Итоги сезона: Williams Martini Racing
Уильямс - старая уважаемая команда. Многократный чемпион прошлого. Но в прошлом сезоне они лишь боролись за то, чтобы не стать Заубером образца этого сезона. Почему? Наверное, это карма. Любая старая и уважаемая команда, подписавшая в свои ряды облитого нефтью и подпаленного венесуэльца, обречена на крайне днищенское существование - эта аксиома все больше становится аксиомой в современной Ф1. Но, избавившись от разухабистого крашдонатора и заменив его опытным и обиженным Массой, вложив кучу денег в правильный, как показал Заубер прошлого сезона, путь развития - максимальную скорость на прямых, да еще и с движком от Мерсдеса, команда была полностью готова к камбэку. И это было видно еще по предсезонным тестам: болид оказался настолько хорош и надежен, что команда целыми тренировочными днями не наматывала круги, а тренировала пит-стопы. Что, в общем-то, не сильно помогло им на дистанции. Потому как случались постоянные чудачества то пилотов, то персонала, то гоночных инженеров, реально выбиравших для своей команды самую неудачную стратегию в любой момент, словно, лопаясь от уверенности в своей технике и пилотах, пытаясь дать максимальную фору другим командам, чтобы свои успехи выглядели еще ярче. Хоть от их действий и временами хотелось пробить себе лоб.
Болид у Уильямсов вышел очень даже неплохой. Конструкторы, рискнув и вложив весь свой потенциал в потенциал двигателя, в большей степени оказались правы. Конечно, это приводило к особенно печальным результатам в дождь, в особенности имея Фелипе, никогда не бывшего дождевым пилотом, но в остальном на прямых команда выглядела лучше даже, чем заводской Мерседес, что уже прямо сейчас можно записывать в выдающиеся достижения. Теперь, при здравом рассуждении, было совершенно ясно, что поскольку трасс типа Монцы в календаре больше, чем Монако и Сингапуров, то вполне логична ставка именно на скорость, а не на скоростное прохождение медленных и не очень поворотов. А как трудно обогнать окончательно хорошего пилота с заточенной под прямые машиной, эффективно доказал еще в прошлом году Нико Хюлькенберг. У Уильмсов мы увидели лишь грамотное развитие тех идей. Так же стоит отдельно сказать об экономичности. Уж не знаю, что там, в Гроуве, сделали с шасси или с пилотами (вряд ли допиливали сам движок), но показатели вышли впечатляющие. Стабильно на 2-3-5 кг меньше, чем остальные, на протяжении почти всех гонок сезона – вот оно, наконец, то самое блестящее решение инженеров, которых мы все так ждали и которое так просто не скопируешь! Ибо для этого нужно сначала умыкнуть, а затем и разобрать по винтику сам болид. Уж не знаю, связано ли это с габаритами пилотов, особенностями их пилотирования или еще чем, но постоянно на значительно меньшее потребление, чем у соседей по подиуму – это сильно. За этого инженера (или инженеров) команде стоит держаться всеми частями тела.
Работа пилотов тоже была, мягко говоря, впечатляющей. Но если от Вальтерри Боттаса мы ждали чего-то подобного после третьего места в одной из квалификаций прошлого сезона на совершенно беспросветной лоханке с гайками, да еще и в дождь (вроде в Канаде, но могу ошибаться), то буквально воскрешение Фелипе Массы во второй половине сезона было встречено на ура. При этом финн взял с места в карьер, устроив настоящее шоу в Австралии и наглядно продемонстрировав себя и свою технику. А уже потом у него случился первый подиум, первая серия подиумов, первые восторженные пророчества его будущего чемпионства… Откатал Вальтерри отлично, явив собой идеальный продукт финского автопрома, застопорившегося было на Ковалайнене, все-таки сделавшего следующий шаг.
Массе же упорно невезлоневезлоневезло. То Кобаяши, то Магнуссен, то Райконен, то Перес – такое ощущение, будто четверть паддока вместе с самой судьбой хором ополчились на него. И на фоне все уезжающего в закат вдогонку за Мерседесами Боттас выглядел просто на кучу голов сильнее. Но Масса все-таки перетерпел. И на его улицу тоже пришел праздник. И он тоже побывал на подиумах. И именно ему принадлежит единственный поул в сезоне, взятый не концерном из Штутгарта. И именно он явил в конце сезона попытку побороться с гегемоном не на словах, но на деле, при полной технической готовности обоих отыгрывая по 2 секунды с круга на последних десяти кругах последней гонки. Чуда, конечно, не произошло и акта мести не состоялось, но выглядело это дело очень эффектно. С обещанием крайне интересного нового сезона.
Теперь же поговорим о руководстве. Оно – нужно сказать прямо – просто тянуло команду вниз своими, мягко говоря, невнятными решениями. Конечно, временами и весело раздолбайничали и сами пилоты, но руководство просто невыразимо тупило, выбирая каждый раз неверное решение. Оба Уильмса на стратегии время только теряли, куда уж там до Баттоновских прыжков на четвертые места. Как наиболее яркий пример мне врезалась в память ГП Канады. Когда у мерсов неожиданно окончательно умер ERS и они откатились очень сильно от Массы, так же неожиданно оказавшегося первым. Я точно помню, что Масса был быстрее Росберга на 2 секунды с круга, не прилагая особых усилий, то есть не в режиме “push hard”. Что в такой ситуации делает команда? Зовет его на пит, меняет ему шины и выпускает в 11 секундах после уже собиравшегося паравозика – вперед, прорывайся. Крайне осторожная в плане шинной стратегии и оптимистичная по части оценок способностей Фелипе решение. Вряд ли Масса в той форме способен был последовательно обойти 5 машин впереди него. Однако именно на это он был брошен гоночными инженерами.
Как стоило поступить? На мой взгляд, стоило рискнуть и оставить Массу на трассе. Конечно, шины у него были не самые свежие, и это был риск, но разве победа в гонке – недостаточная причина? Он мог и дальше ехать в спокойном темпе еще кругов 7 точно, выигрывая по +2 за круг от паровозика, итого имея целых +23 секунды преимущества после этого отрезка. После этого он мог бы переходить в экстраэкономный режим и ехать дальше со скоростью Росберга. Поскольку Рик обогнал главных локомотивщиков за пару кругов до финиша, победная позиция Массы была бы вне опасности и победил бы впервые за долгие годы именно он. Конечно, задним умом все сильны, и эта стратегия тоже была рискованной, но разве выбранная инженерами рискованной не была? У меня лично первой мыслью была именно описанная мной стратегия.
Или возможен другой вариант. Можно было отдать приказ Фелипе “pushing like a hell”, дабы израсходовать ресурс шин окончательно, но получить не +2 от паравозика, а +3 или даже больше. Ведь уже упомянутые 23 секунды – часто этого достаточно для удачного пит-стопа, а так было бы еще больше. В спокойной обстановке менять ему шины, и с небольшим запасом выпускать его на трассу перед Росебргом, дабы уезжать от паравозика в закат, а не догонять и пытаться прорваться, что сделали гоночные инженеры на мостике. И если предыдущий вариант был очень рисковым по принципу «сможет ли доехать», то почему нельзя было использовать этот – я не знаю. Темп у Массы был, неоднократные быстрые круги это показывали. Так почему же не дать сражаться Массе с самим собой, побеждая очень слабого противника и уезжая от него, как от Маруси, дабы вернуть ему победу и уверенность в себе, а не бросать пилота не в лучшей форме на толпу, в которой два гонщика проводили чуть ли не лучшие гонки в карьере, один – просто молодец, и один чемпионы мира неподалеку, и намекнуть ему «прорывайся!». Прямо-таки русскочиновничье слабоумие.
Да еще это “faster than you” заслуженному человеку с непростыми отношениями с этими словами… Брррр. На мороз, на мороз.
Если же забыть об этом, то Уильмс провел сезон просто отлично, и таки надеемся, что воскресший Масса и повзрослевший Боттас дадут бой Мерседесу в следующем сезоне. Что они оставят инженеров, работающих над шасси и поменяют гоночных. И что им начнет, наконец, везти.
Аминь.
Плашки, связанные с командой:
Финн года – Вальтерри Боттас
Слив года – ГП Канады
Гринписовец года – Пэт Симмондз
Обида года – «Мне никто не помогал, и я не собираюсь»
Удар в спину года – да-да, то самое “Faster than you”
Охтыжтвоюжмать года – ГП Австралии