6 мин.

Российский голос «Формулы-1». Часть 1. Инстаграм @pitlanerapunzel

В выпуске «90 минут Плюс» от 8 марта на зрительское голосование ведущим был вынесен вопрос: как воспримут уважаемые болельщики женский голос в комментарии футбольного матча. Ответ большинства оказался отрицательным, да и высказывающиеся в студии в основном говорили, что не место, мол, бабе на мужском виде спорта. Мое мнение на эту тему другое: я считаю, что если женский голос будет комментировать качественно и интересно, то такого комментатора довольно быстро публика примет.

Главное обоснование такого моего мнения – это, конечно, опыт Натальи Фабричновой. Вот спросили бы болельщиков «Формулы-1» лет десять назад, как бы они отнеслись к женскому голосу на своем любимом виде спорта – думаю, ответы были бы схожими с черданцевским опросом. И тем не менее, уже четвертый сезон кряду российский голос «Формулы-1» – это два голоса, один из которых принадлежит девушке.

 

ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ. ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ-2"

28 марта 2015 г. 11:55. Квалификация

29 марта 2015 г. 9:45. Гонка

Комментаторы - НАТАЛЬЯ ФАБРИЧНОВА и АЛЕКСЕЙ ПОПОВ

По первости, понятно, появление «бабы», да еще и рядом с Самим Алексеем Поповым было воспринято весьма настороженно, а ее неопытность как комментатора давала желающим кучу возможностей покритиковать «новенькую». Однако с первых же трансляций Наталья Фабричнова поразила публику своим отличным знанием матчасти, вполне приличной речью и полным отсуствием самолюбования, столь присущего многим барышням, дорвавшимся до микрофона. Дальнейший же прогресс Фабричновой именно в комментаторском мастерстве (вкупе с появлением в кадре на «России-2») еще более укрепил ее позиции в умах и сердцах телеболельщиков.

Несмотря на то, что голос Натальи давно привычно слышать в российских трансляциях «Ф-1», она все же остается «вторым пилотом», а лидерство сохраняется за Алексеем Поповым. В начале репортажа именно Алексей приветствует зрителей и делает свое обширное вступление. В докризисные времена Наталья в этот момент прогуливалась по стартовой прямой, возвращалась на позицию примерно к оглашению стартовой решетки, и до начала гонки в основном делилась впечатлениями от упомянутой прогулки и последними новостями. В нынешнем сезоне (по крайней мере, пока) Фабричнова присутствует в комментаторской на Шаболовке с самого начала репортажа, но по-прежнему дает напарнику основательно выговориться, прежде чем начать самой (в трансляции малайской гонки, к примеру, она вступила лишь на 9-й минуте репортажа). Ее превью дополняет сказанное Поповым и включает в себя, как правило, все те же последние новости, в основном касающиеся того, кто что сказал в интервью или написал в твиттере, краткий комментарий по свободным заездам (перед квалификацией) и квалификации (перед гонкой), а также вытекающий из последнего  условный прогноз на предстоящий заезд (условный, потому что самого прогноза Наталья не делает, а скорее формулирует ожидания – сможет ли Себастьян Феттель навязать борьбу «Мерседесам», например).

В структуре и стилистике репортажа Фабричновой очень заметно влияние постоянного партнера. Наталья старается говорить, как Алексей Попов: быстро и по возможности непрерывно, строго следовать за телекартинкой, в своих рассказах и рассуждениях не уходить далеко от происходящего и прерываться на полуслове, когда происходит что-то важное на трассе или, например, дается в эфир запись радиопереговоров гонщика со своим инженером. Надо признать, что получается пока не все. Например, один из самых слабых компонентов у Натальи – это «ведение гонки» (описание в реальном времени происходящих на трассе событий): она начинает быстро-быстро, как Попов, говорить, кто пошел на обгон, кто сместился с траектории, открыл DRS и пр., но после одной-двух фраз захлебывается этим темпом и замедляется либо вообще замолкает, хотя острый момент на трассе может продолжаться. Также стоит отметить, что Наталья пока не научилась, что называется, держать пелетон – представлять в каждый момент гонки, какие гонщики примерно на каких местах идут, и когда в кадр врывается эпизод сражения, к примеру, «Торо Россо» с «Форс-Индией», ей требуется энное время, чтобы понять, какие именно пилоты ведут эту борьбу, хотя вторые гонщики этих команд расположены друг от друга весьма далеко и борьба между ними в принципе невозможна.

Но «ведение гонки» в исполнении Натальи – явление эпизодическое, ее внимание большей частью приковано к тому, что гонку сопровождает. В частности, во время своих «включений» в репортаж она очень много цитирует посты пилотов, команд и разных журналистов в твиттере и инстаграме, интервью всех участников процесса, пресс-релизы и высказывания на пресс-конференциях, причем не только касающиеся самих гонок, но и жизни гонщиков вообще. Со многими из мира «больших призов» Наталья знакома лично, пусть даже шапочно, для нее пилоты – это живые люди со всеми своими личными качествами и житейскими ситуациями, а не смешные раскрашенные машинки, обгоняющие друг дружку на игрушечных трассах. Такими она пытается представить их и зрителю. Кстати, «человечное» отношение к гонщикам проявляется еще и в том, как вслед за Поповым она называет их неформально – Даня Квят, Чеко Перес, Лелло Марчьелло...

Что касается непосредственно гонки – здесь Наталья уделяет большое внимание цифрам, конкретнее – секундам: регулярно заглядывает в лайвтайминг, сообщая о времени прохождения круга и отдельных секторов тем или иным пилотом, отставании одного от другого и т.п., а еще – ведет учет времени, затраченного командами на пит-стопы, и время от времени обращается к своим записям.

Вот чему Фабричнова у Попова научилась очень хорошо – так это встраивать упомянутые твиттеры, секунды и свои личные рассуждения, кои тоже допускаются вполне регулярно, в общую линию репортажа. Все, что приводится – приводится абсолютно к месту. А вот в чем она Попова (раз уж сравниваем, никуда не деться) даже превзошла – так это в возвращении к брошенному. Алексей нередко, оборвав мысль на середине, чтобы перевести командное радио или в связи с острым моментом на трассе, забывает закончить эту мысль, переключившись уже на другие вещи; Наталья же практически всегда возвращается к недосказанному.

Чего хотелось бы видеть (точнее – слышать) в исполнении Натальи Фабричновой в дальнейшем? Во-первых, конечно, больше анализа эпизодов и заездов в целом: причины, следствия, что, почему, какие выводы можно сделать – чтобы репортаж звучал более профессионально, а не так поверхностно, как сейчас. Чуть больше собственного мнения, а то в основном мы слышим, что то или иное решение или действие – «спорное». Оно, конечно, спорное, но своя-то позиция у комментатора есть, почему бы ее не высказать? Тем более Наталья – не хрен, извините, с горы, а гонщица, пусть и картингистка. Вообще, хорошо бы и к опыту своему гоночному обращаться, рассказывать всякие интересные штуки про пилотаж... Разные умники вечно кивают, что вот у британцев Энтони Дэвидсон сидит и другие, как интересно их слушать, а у нас даже то малое, что имеем, не даем в эфир!

Во-вторых, поповское непрерывное быстроговорение, взятое Фабричновой в собственный арсенал, хорошо у оригинала именно тем, что он шикарно раскрашивает свою речь эмоциями. У Наташи же диапазон работы голосом значительно уже: и громкость, и интонации в основном одни и те же. Если бы она комментировала одна – репортаж звучал бы монотонно.

Ну и в-третьих, случаются огрехи в грамотности. Вообще, Наталья очень внимательно относится к тому, чтобы правильно произносить, к примеру, различные иностранные имена собственные (даже слушает специально тамошних комментаторов, чтобы максимально близко к оригиналу называть хотя бы имена и фамилии гонщиков), хотелось бы, чтобы и к правилам русского языка отношение было столь же трепетным. За две трансляции отчетного ГП Малайзии я «поймал» только одну ошибку («Фелипе Масса одевает шлем» – будто шлем мог замерзнуть в малайскую-то жару!), будем надеяться, что в новом сезоне ей дело и ограничится.

О взаимодействии с Алексеем Поповым - речь впереди. Продолжение следует…