Porsche 3512, или сделка десятилетия... ?
Добрый вечер! С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами рассмотрим весьма поучительную историю того, что не всякая сделка с гигантами машиностроения стоит свеч.
История Porsche в Больших Призах началась ещё в начале 60х годов, когда заводская команда с Йо Бонньером и Дэном Генри учили немецкие болиды ездить, а затем побеждать. Но в конце 1962 года Porsche покинули Формулу-1, сославшись на большие затраты и малую технологическую отдачу. Но осенью 1983 года они вернулись в качестве мотористов.
Да, формально это были моторы TAG, но подготовили их специалисты немецкой марки. Два Кубка Конструктора и три титула в личном зачёте (два у Проста и один титул Лауды) стали отличным результатом сотрудничества с МакЛареном. Но в конце 1987 стало известно, что турбомоторы будут запрещены, команда заключила контракт с Хондой, а немцы остались не у дел. Так продолжалось до 1990 года.
Безнадёжные середняки на тот момент, команда Arrows заключила крупный спонсорский контракт с логистической компанией Footwork, финансы которых позволили начать поиски эксклюзивного поставщика двигателей.
В 1989 году в Формулу-1 пришла команда Onyx, главой которой был таинственный Жан-Пьер ван Россем. Его таинственная компания Moneytron стала главным спонсором. Они же планировали стать спонсорами заводской команды Porsche в серии CART, в которой они готовили совершить технический прорыв, но по какой-то причине их пути разошлись.
Примерно в это же время немцы занялись разработкой двигателя V12 под регламент Формулы-1, клиентом должна была стать команда Onyx, но ван Россем покинул коллектив перед началом сезона 1990 из-за назревавших проблем с законом, и тогда Porsche буквально устроили аукцион, с целью нахождения подходящего клиента, и нашли их в лице Arrows.
«Сделка десятилетия?», такой вопрос ставили газеты. С одной стороны, хронически «вторые» Arrows могли построить вменяемое шасси, с другой, немецкие специалисты славились своими хорошими гоночными моторами в различных сериях, с третьей, финансовые вливания Footwork и подписание ветерана Микеле Альборето и талантливого итальянца Алекса Каффи должны были дать Footwork\Arrows шанс на первую победу, благо контракт был рассчитан на четыре года!
Стороны ударили по рукам и Проект 3512 (3.5 литра объём двигателя, 12 цилиндров) возобновился. К 1991 году более половины пелотона планировали использовать двигатели конфигурации V12 (Ferrari, Honda(только у МакЛарена),Yamaha, Lamborghini), поэтому немецкие специалисты решили применить такую же конфигурацию, благо это могло дать большую мощность, чем у конфигураций V10 и V8.
Но когда элементы этой головоломки стали соединяться, перспективы вырисовывались зловещими. Первая проблема заключалась в том, что и программа разработка двигателя, и разработка шасси FA12 были закончены позже запланированных сроков. В результате новое шасси пилоты должны были получить не раньше третьего этапа, а двигатель было решено скрестить со старым шасси.
Вторая проблема заключалась в самом двигателе. Как и в случае с двигателем Yamaha, немцы решились сделать угол развала не стандартным, то есть 90 градусов, а всего 80, что привело к повышению центра тяжести двигателя. Ещё одной проблемой стал вес двигателя. 189 килограмм не шли ни в какое сравнение со 150 килограммами Ferrari V12 и 130 Ilmor V10. Вес вспомогательного оборудования был так же 189 килограмм (418 фунтов), в то время как у Honda было 160 килограмм, у Ferrari 140, а у Ford Cosworth всего 130!
Габариты двигателя получились столь внушительными, что Алану Дженкинсу (дизайнер шасси) в срочном шасси пришлось переделывать заднюю часть FA12, когда они получили первый экземпляр двигателя! Собственно этим и была вызвана задержка нового шасси.
Всё стало складываться только хуже, когда команда прибыла на тесты в Поль Рикар со старым шасси. Двигатель оказался не таким мощным, как рассчитывалось . 670-680 лошадиных сил при 13000-13500 оборотах двигателя были максимумом мотора. Несмотря на все усилия, Микеле Альборето показал время 1.09.90, Алекс Каффи 1.10.65, в то время как у лидеров времена были быстрее 1.02! Неудивительно, что команда значилась в конце протокола по итогам тестов.
Другая проблема всплыла почти мгновенно. Помимо всех проблем с мотором, инженеры Footwork создали слабую трансмиссию, которая быстро выходила из строя. Помимо бесчисленных проблем с коробкой выявились серьёзные проблемы с надёжностью: резкое повышение давления масла, особенно в скоростных поворотах могло привести к взрыву мотора.
С таким неутешительным багажом знаний команда прибыла на первый этап сезона в Детройт. Несмотря на такие проблемы, как пробой радиатора у Альборето и поломка подвески на машине Каффи, по итогам первой квалификации пилоты были 25 и 26 соответственно. Но во второй сессии Каффи выбили на 27 место, и это означало, что Альборето будет единственным представителем Footwork в гонке.
Микеле говорил перед гонкой, что ощущения от мотора хорошие, но 90-градусные повороты скрывали истинную картину. Во время гонки на голову ветерана посыпались многочисленные технические проблемы: проблемы с охлаждением тормозов, отказ третьей и четвёртой передачи, и как следствие – сход, будучи на 14 месте.
Кошмаром стала квалификация в Интерлагосе. Команде пришлось применить экстремально низкие настройки прижимной силы, но даже это не помогло пилотам, и они оба не попали на старт гонки! Единственным утешением было то, что шасси FA12 должны были доставить уже на следующий этап в Сан-Марино.
Но уик-енд не мог начаться хуже: единственный прототип под управлением Микеле Альборето был почти уничтожен! Но не это было плохо, Микеле вынуждены были наложить 15 швов на ногу, и у него выявили трещины двух рёбер. В результате пилот решился принять участие в квалификации, но уже на старом шасси.
Последние два места не стали сюрпризом, скорее большим разочарованием. 10 секунд проигрыша лидерам, и более двух секунд проигрыша двум Лотусам Мики Хаккинена и Джулиана Бэйли, которые заняли последний ряд в квалификации стали откровенным провалом.
На этапе в Монако оба пилота получили хрупкие FA12, и если Альборето смог попасть на стартовое поле на 25 место, то для Алекса Каффи уик-енд закончился катастрофой…
В субботу при входе в секцию бассейна Алекс зацепил передним левым колесом отбойник, что привело к поломке подвески и рулевой тяге, из-за чего в следующем повороте произошло серьёзное столкновение, из-за которого болид разорвало пополам! Врачи запретили пилоту выходить на старт по медицинским показаниям, но в итоге Каффи пропустил четыре гонки, на которых пилотом Footwork стал Стефан Йоханнсон.
После этого гран-при Дженкинс связался с Брайаном Хартом, чтобы тот поставлял команде двигатели и трансмиссию, но проблема заключалась в том, что к выездным этапам в Канаде и Мексике подготовить болиды не было никакой возможности, и североамериканское турне пришлось проводить с немецкими двигателями.
В Канаде оба пилота смогли пройти квалификацию на 21 и 25 местах соответственно, но оба пилота сошли из-за заклинившего газа. На первом круге в боксы заехал в боксы Йоханнсон, и к шоку команды с той же проблемой свернул Альборето! В итоге с безумными проблемами пилоты продолжали бороться, но машины не выдержали этой борьбы. После весьма смазанного канадского этапа, команда прибыла в Мексику.
На начало соревнований у команды было с собой семь двигателей, но после пятничных сессий их осталось всего три! Причиной стали колоссальные нагрузки на топливную систему в скоростных поворотах. В результате 26 и 29 места в квалификации можно было бы назвать подвигом, если бы не имя немецкой марки. Сход после 24 кругов гонки не стал сюрпризом, несмотря на то, что Альборето всячески пытался ехать в полпедали в скоростных поворотах, двигатель не выдержал нагрузок.
Через восемь дней команда прибыла на запланированные тесты в Сильверстоун и в последний раз использовала моторы Porsche. К этому времени Брайан Харт подготовил двигатели Cosworth, и с Гран-При Франции никто не видел на трассе безумно ненадёжные и тяжёлые немецкие двигатели. Правда формально контракт был разорван лишь после Гран-при Японии (помните на сколько лет изначально был подписан контракт?).
Для Porsche этот удар стал настолько серьёзным, что в Формуле-1 они больше ни разу не участвовали, и несмотря на огромное количество слухов, четвёртое пришествие немцев в Большие Призы маловероятно. Тем более, что в чемпионате по гонкам на выносливость у них складывается всё весьма неплохо, 18 экипаж Porsche финишировал вторым сегодня в 6 часах Сильверстоуна.
Таким образом «Сделка Десятилетия», о которой так много писали в газетах, пошла крахом. С вами был Никита Голосов, до новых встреч!