, до новых встреч! I'll be back! :)