Российский голос «Формулы-1». Часть 1. Инстаграм @pitlanerapunzel
В выпуске «90 минут Плюс» от 8 марта на зрительское голосование ведущим был вынесен вопрос: как воспримут уважаемые болельщики женский голос в комментарии футбольного матча. Ответ большинства оказался отрицательным, да и высказывающиеся в студии в основном говорили, что не место, мол, бабе на мужском виде спорта. Мое мнение на эту тему другое: я считаю, что если женский голос будет комментировать качественно и интересно, то такого комментатора довольно быстро публика примет.
Главное обоснование такого моего мнения – это, конечно, опыт Натальи Фабричновой. Вот спросили бы болельщиков «Формулы-1» лет десять назад, как бы они отнеслись к женскому голосу на своем любимом виде спорта – думаю, ответы были бы схожими с черданцевским опросом. И тем не менее, уже четвертый сезон кряду российский голос «Формулы-1» – это два голоса, один из которых принадлежит девушке.
ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ. ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ-2"
28 марта 2015 г. 11:55. Квалификация
29 марта 2015 г. 9:45. Гонка
Комментаторы - НАТАЛЬЯ ФАБРИЧНОВА и АЛЕКСЕЙ ПОПОВ
По первости, понятно, появление «бабы», да еще и рядом с Самим Алексеем Поповым было воспринято весьма настороженно, а ее неопытность как комментатора давала желающим кучу возможностей покритиковать «новенькую». Однако с первых же трансляций Наталья Фабричнова поразила публику своим отличным знанием матчасти, вполне приличной речью и полным отсуствием самолюбования, столь присущего многим барышням, дорвавшимся до микрофона. Дальнейший же прогресс Фабричновой именно в комментаторском мастерстве (вкупе с появлением в кадре на «России-2») еще более укрепил ее позиции в умах и сердцах телеболельщиков.
Несмотря на то, что голос Натальи давно привычно слышать в российских трансляциях «Ф-1», она все же остается «вторым пилотом», а лидерство сохраняется за Алексеем Поповым. В начале репортажа именно Алексей приветствует зрителей и делает свое обширное вступление. В докризисные времена Наталья в этот момент прогуливалась по стартовой прямой, возвращалась на позицию примерно к оглашению стартовой решетки, и до начала гонки в основном делилась впечатлениями от упомянутой прогулки и последними новостями. В нынешнем сезоне (по крайней мере, пока) Фабричнова присутствует в комментаторской на Шаболовке с самого начала репортажа, но по-прежнему дает напарнику основательно выговориться, прежде чем начать самой (в трансляции малайской гонки, к примеру, она вступила лишь на 9-й минуте репортажа). Ее превью дополняет сказанное Поповым и включает в себя, как правило, все те же последние новости, в основном касающиеся того, кто что сказал в интервью или написал в твиттере, краткий комментарий по свободным заездам (перед квалификацией) и квалификации (перед гонкой), а также вытекающий из последнего условный прогноз на предстоящий заезд (условный, потому что самого прогноза Наталья не делает, а скорее формулирует ожидания – сможет ли Себастьян Феттель навязать борьбу «Мерседесам», например).
В структуре и стилистике репортажа Фабричновой очень заметно влияние постоянного партнера. Наталья старается говорить, как Алексей Попов: быстро и по возможности непрерывно, строго следовать за телекартинкой, в своих рассказах и рассуждениях не уходить далеко от происходящего и прерываться на полуслове, когда происходит что-то важное на трассе или, например, дается в эфир запись радиопереговоров гонщика со своим инженером. Надо признать, что получается пока не все. Например, один из самых слабых компонентов у Натальи – это «ведение гонки» (описание в реальном времени происходящих на трассе событий): она начинает быстро-быстро, как Попов, говорить, кто пошел на обгон, кто сместился с траектории, открыл DRS и пр., но после одной-двух фраз захлебывается этим темпом и замедляется либо вообще замолкает, хотя острый момент на трассе может продолжаться. Также стоит отметить, что Наталья пока не научилась, что называется, держать пелетон – представлять в каждый момент гонки, какие гонщики примерно на каких местах идут, и когда в кадр врывается эпизод сражения, к примеру, «Торо Россо» с «Форс-Индией», ей требуется энное время, чтобы понять, какие именно пилоты ведут эту борьбу, хотя вторые гонщики этих команд расположены друг от друга весьма далеко и борьба между ними в принципе невозможна.
Но «ведение гонки» в исполнении Натальи – явление эпизодическое, ее внимание большей частью приковано к тому, что гонку сопровождает. В частности, во время своих «включений» в репортаж она очень много цитирует посты пилотов, команд и разных журналистов в твиттере и инстаграме, интервью всех участников процесса, пресс-релизы и высказывания на пресс-конференциях, причем не только касающиеся самих гонок, но и жизни гонщиков вообще. Со многими из мира «больших призов» Наталья знакома лично, пусть даже шапочно, для нее пилоты – это живые люди со всеми своими личными качествами и житейскими ситуациями, а не смешные раскрашенные машинки, обгоняющие друг дружку на игрушечных трассах. Такими она пытается представить их и зрителю. Кстати, «человечное» отношение к гонщикам проявляется еще и в том, как вслед за Поповым она называет их неформально – Даня Квят, Чеко Перес, Лелло Марчьелло...
Что касается непосредственно гонки – здесь Наталья уделяет большое внимание цифрам, конкретнее – секундам: регулярно заглядывает в лайвтайминг, сообщая о времени прохождения круга и отдельных секторов тем или иным пилотом, отставании одного от другого и т.п., а еще – ведет учет времени, затраченного командами на пит-стопы, и время от времени обращается к своим записям.
Вот чему Фабричнова у Попова научилась очень хорошо – так это встраивать упомянутые твиттеры, секунды и свои личные рассуждения, кои тоже допускаются вполне регулярно, в общую линию репортажа. Все, что приводится – приводится абсолютно к месту. А вот в чем она Попова (раз уж сравниваем, никуда не деться) даже превзошла – так это в возвращении к брошенному. Алексей нередко, оборвав мысль на середине, чтобы перевести командное радио или в связи с острым моментом на трассе, забывает закончить эту мысль, переключившись уже на другие вещи; Наталья же практически всегда возвращается к недосказанному.
Чего хотелось бы видеть (точнее – слышать) в исполнении Натальи Фабричновой в дальнейшем? Во-первых, конечно, больше анализа эпизодов и заездов в целом: причины, следствия, что, почему, какие выводы можно сделать – чтобы репортаж звучал более профессионально, а не так поверхностно, как сейчас. Чуть больше собственного мнения, а то в основном мы слышим, что то или иное решение или действие – «спорное». Оно, конечно, спорное, но своя-то позиция у комментатора есть, почему бы ее не высказать? Тем более Наталья – не хрен, извините, с горы, а гонщица, пусть и картингистка. Вообще, хорошо бы и к опыту своему гоночному обращаться, рассказывать всякие интересные штуки про пилотаж... Разные умники вечно кивают, что вот у британцев Энтони Дэвидсон сидит и другие, как интересно их слушать, а у нас даже то малое, что имеем, не даем в эфир!
Во-вторых, поповское непрерывное быстроговорение, взятое Фабричновой в собственный арсенал, хорошо у оригинала именно тем, что он шикарно раскрашивает свою речь эмоциями. У Наташи же диапазон работы голосом значительно уже: и громкость, и интонации в основном одни и те же. Если бы она комментировала одна – репортаж звучал бы монотонно.
Ну и в-третьих, случаются огрехи в грамотности. Вообще, Наталья очень внимательно относится к тому, чтобы правильно произносить, к примеру, различные иностранные имена собственные (даже слушает специально тамошних комментаторов, чтобы максимально близко к оригиналу называть хотя бы имена и фамилии гонщиков), хотелось бы, чтобы и к правилам русского языка отношение было столь же трепетным. За две трансляции отчетного ГП Малайзии я «поймал» только одну ошибку («Фелипе Масса одевает шлем» – будто шлем мог замерзнуть в малайскую-то жару!), будем надеяться, что в новом сезоне ей дело и ограничится.
О взаимодействии с Алексеем Поповым - речь впереди. Продолжение следует…
Кстати, иногда она дает картинговые комментарии по эпизодам, причем комментарии хорошие, интересные. Но как мне кажется, немножко стесняется это делать, видимо думая что это разные уровни. Да, если ты играл в футбол во дворе, твой комментарий действий Месси может звучать пошло. Тем не менее, если ты бьешь выше ворот, причины этого одинаковы что во дворе, что на Камп Ноу. Если ты промахнулся мимо апекса, это одинаково скверно и на картинговой трассе, и в Монце.
Виталий Петров, который вообще не комментатор не стеснялся какие-то профессиональные штучки говорить во время свободных заездов в Сочи, и было очень интересно, хотя рассказчик из Виталика тот еще. Фабричновой стоит однозначно меньше пытаться копировать Попова, а попытаться сыграть роль Вайсфельда, Гимаева, Браташа или Бубнова. Т.е. уходить от схемы "два комментатора" к схеме "комментатор-эксперт".
По поводу лайвтайминга. Она за ним следит, но следит не за тем, что нужно. То, что Феттель "зажег пурпурным" первый сектор - это конечно полезная информация. Но не самая главная. Для чего нужен тайминг в первую очередь? Для пит-стопов. Ведь на трассе идет борьба реальная, а идет виртуальная. Если кто-то заехал, а кто-то остался, надо сравнивать их темп.
Здесь вообще есть одно обстоятельство, которое меня очень смущает уже 5-й год. С 2011 года в Ф-1 резину поставляет Пирелли. И всегда и везде тот кто раньше заезжает, получает преимущество на новой резине. Но Попов с Фабричновой продолжают допускать вариант что можно кого-то пересидеть на трассе. С отменой дозаправок и переходом на Пирелли, такого просто быть не может при одинаковой тактике.
Например, на том же ГП Малайзии, Даня Квят (как за ним не следить, если работаешь на госканал) регулярно заезжал на пит-стоп позже Риккардо на 1-3 круга. Каждый раз каждый лишний круг на старой резине лишал Квята 2 секунд относительно Риккардо. А комментаторы об этом ни слова.
Поэтому я сам вынужден смотреть лайвтайминг, и следить за темпом Квята на всех типах резины, а также за темпом его конкурентов. Хотелось бы, чтобы этим занимались комментаторы.
P/S Фотки Фабричновой не хватает. По-моему, это настолько фантастически красивая девушка, что ты, Саша, видимо побоялся, что никто текст прочитать не сможет ))
// в этом как раз она превосходит немного расслабившегося Алексея, и зачастую его поправляет.
А вообще мне нравится, как комментирует Фабричнова, определённо добавила свежести.
В статье не хватает пары фоток из ее ФБ :)
А вообще последние 2 гонки смотрел на Скае - по сравнению с нашим репортажем это просто космос. Обилие технического анализа, интервью с пилотами и т.п. На фоне этого понимаешь что наш комментарий застрял на уровне 90-х. Печально, но этот разрыв наверное никогда не сократить по вполне объективным причинам